Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

УРОК 30. Старчество – как святое служение Богу, Церкви и людям



1. Старчество как служение Богу и людям. Русская Православная Церковь явила в XX веке не только сонм мучеников и исповедников, но и большое число старцев.

Старчество – это особое служение в Православной Церкви, а старец – это человек, которому удалось стяжать благодать Духа Святого и которому дано возвещать волю Божию. Старцу даются особые дары Божии: дар прозрения, исцеления, исповеди, совета, особый дар помощи людям. При этом их дела далеко превышают силы обыкновенного человека.

Старчество существовало не всегда. Есть периоды, когда оно расцветало на Руси – вторая половина XIV–XV вв., а есть периоды, когда оно почти сходило на нет. Со второй половины XVIII века трудами преподобного Паисия Величковского и преподобного Серафима Саровского старчество начинает возрождаться в России. XIX век явил миру многих известных старцев России: старцы Оптиной, Глинской пустыни и других монастырей.

На первый взгляд, покажется удивительным, но XX в. явил России большое, может быть, даже невиданное ранее число старцев. На самом деле, как мы знаем из Священного Писания, из истории Православной Церкви, в самые тяжелые времена Господь неизменно укреплял народ, являя ему людей высших духовных дарований: пророков и святых, которые возвещали людям волю Божию, и указывали им пути праведной жизни, помогали в разрешении неразрешимых задач. Расскажем только о некоторых старцах второй половины XX в.

2. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (в миру Иван Михайлович Крестьянкин). Родился 11 апреля 1910 года в благочестивой семье в Орле. С самого детства он прислуживал в храме и знал, что будет священником. Еще когда мальчик был иподьяконом у архиепископа Николая (Никольского), владыка спросил его: «А тебя на что благословить?» И Ваня произнес: «Я хочу быть монахом». Положив руку на голову мальчика, епископ помолчал и сказал ему: «Сначала окончишь школу, поработаешь, потом примешь сан и послужишь, а в своё время непременно будешь монахом». Всё в его жизни сложилось так, как определил владыка.

После окончания школы он работал бухгалтером сначала в Орле, потом в Москве. Но он хотел служить священником. В 1945 году Патриарх Алексий I рукоположил его в священный сан.

В 1950 году он был арестован по ложному доносу. В тюрьме его заставляли дать ложные показания, но так и не смогли добиться их. Это был человек необыкновенной любви к людям. Когда к нему во время допроса привели человека, по доносу которого он попал в тюрьму, он бросился с радостью к нему на шею. Все мог ожидать этот человек, но только не этого подлинно христианского отношения к себе. От неожиданности он потерял сознание.

Его осудили на семь лет лагерей. Первоначально он работал на лесоповале. Весной 1953 года по состоянию здоровья и без его просьбы был переведён в инвалидное отдельное лагерное подразделение, где работал по специальности, бухгалтером. 15 февраля 1955 года, по милости Божией, он был досрочно освобождён.

После освобождения из тюрьмы он стал служить в разных приходах России, а в 1967 году поступил в Псково-Печерский монастырь, где и оставался до самой кончины. И буквально с первых дней его поселения в обители к нему ехали тысячи и тысячи людей. Многие становились его духовными чадами. Люди шли к нему, чтобы решить разные вопросы. И получали помощь.

Уже будучи очень пожилым человеком, когда архимандрит Иоанн не мог принимать всех верующих, желавших получить духовную помощь, он отвечал на письма множества людей со всех концов мира. Часть из них была опубликована — вышло несколько изданий «Писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Среди православных верующих получили широкую известность и другие его книги, и особенно «Опыт построения исповеди». В этих книгах «верующие находят ответы на волнующие их вопросы».

Его духовный сын, архимандрит Тихон Шевкунов, писал о своем духовном отце: «Отец Иоанн на самом деле — один из очень немногих людей на земле, для которых раздвигаются границы пространства и времени, и Господь дает им видеть прошлое и будущее, как настоящее… В древности таких людей называли пророками. У нас в Православной Церкви их именуют старцами».

В 2005 году архимандрит Иоанн был награждён церковным орденом преподобного Серафима Саровского I степени.

Скончался старец 5 февраля 2005 года в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. На похороны приехали его многочисленные духовные чада.Похоронен старец, как и другие печерские монахи, в пещерах Успенского Псково-Печерского монастыря.

3. Архимандрит Кирилл (Павлов) (в миру Иван Дмитриевич Павлов). Один из самых известных старцев нашей страны. Он родился в 1919 году в Рязанской губернии.

К вере он пришел в Сталинграде. Их роту оставили в освобожденном городе для поддержания порядка. И здесь он нашел Евангелие. Он вспоминал, что увидел в развалинах какую-то книгу: «Стал читать её и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашёл для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе — книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною всё время. До этого такое смущение было: почему война? Почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь…». И это чтение стало для него настоящим потрясением: он открыл Бога.

Через некоторое время их роту снова отправили на фронт. Но он уже был другим человеком: «Я шёл с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся».

