Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные принципы научно-философского исследования человека



Диалектический принцип развития требует теоретического выделения основного противоречия. Путь к выявлению этого противоречия заключается в разрешении некоторой проблемной антиномии. Причем "такие антиномические проблемы могут образовать даже особый ряд восхождения"[171], являющийся отражением развития основного противоречия человека. Проблемы-антиномии, как правило, возникают там, где имеются наибольшие трудности в теоретическом исследовании. Разрешение данных антиномических проблем превращается во внутренний импульс развития теории. Развивающаяся теория "обладает способностью до некоторой степени опережать развитие исследуемого объекта, создавая научно обоснованные модели его будущего состояния"[172].

Принцип развития в его диалектической взаимосвязи с принципом материального единства мира дает возможность довести теоретическое исследование человека до познания его субстанции. Синтез данных принципов приводит к концепции детерминизма, к принципу генетической общности мира и человека. Согласно принципу детерминизма причину бытия и развития любого конкретного материального объекта, в том числе и человека, надо искать не в материи вообще, а в конкретном процессе взаимодействия качественно определенных материальных объектов. Любой материальный объект, в том числе и человек, "возникает и существует в рамках такой достаточно большой системы объектов, в которой связи между объектами уже не выступают на уровне... случайных взаимодействий, а становятся существенными условиями возникновения и существования каждого из них и системы как целого"[173].

Человек "с необходимостью возникает в развитии материальных систем - и в этом состоит закономерная детерминированность процессов развития"[174] материального мира. Принцип генетической общности мира и человека представляет собой конкретизацию фундаментального принципа диалектики - принципа детерминизма. Из этого конкретного основания следует возможность установления конкретного начала, исходного пункта теоретического исследования человека.

Однако для превращения данной возможности в действительность "требуется специальный принцип, определяющий критерий такого начала. В теории материалистической диалектики таким принципом является принцип единства теории и практики "[175], сформулированный применительно к исходному пункту исследования человека. Исходя из этого принципа, вся практика должна войти в полное определение человека и как критерий конкретного начала его исследования, и как "определитель" связи человека с миром. В практической же деятельности человек взаимодействует не с материей вообще, но лишь с конкретной системой материальных объектов.

Чтобы перейти от материи вообще к человеку, материю необходимо рассматривать не как абстрактно-всеобщее, а как систему развивающихся друг из друга конкретных форм взаимодействия: человека невозможно "вывести" из материи вообще, не рассматривая материю как конкретно-всеобщее, т.е. в процессе саморазвития. Понятие материи образуется в результате обобщения качественно различных материальных объектов: "мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи"[176]. Если абстрагироваться от всякой формы материального объекта, то останется неопределенная материя, которую нельзя ни видеть, ни осязать, так как "то, что видят или осязают, - это уже определенная материя, т.е. единство материи и формы"[177].

Практика как определяющая связь человека с миром является той фундаментальной основой отношения мира и человека: мир, взятый абстрактно, фиксированный в его оторванности от человека, есть для последнего ничто[178]. В связи с этим практика выступает не только в качестве основы, причины саморазвития человека и его отношения к миру, но и отправной точкой развития представлений человека о самом себе вплоть до становления научной теории человека. Ограниченная практика порождает односторонность его теоретического воспроизведения, следовательно, для построения научной теории человека необходим определенный уровень развития самой практической деятельности людей.

Научная модель предполагает теоретическое отражение человека как целого, в диалектическом единстве всех его связей и опосредований, т.е. его теоретическое воспроизведение как конкретной целостности, как "единства многообразного". Но конкретное в мышлении есть результат, а не исходный пункт исследования человека. Поэтому не только результат его исследования, но и "ведущий к нему путь должен быть истинным": научная теория человека - "это развернутая истина, разъединенные звенья которой соединяются в конечном итоге"[179]. Научная теория человека не есть истина в виде простой картины без движения, так как понять человека можно через процесс его саморазвития. Понять человека как диалектическое единство возможного и действительного можно только исходя из его собственной практической деятельности, что и находит свое отражение в принципе единства теории человека и практики.

Данный принцип характеризует, следовательно, взаимоотношение знания о человеке и его реального существования: развивающаяся сущность человека определяет процесс его самопознания. Это значит, что знания о человеке, зафиксированные в его теории, не превращаются "в некое неподвижное начало и неизменную точку отсчета для любого последующего его исторического развития, так как они лишь моменты истины-процесса"[180]. В этом, в частности, находит свое воплощение принцип конкретности истины.

Принцип конкретности истинного знания о человеке предполагает развитие самосознания человека с выявлением элементов всеобщего по мере эволюции практической деятельности. В силу практической обусловленности самопознания человека необходимо, чтобы его теоретическое воспроизведение находилось в диалектическом единстве с процессом его исторического развития. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что важнейшим методологическим следствием принципа конкретности истины применительно к человеку является принцип единства исторического и логического.

