Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Они отделяют себя от этой среды и совершают добровольные и
целенаправленные действия по достижению своей цели. Они активно
приобщались к задаваемому обществом канону на манер того, как ов-
ладевают иностранным языком взрослые, т.е. действуя вполне целе-
сообразно. Эти молодые люди предавались самотворчеству и сами се-
бя нормировали. Речь идет о добровольном самоконтроле. Именно из
этих молодых людей и получились советские люди.
Встает вопрос, а кто, собственно, придумал идеологему и канон со-
ветский человек, такой идеальный, здоровый, идеологически выдер-
жанный, соревнующийся в труде, проводящий свои досуги культурно.
Порою по некоторым работам складывается впечатление, что чуть ли
не Политбюро ВКП(б). Этот канон можно считать официально про-
изведенным. Вероятно, можно даже определить, когда именно он был
задан, когда сменил собой канон <нового человека>, бытовавший в
20-е годы, а также в начале 30-х. Новый канон <советский человек> был
провозглашен в 1934 г. на XVII съезде ВКП(б), съезде <победителей>.
Советская идентичность, <советскость> - канон, который пред-
лагался <сверху>. Для того чтобы канон жил и не канул в Лету, он
должен социально воспроизводиться, т.е. вырабатываться людьми в
процессе совместной деятельности, быть общим продуктом. Бытова-
ние его возможно, только если он социально воспроизводится в пра-
ктиках и жизненных стилях тех, кто его принимает. Он должен был
обрести жизненный смысл для тех, кто жил в тогдашнем обществе.
Должна была иметь место риторическая работа общества.
Как это происходило?
Канон <советский человек> подразумевал <идеологическую вы-
держанность>. Идеологический дискурс, как он был, представлен мо-
делью Краткого курса истории ВКП(б). Он был суров и требовал
практически буквального воспроизводства.
Молодые люди проявляли интерес к языку идеологии как капита-
лу, который функционировал в поле установления баланса власти.
Они делали свои ставки в социальной игре, выигрышем в которой бы-
ла не только жизнь, но и социальная мобильность. Еще раз подчерк-
нем: новые идеологемы навязывали, но в этом поле велась игра, в ко-
торую вступали добровольно.
Молодые люди обращались к этому языку как к средству ориента-
ции. Посредством цитат из идеологического дискурса они стремились
не только самоопределиться, обрести идентичность, найти свое место
в обществе, вступить на путь социальной мобильности, но и упорядо-
чить пространство жизни. Деревенский мир распался, городской был
для них нов, надо было его собирать. Сегодня люди вряд ли могут
представить себе ужас незнания при столкновении с событиями и об-
стоятельствами, у которых нет имени.
Имена <основоположников> - Маркса, Ленина, Сталина - были
именами-мифами, символическим и аффективным инструментом
приобщения. Цитаты из идеологических брошюр становились мета-
форами, которыми люди жили. Они превращались в идиомы повсе-
дневного языка.
Таким образом, мы попадаем в область, где субъективные желания
и объективные возможности соотносятся, где желают неизбежного, а
из необходимости делают добродетель. Определяемые социально и
исторически конкретными условиями, воспроизводства действия
производятся свободно. Мы в который раз наблюдаем, как искусство
<социального изобретения> дает практически непредсказуемые ре-
зультаты, но при том, что многообразие проявлений этого искусства
социально же ограничено. В конечном счете, результат социального
изменения никогда не совпадал с тем, что планировался сверху.
На непредсказуемость результатов социального изменения рабо-
тало еще одно обстоятельство. У социального образца, который на-
зывался <советский человек>, помимо идеологии была еще одна со-
ставляющая- культурность. Это слово еще отсутствует в докладе
Сталина XVI съезду партии. В Отчетном докладе XVII Съезду
ВКП(б) оно встречается неоднократно^.
Культурность не равна <высокой культуре> как системе ценно-
стей. Это культура в антропологическом понимании, представленная
в стиле жизни. Культурность подразумевала не только социально
одобряемые речевые практики, но и <культурный>, т.е. нормативный
литературный язык. Она предусматривала гигиену, еду и одежду. Эта
идеологема включала программу правильного поведения на публике и
маркирование связей между людьми через приобретение вещей, спо-
соб репрезентации завоеванной социальной позиции и самообраз дос-
тойного человека. Здесь область добровольной репрессиипо отноше-
нию к самому себе, т.е. самоограничения и самоконтроля, резко рас-
ширяется. Идеологические и телесные практики выступают в нераз-
рывном единстве.
