Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2. Досократики



1. До возникновения философии ответы на «вечные вопросы» греки на­ходили в области религиозно-мифологических представлений, главные из которых были зафиксированы в поэмах Гомера и Гесиода.

Греки — один из древнейших европейских народов арийского происхождения, населявших юг Балканского полуострова, много­численные острова Эгейского моря, а также западное побережье Малой Азии, получившее название Ионии. Жителей южной части Балканского полуострова (Эллады) называли греками италийцы. Сами греки именовали себя эллинами (+++ Ell£q — Эллада).

Начатками культуры (алфавит, архитектура, религиозные воззре­ния, ремесла) эллины обязаны народам Востока (Египту, Финикии, Фригии), находившимся на более высокой ступени интеллектуаль­ного развития. Примечательно, что философия возникает не в конти­нентальной части греческого мира, а в Ионии (современная Турция). Не случайно многие знаменитые мыслители, начиная с Фалеса и за­канчивая Платоном, в целях пополнения образования отправлялись в путешествие на Восток.

Тема 2. Досократики

греческой мудрости начинается с поэм Гомера («Илиа­да», «Одиссея») и Гесиода («Труды и дни», «Теогония»). Здесь мы находим первые попытки разрешить извечные мировоззренческие проблемы, такие как возникновение космоса, мироуправляющие силы, путь человека.

Наиболее подробно первая тема обсуждается в «Теогонии» Геси­ода. Началом космоса является Хаос10. За ним рождаются Гея (Зем­ля), Тартар (Аид) и Эрос (Любовь). От Геи происходит Уран (Небо), а от них, в свою очередь, рождается Крон. От Крона и Реи происхо­дит Зевс, основатель царства олимпийских богов.

Греческие боги бессмертны, но не всемогущи. Будучи рожден­ным, каждое божество подчинено судьбе, уйти от которой невозмож­но. В творениях Гомера и Гесиода небожители наделены не только людским обликом, но и человеческими страстями: похотью, тщесла­вием, завистью.

Как и боги, человек является частью природы, но, в отличие от них, он смертен, а жизнь его полна страданий11. Над человеком довлеет не только судьба12. Он игрушка в руках богов. Эта идея явля­ется сквозной в гомеровском описании десятилетнего возвращения Одиссея на родину. На протяжении всей жизни человек стоит перед необходимостью выбирать между добром и злом. И плоды этого выбора он рано или поздно пожинает. После погребения тела душа попадает в мрачное царство Аида, где безвозвратно пребывает, напо­добие бессильной тени13.

Кроме осмысления судьбы отдельного индивида, в ранней гре­ческой поэзии встречаем размышления, касающиеся истории всего рода человеческого. В «Теогонии» Гесиод выделяет пять «веков». Люди, жившие во времена «золотого века», не ведали ни горя, ни трудов, ни старости. «Серебряное» поколение было уничтожено за нежелание служить бессмертным. «Медное» и «героическое» ис­требило себя в непрестанных войнах. Поколение людей «железных» (время жизни самого поэта) проводит дни под гнетом труда, горя и всеобщей вражды.

2. Досократическая философия — первый этап в развитии греческой мысли, охватывающий период от Фалеса (625–547) до Демокрита (460–370).Тема 2. Досократики 11

Античные мыслители вошли в историю европейской цивилиза­ции не только как создатели оригинальных интеллектуальных пост­роений, но и как родоначальники созерцательного образа жизни. На уникальность философского отношения к происходящему обращает внимание уже Пифагор. «Жизнь, говорил он, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастли­вые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины»14.

Как свидетельствуют поучительные жизнеописания греческих мыслителей, богатству они предпочитали бедность, власти — сво­боду, уюту семейного очага — познание природы, общепринятым мнениям — доводы собственного разума. Гераклит презрел свое царское происхождение и жил отшельником при храме Артемиды Эфесской, играя с приходившими к нему детьми в шашки. Анак­сагор «запустил» доставшиеся ему по наследству поля так, что те превратились в пастбища для скота. Когда же его спросили, почему он не заботится о своей родине, тот указал на небо и возразил, что очень даже о ней заботится. Демокрит потратил все состояние на приобретение знаний у восточных мудрецов, а вернувшись в родной город, жил отшельником в маленькой каморке. Выходя из затвора и оказываясь среди простых смертных, Демокрит то и дело смеялся: настолько несерьезным казалось ему все делаемое всерьез. В конце концов соотечественники решились обследовать психическое состо­яние «смеющегося философа». Правда, к чести устанавливавшего диагноз Гиппократа пациент был признан нормальным.

