Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Академизм - художественное направление, основанное на догматическом следовании классическим образцам как идеальным и непревзойденным. В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях XVI - XIX вв. Академизм следовал внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждал условные, идеализированные образы, отвлеченные нормы красоты.
Ампир (от франц.— императорский) - художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в. Ориентирован на римскую античность. Массивные, монументальные формы и богатый декор, опиравшиеся на художественное наследие античности, служили воплощению идей государственного могущества и военной силы.
Анимизм (от лат.- душа, дух) - одна из форм первобытной религиозности (наряду с магией, фетишизмом, тотемизмом). Анимизм предполагает: 1) веру, что души отдельных людей продолжают существовать после смерти; 2) одухотворенность сил и явлений природы.
Антропогенез (от греч. - человек и возникновение) - процесс происхождения человека.
Арабеска - особый вид орнамента, состоящего из сочетаний геометрических фигур и стилизованных изображений растений (растительного орнамента). В декоративный узор орнамента часто включался эпиграфический элемент: надпись с цитатой из Корана или благопожеланием. Геометрические фигуры арабески обычно представляют собой бесчисленные комбинации разнообразных многоугольников, вокруг которых переплетаются стилизованные изображения растений и буквенных сочетаний (арабской вязи).
Арка (или свод) - криволинейное перекрытие помещения или проема.
Аркада - ряд арок, опирающихся на пилоны или колонны.
Артефакт (от лат.- искусственно сделанный) - предмет искусственного происхождения.
Архатроп (от греч. - древний человек) - древнейший человек.
Аскетизм - 1) религиозное учение о необходимости борьбы с «чувственными влечениями» тела для достижения нравственного совершенства и общения с божеством; 2) крайняя степень воздержания, отречение от жизненных благ.
Базилика (от греч.- царский дом) - прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами или столбами на ряд продольных галерей (нефов). В античную эпоху базилика - административное здание, в Средние века - основной тип христианского храма.
Барельеф - один из видов рельефа. Фигуры выступают над плоскостью меньше чем наполовину своей толщины (в горельефе рельефное изображение возвышается над плоскостью больше, чем наполовину своего объема).
Барокко (итал. - вычурный) - стиль в европейском искусстве (XVI -середина XVIII в.). Отличался декоративной пышностью, вычурностью и живописностью.
Ваби - в Японии эстетический и моральный принцип наслаждения спокойной жизнью, свободной от мирских забот, простая и чистая красота, ясное, созерцательное состояние духа. Возникновение связано со средневековой отшельнической традицией.
Веды - общее название священного писания брахманизм; включают четыре сборника: Ригведи, Самаведи, Яджурведи, Атхарваведи.
«Венеры» палеолитические - женские статуэтки из камня, кости, глины. Образ женщины - праматери, символа плодородия, хранительницы очага.
Витраж (франц. - стекло) - композиция из разноцветных или украшенных живописью стекол, других пропускающих свет материалов. Получил особое развитие в Средние века (витражи почти на всех средневековых готических соборах).
Возрождение - эпоха в истории и культуре XIV - XVI вв. в Италии, с конца XV до нач. XVII в. в других странах Западной Европы.
Газель (араб.) - вид моноритмического лирического стихотворения. В последней строфе часто упоминается прозвище-псевдоним автора. Форма газели позволяла автору выразить как свои чувства и настроения, так и философские мысли.
Гармонизация - понятие, раскрывающее характер взаимосвязей процессов и явлений в мире, определяющее отношения сбалансированности, подвижного равновесия в природе, социуме, во внутреннем мире человека, в культуре.
Гармония - эстетическая категория, выражающая связь, стройность, соразмерность частей в системе.
Герметизм - направление в поэзии (преимущественно итальянской) 20-х - 30-х гг. XX в., отличавшееся трагическим мироощущением, замкнутостью.
Глазурь (от нем.) - тонкий стекловидный слой, которым покрывают поверхность керамического изделия в процессе его изготовления, с целью увеличения прочности изделий, придания им новых декоративных свойств.
Гомо сапиенс (лат.) - человек разумный.
Гомо хабилис ( лат.) - человек умелый.
Гохуа - классический жанр китайской живописи. Выполняется, как правило, в манере «се и» или «гун би». «Се и» («передача идеи») - по технике предполагает отображение общих очертаний пейзажей и человеческих фигур, не выписывая деталей, путем нанесения нескольких мазков черной туши различной толщины. «Гун би» («прилежная кисть») - тщательное воспроизведение мельчайших деталей: причесок изображаемых людей, оперенья птиц и т. п.
Гравюра (от франц. - вырезать) - произведение графического искусства, выполненное посредством печатания с доски. Делится в основном на станковую и книжную.
