Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура России



Основные этапы развития русской культуры

1. Культура Древней Руси. - I-II -тыс. до н.э. – середина X века

2. Культура Киевской Руси - середина X века – середина XII века

3. Монгольское нашествие - середина XII века -XIV век

4. Идеи Возрождения - XV век - XVI век

5. От смутного времени к новому времени - XVI век - XVII век

6. Русская культура в XVIII веке

7. «Золотой» век русской культуры - XIX век

8. От «Серебряного века» к Новейшему времени: XX век

1. Культура Древней Руси. Начало славянской культуры VI в.

Особенности развития:

ü открытость географического положения (вторжения кочевых народов);

ü природные условия (обилие речных путей предопределило осо­бенности и разнообразие хозяйственной деятельности);

ü создание смешанных поселений (северное побережье Чер­ного моря);

ü упадок греческих городов и некоторый подъем культуры скифов-пахарей;

ü падение Запад­ной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникно­вению крупных славянских племен (две ветви славянских племен - анты и соб­ственно славяне) - появление культуры, сложив­шейся в Киевское время.

Черты куль­туры восточных славян:

Ø владели секретами обработки металла;

Ø применяли земледельческие орудия;

Ø имели представле­ния о земном и загробном мире;

Ø соблюдали ритуалы.

Древнерусская культура не является славянской, а есть общность, результат смешения субэтнических компонентов:

1. соединение трех хозяйственно-технологи­ческих регионов - земледельческого, ско­товодческого, промыслового, трех типов образа жизни - оседлого, коче­вого, бродячего;

2. смешение этнических потоков - славянского, бал­тийского, финно-угорского, германского, тюркского, северо­кавказского, а также пересечении влияния не­скольких религиозных потоков.

Единственный элемент древне­русской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений, - это язык.

В VI - IX вв:

Ø процесс интенсивно­го развития народов Вос­точно-Европейской равнины;

Ø пашенное земледелие вытесняет подсечное;

Ø вы­деляется ремесло;

Ø устанавливаются тес­ные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой;

Ø развивается торговля, появляются опреде­ленные формы и традиции торговых соглашений (торговые договоры составлены на двух языках - русском и греческом);

Ø рост числа городов - Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев - (все на речных, торговых путях; центры политической, культурной жиз­ни, ремесленного производства. В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась «Гардарикой» - страной городов).

Таким обра­зом, до второй половины IX в., до образо­вания государства, восточные славяне имели: городскую культуру, значительную историю, успехи в облас­ти материальной культуры,

Центральное место в культуре этого пе­риода занимала языческая религия.

Языческие символы:

Ø в мотивах северно-рус­ской вышивки, где по сторонам дерева обычно помещаются всад­ники, звери или птицы;

Ø в скульптуре - статуи языческих богов из дерева или камня;

Ø в зодчестве - на передней части двускат­ной кровли русских жилищ вытесывали изображение конской головы или птицы;

Ø в узелковой письменности древних славян.

Славянская письменность имела два алфа­вита: глаголицу и кириллицу. Наиболее подходя­щие для языка элементы глаголицы и греческого алфавита составили новую азбуку - кириллицу. Летописи, о сновные идеи:

а) противостояние вне­шним силам (патриотическая идея);

б) внутреннее объединение (стремление к единству Руси).

Особенности ранней русской культуры - впитала многочисленные течения составляющих ее племен; восприняла черты и качества восточных и западных соседей, приобрела свою специфику; имела патриархальную основу, по­этому возникшее государство долго сохраняло некоторые черты патриар­хальной общины; развитием разнообразных ремесел.

2. Культура Киевской Руси. В 988 году принятие христианства.

Древнерусская культура распространилась в Восточной Европе:

ü русские города ста­ли соучастниками создания общеевропей­ского романского художественного стиля;

ü развивается ремесло (более 40 ремеслен­ных специальностей, производилось более 150 видов изделий из железа, стали);

ü устное народное творче­ство (песни, сказки, загадки, пословицы, календарная языковая поэзия: заговоры, за­клинания, обрядовые песни);

ü возникновение героического былинного эпоса;

ü ведение единой письменно­сти - русский язык;

ü развитие просвещения (городское население грамотное; князья владеют иностранными, древними языка­ми; Киевскую Русь называют «книжной страной»; при монастырях созданы школы, библиотеки, архивы, переводится литература, пи­шутся летописи);

ü христианские ценности и обряды входят в народную культуру, вы­тесняют язычество, перемешиваясь с ним.

