Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Министерство образования и науки РФ 28 страница



Официальная принадлежность к «классическому» марксизму (а тем более к его превращенной форме «советского марксизма») для многих ученых нового поколения становилась все более формальной. Процесс их дистанцирования от марксистской ортодоксии, носивший поначалу подспудный характер, приобретал открытую и в какой-то мере естественную форму. Марксизм в целом терял свою монополию на истину, претензию на роль аккумулятора духовных достижений человечества.

4. Философские исследования в современной России

После распада СССР в 1991 г. усилился драматический процесс переоценки ценностей, пересмотра отношения к марксизму вообще и марксистской философии в частности. В философских исследованиях, равно как и в других областях культуры, идут трудные поиски элементов нового мировоззрения, духовно-мировоззренческих оснований происходящих реформ в контексте цивилизационных перемен в современном мире. В философской жизни страны возобладало мнение о необходимости преодоления тотального господства какой-либо одной доктрины, отказа от оценок марксизма как «единственно верного учения». Культурную ценность представляет все богатство мировой философской мысли, составной частью которой является и русская философия.

Проблематика философских исследований в современной России в какой-то мере определяется и теми подходами, которые были достигнуты в предшествующий период и шли вразрез с догматическими тенденциями официального марксизма. Эвристический потенциал этих достижений сочетается с новым, более углубленным осмыслением и переосмыслением творческого наследия русской философии и зарубежных мыслителей.

Важную роль в философской жизни страны играют Институт философии Российской академии наук, философский факультет МГУ, философские центры в ряде городов. Расширению научных связей российских философов с зарубежными коллегами способствовало проведение в 1993 г. в Москве XIX всемирного философского конгресса.

Интенсивное развитие получили изучение и издание работ по истории отечественной философии, особенно философской мысли в России конца XIX — начала XX в., осмыслению ее места и роли в истории мировой философии, ее влияния на развитие культуры. Впервые в России были изданы труды многих видных философов, репрессированных, эмигрировавших или высланных из страны. В отличие от прежних исследований истории русской философии, уделявших преимущественное внимание выявлению ее самобытности, разрабатываемые ныне подходы ставят более широкие задачи, связанные с непосредственным включением ее творческих идей в современную мировую философскую культуру. Иллюстрацией этого процесса могут служить словарь «Русская философия» (под ред. М. А. Маслина, 1995, 1999), «История русской философии» (2001), рекомендованная в качестве учебника для вузов, а также работы В. Ф. Пустарнакова, В. В. Сербиненко и др.

В условиях, когда в современном мире растет потребность во взаимодействии различных культур, поиске новых путей цивилизационного развития, важное значение в философии приобретают исследования диалога философских культур, взаимодополнительности типов философствования на Западе и Востоке. В этом плане написан коллективный труд «История философии. Запад—Россия—Восток» (в 4 кн., 1995—1999). В отечественной литературе делаются попытки анализа совре-

менной западной и восточной философии с точки зрения компаративного (сравнительного) подхода. Философская компаративистика, выделяя типы мышления, типы рациональностей и иррациональностей, используя методы проведения аналогий, параллелей и диалога, раскрывает тождество и различие философских культур, механизм их взаимодействия. Метод компаративистики нашел отражение и в «Новой философской энциклопедии» (в 4 г., 2000—2001), издание которой явилось важным событием в философской жизни страны постсоветского периода.

Проблема диалога в философии обрела особую актуальность в изучении роли несиловых взаимодействий в сложных самоорганизующихся системах. В отличие от прежней марксистской традиции делать упор на роль конфликта, борьбы и негативно оценивать идею их примирения, современные поиски общественно-политической стабильности сопровождаются попытками обоснования примирения противоположностей, согласия и ненасильственного развития. Глобальные опасности для человечества второй половины XX в. обострили проблему его выживания. Былой пафос революционного преобразования уступает место обоснованию ценностей ненасилия и терпимости к инакомыслию.

Отражением этих потребностей стал возросший интерес к этике ненасилия. Ее проблемам посвящены работы А. А. Гусейнова и других ученых. Заметным событием стал коллективный труд «Этика ненасилия» (1991).

Импульсы к исследованиям этики ненасилия обусловливаются не только социальным и политическим развитием, но и логикой познания в современных естественных науках — физике элементарных частиц в ее связи с космологией, в термодинамике неравновесных систем и т. д. В результате формируется новая концепция Вселенной как саморазвивающейся системы, в которой человек не просто противостоит объекту познания как чему-то внешнему, а включается своей деятельностью в систему. При этом увеличение энергетического и силового воздействия человека на систему может вызвать не только желательные, но и нежелательные, а то и катастрофические последствия.

Изучением общих закономерностей самоорганизации и реорганизации, становления устойчивых структур в сложных системах занимается синергетика (от греч. «synergos» — совместно действующий). Эта наука существенно изменила прежние представления о соотношении гармонии и хаоса. Выяснилось, что хаос является не абсолютной антитезой гармонии, а переходным состоянием от одного уровня упорядоченности к другому, более высокому типу гармонии. Поэтому решающим для судеб бытия является не распад и хаос, а процесс усложнения порядка и организованности.

