Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
б - из холста, д. Бутачиха Риддерской волости. ГМЭ 2699-3.
Рис. 68. Нарукавная одежда: нарукавник из с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Алтайского края, 1960-е гг.:
а - вид спереди; б - вид сзади.
Рис. 67. Костюм крестьянки в нарукавниках, с. Парыгино Бухтарминской волости, начало XX в.
мы, Берди, Верх-Сузуна), нарукавни (нарукавник) (у "полячек"). Эти передники бытовали, как правило, в тех же районах, что и туникообраз-ные, интенсивно вытесняя последние (рис. 66). Передники на кокетке были довольно разнообразны по используемым материалам, деталям кроя, украшеиям. Так, в Северном Алтае (Зале-совская, Тальменская, Сростинская и другие волости) в качестве рабочей одежды, а также одежды для беременных женщин, использовались передники с рукавами. Они состояли из кокетки (перелинки) трапециевидной или прямоугольной формы и двух, сшитых спереди, полотнищ. В середине перегнутой по утку кокетки вырезали отверстие для головы. При соединении с пе-релинкой полотнища ткани собирали в сборку или укладывали складками. Спина оставалась открытой, так как полотна не сходились на 22 -25 см. Под прямым углом к кокетке пришивали длинные кошенные рукава, состоявшие из кошеного полотна и клина, срезанного с этого полотна.
Носили и передники без рукавов - нарукавники (с. Черемшанка, Залесово) или махалис-товый, называвшийся так по виду употребляемой ткани крупноузорчатого переплетения, которые являлись поздней формой. Они сменили передник с рукавами: само назвавние нарукавники говорит о происхождении от одежды, имевшей рукава. Такие нарукавники и махалистовые внешне напоминали короткие сарафаны с несшитыми задними полотнами. К отрезной, шириною до 10 см, нагрудной полоске пришивали два сосборенных полотна, которые будучи сшитыми спереди, никак не скреплялись на спине. На фигуре эти нарукавники держались с помощью широких (5 - 6 см) пришивных лямок -пройм (рис. 67).
Материалы Южного и Юго-Восточного Алтая дают возможность убедиться, что многие характерные элементы украшений нарукавников с перелинкой в своей основе восходят к таковым в туникообразных передниках. Так, если в бухтар-минских туникообразных передниках в качестве отделки использовали полоски узорного тканья по груди, то и в позднейших нарукавниках на кокетке в этом месте выполняли красочную вышивку. Для "поляцких" нарукавников, наоборот, было характерно акцентирование подола, а не груди, что также связано с уже отмечавшимися традициями туникообразных передников. В ряде нарукавников населения Бухтар-минской волости прослеживаются характерные для ранних форм одежды "полячек" черты - орнаментированные вертикальные (продольные) полоски.
Бухтарминские нарукавники на кокетке в конце XIX - начале XX в. раскраивалась подо
бно тому, как было описано для кержачек Северного Алтая. "Поляцкие" нарукавники на "катетке", совпадая по крою с вышеназванными, отличались от бухтарминских деталями (не трапециевидная, а V - образная форма выреза горловины), используемыми украшениями (преобладание аппликаций в виде полосок, пил, накладных оборок, позумента и т.д.), приемами шитья (сборка боров на "прямую нитку", а не петлеобразными стежками). По сообщениям информаторов, "полячки" от рассматриваемого вида одежды отказались в 1900 - 1910-х гг. (в это время уже "над ними смеялись"), между тем как бухтарминские женщины носили такие нарукавники до 1930 г. и позднее.
У кержачек Сарасинской инородческой управы в изучаемое время бытовала нарукавная одежда в виде короткого, разрезанного на спине, сарафана - нарукавни или крылатики (в более поздних вариантах с крылышками- оборками на лямках). Эти уймонские передники отличались от описанных "поляцких" или бухтарминских более темными расцветками тканей, скромными украшениями (рис. 68). До настоящего времени сохранились нарукавники переселенок с Бухтармы, вышедших в свое время сюда замуж. Эти передники, как правило, резко отличаются от местных - изготовлены из характерных для бухтарминских нарукавников тканей (ярких кашемиров, шелков) и богато украшены по груди, верхней части рукавов, низу подола.
Кержачки Центрального Алтая (Ануйской волости) в нарукавниках на кокетке оформляли ворот подобно мужским рубахам с воротником-ошейником и махлестк-ой-застежкой спереди. "Полячки" этого же района носили глухие, т.е. без застежки, передники, которые называли, как и убо-ульбинские старожилки, нарукавнями. В зависимости от употребляемого материала их использовали как рабочую и как праздничную одежду. В конце XIX в. ануйские кержачки, а несколько позднее, и "полячки" в качестве праздничного наряда стали себе шить безрукавные крылатики. По покрою и общему виду эти крылатики близки к вышеописанным уймонским. Их одевали молодухи по праздникам или "на полянку", "на лужок". Однако пожилые женщины предпочитали ходить в нарукавнях с рукавами и в первом десятилетии XX в.
Кроме всего сказанного, необходимо отметить, что у сибирячек Верхнего Приобья зафиксированы нарукавники на кокетке иного вида -с воротником-ошейником и застежкой на спине. Форма нарукавной одежды с завязками на спине скорее всего была принесена на Алтай той частью старожилок, которая своим происхождением связана с северорусскими губерниями, где
Рис 69 Фартук из купонной ткани, с Большой Бащелак Чарышской волости, начало XX в
Рис 70 Крестьянка в нарядном фартуке, с Большой Бащелак Чарышского района Алтайского края, современная Фото А М Фаддеева
Рис 71 Изображение девушек в праздничной одежде, середина XIX в, АГМЭ, р 55, о 1, N 77, л. 1
зафиксирована аналогичного вида и названия одежда (Олонецкая губерния) [З].
Как отмечалось, роль передников у русского населения Верхнего Приобья играла и поясная одежда - запоны, и фартуки (рис. 69). По нашим сведениям, если фартуки на Алтае распространялись под городским влиянием в конце XIX -начале XX вв., то запоны, надевавшиеся сибирячками поверх домотканных юбок и сарафанов, являлись более старой одеждой. Запоны шили из двух кусков ткани с опушкой, в которую продергивали конопляный гашник; фартуки - имели пришивные завязки - вязки. Фартуки могли быть с нагрудной частью - нагрудкой, которой у запонов, как правило, не было (рис. 70). Существовала разница и в назначении - запоны использовались и как рабочая, и как праздничная одежда, фартуки же надевали в основном на гулянье, "на полянку" ("Без фартука гулять не ходили", - часто говорили наши информаторы).
В соответствии с выполнявшимися функциями запоны были холщовые (рабочие) или "из товара" (праздничные) - сатина, канифаса, кашемира, коленкора и др. Праздничные украшались блондами в виде нашивок-полосок из другой ткани, кружевами, оборками и т.д. При этом сборки могли присоединяться к переднику куколками, что в сочетании с полоской вышивки по низу смотрелось весьма живописно. Фартуки, служившие, как отмечалось, составной частью праздничного костюма, изготовлялись обычно из покупных материалов и также богато украшались различными отделками. Шили их и из купонных тканей (рис. 69).
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 556 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!