Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Урок 32. История православия в Курском крае в XVIII веке



1. Предыстория Курской епархии. Расширение пределов Российского государства, проходившее в XVII веке, настоятельно диктовало необходимость открытия новых епархий. По решению большого Московского Собора 1667 г. предполагалось открыть 9 новых епархий, но была открыта только одна – Белгородская митрополия. Образование митрополии, а не епископии было сделано из следующих соображений: очень большое влияние на православную веру в южной части Российского государства оказывала Киевская митрополия, которая в те годы во многом расходилась с Московским Патриархатом, ориентируясь иногда на запад, на католицизм. Чтобы уравновесить влияние и привлечь паству к московской ветви русского православия, и была учреждена в Белгороде митрополия, ставшая вровень с Киевской.

Границы Белгородско-Слободской (таково было первоначальное ее название) митрополии охватывали значительную часть юга России. В ее состав вошло 37 довольно населенных украинских городов и 542 церкви. И почти вся территория современной Курской области вошла во вновь образованную митрополию.

Первым митрополитом Белгородским стал Феодосий Сербский (Вершацкий). Он приступил к исполнению своих обязанностей 17 мая 1667 г. Этот день является отправной исторической датой учреждения в Курском крае архиерейской кафедры Русской Православной Церкви.

Годы управления митрополита Феодосия пришлись на тревожное время. Гетман И. Брюховецкий вышел из-под власти Российского государя и стал очищать Малороссию от русских: многих из них продали в плен татарам, некоторые из служилых людей были убиты. В Белгородской округе воевода князь Г.Г. Ромодановский смог взять под защиту местное население, но всем русским людям приходилось жить в напряжении, ожидая нападения запорожцев и татар. Поэтому Белгородская митрополия длительное время находилась, в прямом смысле, на военном положении.

Митрополит Феодосий заботился об угнетаемых, стремился к сохранению мира на своей земле, в митрополии. Потому сам пресвященный и другие пастыри совершали много молебнов о даровании победы русскому воинству в случае военных действий.

Митрополит Феодосий скончался 19 августа 1671 г. Его преемником стал митрополит Мисаил, назначенный по государевому указу в Белгород 17 февраля 1672 г. из Коломенской епархии.

Примечательно, что в 1682 году на Московском Соборе решался вопрос об открытии Курской епархии, но такое учреждение не состоялось.

В конце XVII века Курский край жил в борьбе с крымским ханством, которое не оставляло в покое границы нашего государства, нападая на его села и города. Поэтому пастыри Курского края благословляли воинов в крымские походы 1687, 1689 гг. Русские войска в военных походах сопровождал список чудотворной иконы Курской-Коренной «Знамение» Пресвятой Богородицы.

В то же время русские государи не оставляли без внимания и заботы церкви Курского края. Так, цари Петр Алексеевич и Иоанн Алексеевич подарили в 1688 г. для Знаменской церкви Курска колокол весом более 50 пудов.

2. Развитие православия в Курском крае в XVIII веке. XVIII век в истории Русской Православной Церкви был периодом развития и одновременно тяжелейших испытаний. Общую судьбу Русской Церкви разделила и Церковь Курского края.

В начале XVIII века территория Белгородско-Обоянской митрополии оказалась в зоне войны со шведами. Местное население оказывало поддержку нашим воинам. К войне готовились все. Священники и верующие служили молебны, собирали необходимые материалы для медицинского обслуживания, а также провиант. В Курске в 1709 г. был устроен госпиталь для раненых в битве под Полтавой. В его работе участвовали и священники епархии. Они оказывали материальную помощь, укрепляли раненых духовно.

После победы над шведами под Полтавой в Курском крае наступило долгожданное затишье. Границы русского государства значительно расширились, все это благотворно влияло на жизнь паствы и пастырей, теперь уже занятых только мирным трудом.

В 1712–1715 гг. указом императора Петра I в России были учреждены провинции. Среди них – и Белгородская провинция, преобразованная затем в губернию. В 1721 г. Святейшим Синодом было принято решение о преобразовании Белгородской митрополии в епископию. 3 января 1722 г. Синод издал указ о хиротонии Белгородского архиерея. Им был назначен епископ Епифаний (Тихорский). С прибытием в Белгород нового владыки жизнь епископии начала меняться.

