Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фотографические произведения



Фотография — это теория и практика получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических, магнитных и иных материалах. Различают художественную и научно-техническую (или прикладную) фотографию.

Художественная фотография близка к произведениям искусства, а прикладная (научно-техническая) — к научным произведениям. Фотографии охраняются авторским правом при условии, что композиция, освещение, технические приемы и методы съемки отличаются оригинальностью и новизной.

Охрана фотографических произведений прошла долгую историю, поскольку на первых порах в ней видели лишь техническое средство фиксации действительности. В законах Российской империи об авторском праве первое упоминание о фотографии появилось в 1846 году1. В ст. 37 речь шла о средствах копирования, в частности о дагерротипах, которыми в то время называли фотографии в честь одного из создателей химической фотографии Луи Дагера.

В ст. 1185 Свода Законов Российской империи редакции 1857 года сказано, что в случае смерти художника-автора право художественной собственности на фотографии переходит к его наследникам по закону или по завещанию. Другими словами, законодательство по существу отнесло фотографию к художественным произведениям.

Прямое отнесение фотографий к объектам авторского права сделано в Законе Российской империи «Об авторском праве» от 20 марта 1911 года, глава 6 которого посвящена авторскому праву на фотографические произведения. Закон закреплял за фотографом авторское право при условии нанесения на каждый экземпляр фотографии «фирмы или имени, фамилии и места жительства фотографа или издателя фотографии и года выпуска в свет фотографичес-

1 Свод Законов Российской империи. Свод Законов Гражданских. Т. X. Ч. I. СПб.: Государственная типография, 1890. С. 177, 295.


Основные формы и виды произведений___________________ 197

кого произведения»1. Срок охраны фотографических произведений устанавливался в десять лет с момента опубликования произведения. Если же фотографическое произведение опубликовано в сборнике, представляющем самостоятельный художественный, исторический или научный интерес, то срок охраны увеличивался до 25 лет. При опубликовании фотографий как части литературного произведения авторское право действовало всю жизнь автора и 50 лет после его смерти. Другими словами, с 1911 года охрана фотографических произведений соответствовала Бернской конвенции.

Законодательство СССР об авторском праве признавало фотографии как художественные произведения с сокращенным сроком охраны2. 50-летний срок охраны фотографических произведений был восстановлен лишь в 1993 году на территории Российской Федерации и в 1996 году — на территории Республики Беларусь.

Технический прогресс существенным образом изменил фотографические методы.

Во-первых, появились автоматизированные методы обработки фотоматериалов, и автор основное внимание стал уделять содержательной части съемки.

Во-вторых, появились новые виды фотографии, среди которых особое положение занимает голографическая фотография, позволившая получать объемное изображение объектов. Однако радикальное изменение существа фотографии произошло с появлением электронной фотографии. Цифровая фотография предоставила автору уникальные возможности для творчества, поскольку отснятый материал мог быть непосредственно введен в компьютер и творчески переработан: изменен масштаб, цветоделение, добавлены или удалены объекты, объединены с другими фотографиями —

1 Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах.
СПб.: Право, 1912. С. 146.

2 «Основы авторского права СССР». Постановление ЦИК и СНК
СССР от 16 мая 1923 года//СЗ. 1928. № 27. Ст. 246; «Об авторском
праве». Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1928 года//
СУ. 1928. № 132. Ст. 861.


198___________________. ________________________ Г'лава -5

коллажи и т.д. Цифровые фотографии получили очень широкое распространение при создании сетевых узлов.

Велико значение прикладной фотографии, которая имеет прямое отношение к научным произведениям. Без космической фотографии, аэрофотографии, микрофотографии, рентгеновской, инфракрасной фотографии немыслимо развитие целых направлений науки и техники. Подобные фотографии также являются объектами правовой охраны, несмотря на свой документальный характер, свойственный, кстати, и научным произведениям.

§ 5.14. Карты и аналогичные произведения

Здесь объединены многие виды двухмерных и трехмерных произведений, которые аналогичны картам, планам и эскизам и относятся к архитектуре, географии, топографии, другим наукам и технике. Поскольку такие произведения имеют научно-технический и прикладной характер, они создаются с использованием методов и данных тех или иных наук.

Географические, топографические, астрономические, космические, магнитные и иные карты создаются на основе теоретических представлений, математического аппарата и экспериментальных данных. Создание таких карт имеет очень интересную и порой трагическую историю, поскольку их появлению предшествовало создание новых представлений о Земле и Вселенной.

В настоящее время любые географические, топографические, астрономические, космические, магнитные и другие карты объединены в понятие картографических произведений, т.е. специальных тематических проблем-но-ориенти-рованных карт и их сборников — атласов.

Карты могут быть как плоскостными, так и объемными. Обычные карты являются плоскостными, а одним из видов объемных карт являются глобусы (от латинского globus — шар) — географические, лунные, небесные и др.


Основные формы и виды произведений 199

Изображения звездного неба, Солнца, Луны и планет на полусферическом экране-куполе получают с помощью специального аппарата — планетария.

Широко используются рельефные карты и макеты, особенно в качестве наглядных пособий.

С развитием технологии широкое распространение получила компьютерная картография, которая радикально изменила труд создателей как плоскостных, так и объемных карт. С использованием соответствующей инструментальной периферии компьютерные технологии позволяют не только создавать картографические произведения, но и изготовлять рельефные карты и макеты.

В отношении планов, эскизов, диаграмм, рисунков, относящихся к различным направлениям науки и техники, невозможно даже перечислить их виды, но одним из важнейших видов считается чертежно-конструкторская документация.