Познание сущности человека и его генезиса диалектически взаимосвязаны. Чтобы понять эту диалектику, необходимо иметь в виду, что человек начинает свою историю на основе природных предпосылок, т.е. условий, созданных не им самим, не его трудом, а качественно иными процессами взаимодействия материальных объектов, и в конечном счете человек имеет в качестве своего прошлого историю Вселенной.

Человек есть наиболее развитая (из известных) форма организации материи. Поэтому познание его сущности дает возможность понять и низшие формы организации материи: "для понимания низших ступеней необходимо знакомство с высшим организмом, ибо он является масштабом и первообразом для менее развитых: так как в нем все дошло до своей развитой деятельности, то ясно, что лишь из него можно познать неразвитое"[181]. Действительно "развитие покоится вообще на том, что последняя по времени форма рассматривает предыдущие формы как ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне"[182]. Эта односторонность объясняется тем, что вновь возникшая форма взаимодействия материальных объектов - труд - включает в себя общие закономерности развития не в том же самом виде, как они проявляются в низших формах взаимодействия. Всеобщее в его развитой форме, т.е. конкретно - всеобщее, представляет собой некоторое особенное[183] по сравнению с особенным проявлением всеобщих закономерностей в формах взаимодействия материальных объектов, предшествующих человеку. Именно поэтому универсальную сущность человека можно понять только в результате теоретического исследования тех закономерностей низших форм взаимодействия, которые с необходимостью приводят к его возникновению. Исходя из этого, понять сущность человека - значит понять его генезис, а также его будущее развитие.

Человек, являясь особенным материальным объектом, "представляет" всеобщие, универсальные закономерности развития материальных объектов в их наиболее совершенной форме. Поэтому исследование человека и труда как его конкретно-всеобщего начала дает возможность познания указанных закономерностей.

Труд как конкретно-всеобщий процесс взаимодействия материальных объектов предстает в виде чувственно воспринимаемого, существующего в пространстве и времени процесса, т.е. как особенный процесс, имеющий тенденцию стать действительно всеобщим и развивающий в силу своих внутренних противоречий другие особенности процесса взаимодействия материальных объектов. В связи с этим можно констатировать не только планетарную, но и космическую функцию труда как универсального процесса взаимодействия, который синтезирует, объединяя в единое целое, все предшествующие ему локальные (особенные) формы взаимодействия материальных объектов. Воспроизводя их как наиболее необходимые условия своего бытия и развития, человек тем самым создает возможность логического воспроизведения всеобщих закономерностей развития материального мира.

Конкретный историзм "предполагает не общие абстрактные ссылки на материю вообще, а разработку более глубокого, диалектического понимания принципа материального единства мира"[184] в его неразрывной связи с принципом развития. Историзм воспроизводит не развитие вообще, а конкретно-всеобщую форму развития материального мира. Мир "может рассматриваться в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости, своей классической формы"[185]. Логическое отражение особенностей данной формы и совпадает с определением развития в его всеобщем виде. Следовательно, теоретическое воспроизведение человека и его саморазвивающейся сущности дает возможность понять развитие материального мира в его наиболее высокой форме.

Диалектика исторического и логического при исследовании человека находит свое отражение в методе восхождения от абстрактного к конкретному, который является развитием принципа единства исторического и логического [186]. Восхождение от абстрактного к конкретному наиболее полно и всесторонне отражает как сущность, так и временную последовательность форм развития человека, в силу чего этот метод является как логическим, так и историческим. Формируясь на основе диалектического синтеза исторического и логического, данный метод представляет собой наиболее развитый и целостный метод познания человека[187]. Метод восхождения от абстрактного к конкретному как наиболее развитый, являясь процессом диалектического синтеза "многих определений", представляет собой не исходный пункт, а результат развития теоретических методов исследования.

Принцип развития должен быть применен и к самим методам и принципам теоретического рассмотрения человека: он требует последовательного перехода от более простых форм знания о человеке и "более простых познавательных процедур к более сложным формам знания и более сложным процедурам"[188]. Восхождение от абстрактного знания о человеке к конкретному знанию и осуществляется в процессе применения конкретно-всеобщего метода его научного познания.

Научная теория человека "представляет собой такую синтетическую форму знания"[189], в которой все ранее полученные естественно-научные и гуманитарные знания о человеке объединяются в единую систему[190]. Рассмотрение практики как универсального взаимодействия, обусловливающего сущность человеческого бытия, выступает методологическим обоснованием в исследовании социокультурной и научно-познавательной деятельности человека.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 610 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...