Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Урок 20. Русская Православная Церковь в конце XIX – начале XX вв



1. Общая характеристика. В начале XX столетия Русская Православная Церковь плодотворно развивалась. Это выразилось в стремительном росте числа приходов и монастырей, строительстве новых храмов. В царствование Николая II в России открылось более 250 новых монастырей, было сооружено более 10 000 храмов. В стране действует 48 000 храмов, а также 35 000 православных часовен, монастырей и храмов при разных учреждениях, 50 000 священнослужителей. К 1913 г. насчитывалось 37 641 церковно-приходская школа, число учащихся которых достигало 2 млн. человек. Издавались православные журналы и газеты, шла серьезная научная работа.

2. Канонизация русских святых. В конце XIX – начале XX вв. стремление к возвращению идеи святости в русскую жизнь усилилась. Это ярко выразилось в росте числа канонизированных святых. Причем инициаторами и участниками прославлений святых были император Николай II и его семья.

В 1896 году состоялось обретение мощей и прославление святителя Феодосия, епископа Черниговского.

Великими торжествами ознаменовался 1903 год. В августе этого года произошло прославление преподобного Серафима Саровского. Хотя почитание великого угодника Божия началось буквально сразу же после его кончины: по молитвам к нему люди избавлялись от болезней, получали помощь в своих делах; все время совершались чудеса, но Синод сомневался в его канонизации. Решение этого вопроса неоднократно откладывалось. И в 1903 году Синод отклонил это решение. Тогда император Николай II начертал на резолюции Синода «Прославить немедленно». Вся Россия и все ее сословия приняли участие в этом событии. В торжествах участвовала императорская семья во главе с императором Николаем II и многие члены императорской фамилии. Это было великое торжество православия, о котором сам преподобный Серафим пророчески говорил: «Запоют Пасху посреди лета».

В 1909 году было осуществлено второе прославление великой княгини Анны Кашинской, почитание который отменил Собор в 1677 году.

В 1911 году произошла канонизация еще одного любимого народного святого – Иоасафа Белгородского. На это торжество собрались десятки тысяч людей со всей России. И это событие сопровождалось многочисленными чудесами: безнадежно больные люди получали исцеление, шло обретение веры людьми, давно ее потерявшими; подлинное значение веры понимали студенты семинарий и духовных академий.

В 1916 году состоялось прославление святителя Иоанна, митрополита Тобольского и Сибирского.

Важным событием для Церкви, российского государства и всего народа стала канонизация в 1913 году Патриарха Гермогена, который являл собой образец несения первосвятительского долга, который предпочел умереть, но не предать святое православие и свою паству.

А в целом в правление Николая II было прославлено больше святых, чем за весь XIX век.

3. Революция 1905–1907 гг. и Православная Церковь. Однако внутри российского общества шли социальные процессы, которые можно сравнить с внутренними процессами в Земле, которые достигнув критического состояния, приводят к землетрясениям. В начале XX века Россию начали сотрясать социальные взрывы.

Это в первую очередь можно объяснить тем, что образ Святой Руси исчезал из сознания и душ многих и многих русских людей. Утеряв свой идеал Святой Руси, свой Небесный Образ, Россия ввергалась в небывалые страдания и бедствия.

Тяжелым испытанием стали революционные события 1905–1907 года. Церковь всячески пыталась предотвратить эти бедствия. И нередко ей удавалось остановить волнения. Интересна такая деталь: в селах, в которых были церковно-приходские школы, не было крестьянских волнений.

4. Поиски путей мирного развития России. Революция 1905–1907 года, ее страшные последствия заставили глубоко задуматься многих русских людей, переосмыслить судьбу страны, свою судьбу, свою жизнь.

Непосредственным политическим ответом на революцию 1905 года была реформаторская деятельность П.А. Столыпина.

В этот период Церковь непрестанно призывала народ не участвовать в беззакониях, предупреждала о страшных последствиях этих беззаконий, о необходимости возвращения к вере отцов.

Российский народ о бедствиях в случае утраты православной веры предупреждали не только священники. В конце XIX – начале XX, и особенно после революции 1905–1907 гг., началось широкое обращение русской интеллигенции к православию, открылось понимание его значения для всех сторон жизни России, началось осознание того, что потеря православия приведет Россию к катастрофе. Это было время большой работы и больших религиозных поисков и в обществе, и в церковной науке.

Виднейшие представители русской интеллигенции в своих размышлениях неизменно приходили к выводу о жизненном значении православия для России.

В.И. Вернадский (1860–1945). Великий русский ученый, он пришел к православию именно в это время. После революции 1905–1907 г. возникло православное студенческое движение в пользу православия. Студенты становились верующими, они создавали православные студенческие братства. И В.И. Вернадский видел в этом залог будущего возрождения России.

Н.А. Бердяев (1870–1949) – всемирно известный философ. Выступил как решительный противник материализма и атеизма. Важнейшими идеями его философии стали вопросы духовного развития человека, поиска смысла жизни, творческого развития как подлинного смысла жизни человека.

С.Н. Булгаков (1870–1948) (священник Сергий Булгаков). Один из выдающихся мыслителей России, который прошел путь от увлечения марксизмом до религиозного мировоззрения. Важнейшая идея его социального устройства – православный социализм. Его основная идея – создание подлинно духовных основ всех сторон русской жизни, основанной на православных традициях.

С.Л. Франк (1870–1949). Величайший мыслитель. Как у многих других, его путь к православию был очень трудным. Но его учение стало христианским пониманием человека, его души, он увидел сущность развития человека. В своих трудах он нашел решение самых фундаментальных проблем развития человека на основе его православного понимания.

