Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Аудиовизуальные произведения



Аудиовизуальное произведение — произведение, состоящее из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного или слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы и подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Аудиовизуальные произведения могут восприниматься только с помощью или посредством технического устройства. Аналогичными произведениями являются произведения, созданные с помощью компьютера, например мультимедийные произведения, и которые могут восприниматься только с помощью компьютера либо, будучи записанными на соответствующем носителе, с помощью других технических устройств — магнитофона, проигрывателя дисков CD или DVD, телевизора и т.д.

В настоящее время в Постоянном комитете ВОИС по авторскому праву и смежным правам идет интенсивная работа над подготовкой проекта нового международного соглашения по аудиовизуальным исполнениям, в котором могут быть предложены и другие определения аудиовизуального произведения. В частности, США как один из основных производителей аудиовизуальных произведений считают, что аудиовизуальное произведение — это произве-


Основные формы и виды произведений___________________ 183

дение, состоящее из связанных изображений, предназначенных для показа с помощью какого-либо устройства, совместно с любыми сопровождающими звуками.

Первым видом аудиовизуальных произведений были кинематографические произведения (кинофильмы), которые стали демонстрироваться в России еще в 1896 году. Однако охрана кинематографических произведений в Законе Российской империи «Об авторском праве» 1911 года не была обеспечена. Впервые такая охрана на нашей территории появилась в 1925 году. Впоследствии к кинематографическим произведениям добавились мультипликационные и анимационные фильмы, а в послевоенные годы с появлением телевидения, видеокамер и видеомагнитофонов к ним добавились телефильмы, видеофильмы и подобные произведения. В настоящее время при создании кинофильмов, видеофильмов и телефильмов все шире используется компьютерная анимация, однако скорее ради моды и демонстрации возможностей компьютерной техники и художника-аниматора. Однако несомненно, что после первоначального неуклюжего использования компьютерной анимации технология виртуальной реальности окажет радикальное влияние на индустрию аудиовизуальных произведений. Вполне возможно, что аудиовизуальные произведения в перспективе сольются с мультимедийными произведениями.

Охрана кинематографических произведений на международном уровне обеспечивается Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений. При этом представители киноиндустрии сумели добиться исключительного положения аудиовизуальных произведений в законодательстве об авторском праве. Это не удивительно, поскольку в первой половине XX века кино рассматривалось как одно из сильнейших средств воздействия на мысли и поступки человека. Лозунг «из всех видов искусства важнейшим для нас является кино» красовался во всех советских кинотеатрах и отражал важность кино как идеологического инструмента. Особая важность кино для коммунистической идеологии привела в 1925 году к введению правой охраны кинофильмов («кинолент») постановлением СНК СССР1.

1 «Об авторском праве». Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 года // СЗ. 1925. № 7. Ст. 67.


184 Глава 5

За рубежом кинофильмы стали не столько идеологическим средством, сколько средством получения прибыли киноиндустрией, руководители которой старались обеспечить свои права всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Производители аудиовизуальных произведений сумели добиться для себя уникальных льгот. Аналогично сейчас поступают производители инвестиционных баз данных. Специальные положения об охране кинематографических и аудиовизуальных произведений существуют в законодательстве большинства стран.

В настоящее время продолжается обсуждение на международном уровне режима аудиовизуальных произведений и вполне возможно, что в следующем столетии баланс интересов авторов, исполнителей и производителей аудиовизуальных произведений сместится к их творцам, поскольку в настоящее время положение производителя аудиовизуального произведения характеризуется расхожей фразой — «искусство принадлежит продюсеру» и... авторы, исполнители — тоже (по крайней мере, временно).

Долгое время в СССР существовала крупная киноиндустрия. Распад СССР привел к упадку киноискусства, поскольку выжившие в грязной схватке за место под солнцем кинорежиссеры и кинопродюсеры не нашли ничего лучшего, как потакать самым низменным чувствам зрителей.

Одним из вопиющих парадоксов развала СССР и той спешки, с которой расправились с некогда великой страной, создававшейся столетиями, было и то, что страны СНГ по существу отказались от своего интеллектуального богатства. Например, все кинофильмы, созданные на киностудии «Беларусьфильм», многие из которых являются гордостью белорусской культуры, оказались собственностью коммерческих структур. Запоздалые попытки руководства «Бела-русьфильма» вернуть свои имущественные авторские права на созданные студией произведения пока ни к чему не привели.