После войны он поступил учиться в Московскую духовную семинарию, а затем и академию. Он принял монашество и впоследствии стал духовником в Троице-Сергиевой лавре. Будучи духовником Троице-Сергиевой лавры, он стал духовником всей России. Тысячи и тысячи людей от простой крестьянки до Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II шли к нему. Он стал воспитателем многих монахов, иные из них стали архиереями. К нему шли семинаристы и монахи, и он стал духовным руководителем многих и многих людей. Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон пишет о нем: «Хорошо, конечно, когда духовник – это не просто тот человек, который принимает наши грехи и силой Божией разрешает нас от этого бремени греховного. Очень важно, когда духовник является еще и старцем, то есть человеком, который может дать ответ на запросы души. У тех, кто шёл к отцу Кириллу и получал его благословение, как правило, дальнейшая жизнь складывалась удачно».

И дальше он пишет: «Отрадно знать, что нет, пожалуй, сегодня такого человека, который пользовался бы у верующих людей такой повсеместной, искренней любовью и уважением, как архимандрит Кирилл (Павлов)».

Люди приходят к батюшке со своими скорбями, просьбами, проблемами, и все получают утешение, помощь, совет, наставление. И все знают, что и после их ухода Батюшка будет молиться за них, и все их дела управятся, как того хочет Господь…

В последние годы отец Кирилл тяжело болеет. Близкие ему люди рассказывают: «Прикованный к постели, мужественно терпящий свою болезнь, он не ищет поддержки и утешения, но в краткие моменты, когда силы возвращаются к нему, сам поддерживает и утешает, увещевает молиться и не унывать, и еще – заботиться о здоровье…».

4. Архимандрит Серафим (Тяпочкин) (в миру Дмитрий Александрович Тяпочкин). Родился 14 августа 1894 года в многодетной семье отставного полковника. Он окончил духовное училище. По благословению родителей поступил в семинарию, а в 1917 году – в Московскую академию. В 1920 году был рукоположен в диакона и в этом же году в священника.

В 1933 году у него скончалась жена, и на руках у священника остались три дочери. В 1941 году он был арестован и осужден на 10 лет. Когда срок ссылки подходил к концу, следователь спросил, чем он собирается заниматься на воле? Он ответил, что будет служить. И ему на 5 лет продлили срок ссылки в Красноярском крае.

Он служил в разных местах России. В 1960 году он принял монашество, а в 1961 году был назначен настоятелем Никольского храма в селе Ракитное Белгородской области.

На первых порах в его храме в селе Ракитном на богослужении почти никого не было. Да и кто пойдет в полуразрушенный храм. Казалось, нужно бы, не мешкая, браться за ремонт, искать людей, средства, материалы. Но отец Серафим только молился каждый день. И постепенно пришла помощь. Господь послал благотворителей, помощников, строителей – все необходимое. И вскоре храм был восстановлен.

Отец Серафим был известен своей необыкновенной добротой. За помощью к нему шли тысячи людей и получали необходимое. По его молитвам многие получали исцеление.

Скончался старец 19 апреля 1982 года на второй день Светлого Христова Воскресения. Похоронили его около храма. И люди по-прежнему идут и едут на его могилку за помощью.

5. Архимандрит Григорий (Давыдов) (в миру Григорий Иванович Давыдов).Родился в 1911 году в крестьянской семье в Орловской губернии. Его мать не только приучила детей к крестьянскому труду, но и научила всех готовить, шить, вышивать, ткать, вязать. И это спасло ему жизнь, когда он оказался в ссылке на Колыме.

Вспоминая свое детство, он говорил, что уже в 7 лет твердо знал, что будет жить один и будет служить Богу. Он рано научился читать и все время проводил с книгой. Уже в 16 лет он был пострижен в Плащанской пустыни в монашество. После закрытия пустыни он скитался по стране. В 1930-е годы стал служить в храме. С началом сталинских репрессий отец Геннадий решил, что не покинет храм и будет служить столько, сколько даст Бог. Однажды к нему пришли чекисты и обвинили в антисоветской деятельности... Одиннадцать месяцев, пока шло следствие, отец Геннадий сидел в одиночке. Его постоянно водили на допросы, пытались склонить к предательству, запугивали и пытали, но так и не сумели добиться никаких признаний. Глубокая вера и горячая молитва помогли ему выстоять... Отца Геннадия осудили на десять лет лагерей и отправили на Колыму.

Чрезвычайно сложной была дорога. А когда приехали на место, то выгрузили прямо на снег. Он чудом выжил. Потом начались работы на лесоповале. По состоянию здоровья он попал в лазарет. И здесь его оставили – иначе бы он погиб. Затем его взяли работать в семью начальника лагеря. Дети начальника настолько привязались к отцу Григорию, что стали верующими.

Пройдя каторгу на Колыме, он так изменился, что его не узнала родная мать. А он смиренно говорил: «Те, которые были праведниками, сподобились мученического венца, а мы страдали за свои грехи».

После возвращения из ссылки его переводили с прихода на приход. В 1957 году его направили служить в разрушенный еще с войны и чудом уцелевший Покровский храм Белгородской области.

