Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Принципы, критерии, признаки авторского права формировались в течение столетий, однако в формулировке некоторых из них нет единства, поэтому толкование некоторых принципов, критериев и признаков охраны может оставаться дискуссионным.
В законах об авторском праве и смежных правах стран СНГ авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, как обнародованные, так и не обнародованные, выраженные в любой объективной форме, независимо от назначения и достоинства произведения. В этом положении сформулированы четыре признака правовой охраны произведений:
• Признак творческого характера произведения озна
чает, что произведение может быть объектом охраны,
если оно является результатом творческого труда его
автора.
• Признак объективной формы произведения означает,
что произведение может быть объектом охраны, если
оно существует в объективной форме.
• Признак содержания произведения означает, что
произведение любого содержания может быть объек
том охраны с некоторыми ограничениями, налагаемы
ми законодательством.
Возникновение авторского права 103
• Признак обнародования произведения означает, что произведение может быть объектом охраны вне за'ви-симости от того, обнародовано оно или нет.
Перечисленные признаки составляют основной и дополнительный критерии охраны произведений науки, литературы и искусства.
Основной критерий охраны включает признак творческого характера произведения и признак его объективной формы, а дополнительный критерий охраны — признак содержания произведения и признак его обнародования.
В соответствии с основным критерием охрана распространяется на произведения, которые созданы творческим трудом и выражены в любой объективной форме. Если произведение удовлетворяет этому критерию, то дополнительный критерий расширяет охрану на произведения независимо от их достоинства, назначения, а также от их обнародования. Другими словами, дополнительный критерий может быть назван и инвариантным критерием, поскольку охрана не зависит ни от содержания произведения, ни от его обнародования.
Следует подчеркнуть, что основной критерий является необходимым и достаточным для правовой охраны, а дополнительный критерий правой охраны является расширительным, поскольку существенным образом увеличивает количество охраняемых произведений. Именно дополнительный критерий обеспечивает действительный демократизм охраны произведений науки, литературы и искусства нормами авторского права.
Таким образом, произведение может быть объектом охраны, если оно создано творческим трудом и существует в объективной форме. Этот основной критерий охраны не зависит от содержания и обнародования произведения.
Другими словами, если произведение создано творческим трудом и находится в объективной форме, то охрана распространяется на произведения любого содержания и не зависит от того, обнародовано ли это произведение или нет
104___________________________________________ Глава 4
Ьо существу именно в этих критериях и заключен основной принцип охраны, в соответствии с которым авторское право на произведение возникает с момента его создания.
Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность сформулированных признаков правовой охраны произведений науки, литературы и искусства, необходим их комментарий.
1. Правовая охрана распространяется на произведения,
созданные творческим трудом одного или нескольких авто
ров. Понятие творчества не определяется в законодатель
стве, поскольку творчество — это общечеловеческая
категория. В результате творческой деятельности создается
все качественно новое, неповторимое, уникальное и ори
гинальное, в том числе и произведения науки, литературы и
искусства, которые, как правило, становятся объектами
правовой охраны. Обычно творческий характер произведе
ния характеризуется его оригинальностью или новизной,
при этом новизна и оригинальность могут проявляться как
в содержании произведения, так и в его форме.
2. Проблема объективности формы произведения не
столь проста и очевидна, как могло бы показаться на пер
вый взгляд. Следует различать объективность произ
ведения и объективную форму произведения. Объектив
ность произведения означает его действительное,
безусловное существование вне и независимо от сознания
человека. При этом'безразлично, в какой форме и в каком
виде находится произведение. Оно может быть записанным
на бумаге или на ином материальном носителе. Если же
произведение находится в душе и сердце автора, то его
нельзя признать объективным, поскольку доступ к создан
ному или создаваемому произведению или его восприятию
имеет только автор. Для того чтобы произведение было
доступным другим людям без посредничества автора, оно
должно находиться в такой объективной форме, которая
может восприниматься человеческими чувствами, т.е. с по
мощью зрения и слуха, а при отсутствии зрения — посред
ством осязания (произведения, созданные специальными
способами, для слепых).
Возникновение авторского права_______________________ 105
При этом произведение может быть либо в статичной материальной форме, выраженной, например, в виде его оригинала, копии или экземпляра, либо в динамичной исполнительской форме, выраженной, например, в исполнении произведения в определенном месте пространства и времени. Следует иметь в виду, что динамичная форма объективна только во время ее выражения, например, посредством исполнения, постановки, представления, передачи по радио или телевидению и т.д. Если такое действие не было зафиксировано в материальной форме, то после завершения действия такая динамичная форма объективно перестает существовать.
Поскольку основным имущественным правом автора является право на использование произведения, для реализации этого права автор должен иметь произведение в материальной форме. Другими словами, правовая охрана может быть обеспечена, если произведения находятся в любой материальной форме, допускающей его использование. Например, произведение литературы, как правило, записывается на бумажном носителе с помощью той или иной системы письменности рукописным, машинописным или компьютерным способом. Музыкальное произведение может быть записано на бумажном носителе с помощью нотной записи, а исполнение такого произведения — на магнитном или оптическом носителе с использованием аналоговой или цифровой записи. Скульптурное произведение создается из самого материального носителя.
