Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Верстка статьи



Среди многочисленных элементов газетной полосы всего четыре являются необходимыми. Заголовок, текст, фото, и комментарий к фото — из этих элементов складывается статья.

Заголовок — крупная надпись, сопровождающая статью. На газетной полосе он выполняет четыре задачи:

· вкратце отражает содержание статьи;

· дает понять, что приоритетно, а что второстепенно;

· заманивает читателя;

· организует материал на странице.

Заголовки современных газет, как правило:

· написаны как обычный текст (т.е. с соблюдением традиционных правил использования заглавной и строчной буквы)

В XIX веке заголовки обычно набирались заглавными буквами. У заглавных букв нет выносных элементов, поэтому набранные заглавными буквами слова не имеют индивидуальной формы и хуже воспринимаются читателем.

· выровнены по левому краю

· чаще бывают широкими, чем узкими

· совсем необязательно содержат подзаголовки

В XIX веке вслед за основным заголовком принято было располагать до 15 дополнительных подзаголовков (все это хозяйство размещалось в узкий столбец одноколоночной ширины). За современным заголовком следует не больше одного подзаголовка — в том случае, если собственно в заголовке не отражается содержание статьи (например, «Ура чемпионам!», «Необыкновенная удача» или «К нам гости»).

Ниже приводятся возможные варианты оформления заголовка

       
   


               
   
 
 
 
     


«Зонтик» — заголовок, охватывающий несколько самостоятельных, но близко связанных статей.

Число строк в классическом заголовке зависит от ширины статьи (в колонках). Узкие новостные ленты сопровождаются многострочными заголовками сравнительно небольшого кегля. Над широкими статьями помещается крупный заголовок в одну строку. Рекомендуемое число строк для заглавий различной ширины приведено в таблице:

Если заголовок укладывается в несколько строк, необходимо разбивать его по наиболее слабым местам. Ни в коем случае не должны оказываться на разных строках части устойчивых словосочетаний. Например, заголовок «Путин приедет в Саратов» может выглядеть как:

Путин
приедет в Саратов

или

Путин приедет
в Саратов

но ни в коем случае не так:

Путин приедет в
Саратов

Текст — собственно статья. Главный строительный материал в газетном деле. Серое вещество, передающее большую часть информации, содержащейся в газете.

Главной структурной единицей текста с точки зрения верстки является абзац. Для отделения абзацев друг от друга используется красная строка либо вертикальный отступ. Второй способ характерен для Интернет-сайтов, иногда используется в книжной верстке и абсолютно неприемлем для газеты.

При разбиении текста на абзацы возникают висячие строки. Они бывают двух типов. Висячей строкой называют первую строку абзаца, которая оказалась последней в своей колонке или последнюю строку абзаца, которая оказалась в колонке первой. Такое негармоничное разбиение абзаца по колонкам несет негативный художественный и смысловой оттенок, поэтому висячих строк следует избегать. Почти все программы верстки имеют опцию, которая не позволяет «отщепить» от абзаца одну строку (две «отщепленные» строки так же нежелательны, но допустимы). Висячей строкой называется также последняя строка абзаца, если ее длина меньше четверти ширины колонки. Худший случай — когда в такой строке остаются две-три буквы (последний слог абзаца).

Для борьбы с висячими строками второго типа применяют изменение трекинга. Уменьшив трекинг во всем абзаце, можно «втянуть» висячую строку, а, увеличив — сделать ее достаточно длинной.

Уменьшение или увеличение трекинга выбирается исходя из ситуации на полосе. Если данная статья с трудом вписывается в отведенное для нее пространство, разумно трекинг уменьшить, а если в хвосте статьи «дырка», — увеличить. При наличии дырки трекинг следует увеличить также и в тех абзацах, где последняя строка почти целиком тянется до конца колонки. Тем самым статья удлинится, а разделение на абзацы станет более наглядным.

С висячими строками первого типа бороться труднее. Просто перенести одну строку в следующую колонку нельзя, так как соседние колонки будут заканчиваться на разной высоте. Поэтому необходимо уменьшить или увеличить размер одного из предыдущих абзацев за счет трекинга.