В начале XII в. в Киеве монах Нестор написал «Повесть временных лет» («Повесть о прошедших временах»): «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».

Черты архитектуры: каменное строительство в городах; строительство памятни­ков древнего зодчества: Софий­ские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке; прин­ципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) заимствованы из Византии.

Особенность зодчества:

Ø с одной стороны, - византийская традиция (вначале и мастера были преимущественно греки);

Ø с другой - отход от визан­тийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре (в первой каменной церкви - Десятинной - нехарактерные для Византии черты, многокупольность (до 25 купо­лов) и пирамидальность)

Направления храмового зодчества XI века:

1. киевская традиция - многоступен­чатый и многоглавый облик храма;

2. новгородский стиль - строгий, массивный, четко очерчивающий в пространстве свои формы.

С развитием храмового стро­ительства связано появление новых видов изобразительного искус­ства - фресок, мозаичных работ, иконописи.

Первый иконописец XI века - Алимпий, обучался у греков.

Канонизированные правила ико­нописи породили различные легенды.

Первые - лики Христа, Богоматери, некоторых апостолов и святых были сделаны с натуры.

Другие - первый проповедник христианства Иоанн Злато­уст создал прориси - узаконенные формы изображения персонажей икон.

Такие прориси художникам-иконописцам были в любом монастыре.

Общие с Европой тенденции развития культуры:

Ø преобладающие технологии материального производства;

Ø городской характер культуры;

Ø единообразие многих ценностных ориентаций.

Особенные:

Ø православный характер русского христианства;

Ø тесные экономические, политические, культурные связи с Византией синтез черты европейской, эллинистической и византийской культуры;

Ø преобладание свободной земледельческой общины, осно­ванной на коллективных формах собствен­ности;

Ø Русь - страна городов, но их роль иная, чем в Европе. Там они - центры ремесла, торговли. На Руси - политические центры;

Ø фольклор приобре­л местные осо­бенности (былины Киев­ского цикла, Новгородского цикла, рязанские, рос­товские, черниговские).

Таким образом, культура Киевской Руси обрела много­образие направлений и школ; выработала черты, кото­рые составили общенациональные особенности русского стиля.

3. Монгольское нашествие. XIII - XV век прошли под знаком борьбы против Золотой Орды.

Периоды культуры: упадок, воссоздание - объединение русских зе­мель и возникновением великорусской национальности.

"Слово о полку Игореве" (1187) анонимно, автор соединил прошлое и насто­ящее Руси, реальность и идеальные представления о должном, языче­ство и христианство. Автор про­изведения видит истину в прошлом, когда Русь еще была единой, в "Слове" соединение языческих и христианских воззрении, отра­жающих особенности русской культуры того времени, авторское пред­ставление о мире как о Космосе, в котором все едино - человек, ис­тория, природа, символы добра и зла, выраженные через природные состояния света и тьмы, солнца и месяца.

Черты живописи:

На Руси еще не существовало понятия "живопись" - это было время "иконописи". Иконописцев называли "богомазами", без уничижи­тельного оттенка. Иконопись стала национальным явлением. Дерево - липа и сосна. Доска покрывалась левкасом - тонким слоем гипса, на который наносились контуры рисунка. Краски иконописцев, растертые на яичном желтке, отличались яркостью и прочностью. А. Рублев - икона вет­хозаветной Троицы, написана в начале XV в. для собора Троице-Сергиева монастыря над могилой духовного отца Рублева - преподобного Сергия Радонежского.

Образцом византийских традиций, укрепивших­ся в киевской школе живописи, явля­ется "Спас Нерукотворный".

В работах нов­городских мастеров - грубоватые лица, изборожденные морщинами, лица людей, познавших всю суровость жизни. С течением времени иконы как бы вбирают в себя знание челове­ческой натуры и умение лаконично и ярко передать ее, суровость взгляда сменяется грустью и задумчивостью.

К началу XIII века появ­ляются новые христианские образы:

Ø об­раз Богоматери как заступницы, покровительствующей людям (он по­лучил название "Покрова");

Ø образ архангела Михаила приобретает значе­ние небесного заступника;

Ø образ князя - борца за единство Руси (икона из города Дмитрова "Дмитрий Солунский").

Новая символика:

Ø меч - символ защиты, заступничества и справедливого судьи;

Ø княжеский престол - символ единой Руси.