Гуманизм (от лат. - человечный) - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм эпохи Возрождения - движение, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, феодальному закрепощению личности.
Гуманизация - понятие, характеризующее свойство новой культуры, когда приоритетными в развитии культуры становятся личность, ее индивидуальность и ценности, благодаря которым личность может самореализоваться в этой культуре.
Замки Японии: дзиро - укрепленный замок; ямадзиро - замок в горах; хираямадзиро - замок на холме посреди равнины; хирадзиро - равнинный замок.
Зиккурат - тип культовой постройки в архитектуре Передней Азии (Вавилонская башня). Ступенчатая башня, прямоугольная в плане, выложенная сплошной кладкой из кирпича-сырца. На верхней площадке находился маленький храмик - «жилище бога». Строился зиккурат при храме главного местного божества.
Идеология - система идей, представлений, понятий, имеющая общественную значимость и выраженная в различных формах общественного сознания (в политике, морали, науке, искусстве, религии).
Икебана - традиционный японский букет; искусство аранжировки цветов.
Импрессионизм (от франц. - впечатление) - художественное направление в искусстве конца XIX - начала XX в., провозгласившего особую значимость восприятия, в котором высоко ценится мимолетность впечатления от окружающего мира.
Индивидуализм - один из основных принципов либеральных ценностей, получивших развитие в европейской культуре с античности, когда в центре культурной системы находится личность. Как и всякое культурное явление индивидуализм может проявлять себя в негативных и позитивных формах.
Кабуки - классический японский театр, возникший в период Эдо, становление его связано с формированием городской культуры в ХVI - ХVIII вв.
Каллиграфия в Китае. Различают четыре стиля: шэнь - энергия и жизненность; ци - строгость, силу ударов кисти; юнъ - ритм или равновесие; вэй - эстетические качества.
Калокагатия - одно из центральных понятий античной эстетики, гармония внутреннего и внешнего, условие красоты человека.
Канон (от греч. - правило, мерило) - 1) совокупность твердо установленных правил и норм творчества; 2) модель художественного произведения; 3) цикл молитв и песнопений утрени.
Караван - сарай - постоялый и торговый двор для караванов на дорогах и в городах Востока. Особенно широкое распространение получили в IX -XVIII вв. для обслуживания транзитной караванной торговли. Наиболее распространены два типа караван-сараев: зальные и с внутренним двором.
Касыда (араб) - жанровая поэтическая форма в литературах стран Ближнего Востока, род поэмы. Формальные признаки: моноритм (рифмовка по системе аа ба ва и т. д.) и трехчастная композиция.
Катёга - «цветы и птицы», направление в японской живописи.
Керамика (от греч. - глиняный, гончарный) - разновидность художественных изделий из обожженной глины специального состава и изготовления.
Классицизм (от лат. - образцовый) - стиль в искусстве в XVIII в., зародившийся в французской культуре. Основан на идеях рационализма, выражения возвышенных, героических и нравственных идеалов.
Кубизм - модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти XX в. Выдвигал на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых геометрических форм, разложение сложных форм на простые.
Культ (от лат. - почитание) - 1) религиозная обрядность, совокупность молитв, заклинаний, обрядов и пр., служение божеству; 2) почитание, поклонение.
Культурогенез - процесс возникновения, формирования культуры.
Магия (от греч. - колдовство) - чародейство, волшебство, колдовство. Вера в возможность воздействовать на окружающее с помощью каких-либо действий и сами эти действия.
Массовая культура - обобщенная характеристика господствующего в современном обществе типа культуры, превращенной в индустриально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой коммуникации стандартизованных духовных благ.
Мастаба (от араб. - каменная скамья) - древнеегипетская гробница III тысячелетия до н. э. с прямоугольным основанием и слегка наклоненными стенами.
Мегалиты (от греч. - большой камень) - постройки из каменных глыб III - II тыс. до н. э. Виды: «менгир» (отдельно стоящий каменный столб), «дольмен» (столоподобное сооружение из нескольких камней), «кромлех» (камни, поставленные по кругу).
Мезолит - среднекаменный век.
Ментальность, менталитет (от лат.- ум, мышление) - образ мыслей, душевный склад народа, группы, личности. Относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков, которая характеризует духовный мир какого-то сообщества и закрепляется культурной традицией.
Мера - эстетическое понятие, выражающее определенное соотношение свойств в системе, соразмерность универсума и гармоничность искусства.
Мечеть (араб., букв, «место, где совершают земные поклоны») - молитвенное здание ислама.
Мимесис (от греч. - подражание, воспроизведение) - в античной эстетике принцип творческой деятельности художника, подражающего природе.
Миниатюра - иллюстрация к рукописной средневековой книге, выполненная красками. В дальнейшем это слово получило более широкое значение - маленького предмета, малой формы.