Обращает на себя внимание и характерное для философов спо­койное отношение к смерти. Фалес часто повторял, что жизнь и смерть — одно и то же. На вопрос «А почему же ты не умираешь?» он ответил: «Именно поэтому». Когда Анаксагору сказали, что афи­няне приговорили его к казни, он, ничуть не смутившись, произнес: «Еще раньше это сделала природа». На вопрос друзей, не желает ли он умереть на родине, тот ответил: «Совсем нет: ведь путь в подземное царство с любой точки земли одинаков». По некоторым свидетельствам, Гераклит, Демокрит, Эмпедокл ушли из жизни доб­ровольно.Тема 2. Досократики 12

Интересующие нас мыслители не домогались славы, но многие из них снискали всеобщую известность как выдающиеся первоот­крыватели и изобретатели. Фалес предсказывал солнечные затме­ния, измерил по тени высоту пирамид, доказал, что диаметр делит круг пополам, а углы при основании равнобедренного треугольника равны. Анаксимандр нарисовал географическую карту, изобрел солнечные часы, сделал глобус. Пифагор и Эмпедокл приобрели репутацию прорицателей, целителей и чудотворцев. В честь Анак­симандра, Эмпедокла, Демокрита были воздвигнуты статуи.

В то же время необычные взгляды и образ жизни, свойственные философам, нередко вызывали неприязнь и вражду со стороны рядо­вых сограждан. По слову Солона, «в великих делах всем нравиться нельзя». Анаксагор был привлечен к суду за то, что назвал солнце, почитаемое афинянами как божество, раскаленным камнем. Пифа­гор погиб в результате разгрома созданной им школы.

3. Поскольку от досократиков не дошло ни одного полностью сохранив­шегося произведения, главным источником сведений о данном периоде служат фрагменты, а также мнения о мыслителях, зафиксированные в последующей философской литературе (так называемая доксография).

Наибольшее количество фрагментов уцелело от сочинений Эмпе­докла (более 400), Демокрита (около 300) и Гераклита (более 100), меньше всего (около 10) — от произведений представителей милет­ской школы.

Самым популярным доксографом является Диоген Лаэртский (III в.). Ценный доксографический материал содержится в работах классиков греческой мысли Платона и Аристотеля, а также в трудах представителей эпохи эллинизма: перипатетика Теофраста (III в.), скептика Секста Эмпирика (III в.), неоплатоников Ямвлиха (III в.), Прокла (V в.), Симпликия (VI в.). Часть воззрений досократиков до­шли до нас через труды ранних христианских мыслителей Ипполита (III в.), Климента (III в.), Августина (IV в.).

4. Досократики — натурфилософы (лат. natura — природа). Главный предмет их внимания — природа, которая понимается ими как всеобъ­емлющая реальность, порождающая и поглощающая все вещи.

Подавляющая часть произведений, созданных в этот период, так и называется — «О природе» (Per(i fÚsewq). Чаще других решается Тема 2. Досократики 13

проблема устройства и генезиса космоса. Господствуют представле­ния о том, что он возникает из хаоса спонтанно, а его развитие носит цикличный характер.

Одни мыслители видят во вселенной бездушный механизм (Де­мокрит), другие рассматривают ее как живой организм, который, помимо тела, обладает душой и управляется мировым разумом (Ге­раклит15, Анаксагор). Большинство досократиков полагает, что все­ленная одна, но есть и те, кто учит о сосуществовании во времени и пространстве сразу нескольких миров (Демокрит). Не исключается, что некоторые из них обитаемы (Анаксагор).

Вслед за мифологами большинство мыслителей видят в нашей планете начальную точку «разворачивания» вселенной (Анакси­мандр, Анаксагор). Земля — источник «испарений», которыми под­питывается огненная природа остальных небесных тел (Анаксимен, Демокрит, Ксенофан). Ближе всех к нам расположена Луна, дальше — воспринимаемые как единое целое неподвижные звезды. Планеты, в отличие от звезд, движутся свободно (Эмпедокл). Размеры небес­ных тел сопоставимы с величиной Земли (Анаксимандр, Анаксагор, Демокрит). Представления о форме Земли многообразны: цилиндр (Анаксимандр), диск (Анаксимен), шар (Пифагор), бесконечный книзу конус, на вершине которого и обитают люди (Ксенофан).

