Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Урок 31. К восстановлению идеала традиционной России: к единству Великой России и Святой Руси



1. Трагические последствия борьбы с Церковью для всех сторон жизни российского народа. Церковь не есть какая-то особая вне народа и вне страны существующая организация. Она живет внутри народа, она есть сам народ, ибо Церковь – это и есть верующий народ. Поэтому потери Церкви есть потери самого народа.

Потери российского народа, против родной Церкви которого была развязана невиданная в истории война, оказались бесконечно и невосполнимо велики. Сегодня невозможно даже приблизительно оценить масштаб тех потерь, которые понесло православие и наш народ в результате той страшной войны, которую развязало советское государство со своей отечественной верой.

Духовно-нравственные потери. Самыми тяжелыми стали духовно-нравственные потери. Была в значительной мере уничтожена духовная составляющая страны, духовно-нравственные основы жизни людей, многие люди забыли Бога, а это в конце концов привело к духовно-нравственной опустошенности людей, к духовно-нравственным болезням, проявляющимся в стремительном росте аморализма, преступности, алкоголизма, наркомании. Самые страшные последствия борьба имела для нравственного состояния людей. В обществе все более стал возрастать нравственный нигилизм, эгоизм и индивидуализм, люди все более стали впадать в алкоголизм, в наркоманию, в преступность.

Культурные потери. Невосполнимы культурные потери. Разрушены десятки тысяч храмов, а вместе с ними уничтожены иконостасы и бесконечное число икон, богослужебная утварь и дорогие старинные облачения. Все эти бесценные сокровища народа и величайшие творения, шедевры культуры, архитектуры, живописи нашего народа, над которыми веками трудился народ, его лучшие зодчие, художники, мастера, навсегда уничтожены.

И даже то, что не было разрушено, чаще всего оказывалось под запретом, в том числе многие произведения российских писателей, композиторов, художников. В результате в значительной мере было приостановлено развитие российской культуры.

С оциальные потери. Отрицательно сказалась борьба и на отношениях между людьми, особенно в семье. Православие сформировало особые семейные отношения, о которых К.Д. Ушинский писал, что «той глубины и сердечности отношений, которые существуют сегодня между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и даже ближайшими родственниками во всякой сколько-нибудь порядочной славянской семье», нет в других семьях. И этими отношениями русская семья обязана православной вере. С уничтожением православной веры началось стремительное разрушение этих отношений.

Демографические потери. Самые страшные потери произошли среди людей. Дети – это дар Божий. Люди, отдалившись от Бога, не хотят иметь детей. И если до революции самая высокая рождаемость в мире была у русского народа, то сегодня, напротив, у русского народа едва ли не самая низкая рождаемость в мире.

Материальные потери. Тяжелы и ощутимы материальные потери. Духовное и нравственное оскудение прямо ведет к колоссальным материальным потерям, так как духовно и нравственно слабые люди не могут по-настоящему трудиться.

2. Разрушение Советского Союза. Библия утверждает, что любое атеистическое государство не устоит, и любое богоборческое государство разрушится само собой. Распад Советского Союза в очередной раз подтвердил эту истину. Величайшее в мире государство, выдержавшее агрессию фашистской Германии, разрушилось само собой в результате правления богоборческого режима.

3. Церковь осталась жива. Казалось бы, в той страшной войне, которую советское государство почти 70 лет вело против Церкви, она не могла уцелеть. Однако, несмотря на постоянную борьбу, Церковь не только сохранилась, что свидетельствовало о непреложности истинности слов Иисуса Христа: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18), но и продолжала служить Богу и людям. Шли службы, Церковь совершала таинства, помогала людям в их бедах.

Самым ярким свидетельством непрестанной жизни Церкви этого периода является то, что Господь даровал Церкви сонм великих подвижников духа.

