Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Урок 15. Православие и культура России XIX века. Путь к Богу



1. Общая характеристика развития культуры России в XIX веке. Российская культура XIX века – это одно из величайших достижений в истории культуры человечества, сопоставимая только с такими вершинами мировой культуры, как греческая культура V–IV до н.э. или эпоха Просвещения Европы XVIII – первой половины XIX вв.

Русская культура этого века дала человечеству великих мыслителей, ученых и писателей, композиторов и художников, а ее значение состоит в том, что в ней были обоснованы идеи, которые намного опередили свое время. И, безусловно, самой важной идеей и магистральным путем русской культуры этого периода стал поиск Бога.

2. Социально-философские поиски. В XIX веке в России творят мыслители, творчество которых является величайшим достижением не только России, но и всего человечества. Эти деятели смогли правильно спрогнозировать развитие не только России, но и Западной Европы, указать угрозы их развитию и показать условия их процветания. К сожалению, их идеи оказались не услышанными человечеством.

Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885). Учась в Санкт-Петербургском университете, он посещал кружок Петрашевского, за что попал в Петропавловскую тюрьму. После освобождения он занимался научной деятельностью.

Много времени Данилевский посвятил изучению человеческого общества. Результатом исследований сталазамечательная книга «Россия и Европа», которая предвосхитила труды великих западных мыслителей XX века О. Шпенглера и А. Тойнби, получивших всемирную известность и признательность.

Основная идея Н.Я. Данилевского состояла в том, что тот или иной народ или несколько народов имеют нечто существенно единое, отличающее их от других народов. Такое единство или общность он назвал «культурно-историческим типом».

Согласно его представлениям «культурно-исторический тип», подобно любому живому виду, имеет свою особую историческую жизнь и должен развиваться в соответствии со своими особыми закономерностями. Всякое же кардинальное изменение одного типа, тем более трансформация одного в другой невозможно.

В XX веке понятие «культурно-исторический тип» благодаря трудам О. Шпенглера и А. Тойнби трансформировалось в понятие «цивилизация», которое стало важнейшей категорией социальных наук. Исходя из этого понятия, ученые пришли к тем же выводам, что и Данилевский. Подтвердили они и его идею о том, что в основе человеческой цивилизации лежит религиозное начало. Так, Н.Я. Данилевский на многие десятилетия предвосхитил научные открытия XX века.

Лев Александрович Тихомиров (1852–1923).Каки некоторые другие выдающиеся люди того времени, в молодости он увлекся революционными идеями. Ему казалось, что самая главная задача всякого порядочного человека в России – освобождение страны от тирании, которая виделась ему в монархии. Учась в Санкт-Петербургском университете, он стал видным революционером. Его избрали членом исполнительного комитета «Народной воли», которая поставила своей целью убийство императора Александра II.

В 1873 году за свою революционную деятельность он был арестован и заключен в Петропавловскую тюрьму. Эти годы и стали временем переосмысления всех его прежних взглядов. Пришло понимание, что именно монархия является лучшей формой государственного правления для России. В этом он еще более убедился, когда после четырех лет тюрьмы уехал за границу и познакомился с другими формами государственного управления. В 1888 году ему разрешили вернутся на Родину.

Результатом его научных исследований стал главный труд «Монархическая государственность». Эта книга внесла огромный вклад в развитие социальной науки, поскольку в ней было сделано величайшее открытие в политической науке после Аристотеля. Основные идеи этой книги он изложил затем в популярной работе «Единоличная власть как принцип государственного строения».

Это открытие состояло в следующем. Начиная с Аристотеля известно, что существуют три формы государственного правления: монархия – единоличное правление, аристократия – правление избранных, «лучших людей»; демократия – правление всех, народа. Эти формы могут находиться в идеальном состоянии, а могут приходить и в упадок. И тогда монархия превращается в деспотию или тиранию, аристократия – в олигархию, а демократия – в охлократию. Эти формы могут переходить одна в другую. Но других форм правления, кроме этих, нет.

