Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
С точки зрения гносеологии существуют три возможных источника познания явлений окружающего мира, в том числе права: 1) чувственный опыт; 2) разум; 3) интуиция1. Причем эти три источника познания в своих конечных итогах ведут к мировоззрениям материализма, идеализма и интуитивизма.
В таком ракурсе международное частное право (МЧП) также можно исследовать с точки зрения его материального содержания (материальных интересов конкретных государств и индивидов), с точки зрения юридических понятий и конструкций юридической логики, с помощью которых наука права пытается охватить МЧП (позитивизм и юриспруденция понятий), а также на основе интуитивного проникновения в содержание МЧП и его связи с реальной жизнью.
И хотя интуитивный способ познания МЧП на первый взгляд выглядит несколько «субъективным» или даже недостаточно «научным», в действительности он также является одним из основных методов постижения МЧП как особого юридического явления. Так, например, судья, решающий гражданское дело с иностранным элементом, пытается определить, какое право было бы наиболее справедливо применить к данному правоотношению, отягощенному иностранным элементом. Причем стоит отметить, что поиск судьей справедливого решения коллизионной проблемы опирается не только на разум и интеллектуальные операции, но также и на интуицию судьи, поскольку справедливость невозможно найти и выразить лишь с помощью одной юридической логики
1 Савальский В.А. Основы философии права в научном идеализме. Марбургская школа философии: Коген, Наторп, Штаммлер и др. — М., 1908.— С. 3.
и правовых понятий. Исходя из этого, в рамках науки МЧП следует усилить применение иных, непозитивистских методов исследования, например, такого как психологический и феноменологический методы.
Таким образом, методология научных исследований в области МЧП должна учитывать три вышеуказанных источника познания, а не отдавать предпочтение какому-то одному из этих источников за счет других.
В советское время наука международного частного права (МЧП) базировалась на «классовом позитивизме» как общеправовом методе советской юриспруденции. В основе методологии советской науки МЧП находился метод диалектического материализма, видевший содержание МЧП исключительно в столкновении «материальных интересов» разных классов. С практической точки зрения МЧП рассматривалось как инструмент защиты СССР от юридической «интервенции» капиталистических стран, как инструмент борьбы против «непризнания буржуазными государствами советского гражданского права» (И. Перетерский, С. Крылов). Содержание норм МЧП определялось общими задачами советской внешней политики, которая была направлена на обеспечение мирного сосуществования СССР с буржуазными странами (Л.А. Лунц). Доктрина МЧП в основном была нацелена на признание капиталистическими государствами социалистической монополии внешней торговли и права социалистической собственности (М. М. Богуславский).
По сути, тогдашняя наука МЧП оставляла на обочине человека, его неотъемлемые права и свободы. Вместо этого, исходя из социалистического правопонимания, на протяжении 70-ти лет в науке МЧП имела место длительная (идет она и до сих пор) дискуссия (весьма похожая на войну, потому что классовый подход отнюдь не способствовал проявлению толерантности в научных кругах) относительно отраслевой принадлежности МЧП. При этом одна группа ученых исходила из концепции внутригосударственной природы МЧП (в то же время они не были едины в вопросах отраслевой принадлежности МЧП, методов регулирования и тому подобное)1. Другие стояли на позициях международно-правовой природы МЧП2. Этот подход также отличался разнообразием. Третья группа ученых видела в МЧП самостоятельную систему права наряду с международным публичным и внутригосударственным правом.
1 См., например: Матвеев Г.К. Предмет, система и задачи дальнейшего
развития международного частного права // Советский ежегодник меж
дународного права. — 1978. — М., 1980; Богуславский М.М. Междуна
родное частное право. — М., 1989. — С. 27.
2 См., например: Фельдман Д.И. О системе международного права //
Советский ежегодник международного права. — 1977. — М., 1979.
Наконец, кое-кто понимал МЧП как своеобразный полисистемный комплекс (Р. Мюллерсон)1.
