Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Во второй половине XIX - начале XX вв. платки-накидки, сороки спорадически встречались по всему Верхнему Приобью, сашмурообразные уборы были преобладающими, а кичкообразные бытовали у старообрядок - Центрального, Южного Алтая и Прибердья (см. карту 2).
Платок и накинутое поверх покрывало-накидка или большой платок (1,5 х 1,5 м и больше) (1 комплекс) - старинный, известный еще в Древней Руси, вид женского головного убора [10]. Для изучаемого времени он зафиксирован в обрядовой (свадебной, моленной, погребальной) одежде русских старообрядок и части сибирячек. Правда, несколько иные традиции отме-
Рис. 75. Сорокообразные головные уборы:
а - рогатая сашмура с "косой" из с. Пурысево Акуловской волости, холст;
б - погребальная кичка из холста из коллекции А.Е. Новоселова. ОГОИЛМ 2414; в - ее крой;
г,д -головной убор из розового шелка из с. Язовая Верх-Бухтарминской волости. ГМЭ 5158-16; е - его крой.
Рис. 76. Сорокообразные уборы:
а - "кокошник моленный" из холста, с. Пурысево Акуловской волости;
б - крой; в • погребальная "сашмура" из холста, с. Быструха Владимирской волости;
г - крой; д -"кокошник" из Николаевской волости, конец XIX в. НОКМ 19927/47.
чены у некоторых православных женщин старшего поколения, которые вспоминали, что в старину у них на покойницу надевали только один платок: "Потом делали два платка, а впереди под саночки только..." (с. Старая Тараба Тогульской волости). Древность платкообразных накидок подтверждается и литературными источниками, из которых следует, что закрывание платком затылка и покрывание спущенных позади кос служило у славян "формой покрытия" [II]. Любопытно, что русские крестьянки для обозначения верхнего, большего, платка общерусскими терминами "платок", "плат" обычно не пользовались, а больше употребляли названия, образованные от вида ткани - "кашамирки" (из кашемира), "золотополие" (затканные серебряной и золотой канителью шелковые платки) [12]. Широкоупотребляемыми были и термины "шаль", "полушалок" (реписовые, дердидамовые и т.д.).
Способы ношения отмеченных выше платков и шалей были довольно разнообразны. Из них наиболее древними мы считаем набрасывание отреза ткани или платка на голову, не завязывая его. Упоминание о подобных покрывалах мы находим у Н. Небольсина, который в середине XIX в. мог наблюдать в Барнауле двух старух "с накинутыми на голову длинными кусками желтоватого ситца в виде фаты" [13]. Такой убор можно было видеть еще в конце XIX - начале XX вв. в моленном костюме кержачек Северного Алтая (стариковских), в котором поверх белого, повязанного "по-бабьи", т.е. концами назад, платка набрасывали черное покрывало-накидку, четыре угла которой никак не скреплялись, а свободно висели по плечам и спине. У старообрядок и сибирячек причумышских сел отмечены черные моленные накидки с обручами - полосками ткани 1,5 см шириной, пришитыми так, что в надетом виде обруч проходил под подбородком. По словам информаторов, такие накидки надевали также в исключительных случаях, например, на молебны "для вызова дождя" (с. Акулово Акулов-ской волости). Уборы, в которых куски ткани или холста, будучи наброшенными на голову, не завязывались, отмечены в погребальных паушках старообрядок Южного, Юго-Восточного и Центрального Алтая. В общем случае паушками называли те головные уборы, в которых концы платка помещались сзади, т.е. проходили при этом "по ушам". Умершей женщине, если она была замужем, на голову набрасывали два платка или холщевых отреза, причем концы одного из них помещали на спине, а другого - на груди. Но в обоих случаях их не завязывали, а лишь перебрасывали крест-накрест или перекручивали.
В повседневной одежде старухи Верх-Бухтар-минской, Ануйской и других волостей склады
вали нижний платок в 2 - 3 слоя, придавая некоторую "рогатость" всему, вместе с верхней шалью, убору (паушки, подвязальники). Если же надевали сашмуры, то нижний платок усиливал выпуклость обруча сашмуры. Скрепление платков (шалей) булавками или узлами мы рассматриваем как более поздние варианты описанных выше уборов. Трансформацией указанных платкообразных накидок можно считать уборы в виде 2-х небольших платков, бытовавших в Алтайском округе в праздничной и повседневной одежде в начале 30-х гг. XX в., а также в более позднее время.
В Причумышье в старину носили так называемые рогатые сашмуры, которые по внешнему виду напоминали сороки (2 комплекс). Их шили из прямоугольного куска полотна (44 х 32 см), один из краев которого загибали на 1/3 длины и закрепляли в уголках (рис. 75). В подогнутую часть вшивали свернутую жгутиком тряпочку, вследствие чего этот убор назывался еще сашмура с косой (с. Пурысево). В коллекции убо-ульбинских "полячек" А.Е. Новоселова имеется сходного покроя погребальная сорока (названа в описи кичкой), в основе которой также лежит один кусок полотна (рис. 75, б, в). По очелью она обшита кумачем, с боков пришиты завязки для укрепления на голове. По размерам и форме эта сорока соответствовала бытовавшим в данном районе кичкам, для которых она могла бы служить чехлом (рис. 87).
У русских старожилок Алтая зафиксированы и сорокообразные уборы, сшитые из двух кусков полотна. Так, в Причумышье, в селах по р. Бер-ди на моленья одевали кокошники, которые состояли из двух, сшитых буквой "Т", кусков - продолговатого 10 X 80 см и квадратного 40 х 40 см (рис. 76, д). Обшив квадратный отрез по трем сторонам, продолговатый оставшимися свободными концами завязывали на затылке. Поверх кокошника накидывали вроспуск черный платок, закалывавшийся под подбородком. Аналогичные уборы бытовали и у старообрядок Среднего Приобья [14]. К сорокообразным же уборам из двух частей относились и нарядные кокошники из Верх-Бухтарминской волости. Один такой из с. Язовая сшит из двух кусков розового шелка -прямоугольного, составлявшего заднюю часть ("хвост"), и продолговатого, составлявшего переднюю и боковые части убора; внизу вшита ситцевая подкладка (рис. 75, г, д, е). Сходного покроя сашмура, надевавшаяся однако поверх кички, зафиксирована и в погребальном костюме "полячек" с. Быструха (рис. 76, в, г). Задняя часть в ней присобрана на вздержку, а в налобник вшит жгутик диаметром 2 см. Таким образом, эта сорока занимает как бы промежуточное положение между кокошником из с. Язовая и поздней-
Рис. 77. Сашмуры:
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 626 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!