Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русская культура XIII—XVI вв



Лишь постепенно русская культура оправлялась от последствий Монгольского нашествия, нанесшего ей страшный урон. Но захватчи­ки не могли уничтожить созидательные силы славянской души, которая как птица Феникс возродилась из пепла и стала созидать новую Культуру на древней основе.

По мере формирования великорусской государственности и народ­ности эти факторы стали определяющими в развитии русской культу­ры. В то же время сами они находили опору в духовной культуре, которая является мощным катализатором политических и этнических про­цессов.

Элементы научных знаний

Внимание летописцев привлекали всякого рода экстремальные яв­ления. Интерес к строению Земли и Вселенной привел к появлению специальных сочинений. В рукописном сборнике Кирилло-Белозерского монастыря, который датируется 1424 г., содержатся соответствую­щие статьи.

Усиливается интерес и к медицине. В летописях описывались мно­гие болезни и эпидемии, а в XV в. появился перевод на русский язык трактатов ученого и врача Галена. Стали систематизироваться сведе­ния о лекарственных растениях, появляться переводные «Лечебники». И 1581 г. в Москве открылась первая аптека.

В XIV—XV вв. значительно расширились географические представления русских людей. Это записи о путешествиях («хождениях») новго­родца Стефана в Царьград, жителя Смоленска Игнатия — в Царьград, 11алестину и Афон и др.

Вершиной такого рода сочинений является «Хождение затри моря» тверского купца Афанасия Никитина, которое содержит описание Индии, сделанное с большой наблюдательностью и тонкостью.

Становление государственно-крепостнического строя, усиление самодержавных тенденций повлекло значительное развитие зачатков научных знаний.


112 История России с древнейших времен до наших дней

Для оценки платеже способности земель с фискальными целями потребовалось не только определять ее качество, но и измерять земельные площади. В 1556 г. было составлено руководство для правительственных писцов с приложением землемерных начертаний. Было coставлено и специальное руководство «О земном же верстании, как землю верстать». Развитие торговли и денежного обращения вызвала потребность в совершенствовании знаний в арифметике.

Рос интерес и к устройству мира. Были переведены такие рационалистические сочинения, как«Шестикрыл», «Космография». Однако по-прежнему господствующими были религиозные взгляды на устройство мир широкой популярностью пользовались такие переводные сочинения, как «Христианская топография» александрийца Кузьмы Индикоплова, жившего еще в VI в., «Похвала к богу от сотворения всей твари» Григория Писидийского (VI в.), «Прения Панотопа с Азимутом» (XIII в.).

Общественно-политическая мысль, исторические знания, литература

Основным памятником общественно-политической и исторической мысли, как, впрочем, и литературы, были летописи. Летописания отражало те процессы социальной и политической жизни, которые шли на Руси. Уже в тех различных трактовках одних и тех же событий, которые находились в тверской и московской летописях, видим своеобразное проявление ожесточенной политической борьбы, развернувшейся между этими двумя центрами.

Любое значительное стремление претендовать на гегемонию сопровождалось составлением летописи, которой старались придать обще русское значение и звучание. Так появилась Лаврентьевская летопись составленная в 1377 г. по заказу суздальско-нижегородского князь Дмитрия Константиновича.

Московские записи появились с основания первого каменного Ленского собора (1326 г.), но уже в 1408 г. в Москве был составлен не местный, а общерусский летописный свод — знаменитая Троицка- летопись. Она не дошла до нашего времени — сгорела во время московского пожара 1812 г., но исследователь М. Д. Приселков восстановил эту летопись по ссылкам на нее у Н. М. Карамзина.

В связи с созданием нового большого Успенского собора возник московский летописный свод 1480 г. — одно из самых значительным произведений русского летописания.

В следующем XVI столетии официальный характер московского летописания усилился. В нем широко используются различные официальные документы. По мнению Я. С. Лурье, летописание велось в этом столетии с большей тщательностью и полнотой, чем в предшествующее время, господствовало официальное и сугубо централизованное летописание. Летописи XVI в. почти никогда не «спорят» между собою; они лишь по­слушно реагируют на изменения в государственной политике.

Одним из таких памятников официального московского летописа­ния является Воскресенская летопись (по Воскресенскому монастырю в Новом Иерусалиме), которая доведена до 40-х гг. XVI в.

113 Глава 4. Московское государство в XIV—XV вв.