Канон культурности был не столь жестким, как идеологический.
Компонент удовольствия был выражен достаточно ярко. Внешний
контроль на эту область распространялся меньше. Неразрывность,
единство идеологически одобряемых поступков и достижений и удо-
вольствия от <культурности> лежали в культуре тогдашнего общест-
ва на поверхности.
Не только в дневниках молодых людей, но и в воспоминаниях ста-
риков, которые могли быть написаны уже в 70-80-е гг. XX в., как
<Страна грамотная и культурная>, <бурный рост культурности>, <зажиточная
культурная жизнь>, <культурно-развитые трудящиеся> и др. (Сталин И.В.
Соч. - Т. 13. - М., 1951. - С. 306, 358, 360 и др.)
правило, отмечались важные покупки наравне с другими знаками до-
стижений: часы, мандолина, новое пальто, дорогие билеты в театр,
первая встреча Нового года в компании городской молодежи. Получе-
ние комсомольского билета (значимая ритуальная практика инициа-
ции) или книжки ударника выступали на равных с обретенным умени-
ем танцевать новые танцы, новой городской едой и одеждой. Практи-
ки культурности воспроизводились совместно верхами и низами.
Нельзя сказать, что они инициировались сверху. Скорее, наоборот,
верхи подхватывали низовые инициативы.
Романы с идеологическим языком и игры культурности были тес-
но взаимосвязаны. Те, кто не участвовал в идеологических играх эпо-
хи, кто не шел на них добровольно (пусть даже на какой-то момент),
не получали нового социального и культурного капитала. Отсутствие
капитала приковывало к месту. Те, кто не участвовал, оказывались в
первой группе молодых людей. В дальнейшем они составили низы но-
вого общества.
То, что происходило с молодыми людьми из второй группы, мы
сравнивали с изучением иностранного языка. Этот процесс можно
сравнить и с примеркой масок. Желая <быть как все>, молодые люди
начинали тренироваться в примерке масок. Они учились конструиро-
вать свой жизненный проект, а заодно, кстати, вообще <обучались>
тому, что такое биография. Складывалось представление о возможно-
сти множества ролей у одного человека, традиционному обществу не
свойственное.
Роли примерялись как маски. Человек, который был образцом для
подражания, выступал в качестве зеркала. Это мог быть и комсо-
мольский вожак, и <буржуазный специалист>.
Театр стал своего рода метафорой превращения. Театр был клю-
чевой фигурой тогдашней культуры. Это касается, впрочем, и других
переходных эпох. Хождение в театр служило средством означивания
новой (не традиционалистской) идентичности. В шкале оценок театр
стоял на высоком месте.
В фильме <Становление советского театра (1920-1930 гг.)>
(авт. сценария - д.ист.н. С.В.Стахорский) использованы киноза-
писи 30-х годов: самодеятельный спектакль в военной части: <Го-
ре от ума> Грибоедова под руководством актеров Малого театра.
Театр шефствовал над военной частью. Конец спектакля, апло-
дисменты, исполнитель роли Чацкого выходит к рампе, срывает
с себя парик и фрак. Под париком - стриженая голова, под фра-
ком - гимнастерка со значками ГТО. Сейчас мы видим иронию
происходящего, ибо гимнастерка - тоже костюм, который напя-
лил на себя бывший крестьянин.
Оппозиция культурного и некультурного времяпрепровождения,
культурности и отсталости - знак эпохи. Эта оппозиция - органиче-
ский элемент классификации мира. Она задавалась теми, кто властву-
ет над классификациями. В то же время, подчеркнем еще раз, она
принималась добровольно.
Вот ряд записей, в которых <культурность>, <культурный> -
ключевые слова. Они сделаны молодым человеком - бывшим
крестьянином, поселившимся в Москве в 30-е годы. Его дневник
хранится в Центре документации <Народный архив> (ф. 30). От-
рывки приводятся в соответствии с орфографией оригинала.
Большое число орфографических и прочих ошибок свидетельст-
вует: человек только учится пользоваться литературным языком.