Даже образ Христа претерпел изме­нения. Грозный и величественный бог уступает место богу, прощающему и доброму.

Владычество Золотой орды оказало двойственное вли­яние: с одной стороны, ослабляло экономическое и политическое по­ложение Руси, с другой - ускорило объединение княжеств и появление единой русской народности. Духовная культура стре­мится сохранить самобытность, памятники литературы. В этот период особенно явным становится сплав духовных и политических взглядов, христианского и государствен­ного, религиозного и светского.

4. Идеи Возрождения. Новый взгляд на человека, его место в мире породил новый стиль в разных видах искусства:

ü экспрессивный (Феофан Грек) - насыщен страстями, крайнос­тями, не знает полутонов, категоричен и тенденциозен;

ü "стиль сдержанной эмо­циональности" (Андрей Рублев, Дионисий) интерес к духов­ной жизни человека вне религиозных об­стоятельств, к цельности человеческой натуры.

Вершиной слияния итальянского и русского мастерства стал московский Кремль, сооруженный Пьетро Солари (после 1450 - 1493).

Период ре­форм тяжело отразился для общества, духовной и художественной жизни. Пути развития духовной жизни общества: рефор­маторство в области церковных установлений и столкновение различных взглядов на место и положение церкви - распространение ереси; государственные реформы - воспринимались неоднозначно.

Таким образом, новое мироощущение проявилось в искусстве, где одни в экспрессивной манере, другие в сдержанной воспевали глубокий и богатый внутренний мир человека.

5. От смутного времени к новому времени. В 1453 г. Русская Православная церковь обретает самостоятельность и отдаляется от западного христианского мира. Русь принимает миссию спасения, возрож­дения и распространения по миру право­славия. Московская Русь осознает себя «Святой Русью», а Москва - «третьим Римом». На Западе общество освобождалось от власти церкви, в Москве влияние церкви возрастает.

С 1547 г., с венчания Ивана IV на цар­ство, Русь стала называться Россией. Офи­циальное название страны - Российское государство. К XVI в. сформировались спе­цифические черты русского национально­го самосознания (соединение духовности, свойственной Востоку - выраженной в право­славии, со стремлением к свободе, демо­кратии, свойственной Западу; коллективизм и слабо выраженное личностное сознание, приоритет государственных начал, инте­ресов державы).

В русской культуре по­является идея единства, быстротечности, бесконечности истории, переориентация с прошлого на будущее.

Литература:

q призыв к единению русских земель для освобожде­ния от врага -«Задонщина», воспевающая великую победу русского народа над та­тарами.

q исторические пове­сти («Песня о взятии Казани»).

q Летописание («Степенная кни­га» - с описанием портретов и времена­ми правления великих русских князей).

q рождение картографии и появление словарей (первые карты русского государства, крат­кие словари иностранных слов - азбу­ковники).

Архитектура: В конце XVII в. возникает новый стиль храмовой архитекту­ры - московское барокко, использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Этот стиль ус­ловно именовался «нарышкинским». Композиционные принципы стиля: ярусность, центричность, симметрия равновесие масс (нижний ярус квадратный или прямоугольный, на нем - восьмерик, выше - второй, меньшего объема, и, наконец, завершающий барабан с главой).

Таким образом, за короткий отрезок времени от XVI до XVII века Россия перешагнула из средневековья к новому времени. "Смутное" время - время кардинальных перемен (фор­мируется новый государственный аппарат, ограничивается самос­тоятельность практически любого социального слоя).

В культуре складывается образ просве­щенного общества, поддержанный распространением книгопечатания.

6. Русская культура в XVIII веке. Итоги преобразований России Петром I:

ü значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от передовых стран Европы;

ü превращение в могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом;

ü во­шла в число великих держав.

Особенности общественно - культурных преобразований:

o бурное развитие книгопечатания, особенно учеб­ной литературы (в столицах действовали десятки типографий);

o процесс отделения светской культуры от церковной (за­мена старого церковнославянского шриф­та новым, гражданским);

o появление перио­дической печати (газета «Ведомости» 1703г);

o развитие книжной торговли, откры­тие первой библиотеки - дос­тупной для свободного посещения;

o открытие первого музея (Кунсткамера);

o ввод новых бытовых обрядов - привитие западноевропейского образа жизни.

В ре­зультате реформ произошли значительные изменения во внешнем облике правящих слоев Русско­го общества, в духовном, в нравствен­ных понятиях, в частных взаимоотноше­ниях.