Однако, с нашей точки зрения, эта дискуссия не является перспективной, хотя бы ввиду того, что вопрос о предмете науки МЧП в разных странах решается неодинаково. Так, например, французская доктрина относит к области МЧП институт гражданства и правового положения иностранцев, коллизионное право и вопросы международного гражданского процесса. В ФРГ в рамках МЧП рассматриваются, как правило, только вопросы коллизионного права. В этих странах ученые не тратят время на установление «истины» в вопросах о предмете и отраслевой принадлежности МЧП, которые являются, по их мнению, второстепенными, а принципиальным моментом считается развитие методологии МЧП, правотворческой и правоприменительной деятельности в этой сфере.
Негативные последствия дискуссии относительно отраслевой принадлежности МЧП мы чувствуем и сегодня. Так, например, с этим вопросом начали непосредственно связывать форму кодификации норм МЧП. В Украине некоторые ученые и практики считают, что поскольку МЧП является самостоятельной отраслью права, то она требует кодификации в форме отдельного закона, а не в форме кодификации в рамках нового ГК Украины. В связи с этим целесообразно отметить, что решающее значение имеет не форма, а содержание кодификации. Не следует забывать и то, что в МЧП превалирует не количество позитивных норм, а приемы и методы решения коллизий. Учитывая это, мы предлагали вернуть в корпус нового Гражданского кодекса Книгу восьмую проекта «Международное частное право».
Упомянутая выше дискуссия мешает также наращиванию новых знаний о МЧП с помощью таких общих методологий, как теории естественного права, юридического позитивизма, психологизма, и тому подобное.
Самым существенным в МЧП является то, что это именно частное право, особенности которого сегодня обусловлены его тесной связью с естественным правом и естественными неотъемлемыми правами человека. Современное естественное право выражено в первую очередь в культуре прав человека. Общепризнанно, что права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Таким образом, одним из перспективных методов познания МЧП является его рассмотрение через призму прав и свобод человека. Применение этого метода ставит, например, под сомнение существование таких категорий украинского МЧП, как взаим-
1 См.: Мюллерсон Р.А. О соотношении международного публичного, международного частного и национального права // Советское государство и право. — 1982. — № 2.
ность в применении иностранного права, или реторсии (ограничение гражданских прав) по отношению к иностранным юридическим и физическим лицам.
Относительно самого понятия «международное частное право» а также его частноправовой природы, то здесь мы не можем согласиться с теми учеными, которые считают, что в действительности МЧП не является ни международным, ни частным, и вообще не является правом как таковым (например, К. Липстайн). Такая позиция отдельных ученых обосновывается тем, что МЧП не является международным, поскольку входит в национальную систему права, что оно не является частным, поскольку включает в себя значительное количество норм публично-правового характера, а также императивные нормы, в том числе императивные коллизионные нормы. Кроме того, по мнению этих ученых, МЧП не является полноценным правом, поскольку под правом они понимают, прежде всего, материально-правовые, а не коллизионные (отсылочные) нормы.
Однако в действительности МЧП в целом оправдывает свое название, поскольку: во-первых, предметом его регулирования являются международные (трансграничные) частноправовые отношения, то есть отношения, обремененные иностранным элементом; во-вторых, исходным принципом МЧП является принцип «автономии воли» (lex voluntatis), подчеркивающий, что МЧП является именно частным правом; в-третьих, МЧП базируется на основополагающем методе частного права — методе диспозитивного регулирования или методе координации; в-четвертых, по своей природе МЧП тесно связано с международным правом, особенно с таким его источником, как международный договор, с помощью которого осуществляется унификация коллизионных и материально-правовых норм частного права; в-пятых, в рамках МЧП неуклонно растет удельный вес унифицированных материально-правовых норм, подчеркивающих, что МЧП является настоящим правом в материально-правовом смысле.
Таким образом, исходя из основных тенденций развития МЧП, можно сделать вывод, что оно становится все больше международным и частным правом.