Основные формы и виды произведений 185

§ 5.10. Произведения изобразительного искусства

Изобразительное искусство — это раздел пластического искусства, объединяющий живопись, графику, скульптуру; оно отображает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Произведения изобразительного искусства эстетически выражают мысли, переживания и взаимоотношения людей, воплощают те или иные идеи и представления. В соответствии с Бернской конвенцией произведения изобразительного искусства'являются художественными произведениями или произведениями искусства, предназначенными прежде всего для эстетического восприятия.

Изобразительное искусство предполагает не столько унифицированное, сколько субъективное восприятие. В этом заключается достоинство изобразительного искусства, поскольку одно и то же произведение может вызывать и возвышенные чувства и эмоции у одних зрителей и полное неприятие у других. Особенно это относится к произведениям нереалистических школ. Субъективизм в восприятии живописи, графики и скульптуры может доходить до абсурда.

Живопись — это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись — важное средство художественного отображения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Замысел про-, изведения воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета. Существует как монохромная живопись, так и поли-хромная живопись. Живопись может быть однослойной и многослойной. Обычными жанрами живописи являются портрет, пейзаж, натюрморт, а также батальная, бытовая живопись и др. Существует монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картины), декорационная живопись (театральные декорации, декорации для кино и иных аудиовизуальных произведений), декоративная роспись предметов обихода,


186 Глава 5

иконопись, миниатюра, диорама и панорама, мозаика и витражи и т.д. С технологической точки зрения живопись создается масляными, водными, клеевыми, восковыми, эмалевыми, силикатными, синтетическими красками. Для исполнения живописных произведений используется также акварель, гуашь, пастель, темпера, тушь и т.д.

Графика (от греческого graphike — пишу) представляет собой вид изобразительного искусства, включающий рисунки и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.), в основе которого лежит рисунок. Обычно графика понимается как художественное произведение, созданное путем нанесения изображения на плоскую поверхность. Графика подразделяется на станковую графику (рисунок, эстамп, лубок), полиграфическую графику (иллюстрации и оформление печатных изданий), прикладную графику (почтовые марки, денежные знаки, экслибрисы) и плакат.

Гравюра — это художественное произведение, созданное гравированием по металлу, камню, дереву или линолеуму, а литография представляет собой художественное произведение, создаваемое нанесением рисунка на специальный камень или металл, предназначенное для последующего получения с оригинала оттисков.

Скульптура (от латинского sculpo — вырезаю, высекаю) представляет особый вид изобразительного искусства. Скульптурные произведения имеют форму реальных или абстрактных прототипов трехмерной, объемной (статуи, статуэтки, бюсты) или рельефной (барельефы) формы, изображающих главным образом человека и животных. Станковая скульптура имеет размеры, близкие к натуральным. Монументальная скульптура(памятники, монументы)является, как правило, элементом архитектурной среды. Скульптура может быть включена во все виды архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура). Материалом для скульптур служит камень, металл, глина,


Основные формы и виды произведений__________________ 187

дерево, гипс, которые обрабатываются высеканием, литьем, ковкой, чеканкой, лепкой и др.

Новые технологические достижения значительным образом изменили облик изобразительного искусства. Компьютерная живопись, графика и скульптура стали важным средством создания произведений. В настоящее время компьютерный художник не ограничен техническими возможностями. Компьютерные произведения искусства особенно широко используются в новых составных видах произведений — компьютерных программах, базах данных, мультимедийных произведениях, компьютерных играх. Новым видом пластического искусства являются компьютерные скульптуры. Художник создает на компьютере изображение'трехмерной модели (виртуальную скульптуру), а затем с помощью специальной компьютерной программы, управляющей техническим устройством с гравировальными и фрезерующими инструментами, реальную скульптуру.

Произведения изобразительного искусства охраняются авторским правом, но такая охрана имеет свои особенности, вызванные уникальностью каждого произведения. Для традиционных произведений искусства, как ни для какого-либо другого вида произведений, различие между оригиналом и копией имеет существенное значение. Уникальность любого произведения искусства ведет к дополнительным формам охраны прав художника.

Дело в том, что после продажи художник может больше никогда не увидеть свое произведение, он не сможет предотвратить его использование (создание репродукций, альбомов репродукций, тиражирование в промышленности открыток, созданных на основе оригинального произведения и т.д.). Поскольку в европейских странах отсутствует какая-либо регистрация произведений, в том числе и произведений изобразительного искусства, его автор оказывается в особенно незащищенном положении. Для того чтобы хотя бы частично помочь автору, в Бернской конвенции и вслед за ней в некоторых национальных законодательствах введено право следования.