Текст газетной статьи разбивается на колонки. В зависимости от стиля, которого придерживается издание, ширина колонки может быть фиксирована для всей газеты, либо выбираться произвольно для каждой статьи. В последнем случае достигается большая гибкость, а в арсенале верстальщика появляется дополнительный прием визуального разделения соседних материалов.

Ширина колонки зависит от размера текста, т.е. от кегля шрифта, которым набран текст. По общему правилу, чем длиннее строки, тем больше должен быть кегль. Оптимальный размер газетного текста — 9-10 пт (довольно часто используется и кегль в 8 пт, но такой текст уже трудно читать пожилым людям со старым зрением).

Еще во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера, которые и в наше время употребляются типографиями: кегль 6 пт — нонпарель, кегль 8 пт — петит, кегль 9 пт — боргес, кегль 10 пт — корпус, кегль 12 пт — цицеро и т. д.

Оптимальная ширина газетной колонки составляет 5—6 см. Текст в колонке шириной уже 4 см или шире 9 см становится неудобным для чтения, а в первом случае велика также вероятность появления «белых пятен», что является недопустимой ошибкой верстки.

Оптимальная высота колонки находится в пределах от 5 до 25 см.

Строки во всех колонках должны обязательно располагаться на одном уровне. Это значит, что базовые линии строк в соседних колонках должны совпадать, даже если колонки относятся к разным материалам. Внутри одного материала опасность может возникнуть, если используются внутренние подзаголовки, которые сильно отличаются по кеглю от основного текста. Поэтому необходимо точно задавать величину отступа для подзаголовка, чтобы он занял по вертикали (вместе с этим отступом) целое число строк.

Большой объем «неразбавленного» текста не привлекает внимания и делает скучной всю полосу. Поэтому если статья велика и не имеет иллюстративного сопровождения, можно использовать различные приемы, чтобы визуально разнообразить текст:

· уквица. Это первая буква абзаца, увеличенная до высоты нескольких
строк (обычно 2 или 3), обычно «утопает» в абзаце. Может использо-
ваться для выделения разделов большого материала, а также в начале статьи, когда заголовок по каким-либо причинам не простирается над первой колонкой.

· Врезка представляет собой цитату из статьи (или её анонс), набранную увеличенным кеглем и размещенную внутри статьи в самостоятельном блоке. Блок может быть выделен рамкой. Как правило, блок с врезкой со всех сторон обтекается основным текстом, хотя при этом существует опасность нарушить одно из основных правил верстки статьи (см. ниже).

· Выделение фрагментов текста. Можно использовать полужирное или курсивное начертание, чтобы акцентировать внимание читателя на ключевых фразах материала и в то же время «украсить» текст. Полужирный шрифт привлекает внимание независимо от контекста, его используют для того, чтобы заставить прочитать выделенную фразу тех читателей, которым статья целиком неинтересна. Если же необходимо акцентировать внимание по ходу чтения, следует использовать курсив, который не притягивает взгляд читателя, еще не добравшегося до нужного места. Очень часто начертание используется при оформлении интервью для выделения вопросов журналиста.

Подчеркивание же необходимо применять с осторожностью. Оно ухудшает читаемость текста, поскольку буквы теряют часть индивидуальности. Более трёх строк вообще никогда нельзя подчеркивать.

· Выворотка и фон. Вывороткой называют белый текст на черном фоне. Может использоваться при оформлении врезки, дополнительного материала, который подверстан к основному, или для всего материала. Последнее нежелательно, т.к. большой объем текста на выворотке читается с трудом. Выворотка тяжеловесна, она оттягивает взгляд читателя; злоупотреблять ей не стоит. В целях выделения предпочтительнее использовать цветной или серый фон. Фон должен быть достаточно светлым, чтобы текст на нем свободно читался: не рекомендуется оттенок серого выше 30%, а для плохой бумаги — выше 15%.

Фотография привлекает взгляд читателя больше любых других элементов и способна заинтересовать его материалом.

