Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Античная культура



Античной (лат. антикус - древний) культурой гуманисты эпохи Возрождения называли греко-римскую культуру, став­шую колыбелью европейской цивилиза­ции. Идеи (философские, научные, полити­ческие, этические, эстетические), определившие собой своеобразие европейской цивилизации, были рождены Элладе. Гегель отмечал, что в греческом мире мы чувствуем себя дома. Феномен «греческого чуда» (выгодное геогра­фическое положение; интенсивное общение с соседями и заимствование их достижений; универсализм и свобода греческой духовности).

Античная культура возникла в III -II тыс. до н. э. на острове Крит, а также в греческом городе Микены.

В искусстве Крита отсутствует каноничность; в архитектуре, живописи, в росписях керамики господствует асим­метричность. Во всех критских дворцах размеры внут­ренних дворов почти всегда одинаковы: 28 х 52 м. (жесткая подчи­ненность двора какой-то ритуальной системе). Живопись главное украшение Кносского дворца (на одном из восстановленных изображений сцена таврокатапсии - ритуального боя с быком. Тема укрощения быка как тема победы над смертью преобладающая в крито-микенском искусстве). Ритуал включал сцены эпифании (внезапного явления боги­ни). Критская цивилизация погибла в XV в. до н. э.

К середине II тыс. до н. э. на Кри­те появи­лись микенцы, пришедшие на территорию Греции около 2000 г. до н. э. Микенская культура возникла в ( 1600 -1100 гг. до н. э.) название по имени города на полуострове Пелопоннес. Искусство Микен в отличие от критского более суровое и простое. Жители города Микен строи­ли город-крепость на высоких хол­мах, укрепляя их стенами. Отсюда происходит название «акрополь» - верхний город. Основная тема микенского искусства - война, трагедия, смер­ть (на изображениях мужчины это прежде всего охотники и воины).

К XII в. до н. э. Микенская цивилиза­ция была разрушена дорийцами, новыми греческими племенами.

В период ХI-VIII вв. до н. э. складывается новая ци­вилизация «гомеровская».

Этапы развития древнегреческой культуры:

архаика (становление) -VII - VI вв. до н. э.;

классика (расцвет) - V-IV вв. до н. э.;

эллинизм (упадок) - конец IV - I в. до н. э.

Архаика. Греки распро­странили свои владения на побережье Малой Азии, Сицилию, Южную Италию, на берега Черного моря и Египет. Появляются: первые греческие города-государства (полисы), распространяется общегреческая письменность, созданная на основе финикийской в IX веке до н. э., исто­рические труды и географические описания, лирическая поэзия, театр, сооружаются храмы, развиваются ме­дицина, астрономия, история, география, математика.

Греки преклоняясь перед природой учаться творить красоту, подражая ей. Творчество трактуется как «мимесис» - подражание, прежде всего природе. Недаром греки называли мир именно космосом, а «космос» по-гречески значит «лад», «слаженность», «порядок», «упоря­доченность» и даже просто «красота» -косметика.

Основу архитектуры составлял мегарон - дворец властителя, и котором принимали послов и устраивали пиры.

Создаются города, где устанавливает свой поря­док, свое равновесие и гармония. В городе складывается продуманная и ясная система архитектурных форм - ордер (от лат. «ордо» - порядок, строй), которая потом становится основой всей новоевропейской архитектуры. Ордер в архитектуре - это опре­деленная система соотношений несомых и несущих частей соору­жения, их равновесность и гармония. Около VIII века до н. э. складываются два на­правления в архитектуре, два первых ордера: дорический и ионийский (названия по местам их возникновения):

дорический - мужест­венность и героизм. Например, дорические храмы образ мира, как основа всех вещей, похож на храмы древности. Внутренняя коробка - местом хранения статуи бога. Ограда священного места, где ставился храм, служила для охраны всего здания. Двускатная кровля знак того, что здание, вздымаясь над окружаю­щим миром, венчало его. Объем храма противо­стоит окружающему пространству. Храм на постаменте. В итоге - полное равновесие направлений; чувство глубокой уверенности, непоколебимой твердо­сти.

