Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Достижения естествознания в 19 веке. Идеалы классической науки



Достижения естествознания в 19 веке. Идеалы классической науки.

(Лекции Радула) Нельзя сразу отбросить ньютоновскую механику, ее постепенно ставили под сомнение. Электромагнетизм возможен, так как после переворота Канта субъект может создать любую картину мира, не только по ньютоновской механике.

Ньютоновская механика Электромагнетизм
1.Атом субстанционален 1.«Щепки в потоке», действует среда.
2.Существует пустота. 2. Среда (эфир).
3.Теория взаимодействия (скорость взаимодействия бесконечна). 3.Скорость взаимодействия конечна, теория близкодействия.
Проблема эфира: некоторая взаимодействующая среда, Ньютон отмежевался (полемика с Лейбницем).

Электромагнетизм.

1810е гг. – Юнг и Френель, интерференция и дифракция.

1820е гг. – Эрстед, действие электрического тока на магнитную стрелку.

1820 г. – Ампер, все магнитные явления обусловлены движущимися заряженными частицами.

1831 г. – Фарадей, открыл электромагнетическую индукцию. Нужен эфир, → конечность скорости взаимодействия.

По Ньютону, два тела должны мгновенно притянуться. Если между телами не пустота, а силовые линии, то причина взаимодействия не в телах, а в сфере между ними. Удар и по пустоте, и по атому (потому что не в нем причина), и по скорости взаимодействия.

Уравнения Максвелла. Максвелл: есть среда, она обладает свойствами жидкости (упругая деформация), в ней твердое тело, вокруг него волны – силовые линии магнетического поля (вместо атомов и пустоты).

Надо объяснить: а) электростатику – когда тело в покое, и б) электродинамику – заряженные частицы в движении.

Закон Кулона: сила взаимодействия двух зарядов обратно пропорциональна расстоянию между ними. Не противоречит закону всемирного тяготения и ньютоновской механики. Получается, что действуют заряды. → Фарадей, опыт с конденсаторами (среда между обкладками конденсатора влияет на его электроемкость) → 50 лет борьба, до появления уравнений Максвелла.

Электростатика: среда-носитель электричества, которое появляется, когда волны давят на тело.

«Вихри» были у Демокрита, потом у Декарта и Лейбница.

Закон электроиндукции: если в магнитное поле ввести проводник, возникает электрический ток. Если ток в проводнике есть, его напряжение изменится. Магнитных зарядов нет, только электрические. Электрический заряд порождает индукцию.

Математика.

В математике переворот – введение комплексных чисел: , они нужны, чтобы ввести все новое. В теории Максвелла главное – колебания. Скорость света конечна, это волна.

Волновые колебания - уравнение Лапласа, основа всех гравитационных и электромагнитных полей. Действует с комплексными числами.

Теория Коши: обоснование интегрально-дифференциального исчисления. Ввел бесконечно малую величину a. Быстро появились опровержения теории: Дедекинд, Вейерштрассе: теории о рациональных и иррациональных числах. Вейерштрассе свел рациональные числа к натуральным (арифметизация), 1880е гг.

Идеалы классической науки. (Классическое представление о науке, Лекция Яковлевой ):

1) мир природы реален и объективен;

2) научное знание в основе эмпирично;

3) пересматриваются только теоретические законы;

4) на уровне наблюдений и эксперимента накопление, а оценка всегда объективна и однозначна.

Наука стала центром культуры. С первой половины 20 века – неклассическая наука. Современность (конец 20 – начало 21 века) – постнеклассический период (Степин).

9. Крах оснований классической науки и научная революция на рубеже 19-20 вв.

(Лекция Радула) Физика.

Считалось, что ньютоновская физика и теория Максвелла существуют параллельно. В ньютоновской физике – принцип относительности Галилея , можно переходить от одной инерциальной системы к другой, складывая скорости, время одинаково. В максвелловской теории – особая система отсчета, покоящийся эфир, в нем все действует, этот эфир ищут в конце 19 века (опыт Майнельсона), не нашли → его нет → кризис физики. Френель, Лоренс, Пуанкаре ищут выход из кризиса, пытались согласовать Ньютона и Максвелла. По Галилею получается, что скорость движения света (с) внутри вагона – это с + скорость движения вагона, т.е. что-то большее, чем с. Инварианты (преобразования) Лоренса: при переходе из одной инерциальной системы в другую все процессы в инерциальной системе должны замедляться на столько, чтобы опять получилось с. Время тоже должно снижаться в то же количество раз. Эйнштейн: все инерциальные системы равноправны, переходы между ними не по Галилею, а через замедление. Для ускоренных систем это не действует → общая теория относительности Эйнштейна. С помощью ускорения можно моделировать гравитацию. Космологическая постоянная – пытался сделать эволюционную модель, но эта константа туда не ведет. Решили, что вселенная расширяется, дальше не идут.