3. Независимость охраны от достоинства и назначения произведения означает, что охрана не зависит от содержания произведения. Следовательно, ни одно физическое или юридическое лицо не имеет права не только препятствовать охране произведений любого содержания, но даже сомневаться в такой охране только на основании содержания произведения. Никто не имеет права требовать, чтобы произведение было запрещено, изъято, уничтожено, даже если его содержание противоречит интересам каких-либо лиц и групп, идеологии или взглядам политических партий, господствующих политических доктрин и т.д. Другими ело-
106 Глава 4
вами, никакая цензура не может лишить автора его авторских прав. К сожалению, именно этот принцип не признавался не только советским авторским правом, но и законодательством Российской империи об авторском праве, вышедшим из недр ее цензурного законодательства. В настоящее время недопустимость цензуры установлена Конституцией1. Однако законодательство любой страны, определяя меры по пресечению преступлений против мира, безопасности, в том числе информационной, против конституционных прав и свобод человека, его чести и достоинства, вводит тем самым некоторые ограничения на содержание произведений науки, литературы и искусства. Например, недопустима пропаганда войны, бандитизма, терроризма, геноцида, экоцида; разжигание расовой, национальной либо религиозной вражды или розни, порнография, клевета, призывы к свержению или изменению конституционного строя, достижению государственной власти насильственными методами, совершению иных преступлений против государства2.
Уголовное законодательство прямо запрещает создание и разработку вредоносных компьютерных программ, в том числе компьютерных вирусов, а также программ для получения неправомерного и несанкционированного доступа к защищенной компьютерной системе или сети с целью завладения, модификации и использования хранящейся информации3.
В произведениях не должны в той или иной форме излагаться и сообщаться сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, или сведения, которые могут быть использованы в ущерб интересам государства4.
Законодательство любого государства налагает некоторые ограничения на содержание произведений науки, литературы и искусства, однако это нельзя считать цензурой. С
1 Конституция Республики Беларусь. Мн.: Беларусь, 1997. С. 36.
2 Там же. С. 49; Ведомости Национального собрания Республики Бела
русь, 1999. № 24. Ст. 420.
3 Там же. С.193-196.
4 Там же. С. 198.
Возникновение авторского права
учетом таких ограничений сохраняется независимость правовой охраны произведения от его содержания. Это означает, что правовая охрана произведения не зависит от его качества и может распространяться даже на произведения, которые лишь имеют отношение к науке, литературе и искусству. Примерами таких произведений являются технические руководства, промышленные каталоги, патентная, чертежно-конструкторская, нормативно-техническая документация, отчетная научно-техническая документация по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и опытно-технологическим работам, карты, атласы и т.д.
Содержательный, качественный уровень произведения может сказываться на востребованности того или иного произведения, хотя прямой связи между восстребованнос-тью произведения и его содержательным уровнем не существует. Весьма часто коммерческим успехом пользуются произведения скандального содержания, соответствующие потребностям и уровню читателей. Очень часто произведения, рассчитанные на развитого, подготовленного читателя, не пользуются массовым успехом. Успех тех или иных произведений является индикатором духовного, интеллектуального и образовательного уровня общества и часто определяется прежде всего приоритетом тех или иных ценностей в жизни каждого человека.
Важно подчеркнуть, что в любом произведении отображены, воплощены, выражены или объяснены какие-то идеи, принципы, концепции, открытия, методы, процессы или содержится просто информация. Однако независимость охраны от содержания произведения означает, что никакие идеи, мысли и информация, изложенные в любом произведении, не могут охраняться.
4. Обнародование произведения — это любое действие, с помощью которого произведение становится доступным для всеобщего сведения. Основными формами обнародования произведения являются опубликование, публичное исполнение, публичный показ, сообщение для всеобщего сведения с помощью радиовещания или телевидения, сети Интернет или иным способом. Однако ни одно из этих действий не
108 ________________________________________ Глава 4
является необходимым для того, чтобы правовая охрана распространялась на произведение.
Следует иметь в виду, что отказ от обязательности обнародования произведения иногда существенным образом усложняет охрану прав автора. Встречаются случаи, когда произведение автора оказывается похищенным, заимствованным, а затем и обнародованным. Если автору становится известно, что его произведение обнародовано без его согласия и не под его именем, то за защитой своего авторского права он будет вынужден обратиться в суд и представить доказательства своего авторства. Очень часто такие доказательства могут оказаться субъективными, и суд не сможет принять их к сведению, встав, таким образом, на сторону нарушителя закона, и не защитит подлинного автора.
5. В некоторых странах, использующих в своих законах
англо-саксонскую доктрину авторского права, к сформули
рованным выше признакам для возникновения правовой
охраны произведений добавлялось требование выполне
ния формальностей, т.е. необходимости осуществления не
которых формальностей (регистрации, депонирования,
нотариального удостоверения произведений). Регистрация
и депонирование произведений восходят еще к Статуту
Анны 1709 года. После присоединения к Бернской конвен
ции США установили факультативную регистрацию произ
ведений. Другими словами, и в США соблюдение
формальностей не обязательно и действуют сформулиро
ванные выше четыре признака правовой охраны произве
дений.
6. Несмотря на то, что основной принцип правовой охра
ны является необходимым и достаточным, однако при со
блюдении критериев творческого характера и объективности
формы не каждое произведение оказывается объектом ох
раны. Дело в том, что любой закон об авторском праве и
смежных правах в некоторых случаях не распространяет
охрану на ряд объектов, которые могли бы относиться к
объектам авторского права и смежных прав. Например,
Возникновение авторского права_______________________ 109
обычно охрана авторским правом не распространяется на официальные документы, а также произведения народного творчества. Отказ от правовой охраны официальных документов сделан для учета общественных интересов, поскольку любая охрана таких произведений ограничивает доступ к ним. Произведения народного творчества не охраняются потому, что они считаются общественным достоянием.
Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 916 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!