При Иване Грозном был составлен «Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича», охватывавший события с 1534 по 1553 г. и посвященный обоснованию необходимости самодержавной

власти начале 50-х гг. была завершена работа над огромным компиля­ции летописным сводом — Никсоновской летописью, авторы которой весьма вольно обращались со своими источниками. В третьей четверти XVI в. при участии самого Ивана Грозного была составлена «Царственная книга» — большая, богато иллюстрированная рукопись. Но опричном 1568 г. официальное летописание прекратилось. Вновь возобновилось через 60 лет, но уже не при царском, а при патриаршем

Надо отметить, что в области исторического знания уже в XVI в. метились изменения, которые свидетельствуют если не об изживании летописного жанра, то о прекращении его доминирования. Так, Так той по форме изложения была составленная в третьей четверти XVI новой книга степенная царского родословия». Здесь изложение велось не по годам, а по «степеням» или «граням», т. е. исторический материал «группирован по правлениям князей и митрополитов. Основная идея — союз великокняжеской власти с церковью, исключительное значение православия и церкви в истории России. Этой идее подчиняется изложе­ние самого материала, многие события передаются неточно. Изложе­ние начинается не от Ноя, а от первых христианских князей на Руси — Ольги и Владимира.

Новый тип исторического сочинения — «История о Казанском царстве, которая посвящена определенному сюжету — покорению Казани Иваном Грозным. Здесь также нет погодного изложения материала.

Среди исторических сочинений, выпадающих из летописной традиции, надо назвать также «Повесть о прохождении Стефана Батория над град Псков» и «Историю о великом князе Московском» князя А. М. Курбского. Последний является, видимо, первым историком правления Грозного. Он делит это правление на два периода — первый, когда Иван правил вместе с мудрыми советниками, и второй, наступивший после падения «Избранной Рады», когда из-за того, что он стал преследовать своих советников, его постигли неудачи во внутрен­них и внешних делах.

С образованием единого государства усилилось стремление осмыслить историю России в связи со всемирной историей. Вот почему по­лучили дальнейшее распространение хронографы. Наиболее известен хронограф редакции 1512 г., описывающий события византийской, южнославянской и русской истории.

Литературу Древней Руси очень трудно отделить от исторических знааний, так как в основе литературных произведений лежали истори­ческие факты, да и сами эти произведения — чаще всего повести, вхо­дившие в состав летописей.

Во второй половине XIII—XV в. центральной темой литературы Стала борьба русского народа против завоевателей.

114 История России с древнейших времен до наших дней

До нас дошел целый ряд повестей, посвященных этим событиям. Одним из значительных произведений стала «Повесть о разорении Рязани Батыем», кото- рая находится в сборнике XVI в. Это произведение воспевает мужестве русских людей перед лицом страшной опасности. В нем идет речи о богатыре Евпатии Коловратке, который, узнав о нападении Батыя на Рязань, быстро прибыл из Чернигова и, догнав монголов в Суздаль ской земле, напал на них.

Разорению Руси монголами посвящено и сочинение Серафим» Владимирского. «Повести об Александре Невском и псковском княэв Довмонте» повествуют о борьбе с немецкими и шведскими захватчиками. Повесть об Александре Невском открывалась «Словом о погибли Русской земли» — произведением изумительным по своему пафосу и поэтическому звучанию.

По мере роста Москвы и Твери на передний план выдвигается их литература. Яркие произведения: «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» и «Повесть о Шевкале» — повествуют о драматических событиях, связанных с Тверью.

Со временем пальма первенства окончательно переходит к Москве, Вместе с ней русская литература вступает в полосу своего подъема. Это время значительного южнославянского влияния на Русь и ее культуру, чем обусловлен новый «экспрессивно-эмоциональный» стиль литературных произведений того времени.

Целый цикл произведений возникает под влиянием Куликовской битвы. Это и летописная повесть, вошедшая в состав многих летописей, и появившаяся в конце XIV в. «Задонщина», автором которой был «Софоний старец резанец». Данное произведение идейно, да и стилистически тесно связано со «Словом о полку Игореве», оно показывает живую связь московского периода нашей истории с Киевской Русью.

Не менее широко бытовало на Руси «Сказание о Мамаевом побои-е», близко стоящее к народному эпосу. Отдельная повесть посвящена печальным событиям 1382 г. «О московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли Русской».