Эйнштейн не согласуется с квантовой механикой. Фарадей изучал явление электролиза: 1 г водорода, 8 г кислорода, 22,9 г натрия, 32,44 г цинка, 107,66 г серебра → одинаково выделялся ток, это их атомные массы. Нашли минимальный носитель электричества – е (электрон). 1881, Гельмгольц: не нужен эфир, заменить его на электроны → электронная теория, отрицает теорию Максвелла, начинается с Лоренса, затем преобразуется в квантовую теорию, главное – дискретное распространение. По Максвеллу электрон упал бы на ядро. Решили, что он излучает не равномерно, а квантами (порциями); эта теория противоречит квантовой теории поля, к тому же она полностью статистическая (вероятностная).

В физике до сих пор кризис, нет единой теории.

Математика.

Математика: геометрия Эвклида, затем неэвклидова геометрия (Лобачевского и пр.), одна переходит в другую с помощью инвариантов, внутри геометрий тоже были инварианты.

Группа: элементы + операции над ними. Отношения важнее элементов → теория множеств (множество – группа). Кантор: оперировать не числами, а абстрактными элементами.

Парадоксы, связанные с бесконечностью.

, и т.д. → количество натуральных чисел должно быть больше количества квадратов. На самом деле их количество равно. Больцано, Кантор.

Больцано: бесконечное множество равносильно своей части, таким образом, часть равна целому – философская проблема. Кантора это не смутило → теория множеств, быстро уперся в парадоксы.

1903 – Рассел, парадокс о множестве всех множеств, не содержащее себя в качестве элемента.

Кризис основания в математике (до сих пор). Теория Коши (обоснование пределов) → патологические функции → теория действительного числа → теория множеств → парадоксы Рассела → кризис основания.

Выводы (Пуанкаре): 1) математика – аксиоматическая наука; 2) все аксиомы – результат соглашения; 3) правила вывода, дедуктивные и индуктивные, тоже результат соглашения. Истины в математике нет. Непротиворечивая полная система может существовать, но она не истинна. Формализм (применимо к чему угодно), релятивизм (можно использовать любые аксиомы).

10. Кризис европейской науки в толковании Э. Гуссерля. Идеалы неклассической и постнеклассической науки.

(Семинар Шестаковой) Эдмунд Гуссерль (1859-1938) хотел возродить философию в современном мире, как строгую науку. В 1930-е гг. написал книгу о кризисе европейских наук: кризис в том, что наука – это повседневная жизнь; надо найти основания западноевропейской рациональности, наука забыла о человеке и об универсальной философии, разрушена вера в разум, непонятно, зачем существует такая наука и такие открытия → надо создать такую науку о духе (философию), которая объяснит смысл. Гуссерль искал основания естественных и гуманитарных наук в целом и каждой науки конкретно (искал сущность и структуры чистого разума с помощью феноменологического метода).

Идеалы неклассической науки:

1) плюралистическая позиция – признают что-то другое кроме физики Ньютона, несколько парадигм;

2) зависимость картины мира от целенаправленной деятельности субъекта;

3) динамическая неустойчивость;

4) замена математического эталона физическим (квантовая физика);

5) эволюционистская парадигма;

6) смена описания объекта с необходимости на возможность (описание с определенной степенью вероятности);

7) самоорганизация как динамический принцип;

8) неаприорная логика;

9) конвенционализм.

Идеалы постнеклассической науки:

1) изменение в средствах получения и хранения знания – компьютеры (с 70-х гг. 20 в.);

2) междисциплинарность исследований, комплексные исследования;

3) новая интерпретация (деидеологизация) значения политических, социальных, экономических факторов для науки;

4) появление нового объекта исследования: открытые развивающиеся системы, нет конкретных рамок, взаимообмен информацией с другими системами;

5) использование в естествознании методов гуманитарных наук;

6) тенденция к гуманизации и экологизации науки.

11. Становление и развитие социально-гуманитарных наук в 19-20 вв.

(Лекция Радула) Философия: переворот Канта: а) Фихте, Шеллинг, Гегель; б) неокантианство, феноменология; в) позитивизм → махизм, неопозитивизм; г) иррационализм, Шопенгауэр, Ницше → философия жизни → экзистенциализм, фрейдизм, прагматизм. 20 век: переход от родового «я» к индивидуальному, от рационализма к психоанализу, от представлений об объективности истины к полному субъективизму. Главное, что нет общей истины, «я» само себе закон.

Экономика. Классическая буржуазная политэкономия (Смит, Рикардо): теория стоимости, ее источник – труд, стоимость товара определяется рабочим временем. В средневековье – натуральное хозяйство. Главный интерес «я», выгода, удовольствие, индивид автономен и сам себе закон. Частный интерес преобразуется в разумный эгоизм (классическая буржуазная политэкономия) → вопрос о согласовании частных и общих интересов. Общество разделено на людей Платона и Демокрита, первых удовлетворяет самообеспечение на зарплату, потом возмутились из-за роста потребностей (1830е гг.) → концепция Мальтроса: прибыль возникает не в производстве, а в товарном обмене. В Европе никто не хочет работать за самообеспечение → колониальная политика (поиск людей Платона), сейчас паразитирует.

