Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Урок 34. История Православной церкови в Курской области при советской власти



1. Состояние Православной Церкви в годы Гражданской войны. 1917 год, ставший годом двух революций, положил начало многочисленным испытаниям российского народа и невиданным ранее бедствиям Православной Церкви. Как и предсказывали многие святые и великие мыслители России, русский народ и Русскую Церковь ждали великие потрясения.

20 января 1918 г. Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», согласно которому гражданам было предоставлено право свободы в отношении к религии, а школа была отделена от Церкви. В связи с военными действиями, проходившими на территории Курской губернии в 1919 г., декрет исполнялся не сразу. Вначале произошли изменения в церковном руководстве. С апреля 1918 г. прекратила деятельность Курская духовная консистория, передав церковное управление Курскому епархиальному совету. С этого года постоянно шли изменения в администрационном управлении епархии, что мешало его нормальной работе.

1 марта 1918 г. в соответствии с Постановлением Совета народного комиссариата просвещения «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению» и распоряжением Курского губернского комиссара народного просвещения было запрещено преподавание Закона Божия в учебных заведениях всех типов. Курская духовная семинария была закрыта, а ее ректор – протоиерей Яков Новицкий, отдавший духовному образованию в Курской губернии более пятидесяти лет жизни, умер от голода в 1920 г.

В 1920 г. вышло постановление наркома юстиции, согласно которому церковные приходы были упразднены, церковным зданиям присваивался статус государственного имущества, после чего они использовались по военному, административному, культурному или бытовому назначению. Церковное имущество, в том числе и церковная утварь, были переданы местным советам и нуждающимся жителям в бесплатное пользование.

Так, помещения Знаменского собора были заняты батальонами внутренней охраны республики и стрелковым корпусом. Территория Курского Знаменского мужского монастыря со всеми постройками была передана Курскому краеведческому музею. В Сергиево-Казанском кафедральном соборе разместилась картинная галерея. Троицкую (Верхнюю) и Ильинскую церкви занял госархив. В марте 1920 г. на территории Курского Свято-Троицкого женского монастыря советские власти организовали лагерь принудительных работ, конфисковав часть келий и разместив в них заключенных. В газете «Курская правда» от 18 мая 1920 г. читаем: «Первое время в лагере находилось около 14 заключенных, в настоящее время число заключенных доходит до 75 человек, большинство из заключенных краткосрочные от 2 до 6 месяцев, 6 человек осуждены на принудительные работы до окончания Гражданской войны, 2 человека – на 5 лет и 1 – на 3 года».

В 1930-е гг. была перестроена под хлебозавод одна из старейших церквей Курска – Преображенская, выстроенная на месте деревянного Преображенского храма в 1786 г.

2. Курская-Коренная икона «Знамение» покидает Курский край. Курская-Коренная икона «Знамение» всегда разделяла судьбу своего народа. В XX веке она претерпела великие скорби вместе со своим народом. Днем 12 апреля 1918 г. икона была похищена из Знаменского собора. Поиски иконы не дали результатов. Святыню обнаружили через несколько дней около 10 часов утра. Одна женщина, возвращаясь домой, проходила мимо колодца, по преданию, выкопанного в юности преподобным Феодосием Печерским. Здесь, на обрубке колодца, она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась икона, очевидно, подброшенная похитителями. На нее была одета риза с голубой эмалью. Другие ризы отсутствовали.

В конце октября 1919 г. после ухода из Курска Добровольческой армии 12 иноков Знаменского монастыря перенесли икону в Белгород. Отсюда она с остановками в Таганроге и Екатеринодаре была перевезена в Новороссийск, а затем 1 марта 1920 г. была вывезена епископом Курским Феофаном на пароходе «Святой Николай» в греческий город Салоники. 3 апреля епископ Феофан привез икону в город Ниш – древнюю столицу Сербии. Затем четыре месяца она пребывала в Земуне, а в сентябре по просьбе генерала Врангеля икона была перевезена в Крым. Ровно через год после оставления Курска, 29 октября 1920 г., святыня покинула родную землю. Вместе с епископом Феофаном она пребывала в сербском монастыре Язке на Фрушковой горе, а с конца 1927 г. находилась в русской Свято-Троицкой церкви в Белграде.

Во время Второй мировой войны, когда Белграду пришлось пережить бомбардировки, чудотворная икона была перевезена в Карлсбад, а весной 1945 г. она прибыла в Мюнхен. После Мюнхена икона побывала в Швейцарии, Франции, Бельгии, Англии, Австрии, во многих городах Германии, а в 1951 г. ее перевезли в Ново-Коренную пустынь под Нью-Йорком (США). С 1957 г. икона пребывает в посвященном ей Знаменском соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная стала «Одигитрией» – путеводительницей, покровительницей всех русских людей, рассеянных по всему миру. Перед нею совершались все важные церковные акты. В настоящее время икона находится в США. Святыня посещает приходы США и других стран, где живут русские люди.

