Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Практические заметки



Для отличия мнимой смерти от действи­тельной опубликованы были доселе следующие средства: если нет обыкновенных признаков разложения тела умершего на открытых частях или трупного запаха, то должно обратить вни­мание — нет ли зеленоватых пятен на брюшной поверхности. При отсутствии же всяких наруж­ных признаков разложения можно:

а) Накапывать на тело сургуч, или прижигать его: мертвое тело при сильном прижоге может только почернеть, а на теле, в котором еще таятся искры жизни, делается воспаление на месте прижога.

б) Глубоко воткнуть в мертвое тело стальную иголку и чрез несколько времени вынуть: если тело мертвое, то иголка сохранит свой блеск, но если в теле таится жизнь, то иголка потемнеет в той части ее, которая находилась в теле. Это объясняется присутствием в теле живой крови, вследствие чего поверхность иголки окисляется.

в) Смотреть против света на ладонь руки умершего: если сквозь пальцы просвечивает ру­мяный цвет, то это признак присутствия жиз­ненного процесса; у действительного же умершего цвет руки против света мраморный, без всякого румяного отлива.

г) Перевязывать ниткой палец. Перевязывая ею палец на живом человеке, мы видим, что чрез очень недолгое время палец начинает краснеть, несколько набухать и потом делается багровым и синебагровым; это окрашивание происходит равномерно по всему пальцу, кроме места пере­вязки, где цвет беловатый. На загрубелых мозо­листых руках это явление замечается не так отчетливо; в таком случае, для этой же цели может служить другая часть тела, например, мочка уха. На трупе никогда такого окрашива­ния не бывает, так что целый ряд опытов над умершими от различных причин дал решитель­но отрицательные результаты (Подольск. Епарх. Вед. 1873 г. № 4).

При погребении детей, умерших от дифтери­та, скарлатины и крупа, здоровые дети не долж­ны быть допускаемы в дома, где лежат умершие, а также и для целования последних. Не должно также вносить детей, умерших от названных болезней в церковь для отпевания их (Распор. по Ворон. Епар. мая 13, 1880 г. № 4312).

Можно ли вносить в церковь женщину, умер­шую вскоре после родов и не нужно ли для этого читать сперва очистительную молитву?

Правила и обряд Церкви по предмету сорокадневного очищения имеют приложение только к живым, а не к умершим; вследствие чего нет основания не только для того, чтобы препятст­вовать в данном случае внесению умершей в церковь, но и еще менее для того, чтобы читать над нею молитву, так как чтение ее было бы при этом неурочным и произвольным; произвольное же уклонение от уставов Церкви не может быть оправдано никакими рассуждениями, если они не имеют основания ни догматического, ни кано­нического и не находится для них никакого оправдания ни в древней, ни в современной церковной практике (Руков. для сельск. паст. 1864 г., т. II, стр. 23—26).

От кого зависит решение вопроса об удостоении или неудостоении самоубийц христианс­кого погребения?

По правилам Церкви, лишившие себя жизни в здравом уме и свободно, хотя бы и под влиянием побуждающих обстоя­тельств, не удостоиваются христианского погре­бения; напротив — то же сделавшие в бессознательном и несвободном состоянии пог­ребаются по христианскому обряду. Таким об­разом, чтобы решить вопрос о погребении самоубийцы, требуется исследование специалистов, облечен­ных правом и специально знакомых с наукой, требующейся при решении этого вопроса — таковы у нас судебный следователь и медик. Священник же, как лицо некомпетентное и не имеющее права производить исследование, не вправе сам собою решать этот вопрос. По ос­мотре тела самоубийцы судебный следователь дает удостоверение о смерти самоубийцы, кото­рое и вручается — или священнику для того, чтобы он похоронил тело самоубийцы по хрис­тианскому обряду, или же местной светской власти (полиции) для того, чтобы тело самоубий­цы «в безчестное место оттащить и там закоп­ать» (923 ст. уст. медиц. полиц.). Таким образом удостоверение от судебного следователя, осно­ванное на законе, удаляет со стороны священ­ника всякое недоумение о способе погребения самоубийцы,— и отказ священника от погребе­ния, после судебно-медицинского осмотра тела, был бы поэтому совершенно незаконным (Курск. Епарх. Вед. 1872 г. № 9).

С чьего ведения следует совершать погребение над умершими скоропостижной или неестественной смертью?

Освидетельствование тел умерших скоропостижной или неестествен­ной смертью, лежало на обязанности органов правопорядка, которые и давали такие сведения священнику. На железных дорогах такого рода функции осуществлялись представителями жандармских полицейских управлений желез­ных дорог (Высоч. утвержд. 19 янв. 1871 г. Прав. о порядк. действ. чин. корп. жанд., пункт 11) и ведения чинов кор­пуса жандармов, в вопросе о погребении умер­ших, были также обязательны для священника, как и ведения общей полиции. Сегодня подобные вопросы также решают соответствующие компетентные органы.

Умершие от пьянства должны ли быть ли­шаемы христианского погребения?

По прави­лам церковным (Тим. Алексан. отв. на 14 вопр.), и по законам гражданским (923 ст. уст. Мед. и 1472 ст. Улож. о наказ.) лишаются погребения умышленные самоубийцы; к разряду таких са­моубийц только тогда можно было бы причис­лить опившегося, когда было бы дознано, что он пил с целью лишить себя жизни. Но и в этом даже случае нельзя сравнивать вину самоубий­цы-опойцы с виною нанесшего себе смерть намеренно и в полном уме иным каким-либо способом, ибо смерти от перепоя предшествует помрачение рассудка, что не всегда бывает при употреблении других средств (ножа, огнест­рельного оружия и пр.) к самоубийству; поэтому, если предположить, что мысль о самоубийстве не чужда была опившемуся, то он должен счи­таться, как поднявший на себя руки «вне себя, вне ума» (Тим. Александр.), во временном беспамятстве (Улож. о наказ. 1472 ст.), а таковые должны быть сподобляемы христианского пог­ребения, конечно, после полицейского освиде­тельствования, как умершие неестественной смертью (Донск. Епарх. Вед. распор. дух. консист. 1877 г.).

Должно ли совершать погребение над мла­денцами, неправильно крещенными?

Если оче­видно, что над младенцем не совершено правильное крещение, т. е. если не была употреб­лена вода для крещения,— не было троекратно­го погружения, обливания или окропления,— и формула крещения не была произнесена, или произнесена была неправильно; то никак нельзя думать, что он приобщен к числу верующих,— значит, над таким младенцем, в случае его смер­ти, нельзя совершить и христианского погребе­ния (Рук. для сельск. паст. 1863 г. № 11).

Уместно ли вскрытие в сомнительных случа­ях тел умерших вскоре после напутствия их Св. Тайнами?

Как преложение хлеба и вина в таин­стве Евхаристии в пречистое Тело и честную Кровь Христовы совершается таинственно, также таинственно происходит и усвоение их, по принятии устами верующих; а потому судебно-медицинское исследование тел скоропостижно умирающих людей нисколько не оскорбляет святыни таинства Евхаристии (Рук. для сельск. паст. 1868 г., т. I стр. 80).





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 372 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...