Л.А. Тихомиров показал, что каждая форма государственного правления соответствует определенному состоянию общества. Поэтому они не являются чем-то постоянным для той или иной страны. Он писал, что при определенных условиях Америка может стать монархией, а Россия – республикой.

А главное открытие ученого состояло в обосновании идеи, что государство управляется не только людьми, но и Богом. И, соответственно, люди должны в своей политической деятельности исходить не только из чисто человеческих установлений, но и учитывать фактор Божественного участия в государственном управлении. Ее суть состоит в том, что если в первом случае власть так или иначе устанавливается людьми, например, единоличная власть (монархическая власть) может быть захвачена, может быть кем-то делегирована и т.д., то во втором случае власть дается Богом; причем этот момент осознавался и монархом и народом. При этом само устройство государства в соответствии с Божиими заповедями возможно только тогда, когда есть религиозный народ, то есть государство, опирающееся на заповеди Божии, возможно только при религиозном мировоззрении и высоком нравственном состоянии народа.

Для религиозного состояния общества, по мысли Л.А. Тихомирова, оптимальной формой правления является монархия как «определение совести народа». При этом народ не отрекается от своей свободы в пользу правителя, потому что правитель получает свою власть от Бога, и народ воспринимает эту власть как власть, данную ему Свыше.

Такую власть он назвал самодержавной властью, то есть самодержавие – это власть, когда единоличная власть правителя осознается правителем и народом как власть, данная народу от Бога и как ответственность царя и народа за эту власть перед Богом.

Именно такая власть, утверждал Л.А. Тихомиров, и существует в России. Это идеальная форма правления для России. И без нее не будет благополучной России.

Таким образом, Л.А. Тихомиров обосновал принципиально новую форму государственного управления – управления, не только так или иначе устанавливаемого людьми, но и данного Богом, и доказал, что именно эта идеальная форма власти и существует в России.

Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891).Аристократ из старинного дворянского рода. Он получил прекрасное медицинское образование, которое было дополнено широким самообразованием. Но по окончании университета он пошел на государственную службу, стал служить в Министерстве иностранных дел и был направлен в Российское посольство в Константинополь. Как и многие другие дворяне того времени, он был совершенно неверующим человеком. К Богу он пришел чудом. Будучи тяжело больным и находясь на грани смерти, как врач, он понимал, что шансов на выздоровление у него нет, поэтому стал горячо молиться к Пресвятой Богородице, обещая в случае выздоровления посвятить себя служению Богу.

Леонтьев выздоровел, и началась его трудная дорога к вере. А когда он пришел к вере, то коренным образом переменилось его мировоззрение. Благодаря этому он по-другому осмыслил мировую социальную науку, совершенно по-новому проанализировал развитие России и Западной Европы.

Православное мировоззрение позволило ему, с одной стороны, увидеть катастрофические опасности атеистического и либерального мировоззрения, которые тогда связывали с понятием «прогресс» и «свобода». Он понял, что одностороннее рациональное и материальное развитие общества, с помощью которого люди атеистических и либеральных взглядов предлагали осчастливить человечество, представляет катастрофическую угрозу обществу, потому что если жизнь общества не основана на религиозных, нравственных, эстетических ценностях, то это неизбежно ведет его к угасанию и самовырождению. А самые лучшие и самые гуманные идеалы и понятия превращаются в свою противоположность, потому что в этом обществе свобода превращается в своеволие, братство – в потакание грехам, их быстрому умножению и широкому распространению, равенство – в однообразную уравниловку, которая нивелирует все талантливое, способное, выдающееся. Он писал, что современное общество уже в это состояние вступило: и об этом состоянии он писал: «Если можно жить и действовать при подобных условиях, то как же было бы не жить и не действовать спокойно при учреждениях новых и столь мягких?.. Однако мы видим, что нигде люди на этих мягких учреждениях остановиться не могут, и все цивилизованное человечество теперь несметной толпой стремится в какую-то темную бездну будущего… бездну незримую еще, но близость которой уже на всех мало-помалу начинает наводить отчаяние и ужас!..»

