Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Власть и культура



1920-е годы ознаменовали собой новый этап в становлении разветв­ленной системы контроля над духовной жизнью общества. Уже в 1921 г.

366 История России с древнейших времен до наших дней


появился Агитпроп ЦК РКП(б), а 8 июня 1922 г. Совнаркомом было решено учредить Главное управление по делам литературы и искусства — Главлит. Этот орган должен был осуществлять предварительный про­смотр всех предназначаемых для печати и распространения литературных произведений, периодических и непериодических изданий, карт и т. д.

В 1922 г. высшее политическое руководство страны неоднократ­но обсуждало вопрос о высылке из страны «неудобной» интеллиген­ции. ГПУ получило широкие полномочия для «изъятия» отдельных людей и целых групп. Среди высланных из России оказалось несколь­ко десятков (по данным некоторых исследователей — до 300) ученых и деятелей культуры: биолог, бывший ректор Московского университе­та М. М. Новиков; литературный критик Ю. И. Айхенвальд; писатель и журналист М. А. Осоргин (Ильин); социолог П. А. Сорокин; фи­лософы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, Ф. А. Степун, И. И. Лапшин, Л. П. Карсавин, князь С. Е. Трубецкой; историки А. А. Кизеветтер, В. А. Мякотин, А. Ф. Изюмов; экономисты и агрономы Б. Д. Бруцкус, С. Н. Прокопович, А. И. Угримов и др.

Художественная жизнь 1920-х гг. требовала искусства остросоциаль­ного, понятного широким массам. Подлинный расцвет переживал рус­ский авангард, шел поиск новых творческих форм. Важную роль в объ­единении советских художников, в распространении искусства в мас­сах сыграла Ассоциация художников революционной России (АХРР), возникшая в 1922 г. на базе Товарищества передвижных художествен­ных выставок и некоторых других творческих союзов. АХРР выдвину­ла лозунг «героического реализма», который должен был составить фундамент будущего мирового искусства. Историко-революционная тематика являлась основной в творчестве К. С. Петрова-Водкина («После боя», 1923; «Смертькомиссара», 1928), М. Б. Грекова («Тачанка», 1925), И. И. Бродского (работал по политическому заказу и создавал живо­писную «Лениниану»).

В 1920-е гг. развивались и некоторые другие направления живо­писи. Так, основоположником в истории советского бытового жанра выступил Е. М. Чепцов. В портретном жанре работали Б. М. Кустоди­ев (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922; «Русская Венера», 1925—1926), С. В. Малютин (портрет писателя-бойца Д. Фурманова, 1922), Г. Г. Ряж-ский («Делегатка», 1927 и «Председательница», 1928), в пейзажном — Б. Н. Яковлев («Транспорт налаживается», 1923), в лирическом — К. Ф. Юон («Купола и ласточки», 1921), А. А. Осмеркин («Мойка, бе­лые ночи», 1927) и др.

Стремление к лаконичной, выразительной, конструктивной форме было характерно для членов творческой группы «4 искусства», возник­шей в 1924 г. В ее состав входили живописцы и графики (К. С. Петров-Водкин, В. А. Фаворский, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. П. Ульянов и др.), скульпторы (А. Т. Матвеев), атакже архитекторы (И. Жолтовский, А. Щусев и др.).

Примерно в тот же период (1925) оформилось Общество станковис­тов (ОСТ), объединившее в своих рядах молодых художников. Среди

Глава 13. Советская страна в 1920-1930-е гг. 367


его организаторов (наряду с Д. П. Штеренбергом, Ю. П. Пименовым, А. Д. Гончаровым) был А. А. Дейнека — живописец, график, художник монументально-декоративного искусства. Члены Общества боролись за законченную станковую картину, в которой стремились передать дух современности, жизнь индустриальной России (Ю. П. Пименов — «Даешь тяжелую индустрию!», 1924; А. А. Дейнека — «Перед спуском в шахту», 1925, «Текстильщицы», 1927). Важным направлением в твор­честве «остовцев» стало изображение преобразователя мира — нового человека. По этой причине излюбленным для художников ОСТ стано­вится образ спортсмена. Одним из первых, кто обратился в своем твор­честве к спортивной тематике, был А. А. Дейнека. Его работы 1920-х и последующих годов — яркое тому подтверждение («Футбол», 1924; «Игра в мяч», 1932; «Кросс» и «Физкультурный парад», 1938; «Хоккей», 1961).