188____________________________________________ Глава 5

Право следования означает, что при публичной перепродаже произведения изобразительного искусства через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д. продавец обязан выплатить автору вознаграждение в размере нескольких процентов продажной цены произведения.

В некоторых законодательствах существует так называемое право доступа, в соответствии с которым автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от владельца оригинала произведения или иного лица, владеющего таким оригиналом (музей, галерея, частная коллекция и пр.), предоставления ему возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения. По мнению Э.П.Гаврилова', в данном случае право на воспроизведение относится только к «копированию от руки», т.е. созданию копии произведения теми же способами, которые использовались при создании оригинала произведения. Право доступа не относится к воспроизведению фотографическими или аналогичными методами. Владелец оригинала произведения вправе потребовать от автора компенсации своих неудобств, связанных с предоставлением автору права доступа, и оценить такую компенсацию столь высоко, что ни один автор не пожелает воспользоваться своим правом доступа. В этой связи само обеспечение этого права оказывается затруднительным. По мнению А.П.Сергеева, «право доступа должно осуществляться с соблюдением принципов разумности, обоснованности и достаточности»2.

Трудности в обеспечении права доступа, его отсутствие в Бернской конвенции привели к его исключению из Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Следует отметить, что и право следования редко является практичным, но оно сохранено в Законе Республики Беларусь для его соответствия Бернской конвенции.

1 Гаврилов Э.П.. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об
авторском праве и смежных правах». М.: Спарк, 1996. С.85.

2 Сергеев А.П. Проект Федерального закона «О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и
смежных правах». СПб.: Кафедра гражданского права Санкт-Петер
бургского государственного университета. 16 марта 1999 года.


Основные формы и виды произведений 189

§ 5.11. Произведения декоративно-прикладного искусства

Произведения декоративно-прикладного искусства — это произведения искусства, перенесенные на предметы практического пользования, в том числе произведения художественного промысла или произведения, изготовляемые промышленным способом. Другими словами, декоративно-прикладное искусство — это искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественно-эстетическими качествами и предназначенными не только для удовлетворения практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков, в качестве элементов оформления зданий и помещений, промышленной и полиграфической продукции и т.д.

Виды произведений искусства, переносимых на предметы практического пользования, определяются, прежде всего, национальными особенностями конкретного региона. В Беларуси, как и в ряде других стран СНГ, к декоративно-прикладному искусству относятся произведения изобразительного искусства (скульптурные произведения, живопись, графика, художественная фотография), произведения декоративного назначения (декоративная скульптура, панно, напольные вазы, блюда, ткани), произведения утилитарного назначения (посуда, столовые приборы, ювелирные изделия, ткани, ковры, одежда, игрушки).

Предметы практического пользования, на которые перенесены произведения искусства, могут быть изготовлены из керамики и фарфора, стекла и хрусталя, металла и пластмассы, кожи и ее заменителей, дерева, лозы, соломки, камыша, льноволокна, рога, кости, камня. Произведения искусства могут быть перенесены на изделия ткачества (скатерти, покрывала, подстилки, ворсовые ковры), ткани (декоративные, мебельные, плательные), изделия ручной и машинной вязки, ковры и ковровые изделия, текстильную галантерею, игрушки, украшения и ювелирные изделия из драгоценных и из недрагоценных металлов, модели одежды и обуви, мебель, отделочные материалы (обои, клеенка, керамическая плитка).


190___________________________________________ Глава 5

В законодательстве об авторском праве и смежных правах стран СНГ, как правило, устанавливаются минимальные ставки авторского вознаграждения за.воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства1. В соответствии с установленным порядком авторское вознаграждение^ воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства выплачивается помимо вознаграждения за создание служебных произведений. Плательщиками авторского вознаграждения являются все юридические и физические лица, осуществляющие воспроизведение и (или) тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Выплата плательщиками авторского вознаграждения производится согласно договору, заключенному с автором, иным правообладателем либо организацией по коллективному управлению имущественными правами.

Размер авторского вознаграждения определяется в процентах от отпускной цены каждого экземпляра.

В Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 года к числу произведений изобразительного искусства были отнесены так называемые «произведения дизайна». После вступления в силу Закона «О присоединении Республики Беларусь к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений»2 национальное законодательство должно быть приведено в соответствие с Конвенцией. В связи с этим в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» был внесен ряд дополнений и изменений, в частности так называемые «произведения дизайна» были исключены из охраны авторским правом.