Реформы Петра I раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов - «почвы» и «цивилизации».

«По­чва» - уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского цар­ства. С ним была связана основная масса населения. Здесь господствовал коллекти­визм, уравнительный принцип социальной справедливости, антисобственнические на­строения. «Почва» развивала богатейшие традиции народной культуры, культиви­ровала свои системы обрядов, обеспечивав­ших непрерывность и жизненность тради­ций.

«Цивилизация» - уклад западно­го типа. Его выражала профессиональная интеллигенция и предприниматели, свя­занные с промышленным производством.

Различия - «почва» говорила на русском языке, «цивилизация» - на французском; в рамках одной страны сосуще­ствовали два общества, обладавшие разными ценностями, идеями, тяготевшие к различ­ным путям развития.

Противостояние двух культур определило развитие России в ХVIП-ХIХ вв.

Архитектура: градостроении переход от средневековой радиально-коль­цевой схемы строительства к регулярной планировке (геометрическая правильность, симметрич­ность в застройке улиц - В. Баженов, М. Казаков, В. Растрелли).

Искусство: освободилось от церковного влияния; стало светским по форме и содержанию; преобладали два направления: барокко и классицизм.

Главным содержанием классицизма как стиля искусства стал критерий гражданственности и общественной пользы (Правдины и Добролюбовы в комедиях Фонвизина противостоят Скотининым, Простаковым и Вральманам).

Ломоносов одним из создателей русского литературного языка, ввел разграничение лексики на три рода стиля. Это учение легло в основу разделения литературы на жанры:

высокий - оды, героические поэмы, серьезные по своему содержанию речи;

средний - пье­сы, которые нуждаются в обыкновенном человеческом слове, стихотворения, эле­гии, сатиры;

низкий - комедии, шутки, эпиграммы и "описания обыкновенных дел"

Таким образом, Петровская эпоха - время кардинальных перемен от государственности до быта. Существенные результаты достигались за счет усиления централизации, укрепления самодержавия и крепостного права. Эти меры вывели Россию на уровень равенства с развитыми странами Европы. В искусстве центральное место занимает классицизм с идей социально активной личности, несущую в себе разум и пользу. Идея служения Оте­честву стала одной из центральных в культуре.

7. «Золотой» век русской культуры. В XIX в. подъем русской литературы - золотой век.

А. С. Пуш­кин - создатель русского литературно­го языка, родоначальник новой русской литературы.

Ф. М. До­стоевский - ху­дожественный мир тревожен и катастрофичен. Стремление к изображению «всех глубин души» человеческой неот­делимо от тезиса о «неисследованности» че­ловеческой природы. Объектом творчества является многогранный человек, эксцентричный, «больной», ото­рвавшийся от «почвы» (Униженные и оскорб­ленные, Преступление и нака­зание).

Л. Н. Толстой - панорама жизни России от представителей дво­ра и высшего света до русского крестьянина, севастопольского солдата и кавказского горца.

Живопись,лите­ратура, поэзия, философия создавались дворянской интеллигенцией, а живопись, скульптура крепостными, мещанами;

o народный бытовой жанр (А. Г. Венецианов «Весна», «Лето»);

o пейза­ж, лиризм русской природы и стра­ны («Оттепель» Ф. А. Василье­в, «Московский дворик» В. Д. Поленов, «Март» и «Летний вечер» И. И. Левитан, Саврасов «Грачи прилетели»);

o былинно-сказочный эпо­с: («Аленушка», «Витязь на распутье», «Иван-царевич и серый волк», «Три царев­ны подземного царства» - Васнецов);

o моренисты (Айвазов­ский);

o природа (Шишкин «Утро в сосно­вом лесу»).

Архитектура - Казанский собор - А. Н. Воронихин, Адмиралтейство - А. Д. Захаров - величие Петербурга.

Музыка - М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, М. П. Му­соргский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. Симфонизм стал направлением в музыке.

XIX в. окончательное формирование русской национальной культуры - культура нации как общности людей, скла­дывающаяся в ходе формирования ее свое­образного уклада.

Таким образом, XIX век период роста национального самосознания, сформировавшегося в процессе борьбы против французского нашествия. Формируется резко критический взгляд на социальное устройство общества и государства. Общественная мысль пытается найти разрешение главных проблем времени: государственного переустройства, крестьянс­кой реформы и самого человека. Взгляды мыслителей кардинально разделяют­ся: не только славянофилы и западники, но и петрашевцы, народники, со­циалисты и т. д. предлагают свои кардинальные способы разрешения российских проблем.