<Культурно оделся сходил в кино, очень хотелось сходить в
парк культуры и отдыха денег не хватило> (18 июня 1934 г.).
<Она была весьма развитой дивчиной из культурной состоя-
тельной семьи. Из семьи советской аристократии...> (20 декабря
1937 г.).
<В последнее время чувствую что начал расти культурно и в
сравнение с прошлыми годами вырос неузнаваемо. Это еще имеет
значение что нахожусь среди ребят тоже культурных. Какое гро-
мадное значение в жизни имеет обстановка в которой находишься,
люди среди которых вращаешься. Заимел хороший костюм. На
днях купил плащ. Одет культурно чисто, и сам в смысле чистоты
акуратен. Материальная сторона неплохая. Прорыв громадный в
материальной стороне. Это прорыв куда нада. Бросить все силы
всю энергию пока непоздно, а то время осталось совсем немно-
го...> (18 июня 1934 г.).
<... вращаясь в кругу делекторов и вообще людей материально
обеспеченных хорошо одевающихся всегда чистых людей я сам
всегда старался быть...одетым аккуратным с накрахмаленным во-
ротничком выглаженным костюмом. Это прививало мне внеш-
нюю культуру> (1 января 1936 г.).
Следующие записи позволяют понять, насколько связано ов-
ладение идеологическим языком и размышления над соответст-
вующими предметами и стремление к <культурности>.
В одном отрывке совмещаются знаки успеха и удовольствия и
сообщения о попытках чтения идеологических текстов: <...купил
себе мандолину. Вторая вещ которую я купил за свои собственые
деньги добытые трудом. Первая вещ были часы купленные в ию-
не 1932 года. Отпуск погулял с ними с форсом. Ну пора спать.
Зачитался газетами. Сегодня интересный доклад Мануильского
о XII пленуме ИККИ (ИККИ - Исполнительный комитет
Коммунистического Интернационала. - Н.К.). Легко и захва-
тывающе читается> (2 ноября 1932 г.).
Еще один отрывок: <Вчера в связи с 50-летием смерти Карла
Маркса в библиотеке Ленина была лекция из Комакадемии о его
деятельности. Я присутствовал. Не так уж реч как замечательный
читальный зал. Большой, чистый уютный, и вообще культурный>
(15 марта 1933 г.). Что интересует его больше - юбилей Маркса
или возможность побыть в <культурности> чистого и уютного за-
ла, от пребывания в котором он явно получал удовольствие? Зал,
который был так не похож на его собственное бедное жилище:
комнатку в московской коммуналке, которую он делил с матерью
и отцом, раскулаченным крестьянином с Украины.
Те, кто участвовал, начинали пользоваться новыми видами капи-
тала.
Именно в результате описанных игр люди начинали использовать
более сложные формы воспроизводства жизни. Бывшие крестьяне
обращались к языку больших идеологий. В качестве средства воспро-
изводства использовалось образование. Как следствие - усложня-
лась социальная структура, возникали новые социальные группы, со-
ставившие то, что можно назвать советским средним классом. Соци-
ум становился более прочным и жизнеспособным. За неимением луч-
шего понятия свершившееся называют модернизацией. В процессе
воспроизводства как общество в целом, так и облик людей, его соста-
вляющих, менялись.
Этим молодым людям - в случае социальной удачи - казалось,
что они получили от советской власти все. Они с гордостью называ-
ли себя советскими людьми. Идентичность уже была не ситуацион-
ной, но постоянной, надситуационной, длящейся во времени. Если их
спросить, почему они советские люди, они способны отчитаться за
свою советскость.
Имеет место самоконтроль за нормами и правилами, схемами вос-
приятия и оценки, способами постановки и решения жизненно-прак-
тических проблем. Именно в этом случае можно говорить о принятии
значения позиции человеком - социальным агентом. Речь может ид-
ти о своего рода <строительстве>, конструировании идентичности.
Здесь <Я> социального агента срастается с его позицией.
Именно в условиях Модерна в массовом порядке появляются лю-
ди, у которых <Я> представляет собой рефлексивный проект (см. те-
му 6). Этот рефлексивный проект состоит в поддержании связных, но
постоянно подвергающихся ревизии биографических повествований.
Осуществление этого проекта происходит в контексте множественно-
го выбора, профильтрованного через абстрактные системы. В нашем
случае абстрактная система представлена идеологией, которая, кста-
ти, задавала и канон <правильного> жизненного пути.