Во второй половине XV в. стал распространяться жанр сюжетной повести. Яркий пример такой повести — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», повествующая о любви крестьянской девушки и князя. По своему сюжету произведение напоминает «Тристана и Изольду» Тут есть и болезнь, вызванная брызгами крови убитого змея, и совместное правление двух любящих супругов, соединение их тел в одном гробу после смерти и т. д.

Литература рубежа веков в наибольшей степени оказалась связана с общественно-политической мыслью. В посланиях Сильвестра развивались мысли о высокой ответственности царя перед богом, высказывалась идея о необходимости ограничения монастырского землевла­дения, о «мудрых подвижниках царя».

Сильвестр же написал (или отредактировал) знаменитый «Домострой» — своеобразную энциклопедию домашнего хозяйства и моральных норм XVI в.


14. Московское государство в XIV—XV вв. 115

выходцев русских земель Великого княжества Литовского И. С. Пеctob служил долгое время польскому королю, затем чешскому и горскому. В конце 30-х гг. он оказался на службе у великого князя московского. В своих челобитных он, ссылаясь на печальную судьбу шптии, предлагал в качестве образца мудрого и сильного правления редкого «Магмет- султана». Многое, о чем писал Пересветов, вовсе сопутствовало в Турции, но ему важно было обосновать идею централизованной дворянской монархии.

Поддерживал царскую власть, но по-своему, и митрополит Макании — сторонник идеи сильной церкви. Из круга его сподвижников Вышел целый ряд произведений, направленных к прославлению и возвеличиванию церкви. Был создан грандиозный свод житий святых «Великие Четь Минеи». Это была претензия на своего рода религиозную энциклопедию.

Очень интересны сочинения Ермола Эразма. Его сочинение «Благохотящим царем правительница и землемерие», пожалуй, впервые обращало внимание на тяжелое положение масс населения, предлагало изменить систему налогообложения.

Одним из ярчайших памятников общественно-политической мысли и литературы того времени была переписка Грозного и Курбского. Последний — крупный военачальник и близкий царю человек — в 1564 г. бежал в Литву. Он написал письмо Грозному в объяснение своего поступка, тот ответил. Завязалась переписка. Если Курбский был, как уже отмечалось, сторонником правления государя с опорой на знать, то Грозный старался доказать божественное происхождение самодержав­ной власти.

Кроме послания Курбскому, Ивану Грозному принадлежит еще несколько посланий разным лицам. В них он старался обосновать осу­ществлявшиеся им мероприятия в области внутренней и внешней по­им гики. Используя идею божественного происхождения царской власти, Грозный хотел поднять ее на недосягаемую высоту. Причем понятие неограниченной власти у него заметно отличалось от взглядов Перересветова по этому вопросу. Пересветов выдвигал идею сильной власти,которая управляла на основе определенных законов. Грозный жена стаивал на абсолютной свободе воли самодержца, оправдывая любой произвол со своей стороны.

Воинствующие церковники встречали сопротивление со стороны различных кругов общества. Так, в середине XVI в. возникла «Беседа нплаамских чудотворцев Сергия и Германа», в которой звучала резкая критика современного монашества и монастырского землевладения.

Архитектура

Первым городом Северо-Восточной Руси, где после нашествия сно­па началось каменное строительство, стала Тверь. Здесь в 1285—1290 гг. был построен главный храм — Спаса-Преображения. Построен он был в духе установившейся в Северо-Восточной Руси традиции. Это был шестистопный, крестово-купольный храм, украшенный

116 История России с древнейших времен до наших

 
 


ными рельефами. Последующие политические перипетии надолго ослабили каменное строительство.

Крупнейшим центром развития архитектуры в XIV—XV вв. был Великий Новгород. Здесь уже в 1292 г. был построен один из древнейших памятников новгородского зодчества — церковь Николы Липни. Это традиционная схема четырех стопного одноглавого храма Но в конструкцию было внесено много новых деталей, которые придали зданию массивность и монолитность. «Идеал новгородца — сила, ж его красота — красота силы», — писал И. Э. Грабарь.

Характерно, что изменилась даже кладка: от кладки, чередовав шей слои камня и кирпича, новгородцы перешли к кладке из группы отесанной известняковой плиты, с использованием валунов и частично кирпича. Это создавало неровную волнистую поверхность и более усиливало впечатление грубоватой силы и мощи. Теперь на смене монументальным зданиям XI—XII вв. пришли небольшие сооружения, что исследователи правомерно связывают с дальнейшей до демократизацией социального строя Новгорода. Это, в свою очередь, повлекло за собой выработку новых приемов их художественного и строительно-технического решения. В первой половине XIV в. Вырабатывался новый стиль новгородского зодчества, который расцвел м второй половине столетия.