В русской культуре XIX века сформировались все предпосылки со­временной культуры России.

9. От «Серебряного века» к Новейшему времени.

XX век социальных потрясений, надежд и крушений. Начало века период резкого перехода от одного состояния общества к другому, появление философии, связанной с поисками смысла жизни, с образом человека, с социальными проблемами. Середина века преобразовательная деятельность (прерванная Великой Отечественной войной) осуществлялась на энтузиазме народа. Окончание распад СССР.

Пролетарская революция в Рос­сии начало периода формирования новой советской культуры. Советский период - это сложное и противоречивое яв­ление в развитии не только истории, но и культуры:

ü гениальные ученые и исследователи, талантливые ху­дожники, писатели, музыкан­ты, режиссеры;

ü рождение многочисленных твор­ческих сообществ, художествен­ных школ, направлений, течений, стилей;

ü создана тотализированная социокультурная мифология, сопровож­давшаяся догматизацией, манипулирова­нием сознания, уничтожением инакомыс­лия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цве­та российской научной и художественной интеллигенции.

В. И. Лениным сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной поли­тики советского государства. Культура должна выражать интересы класса, а значит, и обще­ства в целом.

Черты социалистической культуры:

- социалистическое общество формирует новую культуру;

- куль­тура принадлежит народу, служит выразителем его интересов и духовных за­просов;

- пролетарская культура создается через слом прошлого и опору передового опыта современности.

Однако ряд вы­дающихся художников, писателей и поэтов активно этому проти­востояли - А. Платонов, Е. Замятин, М. Булгаков, М. Цветаева, О. Мандельштам. Безусловный приори­тет общечеловеческого гуманистического начала над партикулярным (включая уз­коклассовое) был для них непреложным законом творчества.

20-е гг. - большевистское правительство пытается наладить диалог с интеллигенцией, так как установить над ней гегемонию в то время не представ­лялось возможным (первый совет­ский нарком просвещения А. Луначарс­кий, занимавший свой министерский пост вплоть до 1929 г).

30-40-е гг. массовый трудовой героизм в экономическом созидании и в социально-политической жизни общества. Массовая, подлинно народная аудитория - высокие показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, раз­витие киносети, книжное издательство и пользование библиотечными фондами. Сущность классового подхода к обществен­ным явлениям была усилена культом лич­ности Сталина.

В предвоенный период повышает­ся роль исторического романа, проявляет­ся интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персона­жам («Кюхля» Ю. Тынянов, «Радищев» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишков, «Петр Пер­вый» А. Толстой).

Расцвет совет­ской детской литературы (стихи для детей В. Ма­яковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кас­силя, В. Каверина).

С первых дней Великой Отечественной войны советское искусство целиком и полностью посвятило себя делу спасения Отечества. Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова «Священная война». В форме клятвы, плача, проклятия, пря­мого призыва создавалась военная лири­ка А. Ахматовой, М. Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского, О. Бертгольц, А. Суркова, Н. Тихонова, Б. Пастернака, К. Симонова.

В годы войны создана - Седь­мая симфония Д. Шостаковича.

50 - начало 60-х гг. интенсивно­сть и динамизм, политическая и культур­ная «оттепель». В прозе В. Шукшина, В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматур­гии А. Вампилова, В. Розова, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные про­блемы времени.

60-70-е гг. новое звучание темы Великой Отечественной войны в прозе и кинематографе. Самые правдивые романы и фильмы были написаны и сняты писате­лями и режиссерами, знающими войну по личному опыту (В. Аста­фьев, В. Быков, Г. Бакланов, кинорежис­серы Г. Чухрай, С. Ростоцкий).

Рождение «деревенской прозы» - В. Астафьев, В. Бе­лов, В. Распути­н речь о пробле­мах общечеловеческих. Писа­тели- «деревенщики» не только зафиксировали глубокие изме­нения в сознании, морали дере­венского человека, но и показа­ли более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся из­менения связи поколений, пере­дачи духовного опыта старших поколений младшим. Наруше­ние преемственности традиций приводило к вымиранию ста­рых русских деревень с их ве­ками складывавшимся бытом, языком, моралью. Вследствие этого меняется коренное поня­тие деревенской жизни - по­нятие «дома», в которое из­древле русские люди вклады­вали и понятие «отечества», «родной земли», «семьи». Этой проблеме посвящены повести В. Распутина «Прощание с Ма­терой» и «Пожар».

