Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Европейская культура эпохи Нового времени



Эпоха Просвещения (конец XVII - XVIII вв.) время ве­ликих социальных потрясений, с одной стороны, бурное развитие материальной культуры, появление машинного производства, с другой - обострение социальной несправедливости. Просвещение в своей основе демократично, главная задача приобщение к знаниям всего народа, каждого человека.

XVII век - источник современности, период Нового времени. Время осознания того, что идеал человека Ренессанса не только остался недо­стижимым, но и потерпел крушение. Оно приводит, с одной сто­роны, к усилению упорядоченного, размеренного образа жизни и мышления, с другой - к бунтарским настроениям в самых разных слоях населения.

Сравнительный анализ отношения к человеку в эпоху Возрождения и Новое время:

Эпоха Возрождения Новое время
идеал человека
гармонически совершенный человек; личность; единство личного и общественного. стол­кновение противоречий личного и общественного.
герой произведений искусства
гармония, единство с природой. зависимость от природы и внешних обстоятельств.
крушение идеала
привело к появлению новых форм восприятия мира; оп­тимистическому реализму. привело к драматизации действительности; внутреннему конфликту личности; осознанию противоречивости бытия.
тип человека
всесторонний человек человек-функция.

Черты эпохи Просвещения, «Века разума»:

1. зарождение и становление бур­жуазных экономических отношений;

2. освобождение общественного сознания от религиозного давления;

3. распространение идеалов про­тестантизма;

4. развитие естество­знания, рост интереса к научному и философскому знанию;

5. новое понимание челове­ческого бытия (изменилось отношение к Богу, обществу, государству, другим лю­дям);

6. новое понимание че­ловека (предмет внимания природа, изучаются ее законы, а также закономерности развития обще­ства, государства);

7. исторический оптимизм (век утопий);

8. торжество Разума;

9. идеи равенства всех людей.

Просвещение рассматривало природу как высшую реальность, тождественность мира и природы; развенчало полити­ческие и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества; создало позитив­ную, обращенную к человеку, вне зависимости от его социальной принад­лежности, систему ценностей запад­ной цивилизации. Человек XVII в. ощущает себя «гражданином мира» (великие географические открытия). Взаимодействие общества и государства принимает форму договора, идея едине­ния под влиянием сильной власти монарха становится господствующей. Абсолютная монархия как форма государства может объединить разрозненные народы и земли.

Для мыслителей эпохи Просвещения характерен универсализм твор­ческих и жизненных интересов («Энциклопедия искусств, наук и ремесел» в 28-ти томах; предлагала новые этические и эстетические нормы, общественно-поли­тические идеалы и нравственные ценности; в издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Герма­нии, Голландии, Англии и других стран; организатор издания Дидро).

Литератур­ные школы:

классицизм - Вольтер (отразил приметы времени, сложность и противоре­чивость, обличал пороки государства, лицемерие официальной цер­кви, написал более 70 произведений);

романтизм - Руссо ( отвергал формальные излишества, отстаивал простоту и естествен­ность языка, обращение к жизненной прав­де, положительные герои всегда приносят в жертву мо­ральным принципам себя и свою жизнь, человек велик чувствами, литература должна их отра­жать и воздействовать на личность);

реализм – Дидро (задача искусства - служить передовым иде­ям эпохи, принцип идейности).

Особенности живописи эпохи просвещения:

v светский харак­тер искусства;

v повседневность, отражение реальной жизнью ре­альных людей;

v появление «пейзажей настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди);

v внимание к эскизу (личное, индивидуаль­ное восприятие, настроение, отра­женное в нем, вызывают большее эмоциональное и эстетическое воз­действие, чем законченное произве­дение);

v приоритет рисунку и гравюре (устанавли­вают более непосредственную связь между зрителями и художником, чем картины);

v уси­ление роли цвета, многокрасочность, яркость (картина не только выражать и отражать нечто, но и украшает место, где она находит­ся).

В эпоху Просвещения в Европе устраи­ваются первые публичные выставки - са­лоны ( новый вид связи искусства и общества).

Театр оказался близким духу эпохи. Бурная об­щественная жизнь подсказывала ему интересные сюжеты, наполняя старые фор­мы новым содержанием. Театр вошел в жизнь людей, поскольку выполнял зада­чи времени.

Музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых потаенных уголков человеческой души. Меняется отношение к музыке, которая еще в XVII в. была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светс­кий вид музыки - опера. В Германии, Ав­стрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений - ора­тория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвеще­ния является творчество Баха и Моцарта. Разум, культ света, представление о че­ловеке как о венце Вселенной в опере Мо­царта «Волшебная флейта» сочетаются с основными идеями утопий XVIII в.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них констру­ировался мир, альтернативный существу­ющему. Мир, который отвечал представ­лениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личнос­ти. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благород­ной цели - служить совершенной средой для совершенного человека. В композицию парков и садов включались библиотеки, картин­ные галереи, музеи, театры, храмы. Сад - отражение просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии» «ес­тественного человека», основным условием которого было возвращение к природе.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных начала: классицизм и романтизм.

Классицизм включал в себя идею подчинения челове­ка общественной системе. Классицизм XVIII в. в отличие от XVII включал элементы романтизма. Классицизм свя­зывает упорядоченность мира с чело­вечностью, с мудростью, которая должна привести людей к разумному пониманию, к веротерпимости, к высшей справедливости.

Романтизм под­черкивал индивидуальное и личностное начала. Романтизм (от франц. - роман) - представители художественного направления, с конца XVIII в. выдвигавшие требование эмоционального, свобод­ного и, прежде всего, индивидуального отношения художника к жизни. Новым в искусстве XVIII в. было направ­ление сентиментализма. Сентиментализм освещал внутренний, интимный мир человеческих чувств и мыс­лей, и не требовал особого стилистического оформления.

Таким образом, культурное наследие Нового времени отличается богатством жанров и сти­лей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и ве­рой в человека и его разум.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 943 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...