Один из классических памятников — церковь Федора Стратила Торговой стороне (1360—1361 гг.). На примере этой церкви видно стремление к нарядному, декоративному убранству постройки, что отличает эти сооружения от более суровых и строгих построек предшествующего времени.

Еще более ярко это стремление проявилось в церкви Спаса на Иля не (1374), чья обработка фасадов и апсид еще более разнообразная и богатая. Впрочем, вскоре новгородцы начинают избегать декоративности, возвращаются к старым строгим формам. В XV в. Новгородцы старались следовать уже выработанным ранее приемам, причем но только предшествующего столетия, но и более раннего времени. Это церковь Петра и Павла в Кожевниках, которая подражает храму Федора Стратилата. А возведенное в 1454 г. новое здание церкви Иоанна Предтечи на Опоках было выполнено в еще более древних традиция» Сохранились и гражданские постройки. Это Грановитая палата (1433м и Часозвоня(1443).

Своеобразна архитектура Пскова — этого западного стража Руси Стены псковского кремля протянулись на 9 км. Значительное влияние на архитектуру Пскова оказало и то, что после 1348 г. он обособился от Новгорода и стал самостоятельным городом-государством.

Большинство псковских храмов — небольшие кубического вида постройки с одной главой, украшенной простыми поясками в виде треугольных и квадратных углублений. Внешний облик этих церквей прост и лаконичен. Характерны каменные звонницы, состоявшие из нескольких пролетов. Постройки украшались темно-зелеными поливными изразцами. Такие памятники, как церковь Василия на Горке (1413),

4. Московское государство в XIV—XV вв. 117


церковь Богоявления (1446), заново построенная в 1365—1367 гг., Троица является ярчайшими памятниками псковского зодчества.

Но второй четверти XIV в. началось каменное строительство в Москве 1326—1333 гг. были построены четыре небольших каменных храмов и Кремле, не сохранившиеся до нашего времени. В 1367 г. В Москве был возведен каменный Кремль и начинается полоса нового интенсивного каменного строительства. Крупнейшей постройкой века был Успенский собор в Коломне. Были восстановлены древние собо­ры во Владимире, Ростове. В архитектуре преобладали традиции Владимиро-Суздальской Руси.

Древнейшие московские памятники представляют собой крестокупольные одноглавые церкви с тремя апсидами, но выполнены они меньшим декоративным убранством, чем владимирские храмы

убранство московских храмов скромнее, чем владимирских, но в нем появились новые мотивы — килевидные арочки и «дыньки» в порталах, ставшие характерной особенностью московского зодчества. Древней­шими сохранившимися памятниками московского зодчества являют- Ус пенский собор в Звенигороде (ко. 1400), собор Саввино-Сторо-Жеиского монастыря в Звенигороде (1505) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря в Загорске (1422).

С образованием единого государства в архитектуре наметился новый подъем, признаки которого стали проявляться уже во второй половине XV в. Увеличился сам размах строительства, стали восстанавливаться ветхие здания. Так, в 1492 г. приступили к реставрации сильно обветшавших за столетие каменных стен Московского Кремля. Руководил работами Василий Дмитриевич Ермолин.

Но подъем строительной деятельности выразился не только в реставрационных работах, но и в сооружении новых каменных зданий. Каменное строительство охватывает и гражданские постройки. В конце виска распространяются кирпич и терракота. На смену традицион­ному белокаменному строительству приходит кирпичная кладка.

В рамках формирующегося Российского государства начинает скла­дываться и общерусский архитектурный стиль. Ведущая роль в этом процессе принадлежала московским мастерам, но активно участвовали мастера и других земель, особенно Пскова и Новгорода.

Новое московское искусство отличалось от предшествующего владимиро-суздальского значительно большей простотой и усилением внешней декоративности. Слабо расчлененные, массивные стены обыч­но контрастировали теперь с пышными узорами, которые покрывали верхние части зданий.

