Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Головные уборы



\Т русских старожилок Верхнего Приобья v согласно старой славянской традиции прически и головные уборы девушек и замуж­них женщин значительно различались [I]. Де­вичьей прической повсеместно была заплетен­ная тремя "прядями вверх" коса, "поскольку она была одна, не замужем", но в особых случаях волосы расплетали (например, при венчании, "окручивании", т.е. смене прически и головного убора после венца). Девушкам разрешалось на­ходиться в обществе с непокрытой головой, в от­личие от замужних женщин, для которых это было большим грехом. Истоки подобных тради­ций, несомненно, уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое, к которому восходит и обы­чай беречь косу, как сосредоточие девичьей чес­ти, силы (вспомним обряд продажи девичьей косы перед свадьбой). Верили, что стоит подер­жаться за косу свахе или жениху, то можно ли­шиться силы воли - не "хочешь, да пойдешь за­муж". Для того, чтобы коса выглядела аккурат­

ной, волосы смазывали коровьим маслом. Сма­занные волосы хорошо держали популярные у девушек виски - пряди волос, уложенные в виде петли перед ухом (рис. 71).

В конце XIX - начале XX вв. у чалдонок в Се­верном Алтае было распространено украшение косы одной или несколькими лентами, прикреп­ленными к первой ленте, повязывание сверху платочка "по-Девичьи" - под подбородком [2]. Старинный способ - обертывание головы шалью, сложенной в виде ленты, в указанное время ис­пользовался здесь мало. Кержачки разных рай­онов Алтая в это время еще носили сложенный с угла на угол платок, который сворачивали пол­осой в ладонь шириной и повязывали на лоб уз­лом сзади, обязательно поверх косы. Темя при этом всегда оставалось открытым (рис. 73). Осо­бенно долго, до 20 - 30-х гг., этот старинный обы­чай сохранялся у девочек-подростков Сарасинс-кой инородческой управы [3].

Повязывание платков (шалей) имело свои региональные особенности: их могли складывать более или менее широкой полосой, в зависимос­ти от того, как это было принято в данном селе, свободно распускать концы по всей спине или заматывать в виде чалмы (рис. 72, 73). Среди девушек бытовал обычай носить завязанные сза­ди шали, спуская концы в разные стороны - один на грудь, другой - на спину. При этом в качестве украшения старались использовать и бахрому, кисти которой расправляли у висков. Особый интерес представляют те способы повязывания, которые информаторы характеризовали как "ро­гатые" - ведь, как известно, "рогатость" свой­ственна женским, а не девичьим уборам. При по-вивании "с рогами", "с рожками" свернутую лен­той шаль накладывали на лоб. Здесь их еще раз перекручивали и, заправляя оставшиеся концы под платок, укладывали "рожки". По форме этот тюрбан действительно напоминал женские ро­гатые уборы. У бухтарминских старообрядок по­добный способ повивания носил название "на два конца", т.к. оба конца шали закручивали вокруг головы. Однако, голову могли повязать и "на один конец", когда по очелью наматывали только один конец, оставляя другой на спине [4]. В указанных примерах все приемы укладыва­ния шалей повторяли таковые в здешних женс­ких уборах с той лишь разницей, что в послед­них для закрывания затылка оставляли уголок, чего в девичьих никогда не делали. Подобным образом повязывавшиеся шали девушки носи­ли, по сообщениям информаторов, в определен­ных случаях - на масляницу, на полянку. Опи­санные способы повязывания в виде тюрбана можно видеть и у играющей молодежи на ста­ринном рисунке неизвестного художника (рис. 71). В Европейской России такие, "рогатые",

Рис. 72. Способы повязывания кашемировых шалей у "полячек" Ануйской волости во второй половине XIX - начале XX вв.:

а - девичья повязка "коруной";

б - женская повязка спереди, сбоку и сзади.

Рис. 73. Девичьи повязки на девушках из с. Топольного Солонешенского района (участницы ансамбля "Тополек"), 1988 г. Фото А.М. Фаддеева.

Рис. 74. Девичье украшение в косы - "кисти", с. Белое Верх-Бухтарминской волости. ОГОИЛМ 2222. 2229.

повязки отмечены для девушек Архангельской, Курской, Орловской, Белгородской, Липецкой губерний [5].

Помимо украшений кос лентами, повсемест­но в Алтайском округе бытовала традиция впле­тения бисерных кистей, подкосников, подвесок (рис. 74). Но, если в северных районах бисерные кисти были более характерны для российских из южнорусских губерний (исключение составляли кержачки Прибердья), то в Центральном, юж­ном и Юго-Восточном Алтае такие украшения являлись типичными для старожильческого, прежде всего "поляцкого", населения (Ануйской, Алейской, Владимирской, Риддерской, Верх-Бухтарминской волостей). Кисти, как и подкос-ники с подвесками, состояли из плетеного шнур­ка, концы которого заканчивались бисерными поднизями. Все низки соединялись между собой так, что поднизь напоминала маленькую бисер­ную юбочку. "Полячки" убо-ульбинских сел, по­мимо кистей, вплетали в косы и вязаные шер­стяные полоски, а также тесемки, расшитые блестками (бляшками), бахромой, пуговицами.

