Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Орфография



1. Что такое орфография? С какими разделами науки о языке она связана?

2. Что такое орфограмма? Выделите основные группы орфо­грамм.

3. Назовите виды орфограмм:

а) в корне слова;

б) в приставках;

в) в суффиксах;

г) в окончании.

4. Расскажите:

а) о правописании чередующихся гласных в корне слова;

б) о написании гласных и согласных в приставках;

в) о правописании суффиксов разных частей речи;

г) о написании к и нн в разных частях речи;

д) об употреблении ъ и ь;

е) о различении не и ни;

ж) о слитном и раздельном написании не и ни с различ­ными частями речи;

з) о написании -тся и -ться в глаголах;
и) о правописании причастий;

к) об употреблении дефиса (черточки);

л) о слитном и раздельном написании слов;

м) об употреблении большой буквы.

5. Как проверить написание окончаний:

а) существительных;

б) прилагательных;

в) глаголов?

В современной русской орфографии действуют три главных принципа, которыми руководствуются при установлении орфографических норм:

морфологический, предполагающий единообраз­ное написание морфем (под делатьпод писать, мо­розморозы, березовыйкленовый, в тетрадкев стране);

фонетический, при котором пишущий следует звучанию морфемы в данном слове (без злобный, беспо­койный, предыстория, хотя образовано от слова исто­рия);




традиционный, согласно которому выбор буквы — одной из ряда возможных — определяется не каким-то орфографическим правилом, а этимологией, традицией.

Основным принципом русской орфографии является морфологический; фонетических написаний при стро­гом их рассмотрении не так уж много, хотя в древне­русском письме они преобладали.

Учитесь замечать отступления от морфологического принципа в угоду фонетическому (рас писаниерос­пись, черн ыйсинийбольшой, межойлужей) и под влиянием традиционного (плов ец, но плав ать; из бери, но из бир ать; раст и, но рос ли).

Кроме трех основных, в русской орфографии имеют силу и некоторые другие принципы. Так, при употреб­лении прописной буквы действует семантический прин­цип, учет значения слова, словосочетания (при написа­нии имен собственных) или синтаксический (прописная буква в начале предложения). При слитно-дефисно-раздельных написаниях принимаются во внимание и лек­сические, и синтаксические, и словообразовательные признаки.

301*. Определите принципы написания орфограмм, названных в их перечне в начале темы «Орфография» (пункты 4 и 5).

В русском языке перенос слов слоговой, по фонетическому принципу: домик, родина. Основные правила переноса.

1. Нельзя оставлять на предыдущей строке или пе­реносить на следующую строку одну букву слова или согласные без гласной.

2. Буквы ъ, ъ и й нельзя отделять от предшеству­ющей буквы; молено перенести так: подъезд, польза, война, район.

3. При переносе нельзя отрывать от корня букву корня, стоящую на стыке с суффиксом или приставкой: прекрасный, московский, под-осиновик.

4. При переносе слов с двойными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится: клас­сы, но классный (отделяем суффикс от корня).

5. При переносе сложносокращенные слова следует разбивать на составляющие их части.


Некоторые слова, состоящие из двух или трех сло­гов, не могут быть разбиты переносом: осень, ария, фойе, таю, лью, устрою и др.

302*. О каком принципе русской орфографии говорится в приве­денном высказывании академика Я. Грота (впервые создавшего систематизированный и научно обоснованный свод орфографи­ческих правил русского языка) из предисловия к его книге «Рус­ское правописание» (1885)? Как надо понимать выражение «держаться утвердившегося обычая»? Что автор имел в виду, говоря о «начертаниях неверных или слишком непоследователь­ных»? Какие «начертания» после выхода трудов Грота призна­ны в русской орфографии верными и последовательными и ка­кой в связи с этим принцип утвердился в правописании?

Во многих случаях наше правописание установилось давно уже, хотя и не всегда правильно: изменять его в по­добных случаях не представлялось удобным, потому что такого рода изменения могли бы только поколебать суще­ствующее соглашение и вызвать новые разноречия в на­шем письме.

Поэтому принято было за правило по возможности дер­жаться утвердившегося обычая, отступая от него только тогда, когда общеупотребительные начертания оказыва­лись положительно неверными или слишком непоследова­тельными.