§ 5.15. Компьютерные программы

Компьютерные программы являются признанным объектом авторского права и охраняются как литературные произведения в соответствии со ст. 2 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Именно такое понимание правовой охраны компьютерных программ соответствует международным нормам, сформулированным прежде всего в Соглашении о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность Всемирной торговой организации, положения которого обязательны для выполнения странами, которые являются или которые намерены стать членами Всемирной торговой организации. Поскольку Республика Беларусь прилагает значительные усилия по вступлению во Всемирную торговую организацию, данная трактовка компьютерных программ обязательна и для нее. В этой связи следует особо подчеркнуть, что Закон Республики Беларусь «Об авторе-



Глава 5



ком праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года содержит положения, которые соответствуют современным нормам правовой охраны компьютерных программ.

Несмотря на однозначную в целом общую правовую трактовку компьютерных программ, данный объект авторского права продолжает оставаться сложным объектом правовой охраны. В этой связи представляется целесообразным подробнее рассмотреть современные принципы, положения и нормы правовой охраны компьютерных программ, включенных в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».

Компьютерная программа определена в национальном законодательстве об авторском праве как упорядоченная совокупность команд и данных для получения определенного результата с помощью компьютера. Здесь использовано предельно общее, технически независимое определение компьютерной программы. Важно подчеркнуть, что правовая охрана компьютерных программ не зависит от конкретного определения термина «компьютерная программа» точно так же, как правовая охрана почти любого объекта авторского права не зависит от определения того или иного вида произведения науки, литературы или искусства. Другими словами, в большинстве случаев правовая охрана объектов авторского права инвариантна по отношению к определению соответствующего объекта интеллектуальной собственности. Поэтому любая критика определений термина «компьютерная программа» бессмысленна. Какой бы смысл ни вкладывался в этот термин, положения о правовой охране компьютерных программ остаются инвариантными.

В странах СНГ подтверждена международная трактовка компьютерных программ как литературных произведений. В соответствии с ней компьютерные программы охраняются, как литературные произведения, и такая охрана распространяется на все виды программ, в том числе на прикладные программы и операционные системы, выраженные на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.


Основные формы и виды произведений. 201

Несмотря на то что последние изменения в Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений были внесены в 1979 году, когда компьютерные программы представляли собой важный объект интеллектуальной собственности, однако прямого упоминания о правовой охране компьютерных программ в Конвенции сделано не было. Правда, Бернская конвенция устанавливает, что «термин литературные и художественные произведения охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены»1 (п. 1 ст. 2). В соответствии с этим положением компьютерные программы можно рассматривать как объект авторского права, поскольку любая компьютерная программа имеет все признаки произведений «в области литературы, науки и искусства».

Во-первых, исходный текст компьютерной программы имеет черты письменного литературного произведения. Сходство с письменным литературным произведением дополняет и то, что текст компьютерной программы может быть написан на разных языках программирования — Ассемблере, Си, Яве, Модуле, Паскале, Бейсике и т.д., как и любое иное литературное произведение — на русском, белорусском, английском, китайском и т.д. -

Во:вторых, алгоритмы, методы, идеи, теории, формулы, использованные при разработке компьютерной программы, придают ей черты научного произведения.

В-третьих, аудиовизуальные отображения, анимация и графика, создаваемые компьютерной программой, имеют черты художественного произведения.

Признание компьютерных программ объектами авторского права произошло в 1964 году с началом регистрации-компьютерных программ в Регистре авторского права (US Copyright Office, Library of Congress). В 1973 году Евро-

1 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, 1990. No. 287(R). С. 8.


202___________________________________________ Глава 5

пейская патентная конвенция1 установила, что компьютерные программы не являются объектом патентной охраны. Тем самым Конвенция признала по существу, что на компьютерные программы должна распространяться охрана авторским правом. В соответствии с принятым в 1976 году Законом США «Об авторском праве» компьютерные программы стали охраняться как литературные произведения.

Закрепление за компьютерными программами режима объекта авторского права в США не случайно. США были и остаются основным производителем компьютерной техники и программного обеспечения, которые беззастенчиво копировались в других странах, в том числе и в СССР. В таких условиях производители электронно-вычислительной техники и программного обеспечения старались любыми способами защитить свои права и интересы. Охрана компьютерных программ нормами авторского, а не патентного права существенно увеличила срок действия имущественных прав производителей программного обеспечения. Таким образом, компьютерные программы, как в исходном, так и в бинарном виде, оказывались практически вечным нематериальным активом производителей программного обеспечения.

Международное закрепление за компьютерными программами режима объекта авторского права произошло в 1991 году в Директиве Европейского Союза «О правовой охране компьютерных программ»2. В соответствии с Соглашением о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность ВТО «компьютерные программы в исходном или выходном виде охраняются как литературные произведения в соответствии с Бернской конвенцией»3 с 1995 года. Практически такую же международную норму закрепил Договор ВОИС по авторскому праву, в соответствии с

1 European Patent Convention, 1973, Art.52(1).

2 Council Directive on the Legal Protection of Computer Programs
(91/250/EEC of 14 May 1991), Official Journal of the European
Communities, No. L/122, of May 17, 1991. P. 42.

3 Авторское право. Законы, конвенции, договоры и соглашения/Под
ред. С.А.Сударикова. Мн.: Пейто, 1998. С. 165 (п. 1 ст. 10).


Основные формы и виды произведений 203

которым «компьютерные программы охраняются как литературные произведения в смысле статьи 2 Бернской конвенции»1.

Современные международные нормы правовой охраны компьютерных программ включены, как уже отмечалось, в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»2. Следует подчеркнуть, что охрана компьютерных программ как литературных произведений, закрепленная в современном законодательстве об авторском праве, содержит целый ряд важных положений, нуждающихся в пояснениях.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 1433 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...