Древние высказывают ряд предположений, подтверждаемых современной наукой. Пифагорейцы располагают сведениями о поло­жении пяти планет: Венеры, Меркурия, Марса, Юпитера и Сатурна; считают Землю и Луну шарообразными; учат, что ни одно из наблю­даемых нами тел не является центром вселенной; знают о вращении Земли вокруг своей орбиты; утверждают, что Луна светит отра­женным светом и вращается вокруг Земли. Эмпедокл и Анаксагор догадываются о причинах лунных и солнечных затмений. Эмпедокл говорит о том, что скорость света хотя и велика, но не бесконечна. Анаксагор высказывает гипотезу о том, что тепло звезд не ощущает­ся в силу их удаленности. Согласно Фалесу, Анаксимандру, Эмпедо­клу, Демокриту, первые живые организмы зарождаются в воде.

5. Углубляясь в исследование природы, досократики не ограничива­ются объяснением одних явлений через другие, но стремятся найти первоначало всех вещей.Тема 2. Досократики 14

Ионийцы полагают, что все происходящее держится на изме­няющихся материальных началах: вода (Фалес), беспредельное (Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит). Италийцы мыслят основу вселенной как нечто неизменное и само по себе не­материальное: число (Пифагор), Бог (Ксенофан), бытие (Парменид). Такие начала называются умозрительными: их можно мыслить, но нельзя видеть. Наконец, мыслители третьего направления, которых условно называют «иовоионийцами», объясняют изменяющийся чувственный мир с помощью материальных и в то же время неиз­менных начал: стихии16 (Эмпедокл), «семена»17 (Анаксагор), атомы (Демокрит).

В максимально сжатом виде натурфилософские учения могут быть представлены следующим образом.

«Все есть вода» (Фалес).

«Начало и конец всех вещей — бесконечное» (Анаксимандр).

«Все есть бесконечный воздух» (Анаксимен).

«Все исчезает в вечно живом огне» (Гераклит).

«Вселенная — тело Божества» (Ксенофан).

«Бытие есть — небытия нет» (Парменид).

«Во всем есть число» (Пифагор).

«Все состоит из стихий, движимых Ненавистью и Дружбой» (Эмпедокл).

«Во всем есть все, а над всем — Ум» (Анаксагор).

«Все есть момент атомного вихря» (Демокрит).

Тех, кто учит об одном начале, называют монистами (mÒnoq — один), а тех, кто о нескольких, — плюралистами (от лат. pluralis — множественный). Фалес, Анаксимандр, Анаксимен — монисты. Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит — плюралисты. Частным видом плюрализма является дуализм (от лат. dualis — двойственный). Представителем дуализма является Ксенофан, признающий два начала: Божество и землю.

6. Досократики указывают не только на элементы мироздания, но так­же обращают внимание на изменчивость всех вещей.

Ионийцы не только подчеркивают универсальность движения, но наделяют динамическими свойствами сами первоначала: воду, беспредельное, воздух, огонь.Тема 2. Досократики 15

Среди италийских мыслителей проблемой движения специаль­но интересовался ученик Парменида Зенон. В своих рассуждениях (самые популярные из них — «Ахиллес и черепаха», «Дихото­мия», «Стрела») Зенон показывает, что с точки зрения мышления, движение противоречиво, и, следовательно, немыслимо. Поэтому движение, о котором настойчиво свидетельствуют чувства, на са­мом деле не существует и относится к области мнения.

Новоионийцы реабилитируют чувственный опыт и рассматри­вают движение как эмпирический факт, который должен быть объ­яснен. Демокрит, вслед за ионийцами, утверждает подвижность самих начал. По Эмпедоклу, стихии смешиваются друг с другом и разъединяются под действием двух мироуправляющих сил: Не­нависти и Дружбы. У Анаксагора роль перводвигателя выполняет мировой ум.

7. Созерцая красоту и целесообразность космоса, натурфилософы приходят к выводу о существовании управляющего миром разумного начала.

Анаксимандр учит, что все возвращается в то, из чего возникло. По Гераклиту, вселенная управляется мировым умом. Всякое укло­нение от его власти рано или поздно будет наказано18 Представление о мировом уме (Нусе) фигурирует также в построениях Анаксагора: именно благодаря этому уму из первоначального хаоса «семян» пос­тепенно и образовался космос. С этими пердставлениями, казалось бы, диссонирует учение Демокрита, настаивавшего на случайном характере возникновения вселенной. Но и он утверждает, что в рамках самой вселенной все совершается не как попало, а по необ­ходимости19.

8. Досократическая философия ввела ряд важнейших философских принципов.

4 Намечены два понимания действительности. Согласно пер­вуму подходу, реальность — это изменяющийся чувственный мир. С непревзойденной силой данная точка зрения утверждается Герак­литом, который учит о текучести всех вещей20 и удобобляет космос живому огню. Антиподом Гераклита является Парменид. По Парми­ниду, реальность — это вечное неизменное умопостигаемое бытие. Все его характеристики: вечность, неподвижность, неизменность, Тема 2. Досократики 16

совершенство — выводятся из одного-единственного положения: «Есть бытие, а небытия нет». Образом бытия является шар.