Выход же из этого тупикового пути он видел в том, чтобы в основу совей жизни народы положили религиозные, нравственные и эстетические ценности, а уже потом интеллектуальные и материальные. Такой принцип развития он назвал принципом «византизма». Правда, затем он употреблял другие термины для обозначения этой идеи, но суть ее осталась неизменной.

Владимир Сергеевич Соловьев ( 1853–1900).Великий русский философ, мыслитель,поэт, публицист. Человек, для которого основным и главным в жизни был поиск смысла жизни человека и общества.

Как и многие другие интеллигенты, он прошел свой очень трудный путь к Богу. Еще будучи гимназистом, он стал атеистом. Но, учась в Московском университете, он пришел к вере, и после окончания университета учился в Московской духовной академии. Однако, и закончив академию, он продолжал находится в непрестанных философских и религиозных поисках.

В его философии нашло плодотворное решение многих социальных проблем России. Важнейшая его заслуга – разработка учения о нравственности, а его труд «Оправдание добра» является одним из лучших трудов по этике в мировой философии.

Основная идея этого произведения состоит в том, что в основе нравственности лежат три константы, принципиально отличающие человека от животного: стыд, жалость и благоговение.

Стыд – это важнейшее качество, которое отличает человека от всего материального, животного, и выделяет человека из животного мира. На более высокой ступени развития чувство стыда переходит в совесть – способность оценивать себя и свои действия по отношению к себе, к другим и Богу с нравственных позиций.

Жалость – это отношение человека не к низшей материальной природе, а к другим людям и вообще к живым существам. Это качество находит свое выражение в способности сострадать, сопереживать, отзываться на беды других, проявлять свою с ними солидарность.

Благоговение – качество человека, не относящееся ни к материальной природе, ни к себе подобным, а к чему-то высшему. Оно выступает нравственной основой религии, так как благоговение представляет собой преклонение перед чем-то высшим, превосходящим человека.

Чувства стыда, жалости, благоговения выражают всю полноту нравственного отношения человека к тому, что ниже него, равно ему или выше. Они являются основой, краеугольными камнями нравственности человека. На их основе развиваются все другие нравственные качества человека. И вот почему разрушение этих качеств в человеке равнозначно уничтожению самого человека. Нельзя не видеть, что современная массовая культура как раз работает на уничтожение этих качеств, и, значит, она реально служит расчеловечиванию человека.

Важнейшая идея его публицистических статей – идея сохранения православия для успешного развития России.

Обладая провидческим даром, он предсказал многие грядущие события и бедствия в России и в мире.

Он стал основоположником плодотворного философского направления в русской философии. Его учениками были или считали себя великие русские философы: Н.А. Бердяев, священник Сергий Булгаков, священник Павел Флоренский, А.И. Ильин, А.Ф. Лосев и др.

3. Православие и наука. В XIX веке религиозная тема стала одной из самых глубоких тем и в научных поисках России, а религиозные поиски стали смыслом жизни многих ученых, внесших большой вклад в развитие российской и мировой науки.

Крупнейшим российским и мировым ученым в области медицины стал Николай Иванович Пирогов (1810–1884). Он составил анатомический атлас, которым пользуются и поныне. Не менее известен он и как выдающийся хирург. Так, он первым применил анестезию при операциях.

Его всегда отличала любовь к своей стране, он откликался на самые острые ее проблемы. Так, во время Крымской войны он создал общину сестер милосердия Честного и Животворящего Креста, с которой и приехал в Севастополь. И здесь его деятельность, деятельность сестер милосердия получили не меньшую известность и признательность, чем мужество военных.

Н.И. Пирогов не только великий врач, но и великий педагог России. В середине 50-х гг., во время Крымской войны, он задумался: почему люди, считая себя христианами, живя в христианском обществе, не следуют Христу, «ведь учение Спасителя, разрушив хаос нравственного произвола, указало человечеству прямой путь, определило и цель и средоточие житейских стремлений»?

