Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Казачество — феномен российской истории



Геополитическое положение России: огромные пространства, наличие- слабо или вовсе незаселенных окраин — все это способствовало сформированию специфически российского феномена — казачества.

один из сложных и спорных вопросов — вопрос о происхождении казачества на. Некоторые историки уводили истоки казачества в седую древность, видя их предшественников в родниках или берладниках времен Киевской Руси. Конечно, нельзя отрицать того, что «гуляющего люда» на Руси всегда было много, но казачество как явление социальной, экономической и политической жизни относится к более позднему времени — концу XV—XVI в.Именно от рубежа этих веков мы имеем первые сведения о «каза ках» — примерно в одно время они появляются на границах двух моло дых еще восточно-европейских государств: Великого княжества Литовского и Великого княжества Московского. Первоначально основную массу их составляли тюрки (вот почему само слово «казак» обычно неприводим из тюркских языков). Однако со временем среди казачества возрастает число выходцев из славянских земель. Казачество — одно из течений колонизации, и по этой причине Вычленить его из общего колонизационного потока весьма трудно. Так, украинское казачество группировалось вокруг южных «окраинных» городских общин, подобно форпостам, выдвинутым в степь, и называлось даже по имени этих городов — казаки Раневские, черкасские, белоцерковские и т. д.

Что касается донских казаков, то они именовались городовыми и станичными казаками и по своему положению мало чем отличались от Стрельцов, пушкарей и т. д. (А. П. Пронштейн).«Колонизационный подход» к казачеству позволяет правильно решить. вопрос о соотношении беглого и вольного населения в их среде. для раннего этапа формирования казачества нельзя преувеличивать Внимание социальных антагонизмов, бегство населения из центральных районов. Со временем, по мере усиления социальных противоречий, Количество беглых могло увеличиваться.

Подход к казачеству как к одному из колонизационных потоков Помогает также ответить на вопрос о роли шляхты в казацком движе­нии. На начальном этапе представители знатных родов могли возглав­лять казацкие «купы», придавая большую организованность действиям казаков. Один из ярчайших примеров такого рода — князь Дмитров Вишневецкий, воспетый казацкими думами как казак Байда.

Географический фактор, лежавший в основе колонизации, сказывался и в размещении казачества по рекам. Подобно своим предкам

124 История России с древнейших времен до наших дней


в древности расселявшимся по рекам Русской равнины, казаки осваивали бассейны великих российских рек: Днепра, Дона, Волги, Терека Яика. Естественно, что, обитая всегда на границе восточнославянской документы и ведя своеобразный образ жизни, казаки как губка впитывали в себя обычаи и нравы окружающих народов. Однако говорить на этом основании о кардинальных этнических отличиях казаков вряд ли правомерно, тем более считать их отдельным народом.

В каких формах шла казацкая колонизация? По мере того как казаки уходили все дальше в степь, разрозненные казацкие ватаги сбивались в более крупные сообщества. Так возникли Запорожская Сечь от названия укрепления, сооружавшегося из подручных средств) и Войско Донское. Между этими казацкими сообществами были определенные различия. Так, донское казачество было семейственным, a Запорожье носило черты древнего мужского союза: появление женщин здесь было категорически запрещено.

Но общественно-политическое устройство ранних казачьих обществ было идентичным. Высшую власть осуществлял круг — собрание полноправных казаков-воинов «всей реки». Круг, древнерусское вече, решал все проблемы жизнедеятельности казацких социальных организмов: занимался дележом добычи, судопроизводством, отправлял посольства, решал вопросы войны и мира и т. д. Исполни тельную власть осуществлял войсковой атаман. Он избирался кругом и мог быть им смещен. Атаман в своей деятельности опирался на атаманскую станицу — подобие древнерусской дружины.

Перешло в казацкие сообщества и характерное для Древней Руси десятичное деление: войско делилось на станицы — отряды примерно в 100 человек, станицы же делились на десятки. Управление в «пригородах» строилось по тому же принципу — там были свои круги, спои атаманы и есаулы.

Как и древнерусское ополчение («вой»), казацкое войско — вооруженный народ. Казаки заимствовали, продолжили и развили древне русские военные традиции. Когда изучаешь материалы, связанные с военными действиями запорожцев или донцов, поневоле вспоминаешь знаменитые описания военного искусства восточных славян в сочинениях византийских историков. Эти лучшие традиции воинского искусства славян ярко проявились в тех многочисленных войнах, которые вело казачество. Именно казачество стало хранителем древних секретов рукопашного боя, довело до совершенства владение холодным оружием.

Сохранение прежних древнерусских общинных традиций мы можем проследить и по религиозной линии. Казацкие сообщества были своего рода религиозными братствами: как и население древнерусские» городов-государств, они сражались не только за православную веру вообще, но и за «св. Софию», или за «Пречистую», в частности, так же как и в древнерусских и северно-русских общинах священников избирали куренные (станичные) общества, а избранных утверждала войсковая канцелярия.

15. Россия в XVII в. 125

все казацкая земля находилась в общинной собственности, и лишь то было построено самим казаком на войсковой земле, составляло частное собственность. Описание черт сходства между казацкими сообществами и древнерусскими общинами можно было бы продолжить. Это сходство не раз бросалось в глаза исследователям.