4. Празднование 1000-летия Крещения Руси и возрождение Русской Православной Церкви. Празднование 1000-летия Крещения Руси с тало величайшим событием в истории Русской Православной Церкви и, вместе с тем, началом ее возрождения.

Это празднование готовилось с 1980 года как сугубо церковное мероприятие. 23 декабря 1980 года Священный Синод образовал комиссию по празднованию «великого события» во главе с Патриархом Пименом. Уже в ходе подготовки юбилея Русской Православной Церкви был возвращен Данилов монастырь, в котором вскоре был учрежден первый в Москве монастырь.

Генеральная Ассамблея ЮНЕСКО призвала отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре». Это заявление привлекло к Русской Православной Церкви самое широкое внимание общественности не только Советского Союза, но и всего мира. Уже с начала 1988 года советские газеты были наполнены религиозной тематикой, а священники получили возможность обращаться к широкой аудитории.

29 апреля 1988 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Пимена и постоянных членов Священного Синода с М.С. Горбачевым. Протоиерей Владислав Цыпин сравнивает эту встречу по ее последствиям «со встречей Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем».

В своем слове Патриарх Пимен напомнил собравшимся о грядущем великом празднике 1000-летия Крещения Руси, о том, что Церковь всегда соединяла свое служение с заботой о целостности Отечества». В состоявшейся затем беседе был поставлен ряд конкретных вопросов, связанных с обеспечением нормальной деятельности Православной Церкви.

1000-летие Крещения Руси широко праздновалось во всех епархиях Русской Православной Церкви. Проходили научно-богословские конференции, самой большой из которых стала конференция в Киеве. В этих конференциях, помимо русских и зарубежных богословов и церковных историков, участвовали также светские ученые.

6 июня начались торжества, которые продлились до 12 июня. В рамках юбилейных празднеств состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви.

10 июня в Большом театре состоялся торжественный акт, посвященный 1000-летию Крещения Руси. В тот же день в Екатерининском зале Большого Кремлевского дворца группа архипастырей во главе со Святейшим Патриархом Пименом была награждена государственными орденами. Святейший Патриарх Пимен в третий раз был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

После празднования юбилея перемены во взаимоотношениях Церкви и государства приобретают реальные черты. Церкви стали повсеместно возвращать отнятые у нее храмы. Если за пять первых месяцев 1988 года было открыто более 60 храмов, то в оставшиеся месяцы года Церкви возвратили около 1000 храмов. После празднования юбилея до конца 1989 года было возобновлено также 29 монастырей.

Был увеличен прием учащихся в духовные семинарии. В некоторых приходах начались внебогослужебные катехизические занятия с верующими. При храмах появились первые воскресные школы. Представители Церкви получили доступ к средствам массовой информации: в печать, на радио и телевидение. Они получили возможность выступать как равноправные участники диалога верующих с неверующими. Священники стали активно участвовать в общественном диалоге по проблемам нравственного состояния общества и путях его оздоровления.

Постепенно отношение общества к Церкви начинает меняться и становится благожелательным. Общество воспринимает голос Церкви с симпатией и надеждой на обновление жизни в стране. И в этом большую роль сыграло празднование Тысячелетия Крещения Руси. Даже атеисты не могли не отметить значение этого события для Русской истории.

5. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 г. В рамках празднования Тысячелетия Крещения состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, открывшийся 6 июня 1998 г. в Троице-Сергиевой лавре. На этом соборе, который начался Божественной литургией в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, были обсуждены история и современное состояние Русской Православной Церкви и приняты важные документы. Самым важным из них стал новый Устав Русской Православной Церкви. Устав был разработан архиепископом Кириллом, ныне Патриарх Московский и всея Руси.

8 июня был принят ряд других документов: «Обращение к чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью», которое содержало призыв представителей Русской Православной Церкви заграницей к диалогу; «Обращение ко всем, держащимся старых обрядов и не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом», выражало стремление к сближению со старообрядчеством; «Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви».