Причину этого печального состояния он увидел в том, что современное воспитание с детства готовит человека к исполнению той или иной практической деятельности; к тому, например, чтобы научить его зарабатывать средства к физическому существованию. Но оно не направлено на духовное развитие человека, на развитие подлинно человеческого в человеке. Поэтому он предложил свою идею образования, которую назвал общечеловеческой. Его основная цель состояла в том, что прежде чем готовить человека к определенной профессиональной деятельности, в человеке надо развить собственно человеческое начало.

В конце 50-х годов, когда началось реформирование российского образования, он, не задумываясь, начал трудиться на ниве народного просвещения, став попечителем Одесского, а затем и Киевского учебных округов. Его педагогическая деятельность получила всероссийское признание.

В целом же вся его жизнь была посвящена поиску Бога. В молодости он пережил увлечение атеизмом и материализмом. Однако, будучи великим ученым и мыслителем, он понял их опасность и пришел к глубокой вере.

Результаты его мировоззренческих поисков отражены в его «Дневнике старого врача», в котором он пишет: «Ни инстинкт самосохранения, ни безрадостное знание, ни жажда наслаждений не сделают жизнь сноснее; и как только мы запишем себя в мирской метрике незаконными детьми природы и случая, нам в удел достанется одно отчаяние. Конец тогда и нашему человеческому достоинству, конец и нашим стремлениям, лишь только мы признаем упомянутую прелестную чету за наших родителей».

Но где же выход из этого состояния? Н.И. Пирогов отвечает: «Смело и несмотря ни на какие исторические исследования всякий христианин должен утверждать, что никому из смертных невозможно было додуматься и еще менее дойти до той высоты и чистоты нравственного чувства и жизни, которые содержаться в учении Христа; нельзя не почувствовать, что они не от мира сего. Веруя, что основной идеал учения Христа по своей недосягаемости останется вечным и вечно будет влиять на души, ищущие мира чрез внутреннюю связь с Божеством, мы ни минуты не можем сомневаться в том, что этому учению суждено быть неугасимым маяком на извилистом пути нашего прогресса».

XIX век дал России ее величайшего педагога – Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870).

К.Д. Ушинский стал основоположником российской педагогической науки. Он написал много замечательных статей, посвященных проблемам воспитания, а его главный труд – «Педагогическую антропологию» сегодня знает каждый российский учитель. В этих произведениях К.Д. Ушинскому удалось решить важнейшие проблемы российского образования и воспитания. Особенно важно то, что он выявил основания, на которых развивается и должно развиваться современное европейское и российское образование.

Во-первых, христианство, потому что «есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народности, – это идеал, представляемый нам христианством. Все, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в божественном учении, и воспитанию остается только, прежде всего и в основу всего, вкоренить вечные истины христианства. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию, оно же и должно служить для воспитания каждого христианского народа источником всякого света и всякой истины. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столп в пустыне, впереди человеков и народа; за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью».

Напротив, попытки построить образование и воспитание на основе древнегреческой и древнеримской культуры, к чему призывали многие великие мыслители Запада, уверенные, что древняя культура является подлинной основой европейской культуры, он считал глубоко ошибочными. К.Д. Ушинский доказывал, что даже если Европа и получила много полезного от античности, то теперь она далеко ушла вперед. И поэтому не нужно «возвращаться к опустошенным сокровищам», а нужно идти вперед. А идти вперед можно, только сохраняя подлинную основу европейской культуры – христианство. И именно поэтому христианство, а не древняя классическая культура, должно быть основой социальной и культурной жизни Европы, ее воспитания и образования.

В России духовной основой воспитания и образования является православие, которое, по мысли Ушинского, – фундамент всей жизни России и каждого русского человека. Поэтому он писал: «Мы желали бы, чтобы ни одно русское дитя не было лишено святого отрадного воспитательного влияния Православной Церкви».