П.А. Флоренский (1880–1934). Один из выдающихся людей России XX века. Универсально образованный человек, он сделал великие открытия во многих областях. В 1912 году он издал книгу «Столп и утверждение истины». В дальнейшем он работал во многих областях науки и техники. В 30-е годы за свои взгляды он был арестован, заключен в Соловецкий лагерь, а потом расстрелян.

5. Развитие православного искусства. Начало XX века стало очень плодотворным для развития православного искусства во всех сферах: в литературе, музыке, живописи и архитектуре.

Важнейшее событие – открытие древнерусской иконы. Благодаря таким мыслителям, как князь Е. Трубецкой, было понято истинное значение иконы.

6. Проблема восстановления патриаршества как жизненная проблема Русской Православной Церкви. В начале XX в. встал важнейший вопрос о восстановлении патриаршества. Поднимавшийся в частном порядке некоторыми архиереями, этот вопрос всякий раз откладывали.

С конца XIX века усиливалось стремление к восстановлению патриаршего правления. Особенно большую настойчивость в постановке этого вопроса проявил архиепископ, затем митрополит Антоний (Храповицкий). Этому способствовали и религиозные настроения императора Николая II, придававшего большое значение возрождению православной веры в умах и сердцах своих подданных. Поэтому он поддержал идею восстановления патриаршества.

Однако было много противников этого решения, в том числе и среди искренне православных людей. Так, например, против выступил К.П. Победоносцев, полагавший, что с введением патриаршества прекратиться коллективное управление церковью. Поэтому идея восстановления патриаршества была невозможна, пока он оставался обер-прокурором Священного Синода. Последовавшая вскоре революция 1905–1907 годов еще несколько лет не позволила приступить к осуществлении этой идеи. Сменявшие Победоносцева обер-прокуроры Священного Синода также не спешили с решением этого вопроса.

И только в 1912 году было собрано Предсоборное собрание, которое должно было рассмотреть меры по созыву и проведению Поместного собора Русской Православной Церкви, который должен был избрать патриарха. Началась работа, в ходе которой эта идея обретала все более жизненный смысл. Становилось ясным, что необходим созыв Поместного собора. И хотя начавшаяся в 1914 г. война задержала его созыв, но не отменила.

Особенно остро встал вопрос о созыве Поместного собора при Временном правительстве, которое дало свободу всем вероисповеданиям в России, в то время как Православная Церковь продолжала находиться под управлением государства.

7. Русская Православная Церковь в период Временного правительства. Русская Православная Церковь приняла отречение царя. И скоро стало ясно, что отставка императора сказалось на Церкви самым отрицательным образом, так как Временное правительство начало свою деятельность с открытой войны с православием. Его первым актом стало принятие закона «о свободе вероисповеданий», который открыл двери всем конфессиям и всем сектам в России, но сохранил государственный контроль за Православной Церковью. И это сразу же поставило православие в менее выгодные условия, чем других религиозных организаций.

Вторым актом стало решение Временного правительства о переводе церковно-приходских школ в подчинение Министерства народного просвещения.

В то же время, пытаясь решить свои вопросы, руководители Церкви обращались во Временное правительство. Но решений не получали. Сначала Временное правительство не хотело, а потом уже не могло решать какие-либо вопросы, поскольку стремительно теряло управление страной.

8. Поместный собор Русской Православной Церкви 1917 года. В сложных условиях совершается судьбоносное событие в истории Русской Православной Церкви. 15 августа 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный собор, в работе которого принимали участие 569 человек. Когда начинался Собор, то не было единого мнения о том, нужен Патриарх или нет. Но чем дальше заседал Собор, тем яснее становилась всем жизненная необходимость избрания Патриарха. Было очевидно, что необходима структура, которая могла бы управлять церковью. И сделать это мог только институт патриаршества. В течение двух месяцев шла напряженная работа.

9. Избрание Патриарха Всероссийского. 5 (18) ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя, когда уже шли бои в Москве между красногвардейцами и сторонниками Временного правительства, Патриархом Московским и всея России был избран митрополит Тихон, до того бывший митрополитом Московским и Коломенским. 21 ноября (4 декабря) 1917 г. Патриарха Тихона торжественно возвели на престол в Успенском соборе.

Если бы не случилось этого избрания, то невозможно представить дальнейшую судьбу Русской Православной Церкви. Скорее всего, оставшись без управления, она исчезла бы сама собой.

10. Патриарх как сила, спасающая Церковь. Уже в ноябре 1917 года в России фактически началась Гражданская война, потому что многие были не согласны с насильственным захватом государственной власти большевиками. И во время выборов Патриарха шел штурм Кремля. А впереди развертывалась величайшая в истории российского народа трагедия братоубийства. Так, в начале величайшей драмы российского народа Господь даровал России ее великого заступника и ходатая перед Богом за весь многострадальный российский народ.

В этот момент Сам Господь вел народ. И он даровал России самого нужного на тот момент Патриарха. Из всех претендентов оставалось три кандидата: Антоний (Храповицкий), архиепископ Арсений (Новгородский) и Тихон (Московский). Как говорили тогда, Антоний был самым умным, Арсений самым требовательным, Тихон самым добрым. Только любящим сердцем в этот страшный момент гражданской войны можно было находить мудрые решения. И Господь даровал российскому народу именно такого Патриарха. Жребий, который указал на митрополита Тихона, вынул из ковчега архимандрит Алексий, слепой старец Зосимовой пустыни.

Патриарх Тихон принял под свое окормление Русскую Православную Церковь и руководил ей в тяжелейший для нее период Гражданской войны, братоубийства, курса победившей в стране политической партии на полное уничтожение религии. И только он мог находить решения, которые давали возможность выжить Церкви и православным верующим в это невиданное время физического уничтожения православной веры.

Подумай: какое важнейшее событие произошло при смене политического строя России?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1420 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...