Вывод: кризис европейского сознания в политике, экономике, науке.

(Большая Советская энциклопедия из Интернета) Социология как самостоятельная наука сложилась в 19 в. (термин введён О. Контом). Развивалась под влиянием позитивизма Конта и Г. Спенсера в двух параллельных направлениях - теоретическая социология и эмпирические социальные исследования (статистика). Теоретическая пыталась реконструировать главные фазы исторической эволюции и одновременно описать структуру общества; развитие общества представлялось социологам-позитивистам в виде более или менее прямолинейной эволюции, а структура общества сводилась к механическому соподчинению различных "факторов". Направления: географическая школа (К. Риттер, Г. Бокль) подчеркивала влияние географической среды; демографическая (А. Кост, Л. Виньярский) считала главным фактором общественного развития рост народонаселения; расово-антропологическая (Ж.А. Гобино, Х. Чемберлен) интерпретировала общественное развитие в понятиях наследственности, "расового подбора" и борьбы "высших" и "низших" рас; биоорганическая школа (органицизм) (П. Лилиенфельд, А. Шеффле) рассматривала общество как подобие живого организма, а социальное расчленение общества - как аналогичное разделению функций между различными органами; социальный дарвинизм (Л. Гумплович, У. Беджгот) видел источник общественного развития в "борьбе за существование". В конце 19 - начале 20 вв. широкое распространение психологической социологии. Нач. 20 в. – идеологический кризис, стремились к объективности, но хотели быть отдельной наукой. При этом историко-эволюционный подход постепенно уступил место структурно-аналитическому, а теоретические построения начали всё теснее связываться с эмпирическим исследованием. "Социологизм" Дюркгейма: рассматривать социальные факты "как вещи", продолжает линию позитивистского объективизма. "Понимающая социология " М. Вебера (расшифровать внутренний смысл социальных действий) связана с идеями неокантианства и философии жизни. Теоретическая альтернатива позитивизму и функционализму - феноменология (А. Шюц, П. Бергер) и этнометодология (Х. Гарфинкел), новые варианты психологического редукционизма (Д. Аткинсон), концепции франкфуртской школы (Т. Адорно, Ю. Хабермас) и др. варианты т. н. неомарксизма (А. Гоулднер).

Психология: Начиная с 1870-1880-х гг. складывается система специфических понятий, методов, категорий психологии как самостоятельной дисциплины, отличной от философии и физиологии. Наряду с исследованиями в области физиологической психологии было начато изучение психики народов, стоящих на различных исторических ступенях культурного развития (этнопсихология). На руб. 19-20 вв. главным течением американской психологии становится бихевиоризм, согласно которому психология должна изучать только внешние, телесные реакции на стимулы, + психоанализ (З. Фрейд). В сер. 20 в. возникает неофрейдизм - течение, связавшее бессознательную психическую механику с действием социально-культурных факторов (К. Хорни, Х. Салливан, Э. Фромм).

История. Нач. 19 в. – романтики против просветителей: отвергали существование переворотов в истории, идеализировали средневековье, отрицали рационалистическое объяснение истории; вклад: наличие внутренней связи в исторических эпохах, современное состояние каждого народа является продуктом его длительного исторического развития, качественное своеобразие истории отдельных народов. 1 пол. 19 в. - философско-исторические концепции утопического социализма (прежде всего А. Сен-Симона) и философия Г. Гегеля. Признание закономерности исторического развития, стремление установить взаимосвязь исторических явлений и рассматривать историю как процесс развития в первую очередь политических и юридических институтов. + Марксизм. 2 пол. 19 — нач. 20 вв.: накопление фактов, расширение проблематики. Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер): усиление внимания к экономической и социальной истории, накопление, тщательная критическая проверка и описание «позитивных» исторических фактов (отказ от умозрительных построений. Потом кризис методологии, «антипозитивистская реакция», распространение взглядов «идеографической» баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), М. Вебера, выступление против идеи исторической закономерности историков Г. фон Белова, Ф. Мейнеке, Г. Онкена и др. Много археологических открытий. 20 в. - широкое применение структурного метода в историческом исследовании, увлечение количественными методами смежных с историей экономических наук. + Спор с марксистами.

Лингвистика. К середине 20 в. - лингвистический поворот: исходным объектом философского анализа стал язык. Разделение языка и речи, язык – как структура, в которой есть элементы (грамматические и др.), они связаны, человек их использует. Культура основана на языке → во всем можно найти элементы языковой структуры. Структура неизменна (хотя находит разное применение). Лингвистика – наука, когда исследует эту структуру. Фердинанд де Соссюр – швейцарский лингвист, 1916 г., новый подход к изучению языка. Рассматривал язык как знаковую систему и как социальное явление; знак не похож на то, что он обозначает, и имеет смысл только во взаимодействии с другими знаками. Язык – феномен, далеко выходящий за рамки сознания, запечатлевает бессознательные структуры. Структуру невозможно перенести из одного языка в другой; она определяет структуру мышления человека. Леви-Стросс применит в этнологии.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1527 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...