Второй основой является национальная культура. К.Д. Ушинский первым, и намного раньше других ученых, понял, что в мире идет становление национальных систем образования. И поэтому он писал о том, что и Россия, далекая в середине XIX века от решения этого вопроса, обязана создать свою национальную систему образования.

Опираясь на этот вывод, он разработал теорию народного образования России от народной школы до университетов, которую выразил в своих удивительно точных словах о «необходимости сделать русские школы русскими».

И, в-третьих, в основе современного образования должна лежать наука, которая в XIX веке стала важнейшим фактором развития европейских стран. Именно наука, наряду с религией, должна стать важным средством не только в интеллектуальном, но и в духовно-нравственном развитии общества и образования.

Ушинский также разработал систему женского образования, которая сочетала в себе общее обучение и специальную педагогическую подготовку.

Особая заслуга К.Д. Ушинского – это создание начальной школы России. Константин Дмитриевич разработал теорию начального образования, а также учебники и методики преподавания. Эти разработки были столь успешными, что позволили создать замечательную школу для народа. Это было так значимо для России, что за эту заслугу его назвали «народным педагогом», поставив в один ряд с такими национальными именами России, как А.С. Пушкин, М.И. Глинка, А.В. Суворов.

Любая школа только тогда сможет хорошо обучать и воспитывать, когда в ней работает профессионально подготовленный учитель. К.Д. Ушинский это прекрасно понимал и разработал учение о профессиональной подготовке российского учителя. Его учение и до сих пор является основой педагогического образования России, а К.Д. Ушинского называют «учителем российских учителей».

Он также написал знаменитые учебники «Детский мир» и «Родное слово», которые и до сих пор считаются лучшими в России. Его учебник «Родное слово» в дореволюционной России переиздавались 146 раз. Переиздается эта книга и в наши дни. На сегодня это самая издаваемая книга в России – ни одна другая книга не переиздавалась такое количество раз.

Великий русский педагог Сергей Александрович Рачинский (1833–1902) принадлежал к старинному дворянскому роду. Учился в Московском университете, а потом за границей. Работал профессором в Московском университете. В 1872 году он оставил работу в университете, поселился в своем имении в селе Татево и здесь на свои деньги организовал народную школу для крестьян, в которой и стал преподавать, посвятив этой деятельности всю свою жизнь. В дальнейшем он создал на свои средства в Смоленской и Тверской губерниях около двадцати школ (некоторые с общежитиями и лечебницами), в которых обучались более тысячи крестьянских детей.

Рачинский понимал, что вопрос о народном образовании – это «...вопрос о будущем России, более важный, чем о финансах, судопроизводстве, полиции и вообще о государственных учреждениях. Ибо как ни плохи будут эти учреждения, но когда дух народа цел, государство останется непоколебимо. Когда же последовало в народе нравственное разложение, тогда самые превосходные учреждения не удержат государство от гибели».

С 1877 по 1902 гг. С.А. Рачинский жил вместе с крестьянскими детьми в построенной им школе. И учителя, и ученики собирались за одним братским столом. Дети получали в школе образование. При школе работала лечебница, где бесплатно получали медицинскую помощь все жители окрестных сёл. Все расходы на содержание школы и лечебницы шли из личных средств С.А. Рачинского.

Жизнь школы шла в соответствии с православным календарем: она была связана с соблюдением постов и всех православных праздников. Каждый праздник отмечался с особым торжеством и радостью. О богослужении и церковном пении С.А. Рачинский писал: «Тому, кто окунулся в этот мир строгого влияния, глубокого озарения всех движений человеческого духа, тому доступны все выси музыкального искусства, тому понятны и Бах, и Палестрина, и самые светлые вдохновения Моцарта, и самые мистические дерзновения Бетховена и Глинки».

Пятого июля 1882 г. С.А. Рачинский создал первое общество трезвости. Вскоре во многих городах и сёлах, на фабриках и заводах возникли подобные общества. Благодаря их деятельности трезвенники стали исчисляться десятками тысяч.