Мистерия - средневековое театрализованное представление на религиозный сюжет.
Мифология (от греч. - предание, сказание, слово) - совокупность мифов; созданные народной фантазией предания о богах, героях, исторических и фантастических событиях.
Модерн - русское наименование художественного стиля (арт нуво) конца XIX - начала XX в., который сложился в европейской и американской художественной культуре; для него характерна попытка преодоления эклектики в искусстве; отличается прихотливостью, элегантностью, изысканностью.
Модернизм (от франц. - новейший, современный) - сменившая модерн художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-е гг. XX в., отражающая особенности миропонимания этого времени художественными средствами во многих относительно самостоятельных художественных направлениях: кубизм, конструктивизм, функционализм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм и т. д.
Мозаика (франц. - букв, «посвященное музам») - вид монументального изобразительного искусства, материалом которой являются смальта (глушеное стекло), керамика, натуральные камни и др.
Моно - но аварэ («очарование вещей») - японский эстетический идеал, связанный с чувственным переживанием глубинной и эфемерной красоты, заложенной в природе и человеке.
Наскальное искусство - изображения людей, животных, многофигурных композиций на плоских скалах под открытым небом.
Натурализм (от лат. - природа) - направление в искусстве, сложившееся в XIX в., стремившееся к точному и бесстрастному воспроизведению реальности.
Неолит - новокаменный век VII - III тыс. до н. э.
Неф (от лат. - корабль) - часть храма-базилики, отделенная от других колоннами или столбами.
Но - традиционный классический театр, возникший в Японии в XIV в. Связан с культурной традицией самурайской элиты и дзэн-буддизмом.
Новелла - небольшая повесть, рассказ.
Ностальгия (от греч.) - страдание, боль, тоска по Родине.
Обелиск - мемориальное сооружение в виде квадратного в плане или многогранного столба, сужающегося кверху.
Ода (от греч.- песнь) - стихотворение торжественно-возвышенного характера.
Ордер (от лат. - порядок, ряд) - в архитектуре определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Включает вертикальные несущие части - опоры в виде колонн, столбов или пилястр, и горизонтальные несомые части - антаблемент, включающий архитрав, фриз, карниз. В классической архитектуре различают ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный).
Орнамент - живописное, графическое или скульптурное украшение, состоящее из сочетания повторяющихся геометрических, растительных или животных элементов.
Пагода - в буддийской архитектуре многоярусная мемориальная башня. Возводилась в честь деяний святых или знаменитых паломников, а также в ознаменование важных событий, связанных с буддизмом.
Пандус (франц. - легкий спуск) - наклонная поверхность, заменяющая лестницу.
Панно - архитектурно обрамленная часть поверхности стены или потолка, украшенная живописным или скульптурным изображением, а также орнаментом.
Пантеон ( греч.) - 1) у древних греков и римлян храм, посвященный всем богам; 2) общее наименование всех богов того или иного культа; 3) здание, где хранятся останки выдающихся людей.
Парадигма (от греч.— пример, образец) - совокупность убеждений и ценностей, принятых в обществе и обеспечивающих существование общества и культуры.
Парсуна (персона) - портретная живопись конца XVI - XVII вв. в России, стремящаяся к реалистическому воспроизведению натуры, но сохраняющая приемы иконописи.
Петроглиф ( от греч. - резной камень) - изображение, высеченное, выбитое или процарапанное на камне.
Пещерное искусство - весь комплекс художественных памятников, созданных первобытным человеком в пещерах, использовавшихся им в качестве жилья или святилищ.
Пиктография - рисунчатое письмо, древнейшая форма письменности: изображение предметов, событий, действий с помощью схематических рисунков.
Пилон (греч. - ворота) - массивные трапециевидные башни, оформлявшие вход в храм в Египте.
Прекрасное - эстетическая категория как выражение совершенства, высшей эстетико-художественной ценности.
Просветительство - направление в философии и искусстве XVIII - XIX вв., связывающее дальнейший прогресс общества с возможностью построения общества на разумных началах, благодаря образованию.
Простиль - тип античного храма: прямоугольное в плане здание с одним рядом колонн на главном фасаде.
Ратуша - здание, в котором помещается городское управление.
Рационализм - философское направление (в узком смысле слова) и мировоззрение эпохи Просвещения (в широком смысле слова) основанное на убежденности в неограниченных возможностях разумной человеческой деятельности.
Реализм (от лат.- действительность) - художественное направление, стремящееся к правдивому художественному изображению действительности с помощью средств традиционного искусства.
Реализм социалистический - творческий метод литературы и искусства, изображения действительности в свете социалистических идеалов. Сложился в нач. XX в., прежде всего в творчестве М. Горького. Получил распространение в 20 - 30-е гг. Термин появился в 1932 г.