ионический - женствен­ность, изящество и мягкость. Например, ионическое искусство, более изящно, изыскано, его формы более прихотливы, женственны. Храм Артемиде (Диане), копия пропорций женского тела. Ионийские колонны венчают завитки, похожие на локоны, каннелюры колонн более мяг­кие и напоминают складки одежды.

Позднее появляется коринфский ордер, близкий к ионическому.

В VII в. до н. э. завершается формирование основ­ных типов храмов: простиль, амфипростиль и периптер.

Разрабатываются эстетические категории, которые выражают оценки и аспекты мироощущения греков: гар­мония, мера, ритм, симметрия, целостность, прекрасное. С одной стороны это универсальные принципы бытия, а с другой это сущность и способ существования и проявления макрокосмоса и микрокосмо­са.

Классика. Появляются философия, живо­пись, классическая греческая скульптура, театры, стадионы. В греко-персидских войнах (500 -449 до н. э.) греки одержали победу. Война с персами объединила греческие города, утвердила патриотические чувства и представле­ния о свободе. Развивается самосознание горожанина и демократия; театр; искусство прославившее человеческое до­стоинство и гармоническое развитие полисного человека. Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры: эллину не был свойствен узкий профессионализм. Прославленный философ делал замеча­тельные открытия в области математики и астрономии, известный скульптор не только мог построить храм, но и расписать его, создать научный трактат.

Строились специальные здания для хранения картин мастеров - плеотеки (плео - многочислен­ный, теке - хранилище). Устраивались выставки и обсуждения. Античному образу жизни присуще состязатель­ность, соперничество - «агон».

Скульптура (Фидий, Мирон, Поликлет).

Фидий при реконструкции Акрополя в Афинах, создает гранди­озные скульптуры Афины Промахос, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос. Его образы наделены одухотворенной кра­сотой и жизненностью.

Мирон в творениях «Дискобол», «Афина и Марсий» утверждает силу и красоту человека Мирон.

Поликлет в теоретическом трак­тате «Канон» выводит цифровой закон идеальных про­порций человеческого тела и воплощает свои расчеты в статуе «Дорифор», изображающей юношу сильного, красивого, спокойного. Этот образ стал нормой представлений греков о совершенстве человека.

Театр (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан).

Эсхил в «Прометее Прикованном», в трилогии «Орестея» проводит мысль о том, что мир устроен справедливо и потому не следует сопротивляться судьбе; он предостерегает человека от нарушения им космической «меры», что может обернуться для него бедой.

Софокл в трагедиях «Антигона», «Элек­тра» воспевает мощь свободного человека - его героиня Антигона, нарушает запрет государя и совершает высоконравствен­ный поступок, хоронит погибшего брата; своим поступком она утверждает новые законы в обществе.

Еврипид - героям свойственны и возвышенные чувства (патриотизм, справедливость) и человеческие слабости и пороки (ревность, оскорбленное достоинство, месть).

Аристофан человек в комедиях представлен в суетной повседневной жизни; он обнаруживает тщеславие, лень, трусость и другие человеческие слабости и пороки.

В эстетической традиции разрабатывается про­блема воспитательной роли искусства. Появляется понятие «калокагатия» («калос» - прекрасный, «агатос» - добрый). В античной культуре это означает гармоничный человек, физически крепкий, красивый и нравственно добродетель­ный, гармонию физического и духовного.

Конец V - IV вв. до н. э. - поздняя классика, нарушается гармония между природой и человеком, между древне­восточной и европейской системами ценностей в пользу культуры, - человека, в пользу европейских ценностей.

Эллинизм. Александр Македонский завоевал в своих походах (334 -324 до н. э.) территории от берегов Малой Азии до Индии, от Черного моря до аравийских пустынь.

