Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вспомните из уроков истории, чем завершилась Куликовская битва, что сыграло решающую роль. Напишите об этом



192. Подготовьте в виде путевого очерка рассказ об экскурсии или походе, в которых вам довелось участвовать. Опишите уви­денное во время пути, расскажите о встрече с интересными людьми; выразите свое отношение к увиденному, возникшие при этом мысли.

Герой портретного очерка — конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами и не­достатками. В портретном очерке автор не только дает портрет в узком смысле этого слова, но и описывает об­становку, в которой живет и трудится герой, рассказы­вает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимо­отношениях с окружающими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка. Примерами та­ких очерков могут служить «Записки охотника» И. Тургенева.

Внимание очеркиста сосредоточивается не только на внешнем, но и на «внутреннем» портрете.

Внешний портрет — это описание лица, рук, глаз, волос, прически, одежды, походки, жестов, манер, осо­бенностей голоса, смеха. Очень важно сказать о выра­жении глаз, взгляде, улыбке. Вовсе не обязательно опи­сывать все черты лица, достаточно уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека.


«Внутренний» портрет — это характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, обычные для него настроения, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания.

Между внешним портретом человека и его «внутрен­ним» портретом, т. е. характером, всегда существует связь, но ее надо уметь заметить и выразить. Чтобы по­нять эту связь, человека надо увидеть в разных ситуа­циях, не один раз встретиться с ним, понаблюдать за ним со стороны. Характер человека может выражаться в улыбке, голосе, смехе, в движениях, привычных жес­тах, в характерных словах и оборотах речи.

Автор очерка беспрерывно ищет такие языковые средства: слова, речевые обороты, эпитеты, сравнения, метафоры, которые позволили бы наиболее полно и яр­ко передать реальные черты изображаемого человека и выразить свое отношение к нему.

Для полноты и большей достоверности портрета в очерке используются биографические данные изобража­емого лица, описывается обстановка, в которой действу­ет герой, наиболее характерные и наиболее существен­ные (с точки зрения основной идеи, основного замысла) эпизоды из его жизни.

193. Прочитайте отрывки из очерка В. Лакшина об Ираклии Андроникове. Укажите, какими средствами языка автор рисует характер своего героя.

Ему никогда не составляло труда в разгар рабочего дня дезорганизовать работу солидного учреждения.

Достаточно было Андроникову переступить порог му­зея, издательства, библиотеки или архива, как вокруг не­го тотчас собиралось человек пять-шесть. И вот уже слы­шен хохот, возгласы удивления, толпа растет, и если ты опоздал подойти, то, только заглядывая3 через чужие пле­чи, можешь увидеть, как в тесном кружке, немного теат­рально опершись обеими руками на массивную трость, стоит невысокий, полный, с необыкновенно подвижным, живым лицом человек и с увлечением рассказывает что-то, выговаривая слова красиво, четко, уверенно и поджи-




гая слушателей своим заразительным смехом. Час, два, три часа кряду он рассказывает — невозможно отойти — знакомым, полузнакомым и вовсе не знакомым людям о Пушкине, Одоевском, Лермонтове, бабушке Лермонтова, тетке Сушковой, бабушке тетки Сушковой... И еще — о Маршаке, Алексее Толстом, Иване Ивановиче Соллертинском, Василии Ивановиче Качалове — тысяча лиц в одном человеке, и голос каждого слышен.

Он заражает всех своей увлеченностью, тормошит, осаждает, расспрашивает, но более всего заставляет себя слушать. Восхищаться в одиночку он не умеет. Ему нуж­ны собеседники: лучше, если большой зал или бессчет­ная аудитория радио и телевидения, но на худой конец пусть хотя бы один свежий слушатель, и он готов начать просто и немного торжественно: «Я хочу рассказать вам...»4

Об Андроникове трудно говорить, потому что коммен­тировать, как-то объяснять, популяризировать его труды и личность излишне — этого человека знают все, да и сам он кого хочешь3 объяснит. Андроников без посредников обращается к аудитории своих читателей, слушателей, зрителей. Поговорим о его любимом жанре.