В современной доктрине МЧП закрепилась мысль о том, что общий метод МЧП объединяет два способа регулирования; коллизи-онно-правовой и материально-правовой. Причем материально-правовой способ регулирования МЧП выражается в унификации материальных норм частного права.
На наш взгляд, материально-правовой способ регулирования не ограничивается лишь созданием унифицированных материальных норм, а включает также в себя гармонизованные материальные нормы частного права.
Как известно, в отличие от унификации, гармонизация предусматривает использование не только международных договоров, но
также и иных инструментов нормативной регламентации (торговых обычаев и обыкновений, модельных законов, типовых контрактов и тому подобное) с целью достижения определенной степени единообразия норм, регулирующих международную торговлю. Иначе говоря, понятие «гармонизация» имеет более широкое содержание, чем понятие «унификация», а ее инициаторами выступают, кроме государств, физические и юридические лица. Исходя из этого, гармонизацию норм частного права следует также считать важным средством материально-правового регулирования МЧП.
Отсюда также вытекает, что транснациональное торговое право {lex mercatoria), созданное усилиями международных коммерсантов с помощью гармонизации, необходимо включить в состав МЧП.
2. Методология коллизионного права
Еще одним важным вопросом методологии МЧП является вопрос о видах коллизий, на решение которых направлен его юриди-ческо-технический инструментарий.
Как известно, в современной литературе выделяют следующие виды коллизий в рамках МЧП: 1) коллизии между материальными нормами национального частного права; 2) интерлокальные коллизии; 3) интерперсональные коллизии; 4) интертемпоральные коллизии1.
Однако, по нашему мнению, проблематика МЧП связана по крайней мере еще с двумя видами коллизий, которые практически не освещались в его доктрине.
Во-первых, это коллизии функционального плана, которые мы предлагаем условно назвать «функциональными коллизиями». Эти коллизии касаются в первую очередь разных функций, выполняемых органами судебной власти в континентальной (европейской) и общей (англо-американской) системах права. Если суды континентальной системы права, в частности украинские суды, при решении коллизионного вопроса лишь применяют право, в том числе иностранное материальное право, то суды общей системы права (common law) могут еще заниматься правотворчеством. Отсюда могут возникать функциональные коллизии, поскольку еще до сих пор не ясно, может ли национальный суд континентального права, если национальная коллизионная норма отсылает к иностранному материальному праву страны системы общего права, выполнять при этом нормотворческую функцию, присущую судам общего права. В этом отношении можно выразить предположение, что поскольку национальный суд должен применять
1 Международное частное право: Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. — М., 2000. — С. 153-156.
иностранное право так, как оно применяется у себя на родине, то национальный суд, если речь идет об общем праве, может также творчески подойти к применению иностранной нормы права и воспользоваться правотворческими полномочиями.
Относительно еще одного вида коллизий, которому следует уделить большое внимание в рамках теории МЧП, то мы предлагаем назвать такие коллизии «герменевтическими коллизиями», поскольку они непосредственно касаются вопросов понимания и толкования права1- В данном контексте речь идет о коллизиях и противоречиях между правилами, принципами и способами толкования, используемыми в разных национальных правовых системах. Вполне очевидно, что одна и та же норма права, даже если речь идет об унифицированной материально-правовой норме, которую необходимо толковать с учетом ее международно-правового происхождения, национальные суды, опираясь на национальные подходы к толкованию, могут интерпретировать по-разному и прийти к разным заключениям по поводу этой нормы. Отсюда вытекает, что на повестке дня МЧП должен стоять вопрос об унификации правил толкования разных стран. С методологической точки зрения это также означает необходимость развития герменевтических исследований в теории МЧП. Все это очень важно для теории и практики МЧП, поскольку без единого, унифицированного подхода при толковании норм в рамках МЧП не может быть единого, унифицированного применения этих норм.
Однако центральное место, как в науке, так и в позитивном МЧП всех стран продолжает занимать именно коллизионное право. Советская доктрина МЧП, которая была зациклена на вопросах отраслевой принадлежности, фактически не создала развитую коллизионную теорию (метод). Ее отсутствие чувствуется сегодня очень остро на практике, в частности при решении судами дел с иностранным элементом. Еще большие трудности возникли при кодификации (а фактически создании новой системы) коллизионного права Украины.