Сущность эпохи эллинизма - разрушение прежних норм:

· в повседневной жизни,

· в традициях,

· в государственности,

· в искусстве.

В повседневности чело­век оказался незащищенным от воздействия стихий общественной жизни.

В традициях масштабом познания Аристотеля был весь мир, «ойкуме­на», таким же должен был стать масштаб царствования Александра.

В государственности единовластное правление Филиппа Македонского (отца Александра), а затем Алек­сандра Великого,

В искусстве - большее внимание ре­альному человеку (хилый и изможденный раб-нубиец или старый рыбак стано­вятся привычными персонажами. Искусство этого времени лишается гармонии духа и тела, оно как бы вглядывается в черты лиц стари­ков, в облик страдания, борьбы или смерти).

Эллинизм - кризисный в общественной и политической жизни, со­хранил упорядоченность и определенность в науке, которая утверждала себя в гипотезах и открытиях, успехах математики, астрономии, географии, возникновение ботаники.

Уникальный научный центр, Мусейон ("ме­сто пребывания муз"), созданный в Александрии, объединил в своих стенах ученых, съезжавшихся в Александрию времен правления Пто­лемея I Сотера - "спасителя" (ок. 366 -283 до н. э.). Здесь они имели прекрасные условия для работы: денежные пособия, прекрасные залы для дискуссий, ботанический сад, собрание различных животных - прообраз современных зоопарков и даже лаборатории для хирургов.

В Александрии формируется библиотека и научная школа - Александрийский мусейон - прототип новоевропейских Академий наук. Каждый корабль, входящий в гавань, обязан был сдавать книги. С них снимали копии и при отъезде копии вручались владельцам книг. Так пополнялась библиотека, ее каталог состоял из 120 свит­ков, около 700 тысяч произве­дений. Мусейон стал средой, в которой вызревали научные теории. Здесь тру­дились Евклид, разработавший метод элемен­тарной геометрии; Гиппарх, создатель тригоно­метрии, ученый, описавший более 850 звезд; учился Архимед.

Возрождение мощного и сильного государства в эллинизме не приводит к утрате интереса к личности. Эллинизм культивирует индивидуализм.

Масштабность и монументаль­ность в художественной культуре призваны были демонст­рировать мощь и богатство государства. Архитектура прославляла мощь правителей, тяготела к гигантским размерам (Форосский маяк в Алексан­дрии высотой 120 м, алтарь в Пергаме, воз­двигнутый царем в честь победы над гал­лами). Города строятся в соответствии с «гипподамовой системой». Возводятся дворцы, храмы, зрелищные соо­ружения. В 353 г. до н. э. в Галикарнасе воздвигается гигантская гробница царя Мавсола (отсюда - «мавзолей»), в которой соединя­ется торжественная восточная пышность декора с изяществом греческого ионического ордера.

Скульптор Харес создает статую бога солнца Гелиоса, высотой в 32 метра, вошедшую в историю как Колосс Родосский. В скульптурах герои утратили гармонию духа: искаженные страданием лица, глубокие тени в глазницах, змеевидно разметавши­еся волосы - все подчеркивает отчаяние и страдание.

Во П в. до н.э. Греция была захвачена римлянами и с этого момента входит в состав римского государства, а после распада Римской империи на Западную и Восточную (Ви­зантию) входит в последнюю - вплоть до падения Византии в XV в. н.э.

Таким образом, культура Древней Греции:

ü противоречива, с од­ной стороны, в религии, в искусстве по­клонялись богам, внешней гармонии и формам бытия; с другой стороны, фило­софы призывали искать внутреннее осно­вание мира - субстанцию, видеть внут­ренний мир человека, его духовную сущ­ность.

ü полисный уклад как продолжение общинного образа
отношений: общее собрание, которое решало основные вопросы, стало основой демократической организации. Полис выработал идеал человека, который стал образцом для подражания в повседневной жизни и в искусстве.