К жанру Андроникова можно подойти с разных сторон. Можно подивиться живой разговорности, непосредствен­ности интонации «устного рассказа»; можно обратить вни­мание на разнообразие историко-литературных интересов автора (Пушкин, Лермонтов, Гоголь — и Горький, Алек­сей Толстой, Илья Чавчавадзе), можно, наконец, отметить широту восприятия автором различных видов искусства, особенно в их скрещениях, сочетаниях — поэзии и живо­писи, театра и музыки, телевидения и кино. Андроников рассказывает о музыковеде Соллертинском, живописце Пименове, актере Остужеве, композиторе Хачатуряне, фо­тографе Дмитриеве. И везде находит нешаблонный сюжет, оригинальный поворот.

Молено сказать, что ему дьявольски повезло. В тот мо­мент, когда он понял себя, отстоял свой жанр и уже со­бирал на свои устные рассказы в творческих клубах и кон­цертных залах довольно обширную аудиторию, будто спе-


циально для него человечество изобрело такую штуку, как телевидение.

Большой удачей было, конечно, и то, что Андронико­ва открыло радио. И все же Андроников был создан для телевидения, а этот аппарат был изобретен для него, как каравелла «Санта-Мария» для Колумба.

Найдите предложения с деепричастными оборотами, объясните постановку всех знаков препинания в них.

194*. Очерковый портрет может приобретать и сатирический, обобщенный характер. Таков, например, портрет миллионера в очерке М. Горького «Один из королей республики». Спишите отрывки из этого очерка. Выявите основные признаки текста. Определите тип и стиль речи.

I....Стальные керосиновые и другие короли Соединен­ных Штатов всегда смущали мое воображение. Людей у которых так много денег я не мог себе представить обыкновенными людьми.

Мне казалось что у каждого из них по крайней мере три ж..лудка и полтораста штук зубов во рту. Я был увер..н что мил(?)ионер каждый день с шести часов утра и до двена(?)цати ночи все время без отдыха ест. Он истр..бляет самую дорогую пищу гусей инде..к пор..сят редиску с маслом пудинги кэки и прочие вкусные вещи. К вечеру он так устает работать челюст..ми что приказы­вает ж..вать пищу неграм а сам уж только проглатывает ее. <...>

Мне казалось он долж..н носить белье из парчи каблу­ки его сапог подбиты золотыми гв..здями а на голове вмес­то шляпы что-нибудь из брил(?)иантов. Его с.ртук сшит из самого дорогого бархата имеет не менее пятидесяти фу­тов длин(?)ы и украш..н золотыми пуговицами в количе­стве не менее трех(сот) штук. По праз(?)никам он над..ва-ет сразу восемь сюртуков и шесть пар брюк. Конечно это и (не)удобно и стесня..т... Но будучи таким богатым нель­зя же од..ваться как все...

К..рман миллионера я пон..мал как яму, куда свобод­но можно спрятать церков(?) здание Сената и все что нуж­но... Однако представляя емкость живота такого джентль­мена подобной трюму хорошего морского пар..хода я не




мог вообразить длину ноги и брюк этого существа. Но я думал что одеяло под которым он спит должно быть (не)меныне квадратной мили...

П. Мож..те вообразить мое изумление когда я встретив миллионера увидал что это самый обыкновенный человек.

Передо мной сидел в глубоком кресле длин(?)ый сухой старик спокойно ел..жив на животе нормального размера коричневые сморщен(?)ые руки обычной человеческой вел..чины. Дряблая кожа его лица была тщательно выбр..та устало опущен(?)ая нижн..я губа открывала хорошо сде­ланные челюсти они были усажены золотыми зубами. Верхняя губа бритая бе..кровная и тонкая плотно прилип­ла к его ж..вательной машинке и когда старик говорил, она почти не двигалась. Его бесцветные глаза не имели бровей матовый череп был лиш..н волос. Казалось что этому лицу немного (не)хватало кожи и все оно красноватое, неподвиж­ное и гладкое — напоминало о лице новорожденного ре­бенка. Трудно было определить — начинает это существо свою жизнь или уже подошло к ее концу...

Одет он был то(же) как простой смертный. Перстень ча­сы и зубы это все золото какое было на нем. Взятое вмес­те оно весило вероятно менее (полу)фунта. (В)общем этот человек напоминал собой старого слугу из аристократиче­ского дома (Е, е)вропы...





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1292 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...