3. Православная Церковь в 1920–1930-е годы. Последовательная реализация постановления наркома юстиции привела в 1920-е гг. к закрытию и ликвидации всех монастырей и большинства православных храмов. За короткий период (лето–осень 1923 г.) было закрыто 12 православных монастырей, а их имущество расхищено.

Сохранившаяся справка секретаря губисполкома красноречиво свидетельствует о том, как быстро разрушались монастыри: «Курский женский Троицкий монастырь – имущество расхищено в 1919 г. и при пожаре 1921 г.; Курский мужской Знаменский монастырь – почти все имущество расхищено в годы Гражданской войны; Рыльский Николаевский монастырь – передан детгородку, сведений об учете имущества нет». Аналогичная участь постигла и другие православные обители: монахи и монахини были разогнаны или репрессированы. Церковная утварь, в том числе и иконы, в большинстве своем исчезли без следа.

В 1923 г. воинствующие атеисты закрыли Коренную пустынь, до основания разрушили величественный собор Рождества Пресвятой Богородицы, а затем и другие строения.

По сведениям «Справочной книги о церквах, приходах и причтах Курской епархии», в Курске до Октябрьской революции 1917 г. имелось более 40 домовых культовых сооружений, находящихся при гимназиях, больницах, училищах. В 1920-е гг. они были закрыты. Снесены все часовни, во многом определявшие облик города. А храмы, дошедшие до нашего времени, изменили свой внешний вид в результате неоднократной перестройки и утраты колоколен.

К 1925 г. в губернии было закрыто около 10 церквей. Разгул кампании по закрытию храмов пришелся на 1930-е гг., когда действующими оставались «лишь единицы». Из 1700 храмов, действующих до 1937 г., к 1 июня 1937 г. в Курске работали только 4 православных храма. В 1940 г. были закрыты и две последние церкви – Вознесенская и Нижне-Троицкая. Как правило, после упразднения прихода храм объявлялся госфондовым имуществом и передавался на культурные и хозяйственные нужды. Так, собор Знаменского монастыря стали перестраивать под кинотеатр.

Сельские храмы в большинстве своем использовались как зернохранилища, ремонтные мастерские или разбирались на стройматериалы. Краевед Н.М. Немцев писал в статье, опубликованной в 1989 г. в газете «За коммунистический труд»: «В 1935 году в Кшени закрыли церковь и, поскольку купить ее никто не захотел, здание не использовалось. Деревянная часть ее (в т.ч. и резной иконостас) увезли на дрова для пекарни; иконы и все предметы, в которых предполагалось наличие драгоценных металлов, сожгли в золу и отправили в Воронежский госбанк для извлечения золота и серебра. Оставшиеся иконы большого размера свалили в сарай, где они и пролежали до 1941 года. Некоторые из них употребили для сооружения бомбоубежища, другие – погибли».

С начала 1930-х гг. в стране усилилась антирелигиозная и антицерковная пропаганда. В этой связи в 1934 г. в Курске был открыт заочный антирелигиозный институт.

Однако самыми трагическими для Православной Церкви в это время оказались массовые репрессии против священнослужителей. Репрессиям подверглись как простые священнослужители, так и священноначалие. До революции в Курской губернии проживали около 10 000 священно- и церковнослужителей. К 1937 г. их осталось 1 700 человек. С августа по сентябрь 1937 г. в Курске было расстреляно 146 священнослужителей, в том числе в 1921 г. был расстрелян епископ Белгородский Никодим (Кононов), в 1938 г. – епископ Белгородский Антоний (Панкеев) и архиепископ Курский и Обоянский Онуфрий (Гагалюк), епископ Рыльский, викарий Курской епархии, Иоанн (Пашин).

4. Святые земли Курской. Курская земля дала православию выдающихся подвижников духа, многие из которых удостоились небесной славы: оптинских, саровских, глинских старцев. Например, преподобный Исаакий I (Иван Иванович Антимонов). В 38 лет он оставил блестящую карьеру, почетное гражданство, немалое состояние и ушел в Оптину пустынь, где несколько лет подвизался в монашестве его старший брат Михаил. Во время настоятельства игумена Исаакия I обитель достигла особого расцвета в духовном, хозяйственном и строительном отношениях.