9 июня члены Собора обсудили и приняли ряд новых документов: «Определения Поместного Собора», «Обращение ко всем христианам мира», «Заявление по насущным проблемам современности».

6. Канонизация новых святых. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 г. были канонизированы новые русские святые: святой благоверный князь Димитрий Донской, преподобный Андрей Рублев, преподобный Максим Грек, святитель Макарий, митрополит Московский, преподобный Паисий Величковский, блаженная Ксения Петербургская, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Амвросий Оптинский, святитель Феофан Затворник.

Торжественная канонизация подвижников благочестия на Поместном Соборе начала новую страницу в истории прославления святых Русской Православной Церкви нынешнего времени.

В 1989–1997 гг. к лику святых были причислены Святейшие Патриархи Иов и Тихон, священномученики Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, Вениамин, митрополит Петроградский, и вместе с ним убиенные преподобномученик архимандрит Сергий и мученики Юрий и Иоанн, митрополит Крутицкий Петр (Полянский), митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Тверской Фаддей (Успенский), священномученики Иоанн Кочуров и Александр Хотовицкий, митрополит Московский Филарет (Дроздов), праведный отец Иоанн Кронштадтский, преподобные Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского и другие русские подвижники.

Архиерейский Собор 1992 г. установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века на 25 января (7 февраля), а в случае несовпадения этого числа с воскресным днем – в ближайший воскресный день после него.

7. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Возрождение Церкви невозможно без ее первоиерархов. Великий подвиг служения и миротворчества в этот период взял на себя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Патриарх Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер) родился в 1931 году в Таллинне, куда во время гражданской войны бежала его семья. В Таллинне их семья встретила войну. Во время войны его отец служил в храме, а их семья помогала людям, попавшим в беду. Особой заботой отца было попечение о военнопленных и заключенных в фашистских лагерях. Так был спасен мальчик Василий, в будущем известный старец Василий Ефремов. С шестилетнего возраста Алексей прислуживал в Казанском храме.

После окончания школы он закончил Ленинградскую семинарию, а затем и академию. В 1961 году он принял монашеский постриг с именем Алексий, а затем был хиротонисан во епископа Таллиннского и Эстонского.

В 1964 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен управляющим делами Московской Патриархии. В 1968 г. возведен в сан митрополита и стал управляющим Ленинградской епархии. Благодаря ему были возвращены Церкви мощи многих святых. Среди них мощи преподобного Серафима Саровского.

В 1990 г. он был избран Патриархом. Как и предшествующие предстоятели, Патриарх Алексий II всего себя полагал на служение Богу, Церкви и людям. Под его руководством были возрождены, восстановлены и построены вновь тысячи храмов, в том числе и храм Христа Спасителя. Патриарх стоял во главе восстановления многих форм служения Церкви: духовно-нравственной, социальной, культурно-просветительской, патриотической, образовательной. При нем прошла канонизация около двух тысяч святых.

8. Юбилейный Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви и его значение. 20 августа 2000 г. в храме Христа Спасителя в Москве на Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания были канонизированы 1154 подвижника, из них 1097 новомучеников и исповедников Российских XX века, а также подвижники прежних столетий.

Современное российское общество еще не до конца осознало всемирно-историческое и, не стоит бояться этого слова, вселенское значение события, свершившегося 20 августа 2000 г. Православная Церковь вновь указала русскому народу путь к спасению, придала глубинный, Божественный смысл всему XX столетию, столь трагическому в истории России. Теперь мы можем быть уверены, что величайшие страдания русского народа в этом веке не были бессмысленными, они были посланы нам как испытание в борьбе с мировым злом во имя Господа нашего. И величайший сонм святых ныне освящает не только прошлое, но и будущее России.

Символом движения России по пути духовного и государственного возрождения стала и канонизация в 2001 г. святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала флота Российского. Но и в последующее время канонизации продолжались, и в Собор новомучеников и исповедников Российских были включены еще несколько сот человек. Таким образом, к 2006 г. число поименно канонизированных подвижников XX столетия превысило 1500 человек.

