Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 3. Собственность в экономической системе



1. Собственность как экономическая категория. Эволюция взглядов на категорию «собственность»

Результатом процесса труда являются созданные блага или продукты труда. Продукты труда могут быть потреблены совместно всеми членами общества или индивидуально в рамках малых групп (семьи или домохозяйства). Для индивидуального потребления продукт труда должен быть присвоен человеком. И здесь возникает проблема: члены общества должны определить, какая часть совместно созданного продукта и на основании чего поступит в их потребление. Возникновение общественных отношений по поводу присвоения продукта означает формирование отношений собственности.

В обыденном восприятии под собственностью понимается принадлежность тех или иных вещей определенным лицам или группе лиц. Научное же понимание собственности как экономической категории не ограничивается ее трактовкой как отношения человека к вещи, а исходит из понимания собственностикак общественной формы присвоения благ и стремится отобразить все многообразие ее содержания как сложной субординированной системы отношений, складывающихся между людьми и/или группами людей (классами).

Осмысление сущности собственности началось в античной философии, ставившей проблему взаимосвязи собственности с хозяйственными отношениями и предпринимавшей попытку раскрыть ее роль в обществе. Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) рассматривал всякое хозяйство как имущество, состоящее из полезных вещей, которыми люди пользуются в своей жизни. Платон (427-347 гг. до н.э.) полагал, что в идеальном хозяйстве должна существовать общая собственность, ибо частная является основой имущественных раздоров и взаимных разбирательств. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был сторонником частной собственности, рассматривал ее как неотъемлемую часть «ойкоса» (дома, хозяйства), необходимое условие и предпосылку его существования и утверждал, что каждый свободный человек должен распоряжаться принадлежащим ему имуществом на основе права собственности, которое поддерживается и охраняется государством. Он наиболее полно развил идею связи собственности с хозяйственными отношениями.

Таким образом, уже античные мыслители имели различные взгляды на природу собственности, и с тех времен категория собственность рассматривается как хозяйственное отношение, состоящее из нескольких основных элементов, и как правовое отношение, которым собственность и ее основные элементы закрепляются законодательно.

Трактовка собственности как хозяйственного и правового отношения получила свое логическое завершение в классической римской юриспруденции (II век до н.э.), определившей и зафиксировавшей такие основные элементы собственности, как «владение», «пользование» и «распоряжение».

В период зарождения капитализма и становления экономической науки представления о собственности развивались в русле идей так называемого «естественного права».

Одним из ярких его представителей был английский ученый Томас Гоббс (1588-1679), трактовавший проблему собственности применительно к своей теории происхождения государства. Ее основные моменты таковы. Во-первых, человеческая природа естественна, неизменна и всегда остается равной самой себе. Во-вторых, все люди равны от природы по своим физическим и умственным способностям и, следовательно, обладают равными «естественными правами». В-третьих, человеческое общество в своем развитии проходит два состояния: естественное (первобытное) и гражданское. Первое характеризуется отсутствием собственности, разграничения между «твоим» и «моим». Здесь каждый стремится осуществить свое «естественное право», не считаясь с правами других, вследствие чего между людьми возникает борьба. Принципом человеческого поведения становится «война всех против всех», что противоречит стремлению людей к самосохранению и нормальной жизни. Разум позволяет им договориться между собой о принципах совместной жизнедеятельности. Так возникает государство, и осуществляется переход от «естественного состояния» к гражданскому обществу, в котором на основании закона формируется «естественное право» каждого на принадлежащую ему собственность.

Дальнейшее развитие теория естественного права получила в работах англичанина Джона Локка (1632-1704), который думал о человечестве гораздо лучше и считал, что естественное состояние общества не означает полного бесправия и постоянной вражды людей между собой, а характеризуется равенством прав, личной свободой и частной собственностью. Причиной перехода от естественного состояния к гражданскому является не «война всех против всех», а ненадежность прав человека. Люди заключили «общественный договор», лежащий в основе государства, для того, чтобы гарантировать соблюдение и защиту естественных прав, в том числе права собственности.

Идеи «естественного права» были восприняты английской классической политической экономией. Её основоположники – Д. Рикардо и А. Смит связывали собственность с юридическими, волевыми отношениями, рассматривая ее как власть человека над вещью. А. Смит полагал, что наилучшим экономическим устройством может быть только система «естественной свободы», где наиболее полно реализуется право частной собственности, изначально данное человеку.

