Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
подвижности людей, которые жили в доиндустриальную эпоху: они
легче плакали, радовались, не задумываясь, на удар отвечали уда-
ром. Кроме того, традиционное общество обладало социальными
механизмами снятия напряжений, которые вырабатывались века-
ми. К числу таковых относятся разного рода ритуалы, праздники,
во время которых <добровольно-принудительно> осуществлялась
разрядка^. В современных обществах праздников намного меньше,
чем в традиционных.
Тревоги порождаются и умножением возможных жизненных
^Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. - Киев, 1994. - С. 150.
^Слово принудительно не случайно: в празднике должны были участвовать
абсолютно все члены общности. См.: Мосс М. Обязательное выражение чувств
(Австралийские погребальные словесные ритуалы) // Мосс М. Общества. Обмен.
Личность. Труды по социальной антропологии. - М., 1996.
миров. Жизнь становится вечно меняющейся, мобильной. Индиви-
дуальная биография начинает восприниматься как последователь-
ность движения по разным мирам, ни один из которых не воспри-
нимается как дом. Ключевая метафора современности - бездо-
мность. Именно в культуре Модерна возникает романтический об-
раз странника. Отсюда же навязчивый мотив одиночества в элитар-
ной культуре.
Самые опустошающие последствия современность имеет в сфе-
ре религии и веры. Неопределенность и плюрализация повседнев-
ной жизни (биографии) приводят к серьезному кризису, который
может проявляться в экзистенциальном беспокойстве. Оказывает-
ся подорванной старая и, вероятно, главная функция религий: при-
давать определенность человеческому существованию. Социаль-
ная бездомность становится метафизической. Дома нет нигде, и это
трудно перенести. Ведь зло продолжает существовать, человек ос-
тается смертным, а жизнь его хрупкой. Важен вопрос, в какой сте-
пени культурные обстоятельства обеспечивают веру в когерент-
ность (связность) повседневной жизни.
Выше говорилось, что ответом общества на эти тревоги было
появление области приватности, разделение жизни человека меж-
ду общественной и частной сферами.
Частная жизнь - род балансного механизма, который обеспе-
чивает компенсацию тревог, привносимых <большими> структура-
ми. Частная жизнь представлялась прибежищем от угроз аноним-
ности. Прозрачность и понятность частной жизни делают выноси-
мой непрозрачность жизни публичной. Недаром в эпоху современ-
ности даже религия становится приватной. До этого никогда не го-
ворили о религии как о частном деле.
Решение частной жизни помогало и помогает многим людям.
Но оно имеет <встроенную> слабость. Отсутствуют институты,
которые бы надежно структурировали человеческую повседнев-
ность. Понятно, что в частной жизни есть свои институты. На-
пример, семья, получающая государственную легитимацию. Со-
храняются религиозные институты (церкви), добровольные орга-
низации, клубы и пр. Но ни один из них не <отвечает> за частную
жизнь как целое. Они видятся произвольными и искусственными,
так как не способны дать чувство стабильности и надежности. Ес-
ли же они надежность обеспечивают, то воспринимаются людьми
как бюрократически-анонимные, абстрактные, порождающие
аномию.
Понятно, друг наш язык залечивает раны с помощью клише. На
помощь приходят привычки, обычаи и другие рутинные действия.
Это надежное противоядие от тревог, угрожающих чувству онтоло-
гической безопасности. Таким образом создается защитный кокон,
который помогает продолжать жизнь. В практической повседнев-
ной жизни мы принимаем как данность существование вещей, дру-
гих людей, социальных институтов. Тем не менее ритуальность об-
ществ Модерна значительно ниже по сравнению с традиционными.
Жизненный путь перестает структурироваться ритуальными пере-
ходами из состояния в состояние. Каждый порог опыта может по-
рождать кризис идентичности.
В частной жизни индивид конструирует прибежище, которое
должно служить ему домом, но холодные ветры бездомности угро-
жают этим хрупким конструкциям. Напрашивается вопрос о хруп-
кости самого проекта современности. Это ощущение так передает
французский социолог Ж. Фурастье: <Человек доиндустриальных
обществ жил на земле сотни тысяч лет. Он страдал от голода, хо-
лода, болезней, но он, во всяком случае, доказал свою способность
к длительному историческому существованию. Индустриальный
человек живет на земле менее двухсот лет. Но он успел нагромоз-
дить столько проблем, что уже сейчас неясно, будет ли он сущест-
вовать завтра>^.
5. СОЦИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ И ТРЕВОГ
Темы Модерна не охватывают все общество одновременно. Об-
щество многомерно. В процессе изложения материала все время
подчеркивалось, что темы Модерна в разных социальных про-
странствах звучат по-разному. В повседневную жизнь всех людей
вторгаются отдаленные события. В разных социальных стратах
это происходит с разной скоростью.
Сравним мысленно жизнь крестьянина, тесно связанную с мес-
том, и жизнь поколений английских или голландских купцов, не од-
но столетие торгующих, допустим, с Индией. Люди, входящие в по-
следнюю группу, легко перемещаются во времени, на огромные
расстояния и мысленно и реально. Купцу или промышленнику пе-
ресчет времени на деньги кажется естественным, самоочевидным.
Рабочему - бывшему крестьянину это представление приходится
навязывать, часто сугубо насильственными методами. Однако и
для него оно становится постепенно самоочевидным. Способность
к новым способам деятельности, новые классификации мира, но-
вое видение оказывается встроенным в тело, часто через <запись
на теле>.
Существуют социальные пространства, где культивируются
приватность и ценности индивидуальности. Есть области, где гос-
подствует экономическая рациональность. Существуют области,
где вхождение в Модерн осуществляется в первую очередь через
репрессивные дисциплинарные практики.
Эта сторона Модерна стала привлекать внимание ученых имен-
но в XX в. Над этой проблемой работал, в частности, знаменитый
^Fourastie J. Lettre ouvert a quatre milliards d'hommes. - P., 1970. - P. 35.
французский философ М. Фуко в работе <Надзирать и наказы-
вать>^.
Дисциплинарные процедуры, обеспечивающие баланс власти в
традиционных и современных обществах, различны, но они всегда
имеют место. В традиционных обществах власть осуществлялась в
форме взимания произведенного продукта, захвата вещей, людей,
земель. В традиционных обществах наказуемый, как правило, под-
вергался пытке. Это был насильственный телесный ритуал. Он
осуществлялся не только в тайных подвалах и застенках. <Испыта-
ние> преступника могло превращаться в род социального театра,
превращающего в драму триумф порядка над <злодеями>.
В обществах Модерна, подчеркнем еще раз, закон выступает в
форме универсальной нормы. Идеология и дисциплинарные прак-
тики оказываются и взаимосвязанными, и автономными. Идеология
Просвещения стояла на революционных позициях относительно
уголовного наказания. Реформистские проекты, начиная с XVIII в.,
базировались на просветительских установках. Идея равенства
всех перед законом была здесь ключевой. Целью этих проектов
было изобретение наказания, которое было бы применимо ко всем.
Оно различалось по степени в зависимости от совершенного пре-
ступления. Наказание должно было быть полезным для общества и
назидательным для осужденных.
Нормирование осуществлялось за счет дисциплинарных проце-
дур, т.е. эти процедуры были подчинены цели, выступали в качест-
ве средства. Однако дисциплинарные процедуры быстро <оторва-
лись> от идеологических проектов. Как и любое средство, они <са-
ми собой> усовершенствовались не только в тюрьме, но и в армии,
и в школах, быстро победив обширный и сложный юридический
аппарат, построенный Просвещением. Эти техники рафинирова-
лись и распространялись без опосредования идеологией. Через эти
процедуры осуществляется универсализация единообразного нака-
зания - тюремного заключения. Тюремное заключение - главная
форма наказания в современном мире. Через дисциплинарное со-
циальное пространство, одинаковое для всех и каждого (школьни-
ков, солдат, рабочих, преступников, больных), эти техники превра-
тились в инструмент, способный дисциплинировать и подвергать
контролю любую человеческую группу. Детали побеждали тео-
рию. Возникла своего рода диктатура средств.
Вновь подчеркнем: трудно оценить свершившееся положитель-
но или отрицательно. Так или иначе, в обществах Модерна возмож-
ности надзора расширяются. Средства усовершенствуются, а это
порождает асимметрию власти. Возрастание рефлексивности об-
щества в целом идет параллельно интенсификации административ-
ного контроля.
Блага и тревоги современности не распространяются равномер-
^Foucault М. Discipline and punish: The birth of the prison. - N.Y., 1979.
но на общество в целом, на всех людей, которые в обществе живут.