Мощный толчок формированию нового стиля дала перестройка Московского Кремля. После победы над Новгородом в 1471 г. Иван III решил перестроить обветшавший Успенский собор. Митрополит Фи­липп собрал значительные средства для этого. Собор стали строить по образцу Успенского собора во Владимире, но недостроенное здание рухнуло. Вызванные из Пскова мастера установили причину разруше­ния здания, но сами за возведение нового не взялись. В марте 1475 г.

118 история России с древнейших времен до наших

в Москву приехал знаменитый болонский инженер и архитектор Аристотель Фиорованти вместе с сыном Андреем и учеником Петром. Итальянец, заложив здание, отправился во Владимир, а затем через Ростов в Ярославль и Устюг. Он познакомился с традициями русского зодчестве

В 1479 г. Успенский собор был закончен. Это не слепое подражание собору во Владимире, а совершенно новое сооружение. Внешняя собор выглядит очень впечатляюще. Все здание проникнуто торжественной величавостью и вместе с тем очень четким, строгим ритмом, Так же впечатляющ он и внутри. Благодаря высокой строительной темнике архитектор увеличил внутренний объем собора.

В 1514—1515 гг. собор был расписан фресками и приобрел нарядный вид. В 1485 г. началось сооружение новых стен Кремля, которое закончилось только в 1516 г. В результате были возведены ныне существующие стены Кремля, охватившие всю его современную территории в 26,5 га. Сложилась внутренняя планировка Московского Кремля.

В центре находилась Соборная площадь с Успенским собором и высокой башней церкви Иоанна Лествичника, которая позже был заменена колокольней Ивана Великого. К северу от Успенского co- бора поднялся трехглавый собор Богоявленского монастыря, а на юга западной стороне площади сооружено здание Благовещенского со бора. Его строили псковские мастера, и он воплотил в себе синто разных архитектурных школ — владимиро-суздальской и псковской новгородской.

В 1487—1491 гг. итальянские архитекторы Марко Руффо и Пьетчро Антонию Солами построили Грановитую палату — огромный зал своды которого опирались на мощный столп. В 1505—1508 гг. при Василии III Алевиз Новый построил усыпальницу великих князей - Архангельский собор. В начале XVI в. был построен и собор Чудово монастыря. Будучи своеобразным сочетанием русских национальны традиций зодчества и черт архитектуры итальянского Возрождения Московский Кремль стал уникальным произведением зодчества.

Рос и формировался не только Кремль, но и сам город — столиц огромного государства. На протяжении XVI в. пришлось строить еще три кольца укреплений: в 30-е гг. посад окружила стена Китай-города в 80-е гг. Федор Конь построил стену Белого города по нынешнем Бульварному кольцу, а в 1591—1592 гг. была возведена деревянная стена — Скородам по нынешнему Садовому кольцу.

Изменения в характере вооруженных сил, появление огнестрель­ного оружия предопределило, изменило задачи и характер оборонив тельных сооружений. Стали возводить гораздо более мощные каменные стены с башнями, бойницами и дозорными вышками.

Были построены мощные укрепления в Ивангороде, Нижнем Нов­городе, Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове. Подверглись перестрой­ке укрепления многих монастырей, в том числе Троице-Сергиева, Си­монова, Пафнутьева Боровского, Соловецкого, Кирилле-Белозерско­го и других. Образцом русского крепостного зодчества является построенный Федором Конем Смоленский кремль.

Московское государство в XIV—XV вв. 119

Дальнейшее развитие зодчества в первой половине XVI в. привело постепенному изживанию местных особенностей в архитектуре. культовые сооружения проникли чисто светские элементы. Особен­но было заметно в небольших посадских или монастырских церкви, Теперь зачастую это были бесстолпные с единым нерасчлененным пространством храмы, что достигалось совершенствованием системы иных перекрытий. Наблюдается и стремление к некоторой декоративности

Монументальные постройки возводились или под влиянием Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, или в духе ранней Московской традиции XIV в., для которой характерно трехглавое свершение. К первому типу относятся большие соборы в Хутынском монастыре под Новгородом, в Тихвине, Ростове, соборы Дмитрова и др.

Когда речь идет о втором типе, надо упомянуть типичный собор покровского монастыря в Суздале, построенный в 1518 г. Но все чаще зодчестве наблюдается стремление вверх. Развитие «вертикализма» было характерным явлением в это время. Еще в XIV в. была поставлена Московском Кремле столпообразная церковь Иоанна Лествичника. И 1505—1508 гг. итальянец Бон Фрязин поставил столп Ивана Великого это «столп» высотой 80 м стал главной вертикалью столицы.

