Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Государство, право и свобода личности



В современный период наблюдается значительное возраста-
ние интереса к личности, ее свободе, месту в обществе, а также
роли в политике, экономике и других социальных отношениях.
Весь духовный облик, т.е. взгляды, убеждения, сознательные
действия, человека формируется под влиянием сложной соци-
альной системы связей, в которых он находится.

Категория «свобода» чрезвычайно объемна и отражает
сложнейшие общественные отношения. В большинстве случаев
понятие «свобода» вполне справедливо связывают с понятием
«личность». Известно много аспектов свободы личности: эконо-
мическая, политическая, культурная (духовная), личная (сфера
личной жизни). Однако отождествлять понятия «свобода» и


Государство, право и свобода личности 77

«свобода личности» нельзя. Они соотносятся между собой как
целое и часть.

Проблема свободы прежде всего неразрывно связана с по-
литикой, с политической борьбой, которые являются основой
развития личности, приобретения человеком важных мораль-
ных качеств1.

Другое не менее важное обстоятельство, подтверждающее
тезис о свободе, в том числе и о свободе личности, как о полити-
ко-юридическом институте, заключается в том, что личность,
будучи существом активно деятельным, способным действовать,
принимать решения, порождать обстоятельства, изменять их,
влиять на многие социальные связи, объективно должна быть
поставлена в определенные рамки, с тем чтобы эта деятельность
не была произвольной.

Сущность свободы личности как политико-юридического
института определяется характером общественных отношений,
в которых находится личность. Объем (содержание) свободы
личности складывается из отношений, существующих между
обществом в целом и отдельными его членами2. Однако свобода
личности не есть автоматический результат тех или иных обще-
ственных отношений. Сплошь и рядом можно наблюдать, как
при наличии одного и того же типа общественных отношений
степень свободы людей далеко не одинакова.

Это приводит к выводу, что между характером обществен-
ных отношений и свободой личности имеется весьма активный
посредник, который в состоянии устанавливать рамки (преде-
лы) свободы. Таким посредником в обществе выступает госу-
дарство и его политика. К. Маркс не случайно называл государ-
ство посредником между человеком и свободой человека3. По-
средством политики государство оказывает эффективное воз-
действие на все стороны жизни общества, и особенно на ее дея-
тельную единицу — личность.

' См.: Миллер Р. Личность и общество. — М.: Прогресс, 1965. С. 234—235.
См.: Воеводин Л.Д. Свобода личности и правовое положение граждан в совет-
ском общенародном государстве. —М.: Госюриздат, 1963. С. 7.

3 См.: Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 389.


Глава IV. Государство, право, личность

При наличии государственной организации общества
невозможно рассуждать о свободе, не касаясь вопроса о полити-
ческих и правовых отношениях, в которые вольно или невольно
ежедневно и ежечасно включается личность. Свобода личнос-
ти — это не ее своеволие, произвол и анархизм, а способность
принимать решения со знанием дела.

Еще Гегель отмечал, что свобода — категория, проявляю-
щаяся прежде всего в праве. Свобода, будучи осознанной необ-
ходимостью, не может быть сведена только к внутренним пе-
реживаниям личности. Говоря о свободе личности, нельзя забы-
вать о практической жизни человека, который «в своей... дея-
тельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него,
им определяет свою деятельность»1.

Реально существующие условия для проявления индивиду-
альной воли в системе политической организации общества в по-
литико-правовых отношениях служат мерилом социальной сво-
• боды личности. «Человек, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, —
свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или
другого, а вследствие положительной силы проявлять свою ис-
тинную индивидуальность...»2

Политико-юридическая сторона свободы личности весьма
многогранна, поэтому ее описание требует дифференцирован-
ного подхода. Однако среди сложных отношений, в которые
вступает личность по поводу своей свободы, есть определяю-
щие. Таковыми выступают отношения по поводу обладания и
реализации политических прав и свобод.