Они распределяются отнюдь не поровну. Балансы власти неравны.
В истории блага всегда сосредоточиваются в одном, весьма ограни-
ченном социальном пространстве, беды сосредоточены в другом
социальном пространстве. Первое - пространство доминирую-
щих, второе - пространство доминируемых.
В социальном пространстве доминируемых концентрация бед
намного превышает концентрацию благ, хотя в процессе истории
соотношение между первыми и вторыми может меняться в сторо-
ну выравнивания. Но в целом история обществ - свидетельство
тому, что существуют социальные группы людей, несущих глав-
ным образом утраты. Приобретения (в виде индивидуальности,
свободы, универсализма, приватности и пр.) долгое время проходят
мимо них. В течение более чем полутора веков тех, кто это про-
странство населяет, называли пролетариатом. Этим именем обо-
значали людей, которые были лишены тех видов капитала, кото-
рые бы позволяли чувствовать себя в современности уютно. Про-
странство, в котором эти люди обитают, обширно. В начале XX в.
В. Зомбарт отмечал: <... масса пролетариата столь велика, что
своеобразные черты ее жизни, а особенно свойства пролетарской
психики приобретают все большее значение для общества в це-
лом>^.
Именно эти люди в первую очередь становятся объектами дис-
циплинарных практик. Они меняются, перестают быть крестьяна-
ми, бродягами, ремесленниками через <запись на теле>. В первую
очередь по отношению к ним применяются выработанные общест-
вом техники дисциплинирования, надзора и наказания. Будто прой-
дя большой мукомольный жернов, люди выходят оттуда в виде
вполне однообразной массы, которая говорит только на одном язы-
ке: одинаковые воззрения, одинаковые моды, одинаковые песни
там, где царило бесконечное разнообразие. Они обретают новый
ритм: ритм производственный, скучный, однообразный, машин-
ный. Возникает новый габитус. Появляется новая телесность, ме-
няется <физическое естество> и ментальность.
Напомним о логике нашего рассуждения. Свойства габитуса
буржуа были перенесены на предприятие, а затем распространи-
лись на общество в целом. Социальные изобретения <благородно-
рожденных> также распространились. Новые общественные отно-
шения формируют новый габитус - как через техники дисципли-
ны, так и через добровольный самоконтроль - у достаточно боль-
шого числа людей. Эти практики воспроизводятся. Уходя из одних
областей общества, они перетекают в другие.
Об этих людях написано очень много. Обратимся к одному из
описаний: <Необходимо обратить вспять естественный ритм орга-
низма, который должен научиться спать днем и просыпаться в са-
^Зомбарт В. Пролетариат. - СПб, 1907. - С. 9.
мые глубокие ночные часы. Скорость всех движений должна быть
увеличена... Их организмы трансформируются в живое орудие тру-
да. Обучиться делу... - обрести ритм... Это означает также способ-
ность работать быстро, причем в течение 10 часов, перекусить, не-
много поспать и вернуться к работе через несколько часов в пол-
день, и так день за днем... Это означает тренированность тела, спо-
собность жить на нервах, именно в тренировке и перестраивании
своего физического естества и заключается смысл института под-
мастерьев. Таким образом, можно сказать: в то время, когда пека-
ри готовят хлеб, последний печет их. Если народу хлеб нужен, что-
бы жить, то ремесленные формы производства алчут тела булоч-
ников, дабы выжить. Производственные отношения рождают лю-
дей, которые затем их и воспроизводят>.
Можно подумать, что приведенный отрывок взят из работы
Ф. Энгельса <Положение рабочего класса в Англии>, в которой
речь идет о происходящем в первой половине XIX в. Текст принад-
лежит, однако, перу наших современников, французских социоло-
гов Д. Берто и И. Берто-Вьям, которые пишут о сегодняшних
французских пекарях^.
Как происходит обучение? Новая дисциплина труда и новое
представление о времени формируются одновременно. В аграр-
ных обществах время исчисляется через ориентацию на трудо-
вые занятия. Подчеркнем еще раз: здесь нет различения <рабо-
ты> и <жизни>. Работа <по часам> непонятна. В России еще в на-
чале XX в. мануфактурные рабочие (например, на производстве
веревок и канатов) сами определяли, сколько им надо было рабо-
тать, чтобы выполнить задание. Они могли после обеда поспать,
а потом вновь возобновить работу. У нас на Урале существовали
рабочие, которые сочетали работу на заводе с крестьянским тру-
дом. Такие же рабочие существовали и в других странах.