Рельеф (от итал. - выступ, выпуклость, подъем) - одна из двух основных форм скульптуры. Занимает промежуточное положение между круглой скульптурой и изображением на плоскости. Особенность рельефа - органическая связь с плоскостью, которая служит и технической основой изображения, и одновременно фоном.
Ритм - эстетическая категория, обозначающая общую упорядоченность системы с определенным чередованием элементов.
Рококо - причудливый стиль в архитектуре и декоративном искусстве XVIII в., отличавшийся особой утонченностью и орнаментальностью.
Романтизм (от франц. - роман) - идейно-художественное направление, получившее отражение в различных областях науки, литературы и искусства Европы и Северной Америки. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности, пришедших с наступлением буржуазной эпохи, устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, личной и гражданской независимости.
Романтики - представители художественного направления, с конца XVIII в. выдвигавшие требование эмоционального, свободного, индивидуального отношения художника к жизни.
Саби - эстетический принцип в Японии, связанный с наслаждением одиночеством и возвышенным состоянием духа.
Сансуйга («горы и воды») - монохромная японская пейзажная живопись.
Свод - архитектурная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее форму выпуклой криволинейной поверхности: а) цилиндрический свод образует в поперечном сечении полукруг; б) крестовый свод образуется путем пересечения двух цилиндрических сводов; в) сомкнутый свод образуется наклонным по заданной кривой продолжением стен; г) купольный (парусный) свод представляет собой полное полушарие.
Семиотика (греч.), или семиология - общая теория (или комплекс научных теорий), исследующая свойства знаковых систем или систем знаков, каждое из которых имеет определенное значение.
Сентиментализм (от франц. - чувство) - течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й половины XVIII - начала XIX вв. Для него характерен культ естественного чувства, природы, идеализация патриархальной буколической простоты.
Символизм - направление в европейском искусстве конца XIX - начала XX вв., в котором стремились с помощью символов выразить идеи, находящиеся за пределами чувственного восприятия, отобразить идеальную сущность мира.
Синкретизм (от греч. - соединение) - слитное, органическое единство чего-либо.
Синкретизм первобытный - нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры.
Стиль (от лат. - палочка, стержень) - целостная система организации произведений искусства.
Стиль художественный - 1) устойчивое единство художественно-образных средств в определенный исторический период; 2) индивидуальная авторская манера художественного творчества.
Ступа - в буддийской архитектуре (хранилище, реликвий) символическое и мемориальное сооружение полусферической или башнеобразной формы.
Табу (полинез.) - строгий или ритуальный запрет, налагаемый на какие-либо действия, предмет, слово и т. п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил.
Терраса - архитектурно оформленная открытая или полуоткрытая площадка, чаще всего примыкающая к зданию.
Тории - священные ворота перед синтоистским храмом.
Тотем (североамер. инд.- «его род») - 1) животное, растение, предмет природы или ее явление, которые у племенных групп служили объектом религиозного поклонения как родоначальник этого рода, носящего имя своего тотема; 2) герб племени с изображением тотема.
Тотемизм - древнейшая форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается не божеством, а родичем и другом.
Традиционное искусство - искусство, существующее на низших этапах развития у всех народов. Его особенности: преемственность в формах и содержании, непрофессиональный характер, насыщенность мифологической символикой, неразрывная взаимосвязь с религиозно-культурным комплексом.
Фетишизм (от португальск. - талисман) - религиозное поклонение фетишам, предметам, якобы наделенным сверхъестественной магической силой.
Фурюу - эстетический принцип японской культуры, подразумевающий возвышенный вкус, образованность и развитость ума.
Футуризм - авангардное направление в европейском искусстве 1910 -1920-х гг., отрицавшее традиционную культуру, ее нравственные и художественные ценности, стремившиеся создать «искусство будущего».
Халифат (от араб. наместник, преемник) - форма мусульманского государственного правления, глава которого сочетает духовную и светскую власть.
Харизма (греч. - милость, благодать, божественный дар) - исключительная одаренность; наделенность какого-либо лица (харизматического лидера, пророка, проповедника, политического деятеля) особыми качествами.
Художественность - совокупность сущностных черт произведения искусства, художественного явления: выразительность, уникальность, неповторимость, своеобразие, новизна.
Ценность - философское понятие, обозначающее положительное ли отрицательное значение объектов, явлений, событий, процессов в мире и культуре для человека.
Цивилизация (от лат. - гражданский, общественный, государственный) - исторически сложившаяся совокупность материальной и духовной культуры, общественного строя, образа жизни, системы ценностей и норм поведения того или иного общества или целой эпохи.
Эвристика (греч.) - в Древней Греции метод обучения путем наводящих вопросов; способствует развитию находчивости и активности; в наши дни - наука о творческом мышлении.