Д ругая особенность казацких сообществ — их государственный ста­тус. Казаки долго сохраняли политическую самостоятельность, а до середины XVII в. и внешняя сторона сношений русского правительства с казаками имела формы, характерные для отношений между самостоятельными государствами: в Москве казачьими делами ведает посольский приказ. Такой знающий ситуацию современник, как Котошихин, говорит, что прибывающие на Дон царские посланники должны были являться в казачий круг и от имени государя осведомляться о «здоровье» войска. Когда казаки приезжают в Москву, то честь такова, как чужеземным нарочитым людям».

И отношениях с внешним миром казаки руководствовались в первую очередь собственными интересами, которые не всегда совпадали с интересами московской дипломатии. Запорожские казаки завязали самостоятельные и довольно тесные контакты с московским правительством, отнюдь не консультируясь по этому поводу с поляками. С русским правительством запорожцы советовались в 1594 г., когда Габсбурги и предложили запорожскому войску пойти на австрийскую службу ночевать с османами. Казацкие войска устанавливали тесные связи И между собой, тем более что разделение казачества по рекам было достаточно условно. Донские казаки самостоятельно связывались и с Иерусалимом.

Правительственная политика по отношению к казачеству отличаласьпротиворечивостью: с одной стороны, любое правительство стремилось поставить казачество под свой контроль, ликвидировать казацкое самоуправление, с другой — оно было заинтересовано в сохране­нии значительной военной силы казачества и в привлечении его на свою сторону. Для установления контроля над казацкими сообществами применялись разные средства. Так, польское правительство стремилось Использовать реестр (список), куда заносились официально признан­ные, привилегированные казаки, получавшие от правительства жалование. Установление контроля над казачеством — цель для правительства и России, и Речи Посполитой желанная, но нелегко достижимая. Новейшие исследователи Н. И. Никитин, А. Л. Станиславский и другие попытались понять суть казацкой государственности. В поисках аналогов они обращаются к истории советских лагерей для преступников и ставят на одну доску уголовные и казачьи сообщества.

С таким подходом трудно согласиться. Казацкая государственность в наибольшей степени напоминает те социальные организмы, которые существовали в Киевской Руси, — города-государства, государства-общины. Эту государственность можно назвать, следуя уже установив­шемуся в этнографической науке понятийному аппарату, скорее потестарной, чем политической. В целом мы наблюдаем у казаков ранний

126 История России с древнейших времен до наших дней

этап политогенеза. Казацкие сообщества — пример отсутствия сложившегося государства при бесспорном наличии тех или иных элементов государственности. Можно предложить и такое определение, как па политенная государственность» (В. А. Попов). Тут в первую очередь реализовался военный путь генезиса государственности.

Геополитическая ситуация отвела ранним казачьим сообществом роль защитников государств Восточной Европы, а также роль первооткрывателей необозримых пространств Евразии. На своих маневренных судах они совершали далекие походы, молниеносно нападали на города Крыма и Турции, увозя с собой большую добычу. Казаки участвовал ли во всех крупнейших военных мероприятиях того времени, но сформировавшимися государствами казачьи сообщества так и не стали. под влиянием соседних «первичных» государств они превратились в своё образное военное сословие, игравшее значительную роль в истории России вплоть до XX в.

Однако до конца XVIII в. казацкие «государства» оказывали огром ное влияние на ход российской и восточно-европейской истории. В речиl Посполитой казацкая вольница, выплеснувшись из берегов Запорожской Сечи, захлестнула всю Украину, результатом чего стало возникай звание своеобразного государства — Гетманства (Гетманщины).

В России казацкие сообщества долгое время оставались своего рода альтернативой все более усиливавшейся и централизовавшейся государственности. Вот почему на протяжении XVI—XVIII вв. русская из тория приобретает вид время от времени возникающей грандиозный борьбы центра с окраинами, на которых застрельщиками антигосударственных движений и главной действующей силой оказывались казаки. Впервые пышным цветом такого рода борьба расцвела в Смутное время, а последний могучий ее всплеск — движение под руководством Емельяна Пугачева. Интересно и показательно то, что противнике московской государственности — казаки — при этом рядились в одеж ды последней, а казацкие лидеры выдавали себя за российских царей

Несколько позже, чем украинское и донское, возникают и другие казацкие сообщества. Во второй половине XVI в. большое количества казаков собралось на Волге. Однако крепкое казацкое сообщество здесь не успело сформироваться, так как правительство строит цепьхор укрепленных городов (Самара, Царицын, Саратов и др.) и ставит под контроль волжское казачество. Те, кто не хотел подчиниться, перешли на Северный Кавказ, где к началу XVII в. и сформировалось гребенское и терское казачество, освоившее территории по берегам рек Сун и Терека и склонам Терского хребта. Здесь вырастает большое количество казачьих городков и формируется свое казачье войско.

Другая часть волжских казаков ушла к Уралу, на Яик, и положило начало Яицкому казачьему войску. Главным занятием яицких казаков было рыболовство и скотоводство, а хлеб и вино они покупали в основном в Самаре и других волжских городах. В начале царствование Михаила Федоровича яицкие казаки были пожалованы земля по нижнему течению Яика (Урал) и его притокам с правой и левой сторон

Глава 6. Россия в XVII в. 127





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 483 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...