Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Критика классической трактовки понятия субъект



Проблематичность существования субъекта – важнейшая тема постмодернистской философии, которая получила выражение в радикальной концепции «Смерти Субъекта», которая обозначила полный отказ представителей постмодерна от понятия традиционного, однозначно центрированного личностного начала. Если в эпоху модерна утверждалась идея самости, то есть главенствующей позиции и самотождественности Я, то постмодерн предлагает идею расщепления, рассеивания, децентрации Я. Но необходимо отметить, что такой подход подготавливался уже в рамках модернистской философии, например в противопоставлении Я, Сверх-Я и Оно, разработанном в психоанализе, в феноменологической идеи интенциональности сознания.

Принцип децентрации стал одним из основных в постмодерне. Данный принцип был призван оспорить укоренение опыта европейского человечества в едином основании, которое привело к рациоцентризму в психологии, европоцентризму в культурологии, футуроцентризму в истории и социальной философии. В философии же этот принцип привел к утверждению идеи существования неизменного, постоянного Субъекта, как некоего исходного смыслообразующего центра человеческого опыта. Существование такого субъекта не только ставится под сомнение, но и полностью отрицается в рамках постмодернистской парадигмы.

Можно проиллюстрировать процесс децентрации субъекта на примере литературоведческого постмодернистского дискурса, основанного на критике французского мыслителя, аналитика дисциплинарных форм знания М.Фуко понятия автора. В отличие от классической филологии, признающей автора индивидуальностью, выражающей с помощью языка свои уникальные переживания, мироощущение и жизненный опыт, автор в концепции Фуко оказывается лишь функциональным принципом, идеологической фигурой, с помощью которой обозначается способ построения высказываний, довлеющий в ту или иную эпоху. Сходные идеи предложены и французским литературоведом, аналитиком современной эпохи Р. Бартом, который предложил заметить репрессивное, навязывающее свою истину и свою интерпретацию текста понятие Автор более подходящим понятием Скриптор, которое снимает претензии субъекта на статус первоисточника, первопричины существования текста, деперсонифицирует автора.

Таким образом, постмодернисты выходят за пределы философии самостоятельно обосновывающего собственные основания субъекта:отныне субъект проявляется лишь в процессуальности дискурсивных практик, то есть являясь субъектом языка, проступает на поверхность, лишь будучи пойманным в сеть культурных матриц и кодов. Это порождает новую модель рассмотрения человека: человек отныне лишается устойчивости, наполненности каким-либо вечным умопостигаемым содержанием и превращается в несубстанциональное, полое образование.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 384 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...