Различными экономическими школами категория «собственность» определяется по-разному.

В классической и неоклассической экономической мысли собственность рассматривается как устойчивый институт, поддерживаемый на протяжении веков правом завещания, причем частная собственность считается основой организации торгово-промышленной деятельности и рыночной экономики в целом. При таком подходе собственность трактуется как юридическая категория, отображающая право хозяйствующих субъектов использовать принадлежащие им ресурсы.

К. Маркс рассматривал собственность как категорию, выражающую отношения между людьми по поводу их отношения к вещам. Он считал, что сущность собственности состоит не в самом факте принадлежности данной вещи данному лицу, а в тех отношениях, которые возникают между людьми на базе этого факта. При этом существенную роль играет объект собственности, т.е. характер и назначение тех вещей, на которые распространяются отношения собственности. По Марксу, собственность на предметы индивидуального потребления не создает общественно значимых отношений между людьми, потому что является вторичной, производной от собственности на условия их создания, на средства производства, которая и играет решающую роль в общественных отношениях.Таким образом, в марксистской теории собственность – это отношения, которые возникают между людьми по поводу условий и результатов производства.

В институциональном направлении экономической мысли собственность рассматривается как возникший эволюционным путем в ходе борьбы за обладание имуществом институт, позднее оформившийся в структуру прав: совокупность властных прав, санкционированных обществом поведенческих отношений, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ. Следует отметить, что данное определение незначительно расходится со ставшим традиционным для российской экономической науки марксистским определением.

Детальный анализ собственности проводится в рамках теории общественного выбора, называемой иногда «новой политической экономией», т.к. она занимается изучением политического механизма формирования макроэкономических решений. Собственность в этой теории рассматривается как одно из основных трех прав индивида: право на жизнь, на свободу и на собственность, причем последнее выступает как гарантия первых двух. Представитель этого направления Джеймс Бьюкенен считает, что экономическая теория, как наука о рынках или институтах обмена, должна начинаться с четкого определения структуры прав индивидов, на основе которых предсказываются результаты экономических действий и их изменения в случае изменения структуры прав. Бьюкенен, основываясь на идеях Д. Локка, приходит к выводу, что права собственности возникают благодаря «общественному договору» в ходе становления гражданского общества.

Наибольшее развитие проблема собственности получила в неоинституционализме, толчок развитию которого дали статьи Рональда Коуза, который ввел в научный оборот концепцию трансакционных издержек. Видный представитель неоинституционализма Дуглас Норт полагает, что основными институтами общества являются свойственная ему базисная структура прав собственности и политическая система, и каждое общество имеет конкретную, свойственную только ему систему институтов (институциональную матрицу). Дж. Стиглер сформулировал «теорему Коуза», легшую в основу теории прав собственности. Права собственности понимаются неоинституционалистами как санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием и использованием благ. (Под «санкционированные обществом» подразумевается – утвержденные законами, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.п.) По их мнению, собственность возникла как решение проблемы ограниченности ресурсов: благодаря праву собственности разрешается противоречие между потребностями и возможностями распоряжаться благами. Совокупность всех прав собственности названа ими «пучок прав по использованию ресурса» и выделено 11 элементов этого «пучка прав».

В российской экономической науке (в частности, «школе Цаголова») проводилось разграничение собственности как предпосылки становления социально-экономической системы и собственности как результата её функционирования. Как предпосылка собственность есть внеэкономический процесс перераспределения ресурсов и экономической власти, выражение их принадлежности. Результатом производства собственность становится в том случае, когда она воспроизводится всей системой экономических отношений. Такой подход означает фиксацию перехода количественных изменений в качественные, когда концентрация прав собственности до определенного уровня приводила к смене форм собственности и качественному изменению экономического положения субъектов хозяйствования.

Рассмотрение эволюции взглядов на категорию собственность позволяет предложить в качестве резюмирующего ставшее традиционным для российской экономической науки определение собственности как отношения между людьми или группами людей (субъектами) по поводу любой субстанции материального мира (объекта), характеризующие принадлежность объекта субъекту.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2098 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...