В Саровской пустыни подвизались иноки-куряне, благодаря которым в обители создалась атмосфера подлинного аскетического благочестия. Это седьмой настоятель монастыря иеромонах Пахомий (Борис Назарович Леонов), родившийся в купеческой семье; иеромонах Питирим (Петр Иванович Дружинин); месточтимый святой Тамбовской епархии схимонах и подвижник Марк-молчальник (Михаил Андреевич Мальцов). Будущие подвижники-старцы росли в благочестивых семьях, отличающихся высокой религиозностью. Эта черта была присуща курским купеческим фамилиям.

В годы гонений на Православную Церковь Курская земля обогатилась новомучениками и исповедниками. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено празднование Собора Курских святых, в земле Курской просиявших, и состоялось оно 1 августа 2003 г., в день 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского и всея Руси чудотворца. В Соборе Курских святых в настоящее время – 23 имени. Среди имен – священномученики Онуфрий (Гагалюк) и Дамиан (Воскресенский).

Священномученик Онуфрий (в миру Антоний Максимович Гагалюк). Будущий священномученик родился 2 апреля 1889 г. в семье лесничего Максима Гагалюка близ города Ново-Александрии. Однажды зимним вечером Максим Гагалюк встретил в лесу четырех крестьян, которые вырубали деревья. Они сильно избили лесничего. Едва живой, Максим добрался до дома. Вскоре порубщики подожгли и его дом, который сгорел дотла. Однако жена Максима смогла спасти детей. Крестьяне, сбежавшиеся на пожар, отвезли на подводе раненого лесничего в больницу, где он вскоре умер.

После смерти отца Антония по просьбе матери приняли в сиротский приют. Здесь Антоний окончил церковно-приходскую школу, а затем был направлен в Холмское духовное училище. После окончания училища юноша поступил в духовную семинарию и, окончив ее с отличием, был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию.

5 октября 1913 г. студент Антоний Гагалюк принял монашество с именем Онуфрий. В 1915 г. он окончил академию со степенью кандидата богословия, и 15 июля того же года был определен на должность преподавателя русской церковной истории и обличения раскола, проповедничества и истории миссии в пастырско-миссионерскую семинарию при Григорие-Бизюковом монастыре Херсонской епархии, ставшем центром просвещения всего западно-русского края.

В 1918–1919 гг. на Херсонщине, как и по всей Украине, полыхала Гражданская война. На Григорие-Бизюков монастырь напала банда махновцев. Монастырь был разграблен, многие монахи убиты. Такая же участь ожидала и оставшихся в живых, если бы не защита крестьян. Узнав о нападении на монастырь махновцев, на выручку монахам поспешили крестьяне соседних деревень. Отбив у махновцев монахов, крестьяне увезли их в свои деревни. Иеромонаха Онуфрия отвезли в город Берислав, где по просьбе православных епископ Прокопий назначил его настоятелем Успенской церкви. В 1922 г. иеромонах Онуфрий был назначен настоятелем Никольской церкви в городе Кривой Рог Екатеринославской губернии и возведен в сан архимандрита. 4 февраля 1923 г. хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Одесской епархии. Через несколько дней после хиротонии епископ Онуфрий был арестован и переведен в Одесскую тюрьму, где содержался три месяца. Вскоре он оказался в ссылке в Харькове. Находясь в Харькове, владыка Онуфрий заботился о чистоте православия, вел борьбу с обновленцами, писал статьи апологетического, поучительного и исторического характера, он отправляет послания и приветствия православным пастырям и мирянам своей епархии, к нему стекаются многочисленные посетители из разных городов, сел и деревень.

Его вновь арестовали в октябре 1926 г. и после вынесения приговора отправили в ссылку на Урал. Здесь епископу было запрещено читать церковные молитвы в храме во время богослужений и петь на клиросе. В октябре 1928 г. последовал очередной арест, и владыку отправили в тюрьму в Тобольск.

Через некоторое время святитель был освобожден из-под стражи и получил разрешение на выезд в Старый Оскол. На станции Горшечное милиция высадила владыку из поезда и препроводила в погреб пристанционного дома, продержав его там трое суток, после чего отпустила.

Старооскольская епархия была образована одновременно с назначением владыки Онуфрия, он был ее первым правящим епископом. Здесь было разрешено совершать богослужения только в одном храме и запрещалось выезжать в районы епархии. Первые службы владыки в храме и проповеди привлекли к нему множество верующих, поэтому он постоянно преследовался властями.

