Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Срочный характер исключительных прав



Срок охраны исключительных прав является важной частью любого законодательства об авторском праве и смежных правах. Для динамичного и устойчивого развития государство обязано в своем законодательстве обеспечить охрану одних прав вечно, а других — на определенный срок. Как уже отмечалось, впервые охрана прав авторов стала признаваться с 1709 года с принятием Статута Анны. В этом первом в мире законе об авторском праве установлен срок охраны авторского права в 14 лет с момента регистрации произведения в специальном регистре. Однако предоставлялось это право не автору произведения, а его издателю. Только по истечении этого срока автору могла быть предоставлена охрана на 14 лет1.

В конце XVIII века стала формироваться континентальная школа авторского права, в которой произошло законодательное разделение авторского права на личные неимущественные и имущественные права. При этом личные неимущественные права признавались вечными, а имущественные права — действующими в течение ограниченного срока — на время жизни автора и 10 лет после его смерти.

1 Риверс Т. Справочник для вещателей о владении, приобретении, освобождении, взыскании и административном управлении. Лондон: ЕСВ-АКТ, 1998. С.22.


Срок действия исключительных прав 351

Срок действия имущественных прав постоянно увеличивался. Бернская конвенция установила минимальный срок охраны имущественных права на время жизни автора и 50 лет после его смерт-и. Такой срок охраны был принят не случайно. Считалось, что посмертный срок охраны должен соответствовать средней продолжительности жизни прямых наследников авторов. Другими словами, расширение срока действия имущественных прав на 50 лет после смерти автора происходило с учетом интересов наследников автора.

Следует отметить, что посмертный 50-летний срок охраны авторского права, первым в мире признанный в Российской империи еще в 1837 году, связывают с обстоятельствами, последовавшими после трагической смерти А.С. Пушкина. Жена поэта сумела разжалобить императора и вытребовать 50-летнюю охрану пушкинского наследия в свою пользу вместо существовавшего в то время 25-летнего срока охраны. Необходимо подчеркнуть, что увеличение срока посмертной охраны привело к долгому и значительному ограничению доступа широкой публики к произведениям А.С.Пушкина.

Приведем несколько иллюстраций из дискуссий, сопровождавших принятие Закона Российской империи «Об авторском праве» 1911 года. Санкт-Петербургское литературное общество представило малоизвестные даже в то время факты. Много горьких слов было сказано и в отношении срока охраны авторского права в России.

«История крупных русских литературных наследств, большая часть которых пошла вовсе не тем, которые были действительно близки нашим великим писателям, могла бы вообще дать очень поучительные выводы. Об этом плене лучшего дрстояния народа в пользу лиц, сплошь и рядом ничего общего не имеющих с духом того, плодами работы которого они пользуются, нельзя вообще говорить без горечи. Чего стоит одна жена Пушкина, можно прямо сказать, дважды погубившая его: один раз, когда она его подвела под пулю Дантеса, а другой раз, когда благодаря ей 25-летний срок литературной собственности был превра-


352__________________________________________ Глава 11

щен в 50-летний, который именно на сочинениях Пушкина отразился особенно тяжело»1.

Далее следуют факты. «Нет надобности сколько-нибудь подробно останавливаться на иллюстрировании того, в какой мере вредным для интересов культуры является 50-летнее заграждение доступа великих произведений в народные массы. Все помнят, что было в 1887 году с сочинениями Пушкина, а петербуржцы, в частности, помнят 30 января 1887 года, когда публика буквально приступом взяла магазин «Нового времени» и в несколько часов купила 6000 экземпляров дешевого издания сочинений Пушкина. Вслед за этим было выпущено несколько сот тысяч экземпляров всевозможными издателями, и все это было поглощено с неимоверной быстротой. То же повторилось с Лермонтовым и Гоголем, повторится, конечно, с Тургеневым, Достоевским и Некрасовым. Как общий закон^ можно установить, что прекращение монополии на сочинения великих писателей повышает их распространение прямо безмерно. До 1887 года Пушкин расходился максимум по 2000 экземпляров в год, а с 1887 года он стал расходиться десятками тысяч, а в первые годы даже сотнями тысяч»2.

После революции 1917 года все правоотношения в сфере авторского права регулировались декретами Советов Народных Комиссаров, в которых были установлены нормы авторского права, обеспечивавшие гораздо меньший уровень и объем охраны авторов по сравнению с последним Законом Российской империи об авторском праве. Однако следует иметь в виду, что в то время перед советским государством стояла исключительно важная и сложная задача массового образования, ради которой были введены существенные ограничения не столько на права авторов, сколько на права их наследников.

С 1925 года авторское право стало принадлежать автору в течение 25 лет с момента первого опубликования

' Авторское право. Доклад комиссии С.-Петербургского литературного общества по поводу проекта закона об авторском праве. СПб.: Т-во художественной печати, 1908. С. 35. 2 Там же. С. 43.


Срок действия исключительных прав 353

произведения, причем в случае смерти автора до окончания этого срока его авторское право переходило к его наследникам, но не более чем на 15 лет. С 1928 года срок действия авторского права был расширен на всю жизнь автора. После присоединения СССР в 1973 году к Всемирной конвенции об авторском праве «Основы гражданского законодательства СССР» и гражданские кодексы союзных республик установили 25-летний посмертный срок действия авторского права. После вступления в силу Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 года на ее территории восстановлен срок действия авторского права, который действовал еще в 1911 году.