Эклектика (от греч.- выбивающий) - механическое соединение разнородных частей, элементов и признаков. В искусстве - сочетание разнородных стилевых элементов, произвольный выбор стилистического оформления художественного произведения.
Экспрессионизм (от франц.- выражение, выразительность) - 1) направление в искусстве 10 - 20-х гг. XX в.; 2) мировосприятие, основанное на представлении о дисгармонии, неустроенности мира, отчужденности в нем человека.
Энеолит - медно-каменный век.
Эпос - повествовательный род литературы.
Эпоха Просвещения - период распространения в XVIII в. движения «просветителей» во Франции, Англии и других странах идей знания, разума, роли политического, гражданского, юридического равенства.
Эстетика (греч.) - философская наука, изучающая присущее только человеку специфическое восприятие и оценку реального мира через представления человека о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т. д. Важнейшей сферой проявления эстетического является художественное творчество.
Эстетическое - основная категория ценностной ориентации человека в мире по критериям гармонии, целостности, ритма.
Югэн («красота одинокой печали») - китайский эстетический принцип, символизирующий сокровенный смысл, непостижимым интеллектуальным путем.
Ямато - э - живопись в японском стиле.
Список литературы
Основная:
Арнольдов А. Н. Введение в культурологию. — М., 1993.
Борзова Е.П. История мировой культуры. - СПб., 2001.
Гриненко Н.П. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.
Гуревич П. С. Культурология. — М., 1998.
Гуревич П. С. Философия культуры. — М., 1995.
Ерасов Б. С. Социальная культурология. — М., 1997.
Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2001.
Коган Л. Н. Теория культуры. — Екатеринбург, 1993.
Круглова Л. К. Основы культурологии. — М., 1995.
Культурология XX в.: Антология: В 4т. — М., 1994.
Культурология. — М., 1993.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. Марковой А.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
Культурология. Под ред. А. А. Радугина. — М., 1996.
Культурология. Под ред. Г. В. Драча. — Ростов н/Д., 1995.
Культурология: Основы теории и истории культуры. Под peд.И. ф. Кефели. — СПб., 1996.
Культурология: Хрестоматия /Сост. Проф. Гуревич П.С. – М.: Гардарики, 2000.
Левяш И. Я. Культурология. — Мн., 1999.
Мамонтов С. П. Основы культурологии. — М., 1996.
Методические материалы к практическим занятиям по культурологии.—СПб., 1995.
Морозов И.В. Основы культурологии. Архетипы культуры. – Мн., 2001.
Морозов И.В. Планета дорог. – Мн., 1992.
Немировская Л. 3. Культурология: История и теория культуры. -
Соколов Э. В. Культурология: Очерки теории культуры. — М., 1999
Философия культуры. Становление и развитие. — СПб., 1998.
Дополнительная литература к разделам
Тема 1 Сущность, актуальность и предмет культурологи
Ионин Л. Г. Социология культуры. — М., 1996.
Каган М. С. Философия культуры. — СПб., 1996.
Категории философии и категории культуры. — Киев, 1984.
Коган Л. Н. Социология культуры. — Екатеринбург, 1993.
Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977.
Культура: Теория и проблемы. — М., 1995.
Культурология. XX век: Словарь. — СПб., 1997.
Культурология: Словарь. — М., 1994.
Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. - М.,1993.
Шпенглер О. Закат Европы: В 2Т. — М., 1993, 1998.
Тема 2. Происхождение и смысл термина «культура».
Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. – Ростов н/Д., 1997.
Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
Категории философии и категории культуры. – Киев, 1984.
Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. – М., 1977.
Крымский С.Б., Парахонский В.С., Мейзерский В.М., Эпистемология культуры. – Киев, 1993.
Культура: Теория и проблемы. – М., 1995.
Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983.
Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. – М., 1990.
Тема 3. Морфология культуры
Витгенштейн Л. Культура и ценность — Человек. - 1991. № 5-6.
Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. — Л. 1991.
Каган М. С. Философская теория ценности. — СПб., 1997.
Культура и ценности. — Тверь, 1992.
Культурные ценности: Прошлое и современность. — М., 1988.
Лотман Ю. М. Избранные статьи: В ЗТ. — Таллинн, 1992.
Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и типологии культуры. - Т. 1.
Морфология культуры: Структура и динамика. — М., 1994.
Структура культуры и человек в современном обществе. — М., 1987.
Ценности культуры и современная эпоха. — М., 1990.
Чавчавадзе Н. 3. Культура и ценности. — Тбилиси, 1984. Человек и его ценности: В 2 ч. — М., 1988.
Тема 4. Функции культуры.
Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление.- М.,1988.
Антонов В. И. Символизация как социокультурная программа и познавательно-практическая проблема. — М., 1992.
Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. — СПб., 1996.