В XVI в. в русском зодчестве развился так называемый шатровый стиль. Это были каменные шатровые церкви без внутренних столбов единым внутренним пространством. Исследователи считают, что шатровые каменные церкви возводили «на деревянное дело», т. е. по образцу деревянных шатровых построек. Классическим образцом шатрового стиля считается церковь Вознесения в селе Коломенском под псквой (1532). Общая высота здания — более 60 м. Здание полно­стью подчинено осевому движению по вертикали.

Более тяжеловат и статичен храм Иоанна Предтечи в селе Дьякове Недалеко от Коломенского. Но и это было накопление опыта пастроипи архитектуры. Шедевром шатрового стиля в архитектуре явился Покровский собор на Красной площади в Москве, называемый часто Но одному из его приделов — собором Василия Блаженного. Он был Отведен в честь покорения Казани мастерами Бармой и Постником Яковлевым. Собор как бы объединяет девять небольших церквей, сим­волизируя объединение русских земель под властью Москвы.

Шатровой архитектуре приходилось преодолевать сильную консервативную тенденцию, которая исходила со стороны власти, стремив­шейся развивать другие архитектурные традиции. Так, по заказу Ивана Грозного в 1568—1570 гг. был построен громадный собор в Вологде, Который упрощенно повторил формы Успенского собора в Москве. Столь же тяжелым и массивным, как собор в Вологде, оказался и собор Троице-Сергиевой лавры.

И все-таки шатровый стиль пробивал себе дорогу. Выдающимся произведением новой шатровой архитектуры был храм Бориса и Глеба и 1603 г. под Можайском. Известен собор Авраамия монастыря в Ростове, построенный мастером Андреем Малым.

120 История России с древнейших времен до наших дней

Живопись

После тяжелого монгольского погрома живопись начинает возрождаться, продолжая, развивая традиции предшествующего периода. Развитие это шло в рамках школ, имеющих существенные региональные различия. Так, в Новгороде в XIV в., как и в зодчестве, в живописи сложился новый стиль. В новгородских фресках этого времени на смену тяжелой т приземистым фигурам пришли узкие, вытянутые изображения людей, многослойные композиции, обогащалась цветовая гамма.

Крупнейшим художником конца XIV в. был Феофан Грек, приехавший из Византии и органически соединивший византийское мастерство с русскими традициями живописи. Он работал в Новгороде в Москве. В Новгороде сохранились росписи Грека в церкви Спаса Ильине. Одухотворенная живопись Феофана Грека — одно из самых ярких проявлений того экспрессивно-эмоционального стиля, который проявлялся и в литературе.

Замечательным памятником новгородской живописи второй поло вины XIV в. был и погибший комплекс фресок Волоковской церкви Они, по словам В. Н. Лазарева, выполнены в более резкой, стремительной манере. Отличались определенными особенностями и фрески Ковалевской церкви, разрушенной фашистами. Здесь, как считают искусствоведы, особенно ярко проявилось влияние южнославянской художественной традиции.

Новгородское иконописание постепенно освободилось от следования образцам фресковой живописи и уже в конце XIV в. Сложилос в самостоятельное направление живописного искусства. Новгородские иконы посвящены популярным в народе святым, которые обычно изображаются в виде крепких фигур со скошенными плечами и мелкими чертами лица. Святые изображались стоящими в ряд, житийные иконы выполнялись в виде большого изображения святого в центре, окруженного со всех сторон «клеймами» с отдельными эпизодами из жизни святого. Крупнейший памятник псковской живописи XIV в. — фрески Снетогорского монастыря весьма архаичные.

В рамках архаичных традиций развивалась и московская живописи первой половины XIV в. Москва стала притягивать лучших мастеров живописного искусства. Приехал сюда и Феофан Грек. Он расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский со боры. Он украсил стены терема князя Владимира Андреевича видом Москвы, ему принадлежала также роспись дворца великого князя Василия Дмитриевича. Эти работы до нас не дошли, кроме икон Благой женского собора. Феофан выполнил в нем «Деисус» — композицию из трех фигур: Христа и молящих его о прощении человеческих гpexoв Богородицы и Иоанна Предтечи.

Помимо «феофановского» направления, в московской живописи конца XIV— начала XV в. исследователи отмечают также наличие рядов произведений с византийской и южнославянской (сербской) художественными традициями.