Несмотря на то, что расширение срока действия авторского права после смерти автора соответствует в большей мере интересам наследников, а не интересам общества, тем не менее он происходит и в настоящее время, в частности Директива Европейского Союза, которая обязала все страны Союза расширить действие имущественных прав на 70 лет после смерти автора1. При обосновании необходимости именно такого посмертного срока действия авторского права Директива ссылается на увеличение средней продолжительности жизни. Понятно, что это относится только к наследникам, поскольку для автора срок действия авторского права всегда пожизненный. В настоящее время многие страны — помимо стран Европейского Союза — уже ввели в национальное законодательство такую норму, несмотря на то, что она идет вразрез с интересами общества. Такая же норма предлагается в проекте третьей части Гражданского кодекса Российской Федерации2. Если воспользоваться моделью «хищник-жертва», которая рассматривается в главе 13, то в данном случае жертвой становится общество.

1 Council Directive 92/100/EEC On rental right and lending right and
on certain rights related to copyright in the field of intellectual
property, November 19, 1992.

2 Труды по интеллектуальной собственности. T.I. Проблемы интел
лектуальной собственности в Гражданском кодексе Российской Фе
дерации. М.: Институт международного права и экономики имени
А.С. Грибоедова, 1999. С. 72 (ст. 1135).


354__________________________________________ Глава II

В отличие от системы охраны авторского права, формировавшейся в течение столетий, система охраны смежных прав развивается лишь четвертое десятилетие, поэтому эволюция сроков охраны смежных прав имеет совсем небольшую историю.

Впервые охрана смежных прав была признана на международном уровне лишь с 1961 года после принятия Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Однако Римская конвенция не предоставила личных неимущественных прав исполнителям, поэтому о сроках охраны личных неимущественных прав исполнителей в Римской конвенции не могло быть и речи.

Римская конвенция в ст. 13 установила минимальный срок охраны имущественных прав, по меньшей мере, до конца двадцатилетнего периода, исчисляемого с конца года, в котором:

• осуществлена запись фонограмм и включенных в них
исполнений;

• имели место исполнения, не включенные в фонограм
мы;

• имела место передача в эфир.

В Соглашении ТРИПС установлен срок охраны прав исполнителей и производителей фонограмм, по меньшей мере, 50 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана запись или имело место исполнение. Срок охраны прав вещательных организаций составляет, по меньшей мере, 20 лет, считая с конца календарного года, в котором состоялась передача (п. 5 ст. 14).

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам установил, что срок охраны, предоставляемой исполнителям, продолжается, по крайней мере, до конца периода в 50 лет, считая с конца года, в котором исполнение было записано на фонограмму (ст. 17). Срок охраны, предоставляемой производителям фонограмм, продолжается, по крайней мере, до конца периода в 50 лет, считая с конца года, в котором фонограмма была опубликована, или при отсут-


Срок действия исключительных прав___________________ 355

ствии такого опубликования в течение 50 лет с момента записи фонограммы — 50 лет с конца года, в котором была произведена запись.

§ 11.2. Бессрочное действие личных неимущественных прав

Личные неимущественные права автора, т.е. право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора, охраняются бессрочно. Следует подчеркнуть, что бессрочное действие авторского права не распространяется на иные права (право на обнародование, право на отзыв), которые в некоторых законодательствах относят к личным неимущественным правам. Как уже отмечалось, эти права имеют явно выраженный имущественный характер, и срок их действия не признается беспредельным.

Несмотря на то, что личные неимущественные права признаются бессрочными, тем не менее их реальное временное действие определяется содержанием произведений, которые создал автор. Лишь немногих авторов человечество помнит веками, а с распространением новых цифровых технологий может забыть всех.

Бессрочный характер личных неимущественных прав авторов признается в законодательстве далеко не всех стран. В частности, в системах авторского права, в которых личные и имущественные права не разделяются, все авторское право имеет срочный характер.

Личные неимущественные права исполнителя, т.е. право на имя и право на защиту репутации, охраняются бессрочно. Поскольку иных личных неимущественных прав за исполнителем не закреплено, бессрочное действие распространяется на все личные неимущественные права. Следует особо подчеркнуть, что, как уже говорилось, исполнителю может принадлежать право на имя и право на защиту репутации только в отношении незаписанных исполнений или записанных на фонограммы исполнений. Даже в этом случае исполнитель может не обладать личными неимуще-


356__________________________________________ Глава II

огненными правами, если такое ограничение прав продиктовано характером использования исполнения. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам не предоставил каких-либо прав исполнителям в аудиовизуальных исполнениях.

Таким образом, бессрочный характер личных неимущественных прав исполнителя распространяется не на все исполнения, поскольку на некоторые исполнения, прежде всего аудиовизуальные, личные неимущественные права исполнителя пока не распространяются. Как уже отмечалось, такое положение сложилось из-за нежелания ряда стран, в которых личные неимущественные права исполнителей не признаются, предоставить им охрану на международном уровне из-за особого режима аудиовизуальных исполнений. В законодательстве многих стран смежные права не отделены от авторского права, т.е. исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания оказываются объектами авторского права. Поэтому исполнители, производители фонограмм и вещательные организации считаются субъектами авторских прав. Помимо этого, в ряде законодательств отсутствует разделение авторского права на личные и имущественные права, и поэтому все авторское право имеет срочный хар-актер.

§ 11.3. Срок действия имущественного авторского права

В соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах стран СНГ имущественные авторские права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев анонимных произведений, произведений под псевдонимом и совместных произведений.

Несмотря на простоту норм в отношении срочного характера имущественных авторских прав, необходимо рассмотреть несколько важных аспектов.


Срок действия исключительных прав 357





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 718 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...