Историк британского рабочего класса Э.П. Томпсон так опи-
сывал приход нового порядка. <Первые десятилетия XIX в. труд
не был регулярным еще из-за праздничных дней и ярмарок. Хотя
еще в XVII в. воскресенье заменило отмечавшиеся раньше дни
святых, народ упорно придерживался прежних традиционных
праздников.
Впервые о дисциплине рабочего времени говорится в относя-
щемся к 1700 г. своде правил железоделательного завода Кроули:
<Чтобы разоблачить леность и гнусность, наградить добрых и
усердных, устанавливается расписание и объявляется, что от пя-
ти часов утра и до восьми ве чера, или от семи утра и до десяти ве-
чера - это 15 часов. Из них вычитается 1,5 часа на завтрак, обед
и т.д. Итого получается 13,5 часов аккуратной работы. Не будет
^См.: Берто Д., Берто-Вьям И. Ремесленное хлебопечение во Франции: как оно
существует и почему выживает? // Биографический метод. История. Методология.
Практика. - М., 1994.
учитываться время, проведенное в пивных или кафе; игры; сон,
курение, чтение газет, споры - все, что не касается работы>.
Надсмотрщику и привратнику предписывалось представлять кон-
трольную карту, на которой с точностью до минуты обозначает-
ся время прихода и ухода рабочих. Так уже на пороге XVIII в. мы
вступаем на почву промышленного капитализма с его дисципли-
ной, с контрольной картой, надсмотрщиками, доносчиками и на-
казаниями.
Некоторые мастера старались лишить рабочих возможности
следить за временем. По свидетельству одного современника, ра-
ботавшего на фабрике, некого мистера Брэда, летом там работа-
ли, пока не стемнеет. Часы имели только мастер и его сын. У од-
ного рабочего были часы, но их у него отобрали и отдали на хра-
нение мастеру. Другой рабочий сообщал, что у них на фабрике
мастера утром и вечером передвигали стрелки на часах. Часто
хозяева старались сократить время обеденного перерыва, возве-
щая его не вовремя. Однако... постепенно рабочие научились вос-
принимать время так, как его понимали работодатели, и усвоили
формулу <время-деньги>. Первому поколению фабричных рабо-
чих вдалбливали, что значит время; второе поколение боролось
за сокращение рабочего дня; третье - за оплату сверхурочных
часов... Разделение труда, контроль, наказания, отсчет времени с
помощью удара колокола и по часам, денежное стимулирование,
проповеди, упразднение ярмарок и народных увеселений - все
это были меры, которые, в конечном счете, способствовали вы-
работке новых рабочих привычек и новой дисциплины времени.
Но нерегулярные рабочие ритмы сохранились и в XX в., особен-
но в Лондоне и в больших гаванях. Можно ли вообще утверждать,
что с переходом к индустриальному обществу произошло ради-
кальное преобразование социальной природы человека и его
трудовых привычек?> (Изложено по: История ментальностей.
Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзо-
рах и рефератах. - М., 1996. - С. 195-196).
Этот процесс в Британии имел место начиная с XVIII в. В
России он вовсю развернулся в XX в. Советские законы о преда-
нии рабочих и служащих суду за три прогула в месяц (1938 г.), за
опоздание на работу (1940 г.) - аналог заводских порядков, о ко-
торых пишет Э.П. Томпсон. Суровость этих законов определя-
лась не только жестокосердием властителей, но и общими зако-
номерностями вхождения в Модерн. Масса новых рабочих - го-
родских жителей и бывших крестьян подвергалась дисциплини-
рованию.
Результат жестокого обучения проблематичен. Человек выбро-
шен из локальной общности и пущен в свободное плавание. Утратив
семью традиционную, он не обрел ни приватности, ни нуклеарной
семьи. Его одиночество - не одиночество романтического странни-
ка. Он одинок, но это одиночество в тесной телесной близости с дру-
гими: в работном доме, в бараке. Вместо дома у него в лучшем слу-
чае комната. Можно сказать: дома у него нет дома. Он стремится на
улицу - в трактир, в пивную, в массу... Трактир и публичный дом мо-
гут показаться небом по сравнению с адом пролетарских жилищ.