Крыша была разбита, в алтаре лежал снег. Отец Григорий всего с одним помощником, иподиаконом Феодором, всё восстанавливал своими руками. В восстановленном храме шли службы, и сюда шло множество людей. Они шли к отцу Григорию за помощью, и особенно за советом. И многим он помогал в разрешении трудных ситуаций.

Зная его опыт, его назначили духовником Курско-Белгородской епархии. Он был и духовником монахов. 20 лет он был духовником отца Серафима (Тяпочкина).

Его отличали строгость и подлинная доброта к человеку. Старец поучал: «Каких грехов у нас нет? Только тех, которые не существуют. Но какие Господь не прощает? Только нераскаянные». Если видел, что человек неискренне говорит на исповеди «Простите», добавлял: «Бог простит и прохворостит».

Может быть самым важным выводом в его жизни были слова о том, что спастись можно только в Церкви. Старец учил: «Спастись можно только в Церкви. Если ты вскочил в переполненный автобус, то хотя тебя и давят со всех сторон, ты всё-таки едешь. Так и церковный человек: хотя и имеет искушения, но с Божией помощью он преодолевает всё».

Отец Григорий скончался в 1987 году. А к нему до сих пор идут на могилку, обращаясь за помощью.

6. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) (в миру Иван Сергеевич Маслов). Он известен своей необыкновенной высотой жизни и мудрым духовным руководством. Он — старец и богослов, вдохновенный проповедник и великий учитель христианской нравственности; его жизнь и труды служат примером для подражания истинным пастырям. Родился в январе 1932 года в благочестивой крестьянской семье. После увольнения из армии по состоянию здоровья, он пришел в Глинскую пустынь, где стал духовным воспитанником таких святых старцев, как игумен Андроник (Лукаш) и архимандрит Серафим (Романцов).

Когда закрыли Глинскую пустынь, он поступил в Московскую духовную семинарию, где был пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. После окончания Московской духовной академии он стал преподавателем этих духовных школ. Уже во время обучения в академии ему было доверено духовное окормление учеников и преподавателей. И уже тогда стали замечать, что ему дан дар старчества. По его молитвам совершались исцеления, он видел будущее людей. Люди также отмечали его особый дар исповеди.

Отец Иоанн успешно занимался богословской деятельностью. Он стал автором многих книг и статей. Широко известна его книга «Учение о спасении по творениям Тихона Задонского» и вторая ее часть – «Симфония». В 1991 г. он закончил докторскую диссертацию «Глинская пустынь», и в том же году – книгу «Глинский патерик», которая содержала 140 жизнеописаний глинских монахов.

Схиархимандрит Иоанн принадлежал к тем редким исключительным людям, которые соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие и мудрость, основанную на глубокой вере. Сегодня имя отца Иоанна (Маслова) широко известно как в России, так и далеко за ее пределами. Его светлую память благоговейно чтят в Америке и во Франции, в Германии и в Австрии; знает его Афон и Святой Иерусалим. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II называл отца Иоанна выдающимся подвижником XX века.

Он скончался 29 июля 1991 г. Похоронен на старом кладбище в Сергиевом Посаде.

7. Схиархимандрит Зосима (Сокур) ( в миру Иван Алексеевич Сокур). Родился 3 сентября 1944 г. Его отец погиб на фронте, а он родился в тюремной больнице, где его мать, за то, что она общалась с монахинями, отбывала срок за «религиозную пропаганду». В том же году, когда он родился, на фронте погиб его отец.

После окончания школы поступил в сельскохозяйственный техникум. Проработал год ветеринаром. И по совету духовного отца поступил в Киево-Печерскую лавру. Когда ее закрыли – в Почаевскую лавру. Жил в скиту Почавской лавры, а после его закрытия он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а потом в академию. В 1975 г. митрополитом Ленинградским Никодимом он был пострижен в монашество, а потом рукоположен в сан иеромонаха.

В 1975 г. его направили служить в Донецкую епархию, в поселок Александровку. И здесь по-настоящему обнаружился его дар. Труды Зосимы были замечены. Его награждают церковными наградами.

Но в эти же годы жестокую войну против него начали власти: его вызывали в сельсовет, сажали в тюрьму, где жестоко пытали. Но, не добившись отказа от служения, с 1985 г. переводят в разные глухие приходы.

С 1989 г. он стал настоятелем храма в селе Никольское. И здесь он проявил себя как настоящий духовник, известный далеко за пределами Донецкой епархии. В 1992 г. он принял великую схиму.

В 1998 г. он попал в реанимацию, пережил клиническую смерть. Но Господь возвратил его к жизни. И после этого он организовал два больших монастыря. Так, стараниями отца Зосимы построили Свято-Успенскую Николо-Васильевскую обитель. По его завещанию Свято-Успенский собор, строительство которого не было окончено при его жизни, должен был освятить Патриарх Московский и Всея Руси Алексий. Но в связи с его кончиной в 2008 году собор освятил Патриарх Кирилл во время своего визита на Украину летом 2009 года.

29 августа 2002 г. он скончался. Перед смертью завещал своим чадам: хранить всегда и при любых обстоятельствах верность Русской Православной Церкви.

Подумай: в чем проявилось служение старцев Богу, Церкви и людям?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 526 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...