Например, право избирать и быть избранным в представи-
тельные органы власти имеет важнейшее политическое значе-
ние и для обладателя этого права, и для сил, стоящих у государ-
ственной власти. Ведь речь идет о формировании органов
государственной власти, и обладатель избирательного права мо-
жет влиять на их состав. Именно поэтому выборы считаются
важнейшим политическим событием; в них находят свое отра-

1 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 169-170.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 145; Т. 21. С. 172.


Государство, право и свобода личности 79

жение взаимоотношения классов, наций, партий и различных
социальных групп. Выборы — это политическое явление, в кото-
ром свобода личности может обладать известной самостоятель-
ностью и независимостью.

К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что содержанием поли-
тических прав является участие людей «в политической общнос-
ти, в государстве». Эти права «входят в категорию политической
свободы, в категорию прав гражданина государства...»'

Если вспомнить определение политики как участия в делах
государства, направления деятельности государства, определе-
ния форм, задач, содержания деятельности государства, то ста-
нет понятным, почему политические права и свободы являются
важнейшими в системе прав и свобод. История развития обще-
ства показывает, что отношения по поводу свободы личности
никогда не исключались из сферы политики. Многие граждане
стремятся участвовать в политической жизни, обладать реаль-
ной свободой, позволяющей им решать политические вопросы,
влиять на политическую жизнь общества, к чему их побуждают
объективные и субъективные условия общественной жизни.

Политические отношения сфокусированы в государствен-
ной власти, ее устройстве, организации и практической деятель-
ности. Обладание государственной властью — коренной вопрос
политической борьбы.

Политических отношений по поводу свободы в полном ее
объеме между отдельной личностью и государством, по всей ве-
роятности, быть не может. Подобные отношения складываются
между государством и определенной социальной группой, клас-
сом, в которые входят личности. В действиях личности отража-
ются, проявляются эти отношения, т.е. она может быть носите-
лем определенных компонентов политических отношений, но
не их выразителем в полном объеме. В отношении «личность —
государство» отдельной личности трудно быть равнозначным
субъектом. Социальные силы (классы, группы) своими дейст-
виями кроме всего прочего обеспечивают свободу и отдельной
личности.

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч Т. 1. С. 399.



Глава IV. Государство, право, личность


Если какая-либо из социальных сил становится господствую-
щей в обществе, то, разумеется, степень свободы личности, а
следовательно, широта ее политических и иных социальных
прав обеспечены настолько, насколько это позволяет социаль-
но-экономическое состояние общества на данном этапе его раз-
вития. Класс подчиненный, проигравшая социальная сила мо-
гут быть лишены большинства тех свобод и преимуществ,
которыми пользуются представители победивших политических
сил. Именно поэтому борьба за овладение государственной
властью — это также и борьба за политические права личности,
входящей в класс, политическую партию, социальную группу.

Необходимо иметь в виду, что в условиях демократического
правового государства отношение «личность — государство»
претерпевает существенные изменения. В этих отношениях не
преследуется цель обеспечить для одной части общества боль-
шую степень свободы, чем для другой; в этом случае необходимо
вести речь о государственной власти, обеспечивающей условия
свободы для всех челнов общества, всех граждан государства.
Свобода народа обеспечена лишь тогда, когда народ действи-
тельно устраивает без всякой помехи союзы, собрания, имеет
собственную прессу, издает сам законы, выбирает и сменяет по
собственной воле всех должностных лиц государства, которым
поручается проведение в жизнь законов и управление на основа-
нии этих законов. Следовательно, свобода народа полностью
обеспечена лишь тогда, когда власть в государстве полностью и
на самом деле принадлежит народу1.

Как известно, полновластие народа складывается в условиях
демократического правового государства. Только в таком госу-
дарстве создаваемые органы власти подчинены народу, избира-
ются и контролируются народом. Только в таких условиях обес-
печивается подлинная свобода личности. В демократическом
правовом государстве взаимоотношения органов власти и граж-
дан по поводу свободы личности строятся как паритетные, спра-
ведливые отношения. Народ одинаково заинтересован и в свобо-

1 См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 13. С. 68.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1201 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...