Обычай подтыкать спереди, под шаль, селезне-вые кудри, или косички, также как и цветы, бы­товал в прошлом как в северных, так и в южных районах Алтая. Головной убор в виде венка из бантов, цветов зафиксирован в обрядовой одеж­де - его надевали просватанные девушки, а так­же при поездке к венцу. В праздник, на Троицу, повсеместно деревенские девушки плели себе венки из живых цветов, которые затем бросали в реку либо носили весь день на голове.

Подчеркнем, что все вышесказанное в отно­шении девичьих уборов, относилось к так назы­ваемым "большим девушкам", т.е. тем, которым уже исполнилось 15-17 лет. Маленькие девоч­ки обычно никаких специальных уборов не име­ли, хотя в некоторых селах Бухтармы старухи и вспоминали сшитые из тканей полоски, которые в старину повязывали подросткам [6]. Те девуш­ки, которые по возрасту вышли из невест (ста­рые девы), хотя и заплетали одну косу, но носи­ли ее не на спине, а вокруг головы. Платок при этом продолжали подвязывать по-девичьи. За­вязывать девушке самой платок "по-бабьи", т.е. концами назад, считалось, особенно у старооб­рядцев, великим грехом, одной из примет при­шествия антихриста, когда "бабы будут просто-волоски, а девки самокрутки".

Отцы патриархальных семей не допускали никаких вольностей и в прическах, как-то: вы­стригать модные в начале XX в. пряди волос у висков - кудельки, баки. Огнева А.С. (1912 г.р.) из с. Пеньково б. Николаевской волости вспоми­нала: "Модны были баки. Их выстригали около ушей и выставляли вперед из-под платка. Отец запрещал этого делать. Сам плел косу от затыл­ка мелкими прядками, вплетал ленточку, а я уж из разных лент хвост навяжу".

Умерших девушек поверх расчесанных и ско­лотых "кустиком" волос накрывали только од­ним, сложенным по диагонали или распущен­ным, платком (кисейным покрывалом с венчи­ком на очелье), концы которого никак не скреплялись. Аналогичный способ набрасыва­ния платков имел место и в свадебной обряднос­ти. Невесту обыкновенно везли к венцу в наки­нутой на голове шали (покрывало), концы кото­рой перебрасывали крест-накрест - один на спину, другой на грудь. Свадебное покрывало могли и просто набрасывать в развернутом виде, частично закрывая при этом лицо [7].

Смена девичьего убора на женский сопровож­далась особыми обрядами (так называмым "ок-ручением","скручиванием"), которые, по-мне-нию Н.И. Гаген-Торн, имели своей целью обез­вредить (закрыть) волосы невесты, вернее, заключенную в них магическую силу, опасную для рода мужа [8]. Окручение заключалось в рас-плетений девичьей косы и заплетении двух "пря­

дями вниз", что значило перемену судьбы - "их стало двое", "жизнь разделилась надвое". Эти косы обертывали вокруг головы, перекрещивая спереди (на затылке не полагалось). Однако кое-где у кержаков зафиксированы и случаи укла­дывания волос узлом на темени (с. Акулово). Воз­можно, что наименование обряда "окручение" и произошло от последнего способа завертывания волос.

При окручении девичий убор дополнялся та­кими "женскими" деталями, как сашмура, кич­ка, с/ц/цапец и т.д., что зависело от бытовав­ших в данном районе традиций. После "окручи-вания без сашмуры в куть не заходи". В районах совместного проживания старообрядцев разных толков, а также чалдонов (Ануйская, Алейская, Владимирская и некоторые другие волости) во­прос о том, чем окручивать, если невеста "дру­гой веры", стоял очень остро. Так, когда "поляч­ка" выходила замуж за кержака, то, невзирая на недовольство родственников с ее стороны, окру­чивали по-кержацки сашмурою и, наоборот. Пос­ле окручивания за выполнением полного закры­вания волос следили, как уже говорилось, очень строго. Об этом свидетельствуют и многие доку­менты из судебных дел, из которых явствует, что снятие или сбивание с женщины платка рас­сматривалось как наивысшее оскорбление не только ей, но и всей родне, мужу [9].

Для картографирования мы выделили не­сколько комплексов женских уборов в зависимос­ти от входящих в них составных частей:





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 659 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...