1. Какие слова и обороты в тексте Я. Грота вы считаете архаичными (устаревшими), хотя и хорошо передающими суть дела?

2. Как Я. Грот относился к изменениям орфографии?

303. Запишите высказывание Н. Гоголя, применяя правила пра­вописания. Определите принцип написания каждой из пропу­щенных орфограмм.

...Поэты наши (с, з)делали д..бро уже1 тем1, что разнес­ли благ..звучие (до)толе (н..)бывалое. (Н..)знаю в какой другой литературе пок..зали стих..творцы такое бе..конеч­ное разно..бразие от(?)енков звука чему (от)части разуме-ет(?)ся способствовал сам поэтический язык наш. У каж­дого свой стих и свой особен(?)ый звон. Этот металличе­ский бронзовый стих Державина которого до сих пор




не может еще п..забыть наше ухо этот густой как смола или струя ст..летнего токая (сорт венгерского десертного вина) стих Пушкина этот сияющий праз(?)ничный стих Языкова влетающий как луч(?) в душу весь соткан(?)ый из света этот облитый ар..матами (полу)дня стих Батюшкова сладос(?)ный как мед из горного ущелья1 этот ле..кий воз­душный стих Жуковского, порхающий как (н..)ясный звук эоловой арфы этот т..ж..лый как бы влач..щийся по земле стих Вяземского проникнутый по..час едкой щ..мящ..й русской грустью все они, точно разн..звон(?)ые к..л..к..ла или бе..числен(?)ые клавиши одного в..лик..лепного орга­на, разнесли благ..звучие по Рус(?)кой земле.

1. Найдите в тексте сравнения и метафоры. Какова их роль?

2. Передайте своими словами основные мысли Н. Гоголя, ис­пользуя лишь некоторые наиболее емкие и выразительные его обороты.

304. Прочитайте и спишите отрывок из романа И. Шмелева «Волчий перекат». Поставьте недостающие знаки препинания.

(Ж..лто)бурые щ..тки жнивья гл..дели голо и холодно в сумерках только ч..ртополох силой засел на м..жах с (ч..рно)ж..лтыми пуго..ками ржавой дикой р..бинки. Уже (н..)было стреляющих в пр..сторе стриж..й только ч..рное галоч..е шумело в хол..деющ..м небе, круж..ло над избами крич..ло что идет осень. В серых р..дах стояли пышно ра..убран(?)ые рябины точно краен..кафтан(?)ая стража зат..савшаяся в серую т..лпу муж..ков. Стайки ж..ревш..х гусей звонко трубили п..двигаясь к ноч(?)легам и в крике их ч..дились х..л..да. Ч..рные пугалы пялили руки в зах..л..давш..х пустых огородах — где все?

(Н..)уютом и холодом см..трело все (с, з)десь, и (н..)хо-телось идти.

1. Назовите гласные и согласные звуки речи в выделенных словах; подчеркните твердые согласные одной чертой, мяг­кие — двумя чертами.

2. Найдите в тексте слова, в которых согласные буквы: а) не обозначают звуков; б) обозначают согласные звуки, не со­ответствующие их написанию.


3. Укажите слова с разными способами обозначения мягкости согласных звуков в них.

4. Какую функцию выполняет мягкий знак в словах жнивья, галочье!

305. Спишите. Объясните орфограммы «проверяемые и непрове­
ряемые согласные в корне слова».

А осен(?)ий, ясный, (н..)мно..ко х..лодный, утром мо­розный день, когда б..реза, словно сказ..чн..е дерево, вся з..л..тая, красиво рисует(?)ся на (бледно)голубом неб.., когда ни..кое со(?)нце уже (н..)греет, но бл..стит ярче летн..го, (не)большая осиновая роща вся св..ркает (на)скво(зь, сь), словно ей весело и ле..ко стоять голой, из­морось, сь) еще б..леет на дне д..лины, а свеж..й ветер тихоньк.. Ш..В..ЛИТ и гонит упавш..е покороблен(?)ые листья, — когда по реке радос(?)но мчат(?)ся син..е вол­ны, мерно вздымая рас(?)еян(?)ых гусей и уток; вдали мельница стучит, (полу)закрыт..я вербами, и, п..стрея в светлом воздух.., голуби кружат(?)ся над ней. (И. Тур­генев.)

