Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
б - детали кроя кафтана.
Рис. 129. Шерстяной зипун, с. Мало-Убинка Владимирской волости, начало XX в.
Рис. 128. Кафтан моленный, праздничный, д. Верх-Ики Николаевской волости, 1920-е гг.
Рис. 130. Мужчина в понитке: а - вид спереди; б - вид сзади. Фото А.М. Фаддеева.
Рис 131 "Семья кержаков (дед, сын с женой и внуки)", д. Быково Верх-Бухтарминской волости, 1914 г. Фото А.А. Белослюдова. АГМЭ 5572-38.
Рис. 132. Рисунок, изображающий юношей в старинной верхней одежде. Архив РГО,р. 55,о. 1, N 77, л.1.
Рис. 133. Зипун (без сведений). БКМ 9233.
Рис. 134. Костюм с армяком. НОКМ. Фото А.М. Фаддеева.
Рис. 135. Старообрядец (кержак) в тулупе, с. Большой Бащелак Чарышского района Алтайского края, 1988 г.
) в тулупе,)го района
Г.
Рис. 136. Мужчина в стеганом халате, с. Чарышское, 1912 - 1913 гг. (со старинной семейной фотографии).
Рис. 137. Семья казаков (со старинной семейной фотографии): казак в "куртке", казачка в модном "саке", 1910 г.
Как повседневная и праздничная одежда использовались суконные зипуны, которые бытовали у старожилов как исключительная принадлежность мужского костюма. Если в Южном Алтае зипуны считались выходной одеждой, то в северных районах округа их чаще рассматривали как повседневное, будничное платье. В отличие от рассмотренных выше понитков и ша-буров, зипуны изготавливались полностью из шерсти без добавления льняных или конопляных нитей и могли быть коричневого или белого цвета (у стариков). Во второй половине XIX в.
зипуны носили длинными, до колен, из-за чего российские называли старожилов "долгоспин-ными". Такие "долгие" зипуны можно увидеть на старинном рисунке неизвестного автора (рис. 132). В начале XX в. зипуны стали шить короче, отрезными по талии, с большим числом расширяющих подол клиньев (рис. 133).
Наряду с суконной и полусуконной одеждой крестьяне Алтая носили армяки, азямы и халаты из верблюжьей шерсти, закупаемой в Монголии [17]. Армяком во второй половине XIX - начале XX вв. называли длинный распашной халат с большим отложным воротником (рис. 134). Старообрядцы Верх-Бухтарминской волости называли армяк лабошаком. В Европейской России, согласно словарю В. Даля, этот термин использовали для обозначения верхней одежды в вятско-пермском крае [18]. Азямы, халаты как часть праздничного костюма бытовали на Алтае повсеместно: первые - в Северном, вторые - в Южном и Юго-Восточном. Халаты, помимо ар-мячины, готовили из шелковых и бумажных китайских тканей. Старообрядцы Верх-Бухтарминской волости шили их и из бухарских материалов, что придавало таким халатам "восточный" вид.
Суровые зимы Верхнего Приобья заставляли заботиться о теплой зимней одежде, которая была представлена как меховыми (тулупы,, шубы, полушубки, дохи, яги), суконными, полусуконными видами (зипуны, шабуры, капоты), так и стеженными (халаты, чапаны) (карта 3). Недубленные овчинные тулупы, шубы, полушубки для повседневного костюма шили обычно нагольно, т.е. мехом внутрь, с бараньими воротниками. В Чарышском районе старожилы до сих пор укутываются в длинные тулупы с длинными же, ниже кистей рук, рукавами (рис. 135). Старики с лукавым видом вспоминают, что раньше в необъятных тулупах "девок прятали". Старообрядцы Юго-Восточного Алтая готовили шубы также из телячьих, кобыльих шкур мехом наружу. Информатор середины XIX века так описывал повседневный мужской костюм зимой:
"Мужчины в зимнее время одевают овчинные шубы, а сверху оной одевают собственного изделия суконные черные зипуны. Шубу они закладывают в кожаные или холщевые чембары и так завязывают ремнем с кольцами, а зипун повязывают опояской" [19]. При выполнении работ полы верхней одежды для удобства подтыкали под пояс.
В Южном и Юго-Восточном Алтае для праздников как крестьяне, так и крестьянки имели мерлушчатые или овчинные шубы, крытые китайкой, дабою, мелестином, сукном, бархатом и опушенные по бортам мехом выдры или другого зверя. Женщины готовили и более наряд-
ные - лисьи, беличьи шубки, обшитые бумажными и шелковыми материалами. У бухтарми-нок и "полячек", кроме того, бытовали шубы с лисьими воротниками с двумя шелковыми лентами на концах [20]. Особенно красивыми считались шубки и полушубки, которые расшивались вдоль краев пол и по подолу вышивками, шнурами, тесьмами.
В сильные холода сторожилы Алтайского округа поверх указанных шуб и полушубков накидывали еще теплые дохи, яги, шитые длиной почти до земли мехом наружу. Общий вид зимнего костюма в таком случае напоминал изображение зимней одежды на крестьянине из Пермской губернии середины XIX в. (АГО,р. 29, о. 1, N 102, л. 23). Об этом обычае, как об удивительном и очень мудром для Сибири, писал, пользуясь своей терминологией, польский крестьянин И. Дрыгас: "в облегаюящих "skopi-aki" и кожухе мы ходили в течение всей зимы. Однако, когда надо идти на улицу, надевали другой, широкий кожух, подпоясываемый шерстяным поясом (krajka). А, если надо было куда ехать, то еще и шубу. Но, несмотря на такое убранство человек зяб. Если дует ветер, сибиряк закрывает себе лицо рукавицами..." [21]. Сибирские дохи, яги могли шиться из 4 - 7 овечьих или 12 собачьих шкур, а также из шкур диких коз, маралов. При соединении шкур три основных конструктивных шва получались по бокам и на спине; имелись швы и на плечах. Прямые или слегка кошеные рукава вшивались в вы
резные проймы. К вырезной горловине пришивали прямые или полукруглые воротники высотой до 25 - 30 см, которые в поднятом состоянии, практически, полностью закрывали голову. Старообрядцы Верх-Бухтарминской волости, помимо этого, нередко еще носили для тепла на шее ожерелок из беличьих, лисьих и других хвостов [22]. Как дохи, так и яги могли либо застегиваться налево, либо иметь стыковую центральную застежку на пуговицы (деревянные, металлические и т.д.).
Во Владимирской, Чарышской, Риддерской волостях готовили для зимы также стеганые на шерсти, вате и крытые шелком халаты, чапаны, у которых ворот, края бортов, а также низ обшивались полосками плиса или бархата (рис. 136). Подобные полоски нередко украшались вышивками, настрачивались узорными строчками. Женщины-"полячки" шили халаты и целиком из бархата, расшивая их в этом случае разноцветной тесьмой. Старики же в конце XIX в., по свидетельству М.В. Швецовой, носили наиболее старинные стеженные халаты - с высоким воротником и наплечниками, вышитыми цветными нитками. Сохранили они и такую традицию старинной русской одежды как длинные рукава, которые присутствовали как в крытых, так и нагольных шубах и использовались в мороз для защиты от холода. Казачество, как наиболее обеспеченная часть населения, раньше других перешло на модные городские пальто начала века - саки. полусаки. куртки и т.п. (рис. 137).
Литература к главе "Верхняя одежда"
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 582 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!