Гудков Л. Д., Дубин Б. В. Литература как социальный институт. — М. 1994.
Кортава В. В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. — Тбилиси,1987.
Лукин Ю. А. Культура и культурная политика. — М., 1992.
Савранский И. Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. — М.1979.
Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры. —
Тема 5. Язык как основное достояние культуры.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М., 1989.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
Бердяев. Н.. А. Философия творчества, культуры и искусства. — М.,1994.
Лотман Ю. М. Избранные статьи: В ЗТ. — Таллинн, I992.
М., 1998.
Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1. М., 1980, Т.2., М., 1982
Морозов И.В. Архитектурная герменевтика. – Мн., 1999.
Морозов И.В. Таинственным путем Гермеса. – Мн., 1994.
Петров М. К. Язык, знак, культура. — М., 1991.
Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М„ 1993.
Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. — М., 1977.
Степанов Ю. С. Язык и метод. К современной философии языка. —
Уваров Л.В. Образ, символ, знак. – Ми., 1967.
Успенский Б. А. Язык. Семиотика. Культура. Избранные труды: В 2 т.-Т.1.—М.,1994.
Фуко М. Слова и вещи. – М., 1977.
Хомский Н. Язык и мышление. – М.,1972.
Чертов Л. Ф. Знаковость. Опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. — СПб., 1993.
Шеллинг Ф.В.Й. Введение в философию мифологии. Историко – критическое введение в философию мифологии. Книга первая // Шеллинг Ф.В.Й. Соч. в 2 т. Т. 2. – М., 1989.
Элиаде М. Космос и история. – М., 1987.
Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994.
Юнг К.Г. Архетипы и символ. – М., 1991.
Тема 6. Архаическая культура.
Анисимов А. Ф. Исторические особенности первобытного мышления. — Л., 1971.
БоасФ. Ум первобытного человека. — М.-Л., 1926.
Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. — М.,1983.
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1994.
Леви-Строс К. Первобытное мышление. — М., 1995.
Малиновский Б. Миф в примитивной психологии // Малиновский Б. Магия. Наука. Религия. — М., 1998.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. — М., 1976.
Серов Н. В. Хроматизм мифа. — Л., 1990.
Стеблин-Каменский М. И. Миф. — Л., 1976.
Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М., 1989.
Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. — М., 1995.
Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. — М., 1978.
Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. — М.,1986. Элиаде М. Священное и мирское. — М., 1994.
Тема 7. Древняя культура Египта и Месопотамии
Белицкий М. Забытый мир шумеров. — М., 1980.
Вардиман Е. Е. Женщина в древнем мире. — М., 1990.
Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. — М., 1986.
Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. — М., 1983.
Дьяконов И. М. Люди города Ура. — М., 1990.
Клегель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. — М., 1979.
Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. — М.,1983.
Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. — М,, 1976.
КремерС. История начинается в Шумере. — М., 1991.
Культура Древнего Египта. — М., 1976.
ЛипинскаяЯ., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. — М., 1983.
Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. — М., 1956.
Матье М.Э. Во времена Нефертити. Л., 1985
Монтэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.— М., 1989.
Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. — М., 1990.
Рак И. В. Мифы древнего Египта. — СПб.,1993.
Франкфорт Г., франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. — М., 1984.
Хук С. Г. Мифология Ближнего Востока. — М., 1991.
Шмелев И. П. Феномен Древнего Египта. — Мн., 1993.
Якобсен Т. Сокровища тьмы: История месопотамской религии. —М., 1995.
Тема 8. Культура Древнего Востока
Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. — Новосибирск, 1989.
Бируни Абу Рейхан. Индия. — М., 1995.
Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия,
Васильев Л. С. Древний Китай. - Т.1. — М., 1995.
Васильев Л. С. Проблема генезиса китайской цивилизации. — М.,1976.
Гусева Н. Р. Индия: тысячелетия и современность. — М., 1971.
Еремеев Д. Древняя Индия. Язык. Культура. Текст. — М., 1985.
История и культура Древней Индии: Тексты. — М., 1990.
История индийской культуры с древних веков до наших дней. — М., 1960.
Иэнага Сабуро. История японской культуры. — М., 1972.
Кабир Х. Индийская культура. — М., 1963.
Косамби Д. А. Культура и цивилизация древней Индии. — М., 1988.
Кравцова М. Е. История культуры Китая. — СПб., 1999.
Культура Древней Индии. — М., 1975.
Литература и культура древней и средневековой Индии. — М., 1987.
Литература и культура Древней Индии. — М., 1979.
Лумия Б. Н. Малявин В. В. Китай в XVI-XVII веках. Традиция и культура. — М., 1995.
Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. — М., 1951.
Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. М., 1973
Мифы Древней Индии. М., 1985
Найп Д. М. Индуизм. Эксперименты в области сакрального. —
Религиозные традиции мира: В 2 томах. - Т. 2.— М., 1996.
Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994
ОльденбургС. Ф. Культура Индии. — М., 1991.
Рубин В. А. Личность и власть в древнем Китае. — М., 1993.
Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. — М., 1987.
Сэнсом Дж. Б. Япония: краткая история культуры. — СПб., 1999.
Тема 9. Арабо-мусульманская культура.
Бартольд Р. В. Ислам и культура мусульманства. — М., 1992.
Грюнебаум Г. Э. фон Основные черты арабо-мусульманской культуры. — М.,1981.
ЖуравскийА. В. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога. — М., 1990.
Ислам: образ жизни и стиль мышления. — М., 1990.
Коган М. С., Хилтурина Е. Г. Проблема "Запад—Восток" в культурологии. — М.,1994.
Мец А. Мусульманский ренессанс. — М., 1997.
Мусульманский мир: 950—1150. — М., 1981.
Очерки истории арабской культуры V—XV вв. — М., 1982.
Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. — М., 1978.
Фильштинский И. М., Шиффар Б. Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. — М., 1971.
Тема 10. Культура народов Америки.
Аверинцев С.С., Алексеев В.П, Ардзинба В.Г. и др. Древние цивилизации – М., 1989.
Кертма Л.Е. История культуры стран Европы и Америки (1870-1917) – М., 1987.
Мировая культура: Традиция и современность: Сб. ст./Отв. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: Наука. 1991.
Тертерян И.А., Кутейщикова В.Н. Концепции историко-культурной самобытности Латинской Америки. – М.,1978.
Шемякин Я.Г. Латинская Америка: Традиции и современность.- М.: Наука, 1987
Тема 11. Античная культура
Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1997.
Античная цивилизация. — М., 1973.
Античность в контексте современности. — М., 1990.
Античность как тип культуры. — М., 1988.
БоннарА. Греческая цивилизация: В 3 т. — М., 1992.
Быт и история в античности. — М., 1988.
ВинничукЛ. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. — М., 1988.
Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. — Новосибирск, 1990.
Джонс А. X. Гибель античного мира. — Ростов-на-Дону, 1997.
Донских О. А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. — М., 1993.
Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII — V вв. до н.э. —Л., 1985.
Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). — М., 1997.
Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. — М., 1972.
Кнабе Г. С. Древний Рим. История и повседневность. — М., 1986.
Культура Византии: В.ЗТ. — М., 1984-1993.
Культура древнего Рима: В 2 Т. — М., 1985.
Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1993.
Немировский А.И., Ильинская А.С., Уколова В.И. Античность:история и культура. М., 1994
От берегов Босфора до берегов Евфрата. — М., 1987.
Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима: Очерки быта. — Л., 1964.
Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. — М., 1989.
Удальцова З. В. Византийская культура. — М., 1988.
Тема 12. Западноевропейская средневековая культура.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990.
Бицилли П. Элементы средневековой, культуры. — СПб., 1995.
Вебер М. Город // Вебер М. Избранное. — М., 1994.
Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века. — СПб., 1997.
Гофф Жле. Цивилизация средневекового Запада. — М., 1992.
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — М., 1987.
Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. — М.,1989.
Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. — М.,1981.
Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М., 1990.
Даркевич В. П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве XI—XVI вв. — М., 1988.
Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. — М., 1987.
Дюби Ж. Европа в средние века. — Смоленск, 1994.
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. — М., 1987.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа. — М., 1987.
Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья. — М.,1989.
Уотт М. Влияние ислама на средневековую Европу. — М., 1976.
Хейзинга И. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. — М.,1988.
Тема 13. Культура Возрождения.
Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984.
Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. - М.,1995.
БаткинЛ. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. — М., 1978.
Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. — СПб., 1996
БуркхардтЯ. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования — М„ 1996.
Бэрк П. Ренессанс. — Мн., 1997.
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. — М., 1986.
Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. — Л., 1990.
Демонология эпохи Возрождения. — М., 1995.
Культура Возрождения и общество. — М., 1986.
Культура и общество Италии накануне Нового времени. — М., 1993
Культура эпохи Возрождения и Реформации. — Л., 1981.
Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1982.
Ортега-и-ГассетХ. Человек в XV столетии // Человек. — 1992. - №3.
Проблемы культуры итальянского Возрождения. — Л., 1979.
Ренессанс: Образ и место Возрождения в истории культуры. — М.,1987.
РутенбургВ. И. Титаны Возрождения. — Л,, 1976.
Сунягин Г. Ф. Промышленный труд и культура Возрождения. — М.,1987.
Типология и периодизация культуры Возрождения. — М., 1978.
Февр Л. Бои за историю. — М.,1991.
Тема 14. Европейская культура эпохи Нового Времени.
