Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антропообразующая реальность культуры



Мы уже неоднократно указывали, что человек представляет далеко не само собой разумеющийся тип существования – его понятие проблематично. В разных культурах, на разных исторических этапах понимание человека и его потребностей существенно различается. Определение человека, его статус, его природа, его идентичность в огромной мере зависят от культурного фона. Человеческое самосознание, самоопределение и самооценка в значительной степени формируются той культурой, в которой он живет. В одной культуре под человеческими ценностями и потребностями понимают «одно». В другой – другое. Осмысление природы, сущности и идентичности человека зависит от ценностей и потребностей, которые утвердились в каждой конкретной культуре. В широком смысле культура (от лат. «cultura») есть область противоположная природе (от лат. «natura»): к ней относится все, что не является природой. В нее включаются материальные и идеальные объекты, культурные образования, благодаря которым человек выделяет себя из природы. В узком смысле, культура – это искусство, специфическая область человеческой деятельности, связанная с потребностью в художественно-образном выражении мира в форме литературы, живописи, музыки, театра, кино и т.д.

Классические научные идеи духовно-культурной деятельности (принципы культурологического осмысления человека и его потребностей)

Внимательный анализ мифов, легенд, символов, обрядов и ценностей имеет большое значение для понимания потребностей в современной культуре, так как во многих случаях архаические пласты проступают сквозь более поздние ценностные системы и придают им особое содержание, ускользающее от поверхностного исследователя. Духовные и материальные проявления, выражающие собой сущность культуры, образуют «культурный код», систематизирующий совокупность всех феноменов данной культуры, позволяющий схематично их описать, но полностью исключающий иерархичный и оценочный критерий. При этом сама культура сохраняет многомерность, содержательность и насыщенность. Культурный код, составляющий основу культуры, можно представить как совокупность основополагающих ценностей и потребностей. Ценность есть набор человеческих качеств, моральных норм, типов поведения, общественных и политических форм, устоев и обычаев, единодушно признаваемых большинством общества в качестве безусловно положительных, достойных уважения и признания. В акте ценностного полагания в культуре утверждается присущая только ей ценностная система. Наука, изучающая ценности и ценностные системы, называется «аксиологией» (от греч. «аксиос» – «ценность»). В данной научной перспективе человек выступает частью культуры и в то же время субъектом культурного творчества, которое позволяет выявить ценностную шкалу человеческих потребностей. Исследование человека в культурологии, позволяет выявить всю совокупность человеческих ценностей и потребностей, создающих коллективный портрет идентичности каждой конкретной культуры. Для данного подхода исследование образов человека, системы ценностей и потребностей осуществляется посредством аналитики характера культуры, порождающей и развивающей определенную цивилизацию.

Культура принципиально и исключительно нацелена на актуализацию творческой, нравственной и духовной жизни человека. Но человек это существо духовно-телесное, постольку в сферу культуры входит человеческая деятельность, направленная на удовлетворение и материальных потребностей. Однако духовному полю человеческих потребностей в культуре выделяется большее пространство, чем материально-потребительскому, потому что культурные процессы не могут нести негативного содержания, что нельзя сказать о другом поле.

Все, что творит, создает и проявляет человек (духовная культура) – эпос, религия, искусство, философия, наука – и составляет его самобытную культуру, выражает его потребность в духовной деятельности. Раскрытие духа человека и называется культурой. Человек устроен так, что обязательно проецирует свое понимание мира на внешнюю среду. Иногда оно дает о себе знать в конкретных изобретениях, предметах, строениях, городах или архитектурных ансамблях (материальная культура).

Как обнаружение, экспрессия человеческого духа культура представляет собой наиболее общие ценности и потребности человеческого бытия. Во всем, что творит человек в культуре, есть общие ценности и потребности, легко обнаруживаемые в самых разных областях его духовных деяний. Эти общие ценности и потребности и составляют специфику культуры, но одновременно отличают ее от других культур, делают уникальной, неповторимой, автономной и самобытной.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 684 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...