' См.: Гражданское законодательство. Сборник нормативных актов. Ч. 2/Сост. А.П.Сергеев. М.: Проспект, 1999 С. 517; «Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых произведений литературы и искусства». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 1997 года № 452//Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 14. Ст. 517; Рэспублта. 1997. 21 мая. № 104. 2 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997. № 27. Ст. 477.


Основные формы и виды произведений 191

Дело в том, что Бернская конвенция не предусматривает охраны так называемых «произведений дизайна». В перечне охраняемых Бернской конвенцией произведений отсутствуют какие-либо упоминания о «произведениях дизайна»1. В Бернской конвенции вообще нет упоминания дизайна как такового вне зависимости то того, какой смысл вкладывается в это понятие. Обычно под дизайном понимают промышленные образцы (industrial design) и полезные модели (utility models) — признанные объекты промышленной собственности.

Бернская конвенция содержит лишь отсылку на промышленные образцы и полезные модели, но сама норма относится только к охране произведений декоративно-прикладного искусства (п. 7 ст. 2). В соответствии с этой нормой любая страна Бернского Союза сама определяет применимость своих «законов к произведениям декоративно-прикладного искусства и к промышленным образцам и полезным моделям»2, а также условия охраны произведений декоративно-прикладного искусства, а также промышленных образцов и полезных моделей. Бернская конвенция допускает, что произведения декоративно-прикладного искусства могут охраняться в стране происхождения как промышленные образцы и полезные модели. При охране этих же произведений в других странах Бернского Союза возможны два случая, в зависимости от того, каким образом охраняются произведения декоративно-прикладного искусства в этой стране:

а) если эти произведения охраняются как. промышленные образцы и полезные модели, то и зарубежные произведения декоративно-прикладного искусства будут охраняться в этой стране как промышленные образцы и полезные модели;

1 Бернская конвенция об охране литературных и художественных
произведений. Женева: ВОИС, 1990. №. 287(R). С. 8-9.

2 Цитируется по английскому тексту Бернской конвенции (русский
перевод содержит терминологические неточности) при совместном
прочтении с п. 2 ст. 1 Парижской конвенции об охране промышлен
ной собственности: Agreement on' Trade-Related Aspects of
Intellectual Property Rights (TRIPS Agreement). Geneva: WIPO,
No. 223(E), 1996. P. 83 and P. 61.


192____________________________________________ Глава 5

б) если эти произведения не охраняются как промышленные образцы и полезные модели, то зарубежные произведения декоративно-прикладного искусства будут охраняться в этой стране как художественные произведения, т.е. нормами авторского права.

Последний случай был включен в Бернскую конвенцию в 1967 году. Таким образом, в соответствии с Бернской конвенцией произведения декоративно-прикладного искусства могут охраняться либо как художественные произведения (объект авторского права), либо как промышленные образцы и полезные модели (объект промышленной собственности). Бернская конвенция не допускает обратного случая, т.е. промышленные образцы и полезные модели не могут охраняться как. художественные произведения.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности относит промышленные образцы и полезные модели к объектам промышленной собственности1. По этой причине дизайн охраняется не нормами авторского права в соответствии с Бернской конвенцией, а нормами патентного права в соответствии с Парижской конвенцией.. В большинстве стран промышленные образцы и полезные модели охраняются отдельным законом или в рамках патентного законодательства. В Республике Беларусь правовая охрана промышленных образцов обеспечивается Законом «О патентах на промышленные образцы»2, а полезных моделей — Законом «О патентах на изобретения и полезные модели»3.

Несмотря на полную определенность в отношении охраны дизайна, не прекращаются попытки жонглировать определениями объектов интеллектуальной собственности, чтобы «доказать», что, например, конкретный промышленный образец или полезная модель (признанные объекты промышленной собственности) — это произведение декоративно-прикладного искусства (объект авторского права). При этом

1 Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights
(TRIPS Agreement). Geneva: WIPO, No. 223(E), 1996. P. 61.

2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993. № 11. Ст. 119.

3 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997.
№ 27. Ст. 471.


Основные формы и виды произведений__________________ 193

преследуются определенно корыстные интересы: не надо платить пошлину за патент на образец или модель, доказывать, что в них есть новизна и (или) оригинальность, а также промышленная применимость. К тому же срок охраны объекта многократно увеличивается и распространяется на все страны—члены Бернского Союза.

В заключение можно добавить, что Соглашение ТРИПС вслед за Парижской конвенцией об охране промышленной собственности также относит промышленные образцы и п,о-лезные модели к объектам промышленной собственности1.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 932 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...