Было привлечено внимание к идеям синергетики как теории нестандартных быстроразвивающихся структур в открытых нелинейных системах. Подверглись философско-методологическому осмыслению результаты аналитико-математических расчетов и математического моделирования процессов в открытых нелинейных средах, проведен сравнительный анализ синергетического миропонимания и восточного образа мышления и деятельности (буддизм, даосизм, йога). Возникнув в лоне термодинамики неравновесных открытых систем, синергетика претендует ныне на статус общенаучной, междисциплинарной парадигмы, обладающей большими эвристическими возможностями в области общефилософского знания.

В этой связи особое значение приобретает осмысление тех идей в истории русской философии, которые созвучны современным исследованиям как в России, так и за рубежом, в том числе в традиционных восточных культурах. Речь идет, в частности, об идеях русского космизма Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, перекликающихся с современными представлениями о взаимосвязанном развитии человека и природы, о феномене жизни на Земле как результате космической эволюции. Русские философы предостерегали от чисто технологического, хищнического отношения к природе. Обсуждая проблему объединения различных подходов к идеям космизма, концепцию выживания и устойчивости развития в современную эпоху, некоторые ученые истолковывают русский космизм как фундаментальное мировоззрение, истоки которого прослеживаются в традициях не только русской, но и мировой культуры.

Следующий круг проблем, выявляющий созвучие русской философской традиции с современными попытками обновления мировоззрения, связан с переосмыслением роли классического новоевропейского рационализма XIX в. и с поисками новых типов рациональности и вненаучного знания — в искусстве, морали, религии, массовом сознании. Еще в середине

XIX в. Герцен и славянофилы, а затем Достоевский, Данилевский, Леонтьев, Бердяев и другие философы подвергли критике принципы новоевропейского рационализма и связанные с ним пороки капиталистической цивилизации — индивидуализм, потребительские ориентации и т. д. Тем самым русские мыслители, по сути дела, развивали философию альтернативного типа, предвосхитив мировоззренческие основы современных альтернативных движений («новых социальных движений») на Западе и в России, выступающих против негативных последствий технократического рационализма. Равным образом неприятие русскими философами теорий, жестко разделяющих субъект и объект познания, разработка ими идей цельного, «живого знания», основанного на единстве теории и жизненно-практического действия, предвосхитили соответствующие установки различных течений «философии жизни», возникших позже в Западной Европе.

В постсоветский период продолжалось плодотворное сотрудничество логиков-философов и логиков-математиков. Закрепилось устойчивое направление логических исследований, называемых философской логикой (одним из лидеров которой был В. А. Смирнов). В последнее десятилетие логики работают прежде всего именно в сфере проблем философской логики, независимо от того, занимаются ли они применением логики в компьютерных науках или анализируют проблемы творчества и искусственного интеллекта, работают ли в области логического анализа языка науки или решают проблемы методологии.

В связи с возросшей актуальностью диалога культур были продолжены исследования (В. В. Миронов) роли науки и философии в системе мировоззренческих ориентации современной культуры, специфики философского и научного знания, соотношения рационального и иррационального в философии.

Впервые конституировалась в качестве отдельной области исследования философия религии (Л. Н. Митрохин и др.). Исследуются проблемы философии права (В. С. Нерсесянц и др.).

В условиях политической нестабильности, политического и идеологического плюрализма в стране усилился интерес к проблемам политики вообще и мировоззренческо-философским ее аспектам в частности. Опубликовано много работ по политической философии, философии политики и политологии (А. С. Панарин, И. К. Пантин, Б. Г. Капустин, В. Н. Шевченко, К. С. Гаджиев и др.). По-новому подверглись осмыслению проблемы власти, демократии, авторитаризма, бюрократии, судьбы либеральных, консервативных и социал-демократических концепций в современном мире.

Остро дискутируется вопрос о месте России в общемировом цивилизационном процессе. Если одни ученые утверждают, что Россия — самобытная евразийская цивилизация, внесшая важный вклад в культуру человечества, то другие разделяют точку зрения о неполноценности России как цивилизации и необходимости ее включения в общемировую (главным образом европейскую) цивилизацию. Известный резонанс вызвали работы по актуальным проблемам социокультурной модернизации посткоммунистической России, выявления ее специфики на перекрестке культур Запада и Востока, поиска альтернативных сценариев будущего России (А. А. Кара-Мурза, А. С. Панарин, В. Г. Федотова).

Вопросы, куда идет человечество, куда идет Россия, занимают умы многих ученых. Широкую известность получили исследования А. А. Зиновьева. В ряде книг, в том числе написанных в своеобразном жанре «социологического романа», он на основе изучения общественного строя и духовной ситуации в СССР и странах Запада изложил свое понимание сущности коммунизма, современного западного общества, перспектив развития человечества.