60 -70-е гг. проблема взаимоотношения человека и природы, жестокое, потреби­тельское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность (фильм-панорама «У озера» кино­режиссера С. Герасимова).

Фе­номен прозы А. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» - классика инакомыс­лия).

80-е гг. время сосредоточения худо­жественной культуры вокруг идеи пока­яния. Мотив всеобщего греха, плахи при обращении к таким формам художественно-образного мыш­ления, как притча, миф, символ (роман «Пла­ха» Ч. Айтматова, фильм «Покаяние» Т. Абуладзе, читатель и зритель рассужда­ли, спорили, вырабатывали собственную гражданскую позицию).

Культура 80-х гг. отличается наметив­шейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое, гуманистическое значимее, чем социаль­но-историческое.

90-е гг. ключевая пробле­ма связана с самосознанием личности в ее отношениях с миром природы и миром людей.

Весь период от 20-х до 80-х гг. парал­лельно советской культуре развивалась русская культура за рубежом. В 1918-1922 гг. более 2,5 млн. чел. покину­ли Россию. В эмиграции отразился весь сложный и противоречивый спектр идей и настрое­ний, которые существовали в России к 1917-1920 гг. и выразились в философии и психологии, искусстве и политике, ре­лигиозных и нравственных пристрастиях.

Русская эмиграция сохранила и обогатила традиции русской культуры. Характеризуя вклад русской эмиграции первой волны в развитие русской культу­ры, и особенно литературы, выде­ляют две группы литераторов:

Первая группа - эмигранты, сложившиеся как писатели еще до событий 1917г. (Л. Андреев, К. Бальмонт, И. Бунин, 3. Гиппиус, Б. Зай­цев, А. Куприн, Д. Мережковский, А. Реми­зов, Н. Рерих, И. Шмелев, В. Ходасевич, М. Цветаева, Саша Черный).

Вторая группа - литераторы ниче­го и почти ничего не напечатавшие в Рос­сии и полностью созревшие как писатели за ее пределами (В. Набоков, В. Вар­шавский, Г. Газданов, А. Гингер, Б. Поплавский).

Эмигрировали композиторы - Стравинский, Рахманинов, Прокофьев; певцы Шаляпин, Капиц; виртуозы-пиа­нисты Борявский, Орлов, скрипачи Ауэр, Могилевский.

Трагической страницей в истории рус­ской философской мысли XX столетия явилась высылка из Советской России в 1922 г. почти всех ведущих философов не­марксистского направления. Этот акт зна­меновал собой:

во-первых, искусственное завершение развития философии «серебряного века»;

во-вторых, начало активного административного вмешатель­ства партии и государства в сферу духов­ной культуры.

Русские философы, оказавшиеся на Запа­де, заняли в духовной жизни Европы значи­тельное место.

Прага стала центром русского философско­го зарубежья, преподавали (П. Струве, П. Новгородцев, С. Булгаков, В. Вернад­ский, И. Лапшин, Н. Лосский, Г. Флоровский, В. Зеньковский).

В 90-е гг., в перестроечное время куль­тура Русского зарубежья почти полностью была возвращена России. Ранее запрещен­ные произведения русских философов ста­ли представлять особое духовно-религиоз­ное направление в истории развития рус­ской философии. Многие литературные произведения русских диссидентов стали доступны для чтения россиянина. Изда­тельства активно публиковали возвращен­ное литературное достояние, но наследие художников вернуть труднее. Больше всего пострадала живопись, карти­ны художников, эмигрировавших за гра­ницу, остались за рубежом.

Таким образом, русская культура:

1) сложилась в результате слияния первичных культур различных племен славянского и восточного происхожде­ния.

2) находилась в постоянном движении, карди­нальной смене религиозных взглядов, типов государственности и форм наследования и правления.

3) тесно связана с политическими тенден­циями общества.

4) синтезировала существенные черты культуры Востока и Запада. Россия, вобрав в себя эмоциональ­ность Востока и рациональность Запада, создала специфический сплав этих двух сторон.

5) существует не только и не столько в ее офи­циальном выражении, сколько в народном сознании, в его традициях, обычаях, языке, морали, способах мировосприятия и миропонимания.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 545 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...