Ему уже чуждо подчинение авторитету, но у него отсутствует ин-
дивидуальная идентичность и чувство уверенности. Он одинок, но не
индивидуален. Ряд исследователей характеризуют это состояние как
<непродуктивную индивидность> (А. Кара-Мурза).
Традиция и обычай утрачивают качества скрепы - умиротворяю-
щей, цивилизующей. Эти люди видятся людьми <голыми>, не подоз-
ревающими о существовании не то что свободы, но, порой, и пробле-
мы добра и зла. Они живут в мире самых простых потребностей. Они
оставлены на них самих, т.е. наедине с самими собой. Ситуация наеди-
не с самими собой нова для них. Как отмечалось выше, в традицион-
ных обществах наедине с собой они никогда не оставались. Они не
приобщились к благам современности, они выпали из иерархии, если
иметь в виду, что общество - это всегда иерархия (Ф. Бродель).
Эти люди пребывают в непривилегированных социальных про-
странствах. Такие пространства постоянно воспроизводятся. <Быв-
ший> западный пролетариат в XX в. приобщился к благам современ-
ности. В то же время подобные пространства продолжают сущест-
вовать в третьем мире. В России они также обширны.
Доминируемые не являются пассивными объектами дисципли-
нарных практик. Люди внизу, доминируемые - не пассивная мате-
рия, на которую доминирующие лишь накладывают социальную
форму. Их активность оказывает влияние на результат социального
изменения.
Городские низы действуют примерно так же, как крестьяне. На-
помним, что крестьяне используют тактики повседневного сопроти-
вления власти, позволяющие им выжить. Единое нерасчлененное
тело выступает против тех, кто всегда одерживает верх. Этот хор,
как правило, невидим и неслышим. Он становится замечаемым в
эпохи перемен. В истории люди, которые составляют этот хор, все-
гда оказывались побежденными. Они практически всегда действуют
по правилам, которые не ими заданы. Правила игры налагаются гос-
подствующим властным порядком. Не меняя правил, люди <снизу>
влияют на результат игры. Они разрушают и одновременно воспро-
изводят. Громогласному и бросающемуся в глаза производству соци-
ального порядка, представленному, например, в политических реше-
ниях, противостоит другое производство. Оно называется потребле-
нием. Тихое, почти невидимое, оно проявляет себя через способы
употребления продуктов, предлагаемых доминирующим порядком.
Это - присваивание чужого пространства.
Здесь нет базы, позволяющей капитализировать преимущества,
подготовиться к экспансии, сохранить независимость. Не имея мес-
та, тактики зависят от времени. Здесь чуждые цели оборачиваются
в собственную пользу. Так становятся возможными победы слабых
над сильными (людьми во власти, насилием разного рода и т.д.) с по-
мощью трюков, охотничьего чутья, сложных маневров. Здесь ис-
пользуются двусмысленные ситуации, обнаруживаются щели и зазо-
ры, в которые можно проскользнуть. Слабый не может победить
сильного, но он его использует. Системы институтов, отношений,
взаимодействий слишком огромны, абстрактны и мощны, чтобы
можно было ощутить их как свои. Они слишком опутывают, чтобы
можно было их избежать. Движения слабых способны оживлять, до-
пустим, бюрократическую систему. Без таких <трепыханий> эта си-
стема вряд ли прожила бы долго. Подобные способы действия напо-
минают мимикрию растений и рыб. Этого рода тактики как будто
пришли из лесов и океанов на улицы наших деревень и городов. Они
выходят на поверхность исторической жизни тогда, когда нарушает-
ся локальная стабильность. Историкам больше известны социаль-
ные движения, нежели формы сопротивления, которые не заметны
на поверхностный взгляд.
В процессе исторического развития возникают каналы, через ко-
торые осуществляется давление <снизу>. В качестве таких каналов
выступают массовые движения и организации. Появление массовых
политических организаций в XIX в. свидетельствовало об изменении
балансов власти в сторону доминируемых. Происходит снижение
властного дифференциала. Сегодня ни один правитель не скажет,
что он правит оттого, что принадлежит к благородному сословию,
или потому, что власть дана ему от Бога. Правители вынуждены ле-
гитимировать себя в глазах подданных через соотнесение с неличны-
ми принципами и идеалами. В частности, они должны предлагать
программы, которые ставят целью совершенствование социальных
отношений. Правители пытаются одержать победу над массами,
предлагая пути улучшения жизни рядовых людей. Так осуществляет-
ся процесс демократизации. Он свидетельствует об относительном
изменении в распределении власти между доминирующими и доми-
нируемыми. Баланс власти уравновешивается. Рост взаимозависи-
мости приводит к тому, что люди в большей степени ощущают и
осознают внеличный характер отношений. В то же время рождает-
ся возможность восприятия обществ как функциональных цепей,
объединяющих взаимозависимых людей^.
