Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Разрешение некоторых недоумений, возникающих при причащении больных



О причащении больных. Священник всегда должен быть готовым явиться к больному для напутствия его Св. Тайнами: «буди страж день и нощь с крещением, покаянием и причастием», повелевает священнику «Увещание святительс­кое» (Поуч. Святит. к новопост. Иерею 6 стр. (изд. 1862 г.).

При повальных эпидемических болезнях надо стараться, по возможности, напутствовать больных в домах их, не требуя привезти их в церкви; так как при подобных болезнях заболе­вающие подвергаются часто таким припадкам, при которых перевезти их с места на место невоз­можно. В таких случаях священник должен вну­шать прихожанам, чтобы они непременно приглашали его для напутствования больного к себе в дом, не возя больного в храм, — и по первому их требованию безотлагательно являть­ся в дом к больному (Распор. по Ворон. Епарх. 1871 г. Сент. 30 № 6975. 1872, 11 апр. № 6081).

Кивот, в котором хранятся запасные дары, должен быть так устроен, чтобы не проникала в него пыль, которая может пробиться в него чрез малейшую скважину. Потому-то для большей части дарохранительниц необходим стеклянный футляр (Письм. по паст. Богосл. Попов, ч. II, стр. 74).

Брать Св. частицы из кивота в дароносицу, для приобщения больных, надобно в епитрахили и поручах. Лучше всего полагать в дароносицу одну или столько частиц, сколько будет больных, к которым нужно одновременно зайти; в таком случае мы и к себе в дом не занесем без нужды Св. Даров, и, если встретится надобность зайти в чужой дом после приобщения больного, можем зайти и с дароносицей, так как она уже будет праздна (Там же, 75 стр.).

Во избежание возможности пролития Св. Тайн, нужно внушать прихожанам, чтобы они не возили больных для причащения в церкви, но приглашали бы священника к себе домой с за­пасными Дарами (Расп. Епарх. архиер. по Самаре и Рязан. епарх. (Свод указан. и замет. по вопр. паст. практ. изд. 1875 г., стр. 95).

Как причащать тех, что не могут принимать вина? Чтобы, причащая обыкновенным спосо­бом, не могущим принимать вина не подать повода уклоняться от Св. Причастия по естест­венной необходимости, следует таковых при­чащать, в основном, запасными Дарами, приливая к ним, вместо вина, простую воду, или же если и обыкновенными Дарами, то не иначе как напоив прежде частицу Тела Христова небольшою каплею Крови Христовой и затем преподавая им Св. Дары в лжице, вместе с водою (Минск. Епарх. вед. 1870 г.).

Причащать ли больных, страдающих рво­тою? В случае, если больной находится в оче­видной опасности извержения Св. Таин, лучше не причащать его в то время и выжидать — не прекратится ли рвота. Это мнение основано на благоговении к великим и страшным Тайнам, на всегдашней практике и опытности благочести­вейших старцев-иереев и особенно — на ясном положительном правиле, напечатанном в Треб­нике Петра Могилы, на которое (правило) нужно смотреть, по крайней мере, как на правило Цер­кви поместной. Вот это правило: «Не имущим всегдашняго ради блевания ничтоже удержати в себе от вкушаемых да не подает иерей Божес­твенное причащение, безчестия ради; довлеет бо сицевым не могущим, еже очистивши совесть свою святым исповеданием, от сердца желати Святое Причащение» (Указан. по вопр. паст. практ. при Церк. общ. вест. 1876 г., стр. 177).

Нужно ли причащать больных женщин вскоре после родов и во время обычного очищения? Церковные правила (Учит. Изв. и Тимоф. Алекс. отв. 6.) говорят, что женщина в период месячного или родильного очищения не должна ни в церковь входить, ни причащаться Св. Тайн; но так как эти правила имеют в виду женщин здоровых, а не больных, а с другой стороны — если и преступникам церковь снис­ходит в смертных случаях и разрешает им при­чащение Св. Тайн, то нет причины лишать того же женщину, умирающую во время ее естест­венной нечистоты, — явления, совершенно не за­висящего от ее воли (Ворон. Епар. вед. 1870 г. № 17). При этом, конечно, нет надобности перед прича­щением умирающей родильницы читать ей «со­роковую» молитву, ибо умирающая допускается ко причащению не в силу сороковой молитвы, безвременно в этом случае читаемой иными, а в силу снисхождения Церкви к ее исключитель­ному положению; и, тем более, нет надобности читать в таких случаях эту молитву для боль­ной, находящейся в период месячного очищения,так как молитва «сороковая» имеет совсем дру­гое назначение (Там же).