Фотографии бывают трех конфигураций. Горизонтальная форма наиболее распространена, поскольку человеку свойственно видеть мир в горизонтальной плоскости. Вертикальная конфигурация считается наиболее динамичной. Квадратные фото самые скучные и многие верстальщики стараются вообще избегать этой формы, однако главное в фотографии, конечно, содержание.

Размер фотографии должен быть достаточным для того, чтобы все значимые детали можно было различить без напряжения. Предпочтительнее использовать одну крупную фотографию, чем несколько мелких. Фотографий 4x4 см и меньше следует избегать вообще.

Хорошо иллюстрирует глубину снимка обыкновенная полупунктовая рамка. В дизайне ее использование считается хорошим тоном [1, c. 44].

Фотография может иметь направление (например, на фото кто-то бежит, указывает на что-либо, кидает мяч или это просто фотография человека, который смотрит в определенную сторону). Фото, имеющее строгую направленность, обязательно должно «смотреть» на текст, который оно иллюстрирует.

Существует ряд рекомендаций касательно содержания фото. Одна из самых ценных: лучше пренебречь снимком, иллюстрирующим статью буквально в пользу снимка, который интересно разглядывать. Если в статье идет отчет о пресс-конференции, посвященной уборке зерновых, то вместо круглого стола и чиновничьих физиономий за ним лучше дать фотографию работающего комбайна.

Как правило, содержание фотографии от верстальщика не зависит. В крупных редакциях существует должность ответственного секретаря, который помимо литературной обработки материалов должен заниматься подбором иллюстраций к статье. Но в небольших изданиях такой должности нет, и решение принимает редактор, зачастую предоставляя верстальщику возможность выбора из нескольких снимков или предлагая ему подобрать подходящее фото из архива.

При подборе иллюстраций следует избегать фотографий из клипартов — сборников изображений в цифровой форме на дисках, особенно из пиратских. Не касаясь проблемы авторского права, отметим, что тот же самый клипарт имеется в каждой второй редакции, поэтому эти фото узнаваемы. Не рекомендуется использовать фотографии с Интернет-сайтов, поскольку они оптимизируются с целью уменьшения размера и по качеству редко пригодны для печати. Сканировать изображения со старых газет или журналов тоже следует очень осторожно, поскольку при печати с низким разрешением возникает явление муар (будет рассмотрено ниже). Не стоит использовать одни и те же фотографии несколько раз.

Коллаж представляет собой фрагменты различных фото, объединенных в единую композицию. Коллаж может быть очевидным, а может, благодаря искусству дизайнера, восприниматься как «правдивая» фотография. Чтобы не вводить читателя в заблуждение, коллаж должен сопровождаться надписью: «Коллаж <имя автора>». Рядом с каждой фотографией также следует указывать имя фотографа.

Комментарий к фото объясняет читателю, что происходит на фотографии, где и когда это случилось. Качественно написанный комментарий объясняет читателю, почему важны этот текст и заметка. К сожалению, этим элементом статьи часто пренебрегают.

Шрифт, которым набран комментарий, должен отличаться от шрифта основного текста. Размещается комментарий, как правило, под фото, но вполне допустимы варианты с выравниванием по его правой или левой стороне.

           
   
 
     
 
 


Комментарий никогда не следует размещать на самой фотографии. Если у снимка есть маловыразительная область, которая, как будто, подходит для этих целей, следует кадрировать (обрезать) снимок.

В идеале каждое фото должно сопровождаться своим комментарием. Но иногда композицию из нескольких фотографий уместно сопроводить общим комментарием, расположив его так, чтобы он относился ко всем снимкам сразу.

Комментарий должен быть достаточно длинным, чтобы вкратце объяснить все детали фотографии. Содержание одних снимков очевидно и не нуждается в разъяснениях. Другие же (к примеру, архивное фото, произведения искусства, фотографии, не сопровождающиеся статьей) могут потребовать достаточно пространных описаний.


При взаимном размещении четырех составляющих статьи необходимо руководствоваться следующими непреложными правилами:





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1498 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...