6. КТО НАЗВАЛ ПРОЛЕТАРИАТ ПРОЛЕТАРИАТОМ?
Попробуем взглянуть на проблему с другой стороны. Что же сам
<пролетариат>? У него - иные мотивы. Мы можем ощутить их, об-
ратившись к тому, что говорят представители, ибо рядовые, как пра-
вило, безгласны. Обратимся к высказыванию одного из лидеров чар-
тизма, мощного движения английских рабочих в начале XIX в.: <Це-
^Elias N. What is Sociology? - N.Y., 1978. - P. 66-67.
лью чартизма как политического движения не является достижение
права голоса ради права голоса... Проблема всеобщего избиратель-
ного права - это, по сути, проблема вилки и ножа... проблема хле-
ба и сыра... Если кто-то спросит меня, что я имею в виду под всеоб-
щим избирательным правом, я отвечу, что для меня оно означает
право каждого трудового человека страны иметь теплую куртку на
плечах и... хороший обед на столе>^. Люди внизу вкладывают свои
смыслы в понятия избирательное право, классовая борьба. Эти
смыслы тесно увязаны с потребностью продолжения повседневного
существования. Часто те, кого называют пролетариатом, не борют-
ся за новый мир, но защищают старые установления и границы. Их
волнует то, что у них отнимают. Им не так уж важно и принципиаль-
но, как их называют. Они начинают играть с идентичностью, с само-
названием только тогда, когда это важно для осуществления малень-
ких жизненных целей.
Тех, о ком здесь идет речь, можно назвать новыми городскими
людьми, в отличие от старых городских людей: буржуа, бюргеров. В
XIX в. их называли пролетариатом. В XX в. часто называют массой.
Слово масса имеет отрицательные оттенки значения. Тогда получа-
ется, что пролетарий, человек массы, новый городской человек, -
историческое извращение, даже монстр.
Вряд ли целесообразно взвешивать на весах <положительные> и
<отрицательные> черты человека массы- что перетянет... Главное -
учитывать глубинную значимость массовых процессов. То, что
называют массой, - люди. Масса состоит из людей. Мы употребля-
ем имя масса, когда люди действуют за пределами всех и всяческих
представителей и представленностей. Масса - и слабое, и сильное
место социальной реальности. Баланс власти складывается, как пра-
вило, не в ее пользу, но у нее есть сила. И объяснять массовые про-
цессы невозможно, основываясь на субъектных, персоналистских
логиках, базируясь на социологии нормы. В истории люди массы не
действуют как автономный ответственный субъект.
Подобное понимание массового, конечно же, заставляет прини-
мать человека таким, каков он есть. Не надо, быть может, предъяв-
лять ему высокое требование непременно быть субъектом. Для мно-
гих это требование может оказаться завышенным. У одних над веч-
ными архетипами постепенно нечто надстраивается - разум, созна-
ние, субъектность. У других нет, но они тоже люди, и таких людей в
мире сколько угодно.
Множество социальных мыслителей скорбели над свершившим-
ся фактом появления новых городских людей. Казалось, что они
возникли ниоткуда и несли опустошение в области морали и нравов.
Мир новых городских людей характеризовали как мир тьмы - без
надежды, без упования. <Опустошение в области морали! Неудиви-
тельно, когда вдруг погибли все традиционные запасы нравственно-
^Поулсен Ч. Английские бунтари. - М., 1987. - С. 240.
сти, которые в течение тысячелетий были собраны старыми обще-
ственными организациями, как оплот против зверя в человеке, и лю-
ди очутились друг перед другом (точно зверь перед зверем) без ка-
ких бы то ни было норм, объективно определявших их поведение...
Нарождается безнравственный народ!> - писал В. Зомбарт^.
Следует отметить неслучайность зоологических метафор: <чело-
век-зверь>, <вьючное животное>. Темы скифства, одичания, варва-
ризации сопровождают объективный процесс численного роста го-
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 359 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!