Понятно, что может иметь место ситуация, когда агент может не-
гативно относиться к собственной позиции, но тем не менее иденти-
фицироваться с ней. Значимость этой позиции для человека налицо.
Советский человек как способ самообозначения сохранял лично-
стную значимость вплоть до 70-х годов нашего века. Бывший кресть-
янин из представителя <отживающего класса> становился <нормаль-
ным> членом общества.
Идентичность <советский человек> оказалась удобной и для тех, кто
происходил из <бывших> (детей священников, купцов и дворян, старо-
го чиновничества и мещанства). Прошлое несло опасность. Положе-
ние слишком многих было социально неустойчивым. Социальный ка-
нон советский человек для многих был якорем спасения. Ведь подра-
зумевалось: я не бывший, я не крестьянин, я не попутчик. Я советский
человек, а значит, нормальный член общества.
Новых людей не могло быть много по определению. Советские
люди составили значительную часть населения.
3. ПОБЕДИТЕЛИ ИПРОИГРАВШИЕ
Вторая группа молодых людей, в свою очередь, тоже делится на
две.
Одни добились желаемого: овладели идеологическим языком,
вскарабкались по социальной лестнице. Так, бывший крестьянин, по-
том красноармеец кончал военное политическое училище и становил-
ся комиссаром. Другой становился выдвиженцем, а затем советским
чиновником. Третий трудился у станка, а потом кончал рабфак и вуз.
Их жизненный стиль не похож на крестьянский образ жизни. Напом-
ним советский анекдот. К преуспевающему чиновнику приезжает
мать в деревенском платочке: <Сынок, а ты не боишься, что придут
большевики и все отберут?>.
Канон советской идентичности у этой группы людей в целом был
жестким и отличался простотой. Если вновь обратиться к образу
маски, то это маска, которая приросла к лицу. Новый язык, на овла-
дение которым они потратили столько усилий, набросил на них сеть.
Эту сеть сами они не ощущали. Во многом через этот язык они кон-
ституировались в социальный корпус выдвиженцев: партийных ра-
ботников, преподавателей марксизма и истории КПСС, советских
чиновников.
Как правило, у них происходил полный разрыв с прошлым: они го-
дами не виделись с родственниками, о прошлой жизни они старались
не говорить даже сами с собой. Если они и пытались вспомнить био-
графию своей семьи, то разве что по канонам соцреалистических ро-
манов: прошлое с его ошибками и заблуждениями - лишь подготов-
ка безупречного настоящего. Они конструируют себе новую биогра-
фию (<исправляя>, например, отца-середняка на отца-бедняка) и на-
чинают согласно этой биографии жить. Лишь много позже, завершая
свой жизненный путь, они начинают вспоминать, как было <на самом
деле>. Часто им этого сделать уже не удается, ибо они в вечном зато-
чении у своего языка.
Существовала, однако, и другая группа людей. Молодые люди хо-
тели того же, что и все, но потерпели неудачу. Им пришлось тяжело
в жизни. Зато языковая маска не приросла к лицу. Они в полной мере
почувствовали собственную <невписанность> в роль, несоответствие
себя самого роли (или ролям). Они раздваивались. Раздваиваясь, они
видели то, чего другие, <удачливые> члены общества не замечали.
Еще один важный момент. Неудачников часто разоблачали, тем са-
мым выталкивая в прошлое. Власть пыталась произвести <обратное
превращение>. Именно поэтому радикального разрыва с прошлым у
них нет. Что получается в результате?
Именно возврат в прошлое делит жизнь на <до> и <после>. Это
значимая ступень складывания идентичности, типологически уже не
принадлежащей традиционному обществу. Здесь момент индивидуа-
ции.
Этот процесс очень труден. Сначала молодые люди осмысливали
реальность посредством готовых классификаций идеологического
языка, лишь подвергая идеологические оппозиции инверсии (пере-
ворачиванию). Так, те, кто по официальной номенклатуре являются
<перерожденцами>, подвергаются переназыванию, превращаясь в
<прославленных героев труда> и пр.
Это - не свобода, но лишь призрак ее, ибо за пределы властно-
го поля эта игра еще не выходит. Сам способ классификации опре-
деляется властью. Однако властную игру эти люди явно портят, обо-
рачивая ее в свою пользу. Но правила не меняются. В противопо-
ложность удачникам они ощущают неуютность и крайнюю степень
одиночества.