К выдающемуся сельскому учителю обращались за советами самые известные люди России: писатель Л.Н. Толстой, философ В.В. Розанов, обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев. С.А. Рачинский был дружен со своим земляком – основателем православной миссии в Японии архиепископом Николаем (Касаткиным). В Татеве проводили каникулы обучавшиеся в Санкт-Петербургской духовной академии японцы, обращённые архиепископом Николаем в православие, среди них был и крестник Сергея Александровича – самурай Сеодзи.

Понимая, что христианская культура воспитывает человека, приближает его к божественной истине и любви, С.А. Рачинский старался познакомить как можно большее количество людей с этой культурой. О своей работе он рассказал в книге «Сельская школа», в которой на основе своей богатой педагогической практики, доказывал, что только церковно-приходская школа России и есть та школа, которая более всего подходит русскому народу.

По сути дела, его школа представляла особую замечательную систему воспитания для крестьянских детей, которая сочетала в себе православное духовно-нравственное воспитание, утонченное эстетическое воспитание, прекрасное умственное образование и применимое к крестьянской жизни трудовое воспитание. Поэтому не случайно в его школе учились дети, ставшие известными деятелями России. С.А. Рачинский воспитал трёх знаменитых художников из деревенских мальчиков своей школы: Н. Богданова-Бельского, Т. Никонова и И. Петерсона. В Санкт-Петербурге он обучал их на свои средства. Учеником Рачинского был также протоиерей А.П. Васильев (1867–1918) духовник царской семьи. Он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, стал выдающимся народным проповедником и законоучителем царских детей.

За свою педагогическую деятельность и научные труды по сельской школе он был избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии Наук. Педагогическая деятельность Рачинского была высоко оценена императором Николаем II, который 14 мая 1899 г. писал: «Труды Ваши по устройству школьного обучения и воспитания крестьянских детей, в нераздельной связи с церковью и приходом, послужили образованию уже нескольких поколений в духе истинного просвещения, отвечающего духовным потребностям народа».

Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907). Один из величайших ученых мира, создатель знаменитой периодической системы, которой сегодня пользуются все химики мира. Но он был не только ученым, но и мыслителем, посвятившим многие годы поиску оптимальных путей развития России. В конце XIX – начале XX в. Д.И. Менделеев написал свою знаменитую книгу «Заветные мысли», в которой изложил выводы своих многолетних исследований и размышлений.

Одним из самых известных его открытий стало понимание основополагающей роли православия в жизни России и каждого человека. Поэтому важнейшее значение в успешном развитии России он придавал сохранению православия в русском народе и восстановлению его в интеллигенции и дворянстве, потому что, потеряв веру, интеллигенция и дворянство впадали в бездеятельность, пессимизм и отчаяние. Они становились не только не нужными, а даже вредными сословиями для страны.

В своем последнем письме, помещенном в конце этой книги, он, как о самой большой угрозе для России, писал о потере веры: «Не могу, даже просто смелости у меня такой не хватает, закончить изложение своих «Заветных мыслей», не попытавшись передать своих исходных положений, выработавшихся всею совокупностью испытанного и узнанного в жизни... Считаю это тем более необходимым в наше время, что оно явно занято «переоценкою» и сосредоточенным стремлением найти вновь как-то затерявшееся «начало всех начал», исходя то из субъективной самостоятельной точки зрения, то из какого-то абстрактного единства, будь оно энергия вообще, или, в частности, электричество, или что-либо иное – только не древнее исходное начало, Богом наименованное». Далее он писал, что такое состояние «самым отрицательным образом сказывается на всей интеллигенции; печальнее же всего господствующий скептицизм отражается на потерявшейся молодежи».

XIX век дал России таких великих мыслителей и ученых-историков, как Николай Михайлович Карамзин (1766–1826); Сергей Михайлович Соловьев (1820–1879); Василий Осипович Ключевский (1841–1911). В своих многотомных трудах они раскрыли суть исторического развития России и показали место православия в ее жизни.

Подумай: в чем заключались основные идеи великих православных ученых и философов России?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1000 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...