Прежде всего получило развитие духовное образование и просвещение. В городах и уездах при церквях и монастырях начали открываться приходские училища: Белгородское для детей духовного сословия, Курское, Старооскольское, Обоянское, Рыльское при Рыльском Николаевском монастыре, Путивльское.

В 1726 г. под руководством епископа Епифания в Харькове был открыт коллегиум, в котором обучались дети из духовного и других сословий. Программа коллегиума была достаточно сложной. Учебное дело было поставлено здесь отлично. Об этом свидетельствует тот факт, что способных учеников часто отправляли учиться в Германию.

В 1786 году было открыто Главное народное училище, преобразованное в начале XIX века в гимназию. В 1787 г. на базе духовной школы при Белгородском архиерейском доме была основана духовная семинария.

В 1787 г. произошло еще одно памятное событие. По дороге из Новороссии в Москву через территорию епископии проезжала императрица Екатерина II. Она посетила Белгород, Обоянь, Курск. 13 июня 1787 г. императрица присутствовала на молебне в Знаменском монастыре г. Курска. Императрице понравился город, и особенно курские храмы.

3. Святитель Иоасаф Белгородский. Курская земля – это земля, которую окормлял великий святой Русской Православной Церкви Иоасаф Белгородский. Святитель был хиротонисан в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. И прибыл в Белгород утром 6 августа (19 августа по новому стилю) 1748 г., в праздник Преображения Господня.

В первый же год архипастырского служения святитель Иоасаф объехал часть своей епархии. Впоследствии такие ревизии стали постоянными вплоть до самого конца жизни святителя. Это позволило управляющему успешно руководить вверенной ему паствой.

Важнейшей заботой святителя Иоасафа было духовное и нравственное воспитание священников. В 1749 г. он выписывает из Москвы книгу о церковных таинствах и рассылает ее затем по всем церквам в «научение священникам». Также святитель Иоасаф старался возвысить духовный уровень священства, сделать их образованными и сильными духом. Особую заботу он проявлял о благолепии храмов, о церковной утвари. В 1752 г. в Курске была освящена закладка Сергиево-Казанского собора.

Незадолго до своей кончины св. Иоасаф отправился в родной город Прилуки для свидания с родителями. Прощаясь со своей Белгородской паствой, преосвященный Иоасаф сказал, что они уже более не увидят его живым, просил у всех прощения и в свою очередь сам всех простил и благословил.

Посетив родителей, св. Иоасаф в середине сентября 1754 г. отправился обратно в Белгород. Но по предсказанию святителя, Белгороду не суждено было больше увидеть живым своего архипастыря.

4. Секуляризация в Курском крае. На развитие православия в нашем крае в XVIII веке отрицательное влияние оказала секуляризация, начавшаяся в России в начале этого века. Православное духовенство фактически было доведено до обнищания.

Очень тяжелым для Курского края было время правления Анны Иоановны, когда страдало не только священство, 1730-е годы многих священников забирали на рекрутскую службу, пострадал даже епископ Досифей.

Наибольший урон секуляризация нанесла православным монастырям. Если в первой половине XVIII века в Курском крае сохранились почти все монастыри, то во второй – началось их массовое закрытие. Согласно указу императрицы Екатерины II о закрытии русских монастырей в Курской епархии в 1764 г. и позже было упразднено 14 монастырей. Осталась за штатом и Коренная пустынь. Впоследствии А.С. Пушкин указал на то, что этот указ Екатерины ударил по народному просвещению, и был глубоко прав в своей оценке.

5. Строительство храмов. Однако секуляризация не смогла уничтожить православной веры, которая всегда была «притоком живой силы», поддерживала полноценное существование российского общества, определяла его духовные и нравственные ценности. Вера людей выражалась в разных делах, в том числе и в строительстве православных храмов, которые возводились на добровольные пожертвования прихожан. С конца XVII столетия стареющие деревянные шатровые храмы постепенно стали заменять кирпичными и каменными зданиями. Особенно активно велось церковное строительство в Курске. В 1695 г. был освящен кирпичный Верхне-Троицкий собор городского женского монастыря – единственное каменное строение того времени, хотя и в измененном виде, но сохранившееся до наших дней. К 1742 г. отстроен двухэтажный одноглавый Нижне-Троицкий храм, являвший в своем новом облике черты местной деревянной культовой архитектуры второй половины XVII века. Во второй половине XVIII века в Курске были выстроены каменные церкви: соборная церковь во имя Воскресения Христова, Сергиево-Казанский собор, Николаевская церковь «на Торгу» (1763), пророка Илии (1768) упраздненного Божедомского монастыря, святой Параскевы Пятницы, Благовещенская, Нижне-Троицкая, Преображения Господня, Покрова Богородицы, Вознесения Господня, Смоленской иконы Богородицы кладбищенская, Георгиевская. Деревянными оставались церкви Чудотворца Николая, Успения Богоматери, Спаса за Куром, Кладбищенская вне города за Херсонской улицей. Церкви строились и в уездах. Например, в 1764 г. в Рыльском уезде насчитывалась 51 церковь.