В марте 1933 г. владыку арестовали и отправили в воронежскую тюрьму, где он пробыл три месяца. В июне он был освобожден, назначен на Курскую кафедру и возведен в сан архиепископа. Здесь он пробыл два года. В июле 1935 г. его заключили в тюрьму по обвинению в создании контрреволюционной группировки, а 9 декабря вынесли приговор о лишении свободы на десять лет. По этому же обвинению были осуждены на разные сроки заключения епископ Белгородский Антоний (Панкеев) и еще пятнадцать священнослужителей.

В феврале 1938 г. против архиепископа Онуфрия вновь возбудили уголовное дело. 17 марта владыку приговорили к расстрелу. 1 июня 1938 г. приговор был приведен в исполнение. Вместе с ним были расстреляны епископ Антоний (Панкеев), одиннадцать священников и псаломщик.

В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе архиепископ Онуфрий (Гагалюк) был канонизирован в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Священномученик Дамиан (Воскресенский). Священномученик Дамиан (в миру Дмитрий Григорьевич Воскресенский) родился 23 октября 1873 г. в с. Брусовое Фатежского уезда, Курской губернии, в семье священника. После окончания Курского духовного училища и Курской духовной семинарии он с 1894 г. стал служить в храмах Курской губернии в должности псаломщика, а в 1897 г. был рукоположен в сан священника и назначен в Спасо-Преображенский собор г. Путивля.

В 1901 г. отец Димитрий поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1905 г., защитив кандидатскую диссертацию на степень кандидата богословия. Одновременно он окончил Санкт-Петербургский археологический институт. В 1904 г. был пострижен в монашество с именем Дамиан. В годы Русско-японской войны исполнял обязанности священника в Суворовской церкви Академии Генерального штаба. В 1905–1907 гг. преподавал в Смоленской духовной семинарии. С 1907 по 1908 гг. был смотрителем Старооскольского духовного училища, а с 1908 по 1911 гг. занимал такую же должность в Обоянском духовном училище. В 1911 г. он был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии.

12 мая 1918 г. архимандрит Дамиан был рукоположен во епископа Переславского, викария Владимирской епархии. Это была первая архиерейская хиротония, совершенная по благословению Святейшего Патриарха Тихона.

6 октября 1920 г. владыка был арестован в первый раз. Владимирский губернский ревтрибунал вынес владыке приговор: держать в тюрьме на все время Гражданской войны и применить самый суровый карательный режим и обязательные принудительные работы в стенах тюрьмы. В январе 1922 года владыка Дамиан вышел на свободу, но уже в декабре был снова арестован и осужден на два года ссылки в Туркмении. После освобождения в 1925–1927 гг. епископ Дамиан временно управлял Владимирской епархией.

В 1927 г. владыка Дамиан был возведен в сан архиепископа и получил назначение на Полтавскую кафедру, временно он управлял и Екатеринославской епархией. С 25 апреля 1928 г. до июля 1932-го владыка управлял Курской кафедрой. В родном городе архиепископ Курский и Обоянский Дамиан пережил еще два ареста: в феврале 1930-го и в июле 1932 г. Его обвинили в «руководстве контрреволюционной церковно-монархической организацией “Ревнители Церкви”» и 26 декабря 1932 г. осудили, определив высшую меру наказания – расстрел, который был заменен 10-ю годами исправительно-трудовых лагерей. Почти пять лет владыка находился в Соловецком лагере особого назначения. Но в 1937 г. его перевели на тюремное содержание, а вскоре Особая тройка при УНКВД СССР по Ленинградской области вынесла ему еще один смертный приговор, который был приведен в исполнение. Владыку Дамиана расстреляли 3 ноября 1937 г.

Священномученик Дамиан (Воскресенский) был канонизирован 20 августа 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви по представлению Курской епархии.

5. Стойкость народа в сохранении веры. Матушка Мисаила. Сохранить веру в таких страшных условиях было бы невозможно, если бы она не жила в сердце курян. В годы тяжелейших испытаний и гонений на Русскую Православную Церковь куряне непреклонно отстаивали православие: придерживались православного образа жизни, сохраняли иконы в своих домах, продолжали крестить детей.

И Господь не оставлял наш край своей милостью. Видимым знаком этого было то, что Он давал угодников Божиих. Таким человеком в Курской области была монахиня Мисаила (Матрена Гавриловна Гранкина), которая молилась Богу за Курский край. Господь наделил ее различными дарами: прозрения, исцеления и совета. К ней постоянно шли люди.

6. Православие в Великую Отечественную войну и первые послевоенные годы. Несмотря на длительный период гонений, с первых дней войны Православная Церковь выступила той мощной патриотической силой, которая оказывала поддержку нашему государству в трудный момент его жизни.