Московское государство в XIV—XV вв. 121

Вершиной русской живописи этого времени стало творчество Андрея Рублева. Мы практически не знаем его биографии. Известно, что он родился. 1360 г., а умер 29 января 1430 г. Он был монахом Трои-

ца Сергеева, а потом Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 г. вместе Феофаном Греком и Прохором из Городца он расписывал Благое с Феофанов собор, в 1408 г. работал над росписью восстанавливающегося Успенского собора во Владимире вместе с Даниилом Черным. между 1425 и 1427 г. Рублев принимал участие в росписи Троицкого собора-Сергиева монастыря, а в 1427—1430 гг. работал над фресками Андроникова монастыря. Наиболее ранними считаются фрески Успенского собора в Звенигороде Рублев создает свою художественную школу росписи, которую отличают мягкость и глубокая человечность, столь несхожие с феофановской суровостью. Гораздо лучше сохранились фрески Успенского собора во Владимире, которые Рублев расписывал вместе с Даниилом Черным.

Самое известное произведение Рублева — икона «Троица», написанное для собора Троице-Сергиева монастыря. Скорее всего, она написана в 1425—1427 гг. Сюжет иконы основан на библейском рассказе о явлении старцу Аврааму и его супруге Саре в образе юношей трех ангелов — олицетворения Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Святого дyxа. Рублев сознательно упростил и сюжет, и композицию иконы. Он сосредоточил внимание на выражении идеи единства и нерасторжимостей трех лиц Троицы. Изображения ангелов спокойны, внутренне одухотворены. Краски чисты и гармоничны. В иконе очень спокой­ный но в то же время последовательный и четкий ритм кругового движения. Творчество Андрея Рублева — одна из вершин национального художественного творчества.

С конца XV в. ведущее положение в живописи заняла Московская школа, что было следствием образования единого государства. Крупнейшим художником этого времени был Дионисий, который родился около 1440 г. (или 1450), а умер, как предполагают исследователи, пос ле 1519 г. Не сохранились ранние фресковые работы Дионисия, кото­рые он сделал в 60—70-х гг. XV в. в Рождественском соборе Пафнутьева- Боровского монастыря, и фрески Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря (1481—1486).

Наиболее хорошо сохранились и хорошо известны росписи Ферапонтова монастыря. Для Дионисия и его круга свойственны богатство и Праздничность декоративного убранства. Светлые и радостные краски фресок прозрачностью и нежностью напоминают полутона акварелей. Как считают некоторые искусствоведы, в отличие от Андрея Рублева, которого интересовал прежде всего внутренний мир человека, у Дионисия больше стремления к внешней красивости и декоративности. Дио­нисий и его ученики изготавливали житийные иконы, которые в боковых «клеймах» изображали различные эпизоды из «Житий святых».

Государство начинает оказывать все большее воздействие на развитие живописи. Стоглавый собор 1551 г. возводит иконописание Рублева в канон. Художники должны были работать под контролем церкви.

121 История России с древнейших времен до наших дней

Церковной и светской властей. Живопись стали более тесно связывать текстом библейских сюжетов, соответствия которым теперь стали требовать от художников гораздо настойчивее. Композиции становится дробными, лаконизм художественных средств был утрачен.

Довольно характерным памятником живописи первой половиной XVI в. являются фрески московского Благовещенского собора, выполненные под руководством мастера Феодосия, сына Дионисия. здесь на стенах и столпах изображены византийские императоры и русские князья, что символизировало преемственность российской великой княжеской и византийской властей.

Особенно сильно государственные тенденции стали проявляется правление Ивана Грозного. В середине века была создана большая икона на «Церковь воинствующая». Она была написана по случаю победы над Казанью и имела замысел подчеркнуть значение церкви и религии.

К концу XVI в. выработалось своеобразное художественное направление, сосредоточившее главное внимание на живописной технике. по имени известных промышленников и купцов Строгановых это направление получило название «Строгановской школы». Она достигала замечательного мастерства в изображении фигур, одежды, прорисовки деталей. Техническое мастерство весьма ценилось, и работы перестали быть анонимными. Нам известны имена крупных мастеров «Строгановской школы»: Прокопия Чирина, Никифора, Истомы, Хазарии Федора Савиных.

Наряду со «Строгановской школой» получила распространение так называемая годуновская школа, стремившаяся вернуться к монументальным формам, характерным для конца XV в.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 849 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...