Некоторые из церквей, построенные в конце XVIII века, сохранились до сегодняшнего дня. Один из старинных храмов нашего края – это храм Архангела Михаила, расположенный в селе Старое Роговое Горшеченского района. Его первая постройка датирована 1783 годом. Храм был деревянный, с колокольней.

До нашего времени дошло пять сельских кирпичных храмов: церковь Святой Троицы в поселке Глушково (1785), церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Ключ Горшеченского района (1799–1803), Успения Пресвятой Богородицы в поселке Касторное (1779), Святой Троицы села Орехово Касторенского района (1791), Покровская церковь села Орлянка Солнцевского района (1794). Кроме того, сохранилось несколько полуразрушенных или перестроенных храмовых зданий в других районах области.

Как свидетельствуют документы, к 1800 г. в Курской губернии было 416 каменных православных соборов, церквей и часовен и 656 деревянных.

Церкви содержались на приношения и пожертвования прихожан, а также на доходы от церковной земли. В помещичьих селениях храму выделялись 33 десятины, в государственных – почти 100. Эти земли не облагались сборами и налогами и, за исключением екатерининских времен, не отчуждались. Была собственная земля и у каждого церковнослужителя.

В сельской местности церковный приход, или территория, подведомственная церкви, включала один или несколько населенных пунктов. В дореволюционной общественной жизни приходская церковь занимала значительное место. Помимо церковных служб, она вела учет родившихся и умерших, на ее площади собирались сходы, базары и ярмарки. Храмовые усадьбы с фруктовым садом, сиреневыми аллеями с аккуратными дорожками и тенистыми деревьями были любимым местом отдыха прихожан и отличались умелой планировкой и тщательным уходом.

В XVIII веке был построен один из самых знаменитых храмов России – Сергиево-Казанский собор. По местным преданиям, его проектировал знаменитый архитектор Растрелли или кто-то из его учеников, но сведений об этом нет.

История этого собора начинается с небольшого деревянного храма во имя Преподобного Сергия Радонежского. В этом храме находился один из чтимых списков Казанской иконы Божией Матери. В 1751 г. во время пожара Сергиевский храм сгорел. Прихожане, расчищая пепелище, обнаружили совершенно не тронутую огнем Казанскую икону Пресвятой Богородицы. Жители увидели в этом особое предуказание Царицы Небесной и решили построить на том же месте каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя Преподобного Сергия.

Средства на постройку храма были собраны среди прихожан, большой вклад сделал курский купец Карп Первышев. Подряд на строительство собора взял курский купец Исидор Мошнин, которому принадлежало несколько небольших кирпичных заводиков невдалеке от Курска. Умирая, он оставил начатое им созидание храма преподобного Сергия на попечение своей супруги Агафии, под надзором которой в 1778 г. строительство было окончено.

Но всемирную известность собор обрел благодаря их сыну Прохору, будущему святому преподобному Серафиму Саровскому. По преданию известно, он ушел в Дивееву пустынь только тогда, когда было завершено строительство храма и состоялось его освящение.

6. Почитание икон. В почитании православных святынь традиционно выражалась вера курян. На территории Курского края было обретено и несколько чудотворных икон: икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная, икона Божией Матери «Молченская», икона Божией Матери «Глинская», икона Божией Матери «Знамения» в церкви Хотмыжского упраздненного монастыря, образ Николая Ратного в храме Белгорода, а также крест и святые мощи в Новооскольком Успенском соборе.