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. — М., 1992.
Ахутин А. В. Понятие "природа" в античности и в Новое время. — М 1988.
Бродельф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIIIBB.: В 3 т. - М., 1986-1992.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные труды. — М., 1991.
Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. — 1990.— №4.
Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII—XX в.). — М., 1997.
Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Зиммель Г. Избранное: В 2 т. -Т.1. —М.,1996.
Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. — М., 1994.
ЙейтсФ. Розенкрейцеровское Просвещение. — М., 1999.
Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки Нового времени. — М.,1989.
Фуко М. История безумия в классическую эпоху. — СПб., 1997.
Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие.- М.,1993.
Хобсбаум Э. Век Империи. 1875—1914. — Ростов н/Д., 1999.
Хобсбаум Э. Век Капитала. 1848—1875. — Ростов н/Д., 1999.
Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789—1848. — Ростов н/ Д.,1999.
Хорхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения: Философские фрагменты. — М.-СПб., 1997.
Тема 15. Западная культура ХХ века
Актуальные проблемы культуры XX в. — М., 1993. Американский характер: Очерки культуры США. — М., 1991.
Барт Р. Мифологии — М., 1996.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М., 1993.
Брэтанф., Пру С. Выбух камункацы. Нараджэнне новай щэалогп.- Мн., 1995.
Великий незнакомец: Крестьяне и фермеры в современном мире.- М.,1993.
Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. — М., 1969.
Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. — М., 1998.
Козловский П. Культура постмодерна. — М., 1997.
Мировая культура и современность. — М., 1991.
Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986.
НэсбиттД., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? Мегатенденции. Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. — М., 1992.
Орлова Э. А. Современная городская культура и человек. — М., 1987.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. — М., 1991.
Печчеи А. Человеческие качества: Изменившееся положение человека в мире. — М.,1977.
Семенов В. Л. Массовая культура в современном мире. — СПб., 1991.
Фромм Э. Иметь и быть. — М., 1990.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — М., 1977.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М., 1992.
Эко У. Средние века уже начались // Иностранная литература. — 1994. — № 4.
Тема 16. Культура России.
АхиезерА. С. Думы о России. От прошлого к будущему. — М., 1994.
Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Социокультурный словарь: В ЗТ. — М., 1991.
Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990.
В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия. — М.,1994.
Громыко М. М. Мир русской деревни. — М., 1991.
Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. — М., 1992.
Зезина М., Кошман Л., Шульман В. История русской культуры. — М., 1991.
Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. — М., 1997.
Лихачев Д. С. Культура русского народа X-XV вв. — М., 1987.
Лихачев Д. С. Смех в Древней Руси. — Л., 1984.
Лосский Н. О. Характер русского народа. — М., 1990.
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XX века). — СПб. 1994.
Модернизация в России и конфликт ценностей. — М., 1993.
Морозов Н. А. Пути России: Модернизация неевропейских культур. -М.,1991.
Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. — М., 1988
Русь между Востоком и Западом: культура и общество. X-XVII вв. Вып. 1-3. — М., 1991.
Социокультурная модернизация в России. — М., 1994.
Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. — М.,1997.
Сущий С. Я., Дружинин А. Н. Очерки географии русской культуры. Ростов-на-Дону, 1994.
Тема 17. Культура Беларуси в контексте мировой культуры.
Абдзіраловіч I. Адвечным шляхам. Даследзны беларускага света-погляду. — Мн., 1993.
Абецедарский Л. С. Белоруссия и Россия: Очерки русско-белорусских связей второй половины XVI—XVII в. — Мн., 1978.
Бабкоу І. Генэалёгія беларускай ідэі: уводзіны — Фрагменты. — 1996. —№1.
Белоруссия и Россия: общества и государства. — М., 1997.
Гринблат М. Я. Белорусы. Очерки происхождения и этнической истории. — Мн., 1968.
Ермаловіч М. Старажытная Беларусь. — Мн., 1990.
Загорульский Э. М. Древняя история Белоруссии. Очерки этнической истории и материальной культуры (до IX в.). — Мн., 1977.
Кісялеу Г. В. Пошукі імя. — Мн., 1978.
Лыч Л., Навіцкі Ул. Гісторыя культуры Беларусі. — Мн., 1996.
Молчанова Л. А. Очерки материальной культуры белорусов XVI— XVIII вв. — Мн., 1981.
Падокшын С. А. унія. Дзяржаунасць. Культура: Филасофска-гістарычны аналіз. — Мн., 1998.
Славянские культуры и мировой культурный процесс. — Мн., 1982.
Сям'я i сямейны быт беларусаý — Мн., 1990.
Цітоý В. С. Народная спадчына. Матэрыяльная культура у лакальна-тыпалагічнай разнастайнасці. — Мн., 1994.
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 1130 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!