В целом философские исследования в современной России связаны с отказом от устаревших подходов в методологии и теории, поисками идей, которые в перспективе привели бы к обновлению мировоззренческих позиций. Использование гибких подходов — цивилизационного и культурологического способов мышления, развитие диалога и взаимодействия духовных традиций Востока и Запада способствуют выработке обновленной системы ценностей, ориентированных на перспективу вступления человечества в постиндустриальную эпоху.

Министерство образования и науки РФ

Московский государственный

социально-гуманитарный институт

Е.А. Воронцов

АНТИЧНАЯ

ФИЛОСОФИЯ

Конспект лекций

Москва

ББК 87.3 (0)

В 75

Рецензент:

Павлов А.Т., доктор философских наук, профессор кафедры ис­тории русской философии МГУ.


Е.А. Воронцов. Античная философия. Конспект лекций. - М.: МГСГИ, 2009. - 80 с.

В пособии рассматриваются базовые идеи античной филосо­фии, фундаментальное положение которой в общем курсе исто­рии европейской мысли считается общепринятым. Насыщенная свидетельствами первоисточников работа дает возможность со­ставить развернутое представление о специфике философского познания, его структуре, функциях и месте в культуре.

Пособие рекомендуется студентам МГСГИ при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам по курсу «Филосо­фия», а также учащимся лицеев гуманитарного профиля.

В 75


© Е.В. Воронцов, 2009

© Московский государственный

социально-гуманитарный институт, 2009

Содержание

Предисловие 4.........................................................................................

Тема 1. Введение в философию 6..........................................................

Тема 2. Досократики 9............................................................................

Тема 3. Софисты 18...................................................................................

Тема 4. Сократ 23......................................................................................

Тема 5. Платон 28......................................................................................

Онтология 28........................................................................................

Теория познания 30..............................................................................

Психология 31......................................................................................

Этика 34................................................................................................

Тема 6. Аристотель 35...............................................................................

Значение и труды 35..................................................................................

Онтология 38........................................................................................

Теория познания 40..............................................................................

Психология 42......................................................................................

Этика 43................................................................................................

Тема 7. Стоики, скептики, эпикурейцы 45.............................................

Свидетельства первоисточников 51........................................................

Поясняющие схемы и таблицы 65...........................................................

Минимум по античной философии77.....................................................

Литература 79............................................................................................

Предисловие

Цель настоящего пособия — дать учащимся начальное представле­ние о специфике философского знания. Наиболее оптимальный путь осуществления этой задачи — знакомство с античными учениями, фундаментальное положение которых в общем курсе истории мировой философии общепризнанно.

Рассмотрение конкретных учений древности предваряет подробный анализ сущности философского познания: его предмета, инструмента, структуры, исторических функций и места в культуре (тема 1).

В контексте изложения досократических учений (тема 2) вводятся важнейшие философские категории: «истина», «бытие», «логос», «умоз­рение», «начало». Здесь же проясняются истоки сквозных проблем гре­ческой мысли и намечаются основные направления ее развития.

Знакомство с воззрениями Протагора и Горгия, с одной стороны, и учением Сократа — с другой (темы 3–4), дает развернутое представле­ние о софистике и ее принципиальном отличии от философии.

Главное внимание в настоящем пособии уделяется анализу идей Платона и Аристотеля (темы 5–6), влияние которых прослеживается на всех этапах развития европейской мысли. Изучая указанный раздел, на­сыщенный многочисленными цитатами корифеев мировой философии, вдумчивые студенты будут приятно удивлены, приоткрыв для себя сущ­ностный смысл таких широко распространенных понятий, как «идея», «материя», «знание», «действительность», «добродетель» и др.

Если при изложении тем, посвященных Платону и Аристотелю, фи­лософия выглядит как строгая теоретическая дисциплина, то в разделе, повествующем об основных течениях эллинистического периода (те-ма 7), она предстает перед нами как искусство мудрого устроения жизни. В данной части пособия анализируются отличительные осо­бенности и общие черты трех фундаментальных мировоззренческих установок: стоической, скептической и эпикурейской. И не исключено, что понимание этой темы поможет студентам в процессе осмысления собственной жизненной позиции.

Пособие сосредоточено на ключевых аспектах греческой мудрости. Поэтому такие специальные вопросы, как, например, этика Демокрита

или физика Аристотеля, а также такой непростой раздел античной фи­лософии, как неоплатонизм, находятся вне поля зрения данной работы.

Предлагаемая компоновка материала четко разграничивает обяза­тельные и факультативные сведения. Все темы излагаются в форме тезисов. Ясное понимание смысла каждого из них — необходимое и достаточное условие освоения соответствующей темы. Дополнитель­ный материал, напечатанный мелким шрифтом, знакомит с нюансами рассматриваемых проблем. Потенциальным отличникам рекомендует­ся знакомство со свидетельствами первоисточника.

Хочется надеяться, что настоящее пособие будет полезно не только сту­дентам, но вызовет интерес у всех желающих заглянуть в увлекательный мир философских знаний. 6





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 268 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...