В Курском крае также была обретена Пряжевская икона Божией Матери. О месте явления Пряжевской иконы Богоматери не сохранилось никаких сведений. Не говорят об этом и письменные памятники, но о древности иконы свидетельствуют записи в старых церковных книгах с. Пряжева (поэтому икона именуется Пряжевской), находящегося недалеко от города Житомира. Сохранилось предание об иконе. Явление и прославление Пряжевской иконы Божией Матери относится к концу XVII и началу XVIII веков.

По преданию, Пряжевская икона обретена по подсказке иконописца Ивана Белого, которому было открыто свыше, что за иконостасом Николаевского храма хранится писаная на полотне икона Божией Матери. Он должен ее достать и обновить, но не прикасаясь к ликам Приснодевы и Младенца. Открытие и обновление иконы произошло в 1792 г.

В XVIII веке храм с чудотворной иконой принадлежал униатам и только 28 октября 1794 г. был возвращен православным. Перед упраздением унии некий католический священник приезжал в с. Пряжев, неподалеку от Житомира, и хотел увезти с собой чудотворную икону. Но едва он проехал 4 версты, как лошади остановились и никакие усилия людей не могли двинуть их с места. Случайно взглянув на икону, которую держал в руках, католический священник заметил на лике Пресвятой Богородицы как бы влагу от слез. Тогда он понял, что его замыслы противны Богу и немедленно приказал ямщику ехать обратно в Пряжев. Святую икону он поставил на прежнее место в церкви.

Пряжевская икона Богоматери особо почиталась в Белогорской Николаевской пустыни, основанной в конце XVII века. Хранившаяся в Белогорском монастыре святая икона в день Вознесения Господня крестным ходом переносилась в город Мирополье, где оставалась до второго дня праздника Пресвятой Троицы.

Местонахождение иконы Божией Матери Пряжевская после разорения монастыря большевиками, неизвестно. Второе её обретение состоялось в 1996 г. При инвентаризации в Свято-Троицком храме города Суджи на иконе, числящейся в описи как «Смоленская», было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящийся под ризой, является иконой Божией Матери Пряжевской. В 2001 г. молитвами верующих Николаевский Белогорский монастырь возвращён Православной Церкви, и она стала пребывать в нём.

7. Знаменитые курские крестные ходы. Одной из древних духовных традиций Курской земли является проведение крестных ходов. Начало им было положено в первой трети XVII века.

В 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы в Коренной пустыни в девятую пятницу после Пасхи икона «Знамения» впервые была перенесена из Курска в Коренную пустынь. С 1618 по 1726 г. икона оставалась в Коренной пустыни три дня. С 1765 г. время пребывания иконы в монастыре увеличилось до 1 недели. Но в 1767 г. по Указу Священного Синода курский крестный ход был запрещен. В последующие годы куряне добивались его возрождения. И в 1791 г. он был возобновлен. При этом икона стала пребывать в Коренной обители уже две недели. В 1805 г. благодаря ходатайству игумена Макария срок пребывания иконы на месте своего явления был установлен с девятой пятницы по Пасхе до 12 сентября.

Зимним местом пребывания святыни стал Знаменский собор Курска, а летним – Коренная пустынь. Ежегодно 12 (25) сентября икону переносят из монастыря в Знаменский собор. Со временем выработался определенный порядок крестного хода. Величественные и торжественные крестные ходы собирали до ста тысяч человек. Любовь к чудотворной иконе остается такой же огромной. И поныне сохранилось предание о том, что, когда первые богомольцы входили в Коренную, последние еще были в Курске. Так велико было число паломников, приходящих под сень иконы.

В годы советской власти крестные ходы на территории области были запрещены. Древняя традиция проведения крестных ходов со святой иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной была возрождена в 1990 г. В современных крестных ходах участвует список иконы – точная копия чудотворного образа, написанная в Знаменском монастыре в 1902 г. А в последние годы на крестный ход из-за рубежа пребывает и подлинная икона. Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, их святая вода дает силы и укрепляет в вере православных людей.

Сегодня возобновлены традиционные крестные ходы с чудотворной Пряжевской иконой Божьей Матери. Один совершается в украинское Мирополье – это единственный крестный ход, совершаемый за границу России; другой – в город Суджу.