1. Какие другие орфографические правила вы использовали при написании этого текста?

2. Сравните звуки речи в словах изморозь и изморось. Различа­ются ли эти слова по смыслу? Составьте с ними предложения, в которых было бы видно смысловое отличие этих слов.

3. Укажите выразительные средства языка в этом тексте. Дайте их характеристику.

306. Спишите текст. Назовите автора и произведение, из которого он взят. Укажите непонятные вам слова. Как называются такие слова? Найдите их толкование в словаре (этимологиче­ском, толковом).

Ч..дный город Миргород! Каких в нем нет строений! И под с..ломен(?)ою, и под очеретяною, даже под д..-р..вян(?)ою крышею; (на)право улица, (на)лево улица, в..зде пр..крас(?)ный плетень; по нем в..ется хмель, на нем висят горшки, из(за) него подсолнечник выказы­вает свою со(?)нце..бразную голову, красне..т мак, мель­кают толстые тыквы. Роскош(?)! Плетень всегда убран предметами, которые делают его еще более ж..в..писным:





напяленною плахтою, или сорочкою, или шароварами. В Миргород., нет (н..)воровства, (н..)мошен(?)ичества, и поэтому каждый вешает, что ему вздумает(?)ся. Если будете подходить к площад.., то, верно, на время остано­витесь полюбоват(?)ся видом: на ней находит(?)ся лужа, удивительная лужа! единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она з..нима..т почти всю пло-ща(дь, ть). Пр..крас(?)ная лужа! Дома и домики, кото­рые и..дали молено пр..нять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красот., ее.

1. Определите принцип написания орфограмм в первыхтрех предложениях, дайте объяснение каждой из них.

2. Определите, какими звуками речи различаются пары слов: Миргородв Миргороде, житьжизнь, гонятьгоняй, люклёг.

307. Запишите словосочетания. Объясните, особенность
русского ударения помогает справляться с орфографическими
трудностями при написании безударных гласных в слове.

Совр..мен(?)ики Пушкина, доверительный разг..вор, леб..диная песня, сп..шить д..мой, объединения избирате­лей, пл..сать под дудку, з..леные д..ревья, г..л..в..круже­ние от успеха, з..л..тые к..л..к..ла, б..ртовые огни.

308. Записывая слово, измените его или подберите родственное
ему таким образом, чтобы ударение перешло сначала на один,
потом на другой слог корня. Ударение во всех случаях обозначь­
те. Выделите корни. Найдите сложные слова, укажите соедини­
тельные гласные.

Ст..р..на, п..л..са, м..л..дая, г..л..дать, з..л..неть, хл..-п..тать, н..б..са, в..д..хр..нилище, в..сьмич..совой, д..м..-вл..делец, г..л..са, врем..пр..пр..в..ждение, м..лч..ливый, разнообразный, пл..м..на.

309. Запишите словосочетания, заменяя выделенные слова сло­
вами-синонимами, в корне которых будут непроизносимые со­
гласные.

Печальная песня, плохая погода, знаменитый артист, незнакомый прохожий, близлежащие села, красивая де­вушка, очаровательный ребенок, веселый человек, ново­годний пирог, замечательное событие, добрый человек.


310. Измените слово или подберите родственное, с тем чтобы
проверить написание пропущенной согласной. Согласную в обо­
их случаях выделите.

Ни..кий пот..лок, бли..кий дру.., установить р..кор.., портовый гру..чик, сторо..ка л..сника, лесные поса..ки, ги..кий трос(?)ник.

311. Рядом с данными формами имен существительных запиши­
те их начальную форму. Укажите род существительных. Со­
ставьте с ними словосочетания.

Абзацы, ансамбли, болезни, вести, вещи, власти, водо­росли, гаражи, гвозди, гости, грачи, грозди, гроши, гру­бости, дочери, дроби, жерди, казни, кости, лопасти, мечи, мысли, мячи, напасти, ножи, ночи, области, опасности, печи, радости, речи, рубли, сачки, сечи, сладости, спек­такли, судоверфи, трости, ферзи, челюсти.