Свобода (от языкового плена) начинает брезжить тогда, когда
восстанавливается разорванная цепь повседневности. Разоблачая их,
им напоминали, кто они есть на самом деле: дети классовых врагов,
скрывшие свое происхождение. Так они переставали отрекаться от
себя самих, т.е. от тех, какими они были раньше, от семьи, от пред-
ков.
Даже если они не сумели переломить баланс власти в свою поль-
зу и не попадали на желаемый <остров благополучия>, при них оста-
валась вновь обретенная биографическая идентичность, приватное
пространство, дар рефлексии. Кроме того, при них остается обре-
тенный культурный капитал: способность писать и говорить на ли-
тературном языке, слушать и понимать музыку, новый стиль жизни.
Получается, что подчинение (в частности, через овладение языком
доминирующих) обладает потенциалом освобождения.
Человек становился другим. И именно тогда происходит преобра-
жение, в результате которого они получают свою награду, - если,
конечно, дар рефлексии можно счесть наградой.
Путь этих людей часто был очень тяжелым. Если бы с ними не
случилось то, что случилось, они продолжали бы воспроизводить
традиционное общество. Без того, что с ними случилось, крестьяне
бы остались крестьянами. Большая часть людей, которые сейчас
живут в России, не были бы теми, кто они есть сейчас.
Люди, принадлежащие к поколению, о котором здесь идет речь
(те, кто входил в советское общество и выстраивал свою жизнь в
30-50-е годы), не обладали устойчивым ощущением безопасности,
которое может давать, например, высокий статус в стабильном об-
ществе. Они пришли из иных социальных пространств.
Канон <советский человек> в силу самой своей новизны делал людей
открытыми для пропаганды. Это приводило к буквализму в восприятии
канонов. Люди этого поколения не обладали собственным стилем жиз-
ни, они лишь создавали его. Риторическая работа общества с идеоло-
гемой культурность - органическая часть выработки нового жизнен-
ного стиля (не только собственно советского, но и городского).
Заниженное представление разных социальных групп о себе,
комплекс вины, который к тому же культивировался пропагандой,
вели, во-первых, к невозможности противостоять авторитетам, во-
вторых, к проявлениям крайней нетерпимости в микросреде. Во
многом отсюда - атмосфера взаимного доносительства. Отсюда -
огромная роль централизованных систем насилия.
Когда под вопросом продолжение жизни, люди истово воспроиз-
водят ритуалы. Советскую идентичность дольше всех хранят именно
бывшие крестьяне, как принадлежавшие к социальному слою, само
существование которого было под угрозой. Желая стать социальны-
ми удачниками, они культивировали техники как телесного, так и
вербального самоконтроля. Эти техники - часть механизма защиты
границ тела, которые должны быть защищены от вторжения.
Если вновь вернуться в широкий социально-исторический кон-
текст вхождения обществ в Модерн, то можно напомнить и о следу-
ющем. Люди этого поколения пережили стремительное дистанциро-
вание (расхождение) пространства и времени. Они были резко вы-
рваны из традиционной общности. Защитная сеть малого, локально-
го сообщества и традиции оказались разорванными в кратчайшие
сроки. <Я> и <общество> вдруг оказались взаимосвязанными слиш-
ком тесно, связь между ними была слишком короткой. Отсюда -
отдавание себя без остатка в руки власти.
Для этих людей вопрос <веры> в связность повседневной жиз-
ни, а также символические интерпретации экзистенциальных воп-
росов времени, пространства, континуальности и идентичности
были не просто актуальными. Это была проблема продолжения
жизни. Каждый индивид должен был заново создавать защитный
кокон, который мог бы помочь преодолеть превратности повсе-
дневной жизни. Надо было заново конструировать свою идентич-
ность. Отсюда - огромная роль идеологии, которая подсказывала
готовые ответы. Вообще исторически <свежим> человеком, а
именно таковым и был бывший крестьянин, любые языковые кли-
ше (пришедшие из литературы или идеологии) воспринимаются
как открытия.