Новые пути в развитии советской архитектуры прокладывали груп­пировавшиеся вокруг созданных в 1920 г. Высших художественно-тех­нических курсов (Вхутемас) А. Веснин, К. Мельников, М. Гинзбург, Н. Ладовский, И. Голосов, В. Кринский и др. Впервые наиболее ярко новое творческое направление проявило себя в 1923 г., когда был со­здан проект «Дворца труда» братьев Весниных.

В скульптуре 1920-х гг. особое место занимал И. Д. Шадр (И. Д. Ива­нов). В 1921—1922 гг. по заказу Гознака им были созданы знамени­тые изображения «Сеятеля», «Рабочего», «Крестьянина» и «Красноар­мейца», появившиеся вскоре на советских денежных знаках, марках и облигациях. Наиболее удачно Шадру удался образ сеятеля. Одним из классических произведений советской скульптуры стала работа И. Шадра «Булыжник — оружие пролетариата, 1905 год» (1927), экспо­нировавшаяся на выставке, посвященной 10-й годовщине установле­ния советской власти.

В графике и детской иллюстрации 1920-х гг. активно работали пред­ставители разных поколений: А. Бенуа, М. Добужинский, В. Фавор­ский, Д. Митрохин, Н. Альтман, С. Чехонин и др. Ими создавались ил­люстрации как к произведениям классической литературы (М. В. До­бужинский к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи», 1922), так и к произведениям К. И. Чуковского, С. Я. Маршака и др. Общее для ра­бот этого направления — высокий профессионализм в изображении реалистических и условно-обобщенных сюжетов.

В литературе, являвшейся одной из важнейших областей культу­ры, в начале 20-х гг. отчетливо проявилась тенденция к изображению драматичной схватки двух миров. Были опубликованы романы «Голый год» Б. Пильняка, «Падение Дайра» А. Малышкина, сборник расска­зов «Партизаны» и повесть «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова. Увидели свет такие разноплановые литературные произведения, как «Чапаев» Д. Фурманова (1923), «Железный поток» А. Серафимовича (1924), «Бе­лая гвардия» М. Булгакова (1925), «Разгром» А. Фадеева (1926), «Ти­хий Дон» М. Шолохова (1928, 1-я часть).

1920-е годы — время активной публицистической деятельности А. П. Платонова. Почти одновременно с появлением первой книги про­

368 История России с древнейших времен до наших дней


зы А. Платонова («Епифанские шлюзы», 1927), высоко оцененной М. Горьким, писатель создает сборники («Сокровенный человек», 1928; «Происхождение мастера», 1929), научно-фантастическую повесть («Эфирный тракт», 1926—1927), сатирическую повесть («Город Градов», 1926). В этот же период им был создан роман «Чевенгур» (1928—1929).

В целом, несмотря на нараставший идеологический нажим, 1920-е гг. стали периодом расцвета советской культуры, соединившей в себе ре­волюционные идеи, лучшие традиции серебряного века и передвиж­ничества.

Немало драматических поворотов в 1920— 1930-е гг. претерпели взаи­моотношения государства и Русской православной церкви. Давление на церковь усилилось во второй половине 1920-х гг. 8 марта 1929 г. ВЦИКи СНК издали новое постановление о религиозных объединениях, ко­торым запрещалось осуществлять благотворительную деятельность, обучать религии частным образом и т. д. По стране прокатилась волна мас­сового закрытия церквей. К 1928 г. РПЦ имела более 30 тыс. прихо­дов — 2/3 от дореволюционного количества. После этого число храмов стало резко сокращаться. В 1928 г. было закрыто 534 церкви, в 1929 г. — 1119. В Москве из 500 храмов к началу января 1930 г. оставалось 224, а через два года — 87 церквей.