Мягкий знак обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова и в середине слова: фонарь, борьба, свадьба, нянька, раньше, возьми. Мяг­кий знак сохраняется и при изменении формы слова: борьбав борьбе, свадьбана свадьбе, нянька — няньки, восьмойвосьми.

Мягкость [л'] перед согласными всегда обозначается мягким знаком: бурильщик, мыльница.

Не пишется ь в сочетаниях:

чк: бочка нщ: каменщик

чн: ночник рщ: спорщик

нч: кончать щн: помощница

312. От данных словосочетаний образуйте словосочетания, в ко­торых выделенные слова стали бы существительными с ь в се­редине слова. Следите за падежами зависимых слов.

Бороться с конкурентами, косить сено, писать сочине­ние, полезный для здоровья, просить о поддержке, резать пилой, стрелять из лука, жить в чужом доме, мыть голо­ву, семейный совет, свадебный пир, молотить хлеб, мо­лить о помощи.




313. Подберите слова с сочетаниями чт, чн, щн, нч, рщ, нщ, чк. Сформулируйте правило написания этих сочетаний.

314. Перепишите слова, вставляя, где необходимо, пропущенную букву. Выделите суффиксы существительных -чик, -щик, -ик; объясните написание встретившихся вам орфограмм.

Артел(?)щик, бан(?)щик, зон(?)тик, бол(?)ше, веч(?)-ный, вин(?)тик, вскол(?)зь, гон(?)щик, ден(?)щик, жен(?)-щина, зачин(?)щик, конеч(?)но, кровел(?)щик, лудил(?)-щик, мел(?)ница, мел(?)че, мощ(?)ный, нел(?)зя, нян(?)чить, овощ(?)ной, пил(?)щик, помощ(?)ник, пон(?)чик, руч(?)ка, сел(?)дь, скуч(?)ный, смен(?)щик, сроч(?)но, тон(?)ше, точ(?)-ка, хищ(?)ник, ч(?)тобы, гвоз(?)дик, брен(?)чать, смор(?)-щиться, ноч(?)ной, птич(?)ница, бесконеч(?)ный, вос-точ(?)ный, барабан(?)щик, поден(?)щик, чулан(?)чик.

315. Прочитайте отрывок из рассказа Л. Толстого «Набег» и за­
пишите его. Озаглавьте текст.

В десять часов вечера должны были выступить войска. В половине девятого я сел на лошадь и п..ехал к г..н..ра­лу но пр..дпол..гая что он и ад(?)ютант его зан..ты я ост..н..вился на улиц., пр..в..зал лошадь к забору и сел на завал..нку с тем что(бы) как только выед..т г..н..рал д..гнать его.

Солнечный жар и блеск уже сменились пр..хладой ноч.. и (н..)ярким светом молодого мес.ца который, обра­зовывая около себя бледный светящийся (полу)круг на темной син..ве звез(?)ного неба начинал опускат(?)ся... Стройные р..ды садов, в..дневши..ся на горизонте из(за) выбелен(?)ых осв..ща..мых луною з..млянок с камышовы­ми крыш..ми казались еще выше и ч..рнее.

Длин(?)ые тени домов д..рев..ев, заборов л..жились красиво по светлой пыльн..й дорог... <...>

Я (н..)скажу о чем задумался (во)первых, потому что мне совес(?)но было(бы) признат(?)ся в мрачных мыслях которые (н..)отвя..чивой чер..дой набегали мне в душу тог­да как кругом себя я зам..чал только веселость и радость а (во)вторых потому что это (н..)йдет к моему рас(?)казу. Я задумался так что даже (н..)заметил как колокол пробил один(?)адцать и г..н..рал со свитою пр..ехал мимо меня.


Торопливо сев на лошадь, я пустился д..г..нять отряд. Ар(?)ергар.. еще был в воротах крепост... (На)силу пр..-брался я по мосту между столпившимися орудиями, ящи­ками, ротными повозками и шумно ра..поражающимися офицерами. Выехав за ворота, я рысью об(?)ехал чуть (н..)(на)версту ра..т..нувши..ся, молч..ливо двигающи..ся в т..мноте войска и догнал генерала.

В первых двух предложениях найдите слова, в которых:





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1191 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...