Люди не могут выжить, если они не в состоянии упорядочить со-
бытия, дать им имя, включить в фонд символов общности. Они поль-
зовались наличным языковым материалом. Классификации мира ус-
ваивались в школе. С новыми словами-цитатами из идеологическо-
го дискурса молодые люди связывали исполнение желаний. Эти сло-
ва и имена выступали в прагматической, риторической и магической
функциях. Риторические фигуры идеологического языка выступали
как фигуры замаскированного желания.
Переходные этапы жизни всегда требуют психической реоргани-
зации. В традиционных культурах, там, где порядок вещей от поколе-
ния к поколению был более или менее стабильным на уровне коллек-
тивности, границы изменения идентичности были четко очерчены,
например, ритуалами инициации при переходе от юности к зрелости.
В этих ритуалах роль индивида относительно пассивна. В последнее
время многократно и справедливо отмечалась ритуальность совет-
ской культуры. Новые советские ритуалы, замещающие старые, во
многом были аналогичны последним (праздники, вступление в пионе-
ры, в комсомол, в партию).
Здесь хотелось бы еще раз обратить внимание на следующее.
Именно ментальный контроль за телом и повествованием о себе со-
ставляет новизну ритуалов советских в отличие от традиционных. На-
пример, вступая в партию или комсомол, человек должен был расска-
зать автобиографию, т.е. изложить именно свой жизненный путь, а не
только рассказать пути рода или группы, к которой индивид принад-
лежит или желает принадлежать. Фиксация на письме процесса кон-
струирования идентичности (который проявляется и в фактах конст-
руирования автобиографии) - свидетельство отхода от традицион-
ных типов конструирования идентичности. Такое конструирование
немыслимо в традиционных крестьянских общностях. Искусство
<бытия в настоящем> порождает самопонимание. Оно необходимо
для того чтобы планировать и конструировать жизненную траекто-
рию в соответствии с внутренними желаниями индивида.
Модерн идее судьбы противопоставляет представление об открыто-
сти событий. Принадлежащие к первому поколению советских людей -
бывших крестьян были выброшены в большое общество. Их габи-
тус, заданный первичной социализацией, <диктовал> тем не менее <при-
верженность> формам предопределенности, которым модерный взгляд
противостоит. Это еще один фактор, способствующий огромной роли
абстрактных систем, представленных идеологическим повествованием.
Доверие - решающий порождающий феномен развития лично-
сти. В документальных следах, оставленных советскими людьми, мы
не часто встречаем радикальное экзистенциально болезненное сомне-
ние. Чаще - беззаветное доверие авторитету. Для того чтобы ситуа-
ция изменилась, потребовалась смена поколений.
Тем не менее хотелось бы подчеркнуть, что описываемые здесь
процессы изменения человека имеют огромную социально-историче-
скую значимость.
Здесь можно лишь сказать, что, несомненно, предпосылкой кризи-
са советской идентичности является превращение ее в массовом мас-
штабе в идентичность ситуативную, т.е. не важную жизненно. Это
происходит со второй половины 50-х годов после смерти Сталина, по-
сле XX съезда, когда тоталитарный дракон почти перестал кусаться.
Когда <классическая> советская эпоха осталась позади, людям уже не
надо было подтверждать свою советскую идентичность постоянно.
Правда, семейная социализация тех, кто рождался в 40-50-е гг., про-
ходила еще в классический советский период. Принадлежащие к это-
му поколению помнят собственное чувство умиления от приобщения
к большим идеологическим повествованиям эпохи. Лишь во второй
половине 70-х советская идентичность утратила значение, превратив-
шись в ничего не значащий ярлык.
В этой точке разговор о советском человеке кончается и начина-
ется новая история.
Отход от советской идентичности происходит по-разному. Нельзя
приуменьшать значение прихода новых визуальных средств коммуни-
кации, которые вместо определенности, обещанной большевистским
просвещением, предложили коллаж жизненных стилей и обстоя-
тельств.
Идентичность, которая была протяженной во времени, стала пре-
вращаться в мозаичную. Это можно интерпретировать как переход к
постсовременности.
Тема 9
НОВЫЕ ЧЕРТЫ СЕГОДНЯШНЕЙ СИТУАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Что нового во всем этом, так это
то, что старые полюса притяжения -
нации-государства, партии,
профессии, институции
и исторические традиции -
утрачивают привлекательность...
Каждое <Я> соотносится с самим
собой. И каждый знает,
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 412 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!