Как известно, в основе современных методов коллизионного права в западной науке МЧП, имеющих наибольшее практическое значение, лежит теория, предложенная еще Фридрихом Савиньи в своей знаменитой «System des hentigen Romischen Rechts» («Система современного римского права»). Согласно Савиньи, коллизионная проблема сводится к локализации правоотношений в пространстве. Каждое правоотношение имеет основную связь с определенным правопорядком («оседлость правоотношения»), который и необходимо отыскать с помощью коллизионных принципов; при этом решающее значение имеет автономия воли сторон. Критики
1 См.: Мережко А. Проблемы юридической герменевтики: международное право, гражданское право, международное частное право // Український часопис міжнародного права. — № 2. — 2002. — С. 16-20.
этой теории небезосновательно называли метод Савиньи слепым, поскольку на его основании применяется абстрактный правопорядок без учета интересов сторон, соответствующих государств или содержания примененного права.
«Революция» коллизионного метода произошла в США, где в 1971 г. во Втором Своде конфликтного права была воплощена идея нахождения оседлости правоотношения для каждого конкретного дела («case to case approach»). Эта теория известна под названием «наиболее существенной (тесной) связи» («most significant relationship theory»). Система Второго Свода конфликтного права состоит из трех элементов: принципов (политики) раздела 6 Свода, концепции наиболее тесной связи и перечня партикулярных коллизионных привязок. Раздел 6 приписывает суду при выборе права учитывать следующие факторы: нужды межштатной и международной систем; политику (policy) других государств, имеющих отношение к делу, и их интересы в применении к нему своего законодательства; защита оправданных ожиданий сторон; основные политические соображения, на которых основывается соответствующая отрасль права; определенность, предсказуемость и общность результатов; легкость в определении и применении права. Принципы раздела 6 и специальные привязки, предлагаемые для рассмотрения в конкретных сферах права, нацеливают суды на право страны с «наиболее существенной связью».
В Европе в это время существовала система определенных и предсказуемых коллизионных правил (частично кодифицированных, а частично установленных судом), построенных на систематизации Ф. Савиньи. Американская коллизионная «революция» повлекла за собой настоящую «методологическую бурю» в Европе. Одни авторы говорили о необходимости сохранения старой европейской традиции относительно системы определенных коллизионных правил, другие отмечали «кризис конфликтного права» в Европе. В результате Европа все же не устояла под натиском новой коллизионной доктрины США.
Суть модифицированной европейской доктрины МЧП может быть выражена с помощью формулы: «principle — presumption — back to principle». Это означает, что в целом все коллизии в европейском МЧП решаются в соответствии с принципом наиболее тесной связи1. Презумпциями такой «тесной» связи к отдельным сферам права выступают определенные коллизионные правила. Если применение этих определенных коллизионных правил не дает необходимого результата, тогда суд в поисках надлежащего правопорядка возвращается к принципу наиболее тесной (существенной) связи. Таким образом, хотя Европа по большей части сохранила традици-
1 Dutoit В. The Rome Convention on the Choice of Law for Contracts // European Private International Law. Edited by Bernd von Hoffman. — Ni-jmegen: Ars Aequi Libri, 1998. — P. 47-50.
онный подход относительно системы определенных коллизионных правил, однако под воздействием американского метода, этот подход стал более «гибким» и прагматичным. Необходимо отметить, что европейские и американские коллизионные теории в последние десятилетия начали существенно сближаться.