Война явилась тяжелейшим испытанием для нашего края, так как с октября 1941 г. он находился в немецкой оккупации. Но, несмотря на это, жизнедеятельность Православной Церкви заметно активизировалась. Постепенно начала налаживаться приходская жизнь. К концу 1941 г. в Курске было открыто 7 церквей, а по области – более 100. В 1942 г. в области работало более 300 церквей. Во время оккупации в Курске возобновил деятельность Свято-Троицкий женский монастырь.

В годы войны особенно значимой была патриотическая деятельность Церкви. Церковь призывала граждан служить своей Родине, напоминала о священном долге перед Родиной и православной верой. С целью укрепления народного самосознания в единомыслии и единоверии Православной Церковью регулярно проводились крестные ходы с иконой Курской-Коренной «Знамение».

Вступление в Курск Красной армии 8 февраля 1943 г. было встречено с радостью. В храмах регулярно совершались молебны о победе русского оружия. Прихожане с энтузиазмом оказывали помощь раненым, прибывавшим в Курск на лечение.

В годы войны Церковь активно занималась благотворительностью. По благословению правящего архиерея епископа Питирима (Свиридова) священники собирали вещи для воинов Красной армии, помогали военнопленным, организовывали население для работы в госпиталях, помогали детям-сиротам.

Только один приход Введенского храма на нужды фронта собрал 200 000 рублей. Церковные советы периодически объявляли специальные денежные сборы. В периоды особо напряженных работ в поле согласно постановлению Святейшего Синода богослужения начинались столь рано, чтобы рабочий день верующих мог использоваться полностью.

На государственно-общественные цели православными приходами Курской области начиная с 1943 года по 1 января 1945 гг. было пожертвовано более 4,6 миллиона рублей наличными и 20 тысяч рублей облигациями. Таким образом, несмотря на все трудности, которые переживала Русская Православная Церковь, вклад курских православных приходов в дело победы оказался весьма значительным. А некоторые курские священники даже были удостоены государственных наград – медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В 1945 г. в Курской области действовало 318 церквей и молитвенных домов. В самом Курске – 11 храмов. Имелись два женских монастыря: в Курске и в с. Пятницком Валуйского района. В дальнейшем количество приходов в епархии увеличивалось: в 1946 г. – 327, 1947 г. – 330.

После окончания Великой Отечественной войны важнейшим моментом в жизни Церкви стало получение православными приходами официального разрешения на проведение богослужений, что позволяло приходам заключать договоры с местными органами власти на использование зданий под храмы.

7. Гонения во второй половине 1950-х – первой половине 1980-х гг. С середины 1950-х гг. начался новый этап борьбы с Русской Православной Церковью. Вновь возрождалась государственная атеистическая политика, которая активизировалась и на Курской земле.

В 1950–1960-е гг. прошла новая волна закрытия церквей, связанная с атеистической пропагандой и с обветшанием храмовых зданий в результате их бесхозяйственного использования. Так, если в 1950 г. в Курско-Белгородской епархии действовали 317 церквей, то в 1957 г. – 166, в 1958 г. – 154, а спустя 10 лет в 1968 г. – 102 церкви. 19 церквей было закрыто в период с 1960 по 1961 гг. С 1968 г. церкви продолжали закрываться, и к 1987 г. на территории епархии действовали всего 84 церкви.

Некоторые церковные строения в этот период удалось спасти потому, что они получили статус памятников. Так, в числе 50-ти курских строений, получивших статус памятников архитектуры и градостроительства местного значения, было семь храмовых комплексов: Введенская церковь (ул. Дубровинского), Вознесенская (ул. Запольная), Никольская (ул. Комсомольская), Нижнее-Троицкая (ул. Пионеров), Ильинская (ул. Ленина), Знаменский собор (Красная пл.), Троицкий женский монастырь (ул. Горького).

8. Русская Православная Церковь во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Отметим, что период с 1976 по 1987 гг. характеризуется незначительным закрытием церквей: с 86 до 84 церквей.

Несмотря на продолжительную борьбу с Церковью, она продолжала социальное служение, участвовала в разных мероприятиях, занималась миротворческой деятельностью.

9. Общее обозрение. Хотя Церковь в нашем крае в годы советской власти проходила через тяжелейшие испытания: были закрыты и разрушены сотни храмов, арестованы и сотни священнослужителей и тысячи верующих людей, но она сумела выстоять в этих испытаниях, явив, как и в первые века христианства, многих мучеников, которые сегодня предстоят перед Господом, молятся за нас и наш Курский край.

Подумай: в чемсостоялподвигРусской Православной Церкви на Курской земле в годы советской власти?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1544 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...