4Проведено различие между истиной и мнением. Истина — это реальность, или порядок вещей, как он существует на самом деле. Мнение — представление человека об этой реальности. По Демок­риту, одно существует «в действительности» (атомы и пустота), другое — лишь «в общем мнении» (горькое, сладкое и ряд других чувственных качеств)21. По Пармениду, человек приходит к истине, отвратившись от чувственных данных и встав на путь умозрения. В противном случае его всюду будут преследовать «туманные мнения смертных»22. Гераклит проводит мысль о различии между мудростью и воззрениями «большинства», которые по своей значи­мости подобны снам23. Различение истины и мнения переплетается в досократических учениях с идеей об ограниченности познаватель­ных способностей человека (Эмпедокл24, Демокрит25).

4 Осознаны два рода познания: чувственное и умозрительное. По Пармениду, бытие умозрительно. В отличие от Парменида, Демокрит не упраздняет данные чувственного опыта, но полагает, что познание, базирующееся на ощущениях, должно быть дополнено размышлением. Первый род познания Демокрит называет «темным», а второй — «светлым»26. Гераклит так же намекает на два вида познания, но отказывается ставить одно выше другого27.

4Осмыслен великий закон причинности: «Из ничего ничто не возникает». Эта идея является отправной точкой построений Парме­нида, провозгласившего, что бытие из небытия появиться не может. По Анаксагору и Эмпедоклу, нет ни возникновения, ни уничтоже­ния, но все вещи — следствие смешения или разъединения вечных элементов28.

4Выдвинута идея единства и борьбы противоположностей.Пифагорейцы относили к разряду основополагающих следующие пары: предел — беспредельное, нечетное — четное, одно — многое, правое — левое, мужское — женское, покой — движение, прямое — кривое, свет — тьма, добро — зло, квадрат — прямоугольник.

Учение о единстве противоположностей — краеугольный ка­мень воззрений Гераклита. Противопожности едины, поскольку (1) постоянно чередуются, (2) друг без друга не существуют, Тема 2. Досократики 17

(3) имеют общую основу. Кроме того, одно и то же явление допус­кает противоположные оценки, так как может быть рассмотрено с разных точек зрения29.

Впоследствии учение о единстве и борьбе противоположностей получило специальное название — «диалектика». Иной подход к действительности задает логика. Диалектика запрещает однознач­ные статичные определения, тогда как логика именно к ним и стре­мится. Отцом логики считается создатель учения о едином непроти­воречивом бытии Парменид.

4Введены такие понятия, как «начало» (¦rc») — Анаксимандр, «космос» (kÒsmoq) — Гераклит, «философия» (filosof…a) — Пифа-гор, «логос» (lÒgoq) — Гераклит, «бытие» (Ôn) — Парменид, «атом» (¥tomoq) — Демокрит, «мнение» (dÒxa) — Парменид.

9. Досократики разделяют веру своего народа в существование бо­гов, что, однако, не мешает им выступать с критикой религиозных суеверий.

В досократической теологии можно выделить два направления. Представители первого рассматривают Божество как управляющее миром разумное начало. По Ксенофану, Божество едино, неизменно, вечно, неограниченно, всемогуще, а вместе с тем шарообразно и неотделимо от мироздания. Согласно Гераклиту, управление вселен­ной зиждется на законе единства и борьбы противоположностей30. И Ксенофан и Гераклит считают несуразными общепринятые пред­ставления о том, что богов много и они подобны людям31.

Представители второго направления ставят на место богов свои первоначала. Атомы Демокрита и беспредельное Анаксимандра, бы­тие Парменида наделяются божественными атрибутами: вечностью, безграничностью, главенством. У Эмпедокла небожители — поэти­ческие метафоры, облегчающие передачу чисто философских идей. Он отождествляет «четыре корня Вселенной» с четырьмя богами: огонь — с Зевсом, землю — с Герой, воздух — с Гадесом, воду — с Нестис32.

10. В ходе последующего развития европейской мысли период досок­ратиков получил наиболее высокую оценку в работах Бэкона и Хай­деггера. Наследие натурфилософов энергично использовалось в период Возрождения.Тема 2. Досократики 18

(1560–1626) рассматривал данную эпоху как один из бла­гоприятных периодов для развития науки, а Хайдеггер (1889–1976) видел в досократических построениях пример подлинного (не иска­женного наукой и религией) философствования.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 948 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...