Законодательство последних лет в сфере МЧП Европейского Союза (Римская конвенция о праве, применяемом к договорным обязательствам 1980 г.), Австрии, Швеции, Турции, а за ними России, Белоруссии, Украины и других стран СНГ уже отразили новую европейскую теорию коллизионного права. Так, в Законе Украины о МЧП предусматривается, что в случае, когда невозможно определить право страны, подлежащее применению на основании объективных коллизионных норм и принципа lex voluntatis, применяется право страны, имеющее более тесную связь с данными правовыми отношениями1. Пожалуй, основным недостатком построения коллизионного регулирования на основе определенной системы четких и объективных коллизионных норм является то, что охватить ими все правовые ситуации невозможно. Кроме того, в конкретных фактических обстоятельствах четкие коллизионные нормы могут искажать принцип наиболее тесной связи. На преодоление такого недостатка как раз и направлено упомянутое выше правило. Второй недостаток такой системы преодолевается с помощью положения проекта Закона Украины о МЧП, согласно которому право страны, к которому отсылает национальная коллизионная норма, в виде исключения не применяется, если, исходя из всех обстоятельств, дело имеет незначительную связь с определенным правом стран и имеет более тесную связь с правом другой страны. Вместе с тем, это положение не применяется, если стороны (сторона) осуществили выбор права, подлежащего применению к правовым отношениям (автономия воли). Однако на основании каких приемов и методов будет определяться наиболее тесная связь в случаях отсутствия объективных коллизионных правил или когда их применение искажает этот принцип? Этот вопрос остается по-прежнему открытым для украинской теории МЧП.
3. Выводы
Итак, подведем определенные итоги наших рассуждений по поводу методологии МЧП.
Во-первых, МЧП по-прежнему остается одной из самых загадочных и самых сложных сфер права, что дало повод М. М. Богуславскому сравнить его с высшей математикой. К этому следует
1 См.: Кодифікація приватного (цивільного) права України / За ред. проф. А. Довгерта. — К., 2000. — С. 293.
добавить, что почти по каждому вопросу МЧП в доктрине существуют разнообразные и даже противоположные взгляды.
Во-вторых, накопившиеся проблемные вопросы в доктрине МЧП дают нам основание считать, что его наука находится на пороге изменения его научно-теоретической и методологической парадигмы, нуждающейся в новом творческом взгляде на проблематику МЧП. Так, например, должно измениться отношение к самой концепции коллизии в МЧП. Эту коллизию необходимо рассматривать не в узком смысле, то есть как коллизию законов или национальных систем права, а в более широком значении, то есть как коллизию правовых культур, охватывающих кроме национальных норм частного права еще и такие вопросы, как система национальных социально-юридических ценностей (юридическая аксиология), принципы и способы толкования и понимания права (юридическая герменевтика), особенности национальных политико-экономических систем, влияние особенностей национальной морали и религиозного фактора и тому подобное1-
В-третьих, МЧП все больше становится не столько механизмом решения коллизий между национальными правовыми системами и культурами, сколько механизмом координации и сотрудничества между этими системами, в котором центральное место занимают права и интересы человека.
В-четвертых, в рамках МЧП постепенно формируется собственная иерархия высших социально-юридических ценностей, среди которых важнейшими являются гуманизм и справедливость. Собственно говоря, принципы и механизмы МЧП так или иначе направлены на как можно более полную реализацию упомянутых ценностей, которые являются вехами его последующего развития.
В то же время следует подчеркнуть, что МЧП, как и право в целом, должно быть «искусством добра и справедливости», и как своеобразное искусство должно иметь творческий характер. Мы убеждены, что только такое творчество может преодолеть проблемы, существующие в теории и практике МЧП.
Таким образом, перед юридической наукой в Украине сегодня стоит задача не только относительно создания современной методологии (теории) коллизионного права, но и разработки других методологических и гносеологических проблем МЧП — одной из наиболее «загадочных» областей права.
1 Отметим, что концепция правовой культуры, под которой понимается «право в жизни», а не «право в книгах», находит все более широкую поддержку в исследованиях ученых-юристов европейских стран (См., например: Бланкенбург Э. Голландская правовая культура // Голландская правовая культура / Отв. ред. В.В.Бойцова и Л.В.Бойцова. — М., 1998. — С. 230-232.).
Дата публикования: 2014-10-23; Прочитано: 505 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!