И, наверное, совсем не случайно, что в наши дни на Родину стали возвращаться святые образы чудотворных икон Божией Матери. Будем верить, что Пресвятая Богородица вновь умолила Своего Сына Спасителя простить заблудившийся в перипетиях истории русский народ и вновь распростерла над Россией Свой благодатный Покров.

Подумай: в чем проявилось служение Русской Православной Церкви в 60–80-е гг. XX века?

УРОК 31 а. К ВОССТАНОВЛЕНИЮ ИДЕАЛА ТРАДИЦИОННОЙ РОССИИ: К ЕДИНСТВУ ВЕЛИКОЙ РОССИИ И СВЯТОЙ РУСИ (продолжение)

1. Помощь Бога, Пресвятой Богородицы и святых России. Господь всегда и особым образом хранил Россию. Он явил множество чудес. Иисус Христос говорил своим ученикам: «Не бойся малое стадо!..» (Лк. 12, 32). «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

Немного осталось храмов и верующих в нашей стране. Но Господь не оставил нашу землю. Он дал возможность для нового духовного возрождения нашего народа, которое совершается в наши дни. Чуть более, чем за два десятилетия в нашей стране были восстановлены из руин и построены тысячи храмов – и это в условиях повсеместного разрушения страны: ее заводов и фабрик, колхозов и совхозов, целых отраслей промышленности.

Самое же большое чудо Божие состоит в том, что десятки миллионов российских людей обрели подлинную веру. Объяснить это можно только тем, что Сам Господь укрепляет нашу страну.

И Пресвятая Богородица не оставляет Россию своей благодатной помощью. И сегодня все русские православные люди верят и надеются на помощь Божией Матери. Они молятся перед Ее иконами. И их молитва не остается неуслышанной. Сотни и тысячи людей получают чудесную помощь от своей Небесной Матери.

В наши дни продолжаются чудеса от чудотворных икон Божией Матери: иконы мироточат, по молитве перед ними исцеляются болящие. А еще одним чудом следует считать обновление икон. Что значит обновление? Очень часто сегодня обнаруживаются старые иконы, грязные, закопченные, испорченные людьми или временем. Иногда такие иконы восстанавливают специальные мастера – реставраторы. А иногда...

Вот что произошло совсем недавно в г. Арзамасе. Однажды во вновь восстановленный Николаевский Арзамасский женский монастырь принесли старую икону, на которой ничего не было видно. Монахини не решились уничтожить старинный образ, но стали каждодневно молиться перед иконой. И случилось чудо: в 1997 г. на совершенно почерневшем образе появилось первое светлое пятнышко. Монахини еще усерднее начали молиться перед иконописным образом. И вот с 2000 года икона стала быстро обновляться. Вскоре открылся лик Божией Матери с припадающим к нему младенцем Спасителем, Его ножки, опирающиеся на правую руку Своей Матери, определились цвета одежд. А через год монахини смогли установить и название иконы – «Избавление от бед страждущих». С той поры этот образ – одна из самых почитаемых святынь Николаевского Арзамасского женского монастыря. Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих» уже являет чудеса и... продолжает обновляться.

И если все мы будем достойны, если мы вернем в свои души истинную веру Христову, то Пресвятая Божия Матерь будет молить Господа о нашем спасении. И Господь не оставит Россию, устроит Своей волей благодатное будущее нашей державы.

И по-прежнему предстоят перед Господом святые. Многие люди убедились в помощи святых Православной Церкви: преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, святителя Тихона Задонского и праведного Иоанна Кронштадтского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской. И многих – многих других.

2. Церковь – основа духовного возрождения российского народа. Великий подвиг возрождения российского народа в последние два десятилетия, в момент, когда в нашей стране разрушилось буквально все, взяла на себя Церковь.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 477 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...