Обязательно ли для священника тот час же, когда приглашают его к больному, причащать больного Св. Тайнами? В требнике Петра Мо­гилы, в уставе «о еже како причастити больнаго вскоре», говорится, что священник должен спер­ва всякого больного исповедовать и «к испове­данному уже с Божественными Тайнами идти и причастити», и только в том случае, когда «нужда смертная надлежати будет», то с Бо­жественными Тайнами да идет и, исповедав, да причастит... «аще скорые ради нужды, на кони к больному да бежит». В самом чине говорится: совершив же исповедание и разрешение, «аще больной близ есть смерти и уже кончается... да вземлет» тотчас Божественные Тайны и, обра­тившись к больному, говоря «со страхом Божиим...» причащает его (Подольск. Епар. вед. 1871 г. № 13) 1.

В требнике Петра Могилы по этому поводу гово­рится: «Аще больной, причастився Божествен­ным Тайнам, дний колико поживет и паки, в беде смертной быв, вожделеет Божественнаго Прича­щения, никакоже иерей отрицается и паки причастити его, аще случится и многажды потом». (Треб. л. 54) (Подольск. Еп. вед. 1871 г. № 13).

О потреблении Св. Тайн, в случае невоз­можности больному принять их? Если Св. Тайны уже приготовлены для принятия боль­ному (намокли в сосудце), а больной внезапно умирает, лишается надолго сознания, или у него окажется позыв на рвоту; то они потреб­ляются на другой день с литургийными Дара­ми, или в том же доме, где больной лежит, преподаются младенцу, могущему принять их (Письм. по паст. Богосл. Попов, ч. II стр. 76).

Если больной умер, по нерадению окружающих его, без напутствования Св. Тайнами, то виновные в неизвещении священника отлучаются от причастия Св. Таин на более или менее продолжительный срок, судя по мере их вины и по нравственному их состоянию (Кн. о долж. пресв. пар. 116).

3. Градация уровней сознания и пределы совершения Церковных Таинств в больнице. Недоуменные вопросы

Знание о градациях (степенях) уровня сознания сестре милосердия необходимо чтобы правильно оценить срочность в потребности совершения таинств (крещения, причащения, соборования) и возможность этого согласно каноническим правилам Православной Церкви.

1. Ясное сознание — полный контакт с окружающей средой, ориентировка в пространстве, времени и себе.

Больной должен четко назвать свои фамилию, имя, отчество, год рождения, сегодняшнее число и год, отделение и больницу, в которой он находится.

2. Оглушенное сознание.

— Оглушенное умеренное (оглушение I) — сонливость, периоды бодрствования укорочены, больной вступает в контакт, правильно отвечает на вопросы, но медленно, с опозданием. Глотательный, дыхательный рефлексы сохранены.

— Оглушение выраженное — ретро- и антеградная амнезия, вял, безразличен к окружающей обстановке, дает односложные ответы («да» или «нет»). («Хотите пить?» — «Да», «Болит что-нибудь?» — «Нет».) Не укажет места нахождения. Не будет жаловаться на острую боль. Помнит события последних 1—2 дней. На сложные вопросы («Кем Вы работаете?», «Когда Вы ушли на пенсию?») — не ответит.

— Оглушение глубокое (II) — нарушена пространственная ориентировка, нет контакта, открывает глаза на громкую речь. Болевые рефлексы сохранены. Правильно отвечает о себе. На вопросы «Сколько Вам лет?», «Как Ваше имя?» ответ дает по слогам и не сразу.

3. Сопор — полная утрата сознания и контакта. Открывает глаза на громкий крик, тормошение. Болевая реакция сохранена. (NB! — Среднему и младшему медперсоналу проверять болевые рефлексы нельзя). Больной ничего не просит, не жалуется. Нарушение витальных функций (нарушение дыхания и т. д.). Не просится на судно.

4. Кома — полная утрата сознания (не реагирует на сжатие соска).

Энцефалопатия — патология серого вещества головного мозга, проявляющаяся смутным сознанием.

Тест — попросить посчитать от 1 до 20 и обратно — обратно пациент посчитать не может.

Старческая деменция (слабоумие) — чаще — после 80 лет, характеризуется неадекватностью поведенческих реакций (могут быть прорывы в сознании).





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1107 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...