ü человек олицетворени­е всего сущего, он почти един­ственная тема искусства (создан идеальный образ гармониче­ски развитого человека в его завершенности). Тело выражает соразмерность форм, радость бытия, тор­жество гармонии, трепет, ликование, бла­женство, восторг, удовлетворенность, на­пряженность, силу и слабость.

ü духовность развивалась в области фило­софии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель и т.д.). Формирование основ философии как любви к муд­рости. Познание перенесло свой ак­цент с состояния вчувствования в мир на рациональное его постижение. Выделив категорию бытия, греческие философы понимали его как parents - тайну, которой противостоит созерцательный ум мыслителя. Противоречивость мировоззрения сочетавшее представления о единстве раз­личных начал - рациональное, которое олицетворял Аполлон, и иррациональное, которое оли­цетворял Дионис.

ü лирика разнообразна по жан­рам: торжественные или военно-патриотические оды, басни и эпиграм­мы, роман. Эпические произведения - «Илиа­да» и «Одиссея», источ­ник для многих произведений после­дующих эпох. Сюжеты поэм Гомера обращены к отдаленному прошлому. Гомер придает мифам характер исторической картины. В «Илиаде» - события Троянской вой­ны, один из ее эпизодов, а «Одиссея» - повесть о возвращении одного из героев Троянской войны на родину. В поэтической форме отразилась система мировосприятия древних греков: мораль, общественное устройство, представления о природе, богах, их иерар­хии, отношениях богов и людей.

ü открытие «политейн» - политическое, социальное в себе самих. Греки осознают себя особенной частью природы. Социальность культивируется в античной культуре.

ü формирование основ гуманизма в мифологии. Боги подобны людям, каждый из них наделен своим ха­рактером, своей индивидуальностью, они являются идеалом, к которому необходимо стремиться. Греки были язычниками, поклонялись многим богам, главный бог - Зевс. Наиболее почитаемыми признавались 12 олимпийских (по месту их обитания - на горе Олимп) богов. Число двенад­цать не случайно. Оно выражает представление древних греков об идеальной структуре космоса. В представлениях греков боги покровительствуют жизнедеятельности человека. Существовали как боги высшего ранга, так и полубоги низшего ранга, среди которых выделялись герои. Герои имели полубожественный статус, но были смертны. Например, Геракл - сын Зевса и земной женщины Алкмены. Герой благороден, его ценят за социально значимые поступки и действия, в герое воплощены воинские доблести. Он занимает высокое общественное положение, его почитают. Одним из любимых героев в Греции был Геракл. Но связь между богами и людьми была необходима, ее осуще­ствляли оракулы, которые для получения прорицаний обращались к природе: прислушивались к шепоту листьев чудодейственного дуба, к журчанию воды протекавшего источника, присматривались к полету птиц или поведению живо­тных.

ü влияние особенностей организации общества на обычаи, традиции, нормы морали и искусство. Развитие в повседневной жизни мотива­ции определяющей поведение полисного человека ("культура стыда " и "культура вины "). "Куль­туравины" обращена к "голосу совести", т.е. к внутреннему суду над собой. "Культура стыда" ориентирована на оценку поведения человека извне, членами той или иной социальной группы. "Культура стыда" включала в себя: представление о богоравности эллина и чувство сорев­новательности.

ü мужественность, преобладание мужского начала в культуре:

o постоянные войны ставили в центр внимания мужчину и воина;

o в народном собрании уча­ствовали только мужчины, так как они в основном, владели собственнос­тью;

o патриархальная организация общества;

o всегда и везде главным героем был мужчина, искусство про­славляло образ гражданина, героя, воина.

Значение и величие греческой культуры заключается в том, что она стала ос­нованием многих культур мира. Ее влияние прослеживается не только на Западе, но и на Востоке, не только на евроазийском континенте, но и в тех культурах на иных континентах, которые складывались в более по­здние времена. До наших дней греческая культура осталась образцом полноты взгляда на мир и гуманизма.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 566 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...