В 1932 г. «Союз воинствующих безбожников» принял свой пя­тилетний план, в котором намечал поэтапно добиться закрытия всех духовных школ, лишить священнослужителей продовольственных кар­точек, провести массовое закрытие церквей, запретить написание ре­лигиозных сочинений и изготовление предметов культа, выслать всех «служителей культа» за границу и закрепить достигнутые успехи. Пос­ле приостановления в 1931 г. волны массового закрытия церквей с се­редины 1930-х гг. она вновь прокатилась по стране и сопровождалась арестами, высылками священнослужителей и активных прихожан.

В конце 1920-х гг. были закрыты религиозно-философские общест­ва «Воскресение», «Братство Серафима Саровского» и «Космическая Академия наук». Религиозно-нравственные искания членов этих об­ществ были прекращены. Наряду с репрессиями против представите­лей Русской православной церкви подобные меры преследовали своей целью разрушение основ церкви и религии в Советской России.

К этому же периоду относится «Дело Платонова». Знаменитый рус­ский историк, академик С. Ф. Платонов в своих работах противопо­ставлял объективную историческую науку классовым схемам историка-марксиста М. Н. Покровского. Платонова обвиняли в классовом при­миренчестве. В ноябре 1929 г. начались первые аресты ленинградских историков. В 1931 г. они были лишены званий и высланы из столиц. С 1934 г. подверглась гонениям уже историческая школа М. Н. По­кровского (умер в 1932 г.), которая, в свою очередь, была объявлена антимарксистской. Вершиной исторической науки провозглашалась «История ВКП(б). Краткий курс».

Главная цель партийного руководства состояла в том, чтобы при­дать культурному прогрессу коммунистическую направленность.

Глава 13. Советская страна в 1920-1930-е гг. 369


Це­левое финансирование, внедрение планового начала позволило СССР добиться высочайших успехов в повышении уровня образования. В 1930 г. в СССР было введено всеобщее начальное образование, а в городах — обязательное семилетнее. За годы первой и второй пяти­леток количество школ увеличилось почти на 40 тыс. В них обучалось более 30 млн учащихся, что втрое превышало дореволюционные пока­затели. Школьная реформа, наряду с продолжившейся кампанией по борьбе с неграмотностью, позволила в основном преодолеть культурную отсталость населения России, и уровень грамотности в 1939 г. достиг от­метки в 87,4%.

Государство открыло сотни новых вузов, преимущественно инже­нерно-технических, где обучалось в шесть раз больше студентов, чем в царской России. За период 1928-1937 гг. вузы и техникумы подгото­вили около 2 млн специалистов.

Значительные успехи были достигнуты в области физиологии (И. П. Павлов), биологии (Н. И. Вавилов), математики (М. В. Келдыш), физики и электроники (П. Л. Капица, А. Ф. Иоффе), теории космиче­ских исследований и ракетной техники (К. Э. Циолковский, Ю. В. Конд­ратюк, Ф. А. Цандлер). Мировую известность получили исследования дрейфующей станции «Северный полюс-1» (И. Д. Папанин), рекордные беспосадочные перелеты В. А. Чкалова, В. К. Коккинаки, М. М. Громова и В. С. Гризодубовой.

Одновременно в сфере культуры наблюдались и разнообразные негативные процессы. Доминировавший классовый подход приводил к тому, что многие произведения русских дореволюционных авторов были запрещены. Разрушались архитектурные памятники церковной и светской культуры. Многие российские монастыри стали в 30-е гг. местами заключения.

Практически недоступным стало русское искусство начала XX в. и творчество модернистов 20-х гг. Подвергалось гонениям и замалчи­ванию творчество М. А. Булгакова, С. А. Есенина, А. М. Платонова, О. Э. Мандельштама, живопись П. Д. Корина, К. С. Малевича, П. Н. Фило­нова, В. В. Кандинского. Жесткую критику А. Жданова за оперу «Леди Макбет Мценского уезда» вынужден был принять Д. Шостакович.

Таким образом, процессы закрепощения культуры, обозначившие­ся во второй половине 1920-х гг., получили логическое завершение в 1930-е гг.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 582 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...