Кроме постоянных, пользовавшихся всероссийской известностью, совершались и другие крестные ходы с местными церковными святынями. Они были как регулярными, так и по случаю тех или иных бедствий: бездождия, войн, пожаров, голода, болезней. Множество крестных ходов с молебнами о даровании победы русскому воинству проходило на территории епархии в годы войны 1914–1917 годов.

7. Курская Коренская ярмарка. Значительную роль в развитии Курского края, Коренной пустыни и крестного хода сыграла Коренская ярмарка, которая своим началом обязана Коренной пустыни. Первое официально засвидетельствованное упоминание о ней относится к 1708 г. В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Коренская ярмарка получила общероссийский статус, а с 1824 г. стала международной. В правительственных актах Российской империи за 1824 г. Курская Коренская ярмарка названа в числе трех главных ярмарок России наряду с Нижегородской (Макарьевской) и Уральской (Ирбитской). Огромное число торгового и посадского народа, крестьян, мастеровых и ремесленников, приходивших на ярмарку, изобилие и разнообразие товаров, многомиллионные обороты делали Коренскую ярмарку знаменитой не только на всю Российскую империю, но и далеко за ее пределами. Именно Коренская ярмарка прославила в те далекие времена древний Курск как «Южные торговые ворота России». В некоторые годы второй половины XIX столетия оборот ярмарки доходил до 7 миллионов рублей. На площади в 64 десятины располагалось более 600 торговых помещений, 58 гостиниц, ипподром, театральный дом, цирковые балаганы. Гостиный двор ярмарки строился по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги и был в то время одним из красивейших дворов в России.

На протяжении более двух веков за несколько дней до официального открытия ярмарки для ее организации и управления в Коренную обычно приезжала в полном составе Городская дума, а также купцы со всех концов нашей страны.

В начале XXI века возникла идея возрождения Курской Коренской ярмарки. Осенью 2001 года ярмарка обрела вторую жизнь в качестве ежегодной межрегиональной универсальной оптово-розничной торговли.

Коренская ярмарка по времени проведения всегда совпадала со знаменитым на всю страну крестным ходом с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной. Эта традиция сохраняется до сих пор. С годами ярмарка становится постоянным и желанным местом проведения многосторонних плодотворных деловых встреч и переговоров, в результате которых устанавливается долговременное сотрудничество. И сегодня без этого шумного, яркого, с участием множества гостей события трудно представить жизнь региона. Тем более, что каждая ярмарка имеет свои особенности.

8. Курск – центр Курско-Белгородской епархии. В 1781 г. в Курске произошел большой пожар, уничтоживший практически весь старый центр города. 26 февраля 1782 г. императрица Екатерина II утвердила Генеральный план Курска. В претворении его в жизнь большую роль сыграл губернский землемер Ф.И. Башилов, который сумел перепланировать город так, что оставил каждую из церквей Курска на своем месте, хотя некоторые из них должны были быть разрушены, как не вписывавшиеся в планировку (Флоровская, Покровская, Михайловская церкви).

После передачи Слободской Украины в ведение Харьковской епархии, а также в связи с учреждением Курской губернии по указу Сената от 23 мая 1799 г. епархиальным и губернским центром стал Курск. Поэтому Белгородско-Слободская епархия стала называться по-новому – Курско-Белгородская. Для решения различных вопросов, связанных с повседневной жизнью епархии, 16 октября 1799 г. была учреждена Курская духовная консистория – главный орган духовного управления. Вначале консистория размещалась в г. Белгороде, а с 1833 г. – в Курске.

9. Общий обзор. XVIII век в истории нашего края примечателен тем, что происходило территориальное оформление Курско-Белгородской епархии. Важным событием стало утверждение Курска епархиальным центром и учреждение консистории как главного управляющего органа. Несмотря на секуляризацию, в нашем крае Церковь активно развилась, что свидетельствует о высоком уровне веры в обществе того времени. Вера проявлялась в сохранении православного образа жизни народа, в почитании православных святынь, в широком строительстве храмов на пожертвования прихожан, в развитии образования и просвещения детей и юношества.

Таким образом, несмотря на все гонения, обрушившиеся на нашу Церковь в XVIII веке, православие смогло не только выстоять, но оставаться главной духовной силой нашего края.

Подумай: каковы, на твой взгляд, самые главные события в жизни Церкви в Курском крае в XVIII веке?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 909 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...