Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 3. Международные нормы права



§ 3.1. Национальное законодательство и международные договоры

Во всех странах СНГ признается приоритет международных норм права над нормами национальных законов. В законах об авторском праве и смежных правах стран СНГ этот приоритет закреплен в соответствующих статьях фактически в унифицированном виде. Например, Закон Российской Федерации «Об авторском праве, и смежных правах» устанавливает, что «если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора» (ст. 3)'. Аналогичные статьи существуют в законах об авторском праве и смежных правах Беларуси, Казахстана2, Молдовы3, Украины4 и других стран СНГ.

Принцип приоритета международных норм над нормами национального законодательства закреплен и в гражданских кодекеах стран СНГ. Например, Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 6) признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1242.

2 Авторское право. Нормативные акты. М.: Элит-клуб, Юрид. книга,
1998. С. 302.

3 Авторское право и смежные права/Сборник; Под ред. М.Чуша.
Кишинэу: Литера, 1997. С. 147.

4 Авторское право. Нормативные акты. М.: Элит-клуб, Юрид. книга,
1998. С. 213.


66_____________________________________________ Глава 3

соответствие им гражданского законодательства. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, применяются по-разному в зависимости от того, вступил ли в силу международный договор или нет.

/) Если международный договор вступил в силу, то его положения:

• считаются частью действующего гражданского зако
нодательства;

• подлежат непосредственному применению;

• имеют силу того правового акта, которым выражено
согласие Республики Беларусь на обязательность для
нее соответствующего международного договора.

В случае, когда из международного договора следует, что для применения его норм требуется издание внутригосударственного акта, положения договора вступают в силу после издания такого акта.

2) Если международный договор не вступил в силу, то его положения могут применяться временно в порядке, установленном законодательством о международных договорах Республики Беларусь.

Национальное законодательство в силу объективных и (или) субъективных причин может содержать нормы, которые либо не проверены на практике, либо введены на компромиссных условиях или на основе устаревших подходов без учета новых международных норм и практики. Тем не менее, должны применяться нормы международных договоров, в которых участвует государство. Другими словами, если нормы внутреннего законодательства противоречат нормам международных договоров, то применяются нормы международных договоров. Даже нормы международных договоров, которые не вступили в силу, имеют приоритет над нормами национального законодательства, если они этим договорам противоречат. Вот почему важно не только знать основные международные договоры в сфере авторского права и смежных прав, но и правильно их интерпретировать.


Международные нормы права__________________________ 67

При анализе норм законодательства в области авторского права и смежных прав его содержание будет постоянно сравниваться с положениями международных договоров, в которых страна участвует или может участвовать вне зависимости от того, вступили ли эти договоры в силу или нет в целом и для страны в частности.

Международные нормы авторского права и смежных прав сформулированы в ряде конвенций, соглашений и договоров. Важные региональные нормы авторского права и смежных прав содержатся в ряде Директив Европейского Союза. Для стран СНГ, законодательство которых следует доктрине европейского авторского права, эти нормы представляют значительный интерес. Более того, в этих Директивах часто впервые формулируются нормы авторского права и смежных прав, которые впоследствии становятся международными нормами. Достаточно напомнить о первом признании компьютерных программ как литературных произведений, о праве на прокат, о новом сроке охраны имущественных прав, о базах данных и.т.д.

В настоящее время к сфере авторского права и смежных прав относятся, по меньшей мере, шесть директив Европейского Союза, а именно: «О правовой охране компьютерных программ»1, «О праве на прокат и предоставлении во временное пользование и некоторых правах, относящихся к авторскому праву в области интеллектуальной собственности»2, «О координации некоторых правил авторского права в отношении спутникового вещания и ретрансляции по кабелю»3, «О гармонизации срока охраны авторского права и некоторых связанных прав»4, «О правовой охране баз

1 Council Directive 91/250/EEC On Legal Protection of Computer
Program, May 14, 1991.

2 Council Directive 92/100/EEC On rental right and lending right and
on certain rights related to copyright in the field of intellectual
property, November 19, 1992.

3 Council Directive 93/83/EEC On the Coordination of Certain Rules
Concerning Copyrighted Rights Related to Copyright Applicable to
Satellite Broadcasting and Cable Retransmission, September 27, 1993.

4 Council directive 93/98/EEC On Harmonizing the Term of Protection
of Copyright and Certain Related Rights, October 29, 1993.


68_____________________________________________ Глава 3

данных»', «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе»2. Положения и нормы этих директив используются при анализе проблем авторского права и смежных прав.

§ 3.2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений3

Авторское право законодательно охраняется с 1709 года, когда Британский парламент ввел в действие Статут Анны — первый в мире закон об авторском праве. С тех пор авторское право стало признаваться и охраняться в других странах — в США с 1790 года, во Франции с 1791 года, в Российской империи — с 1828 года. В середине XIX века были заключены двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры о взаимной охране авторского права и возникла потребность в унифицированной системе охраны. 9 сентября 1886 года в Берне был заключен первый международный договор по охране прав авторов — Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. В этой Конвенции государства выразили свое намерение наиболее эффективным и унифицированным образом защищать права авторов на литературные и художественные произведения.

Появление и распространение технически все более совершенных методов использования произведений требовало изменений Конвенции, которая пересматривалась в 1896, 1908, 1914, 1928, 1948, 1967, 1971 и 1979 годах. Текст действующей конвенции соответствует Парижскому акту 1971 года, измененному в 1979 году.

' Council Directive 96/9/EC On the Legal Protection of Databases, March 11, 1996.

2 Council Directive On the Harmonization of Certain Aspects of
Copyright and Related Rights in the Information Society, 1999.

3 Бернская конвенция об охране литературных и художественных про
изведений. Женева: ВОИС, No. 287(R), 1990.


Международные нормы права 69

Бернская конвенция основывается на следующих принципах:

принцип национального режима означает, что произ
ведения, страной происхождения которых является
одно из государств Бернского Союза, пользуются во
всех государствах Союза той же охраной, какая пре
доставляется произведениям их собственных граждан;

принцип автоматической охраны означает, что охра
на не обуславливается выполнением каких-либо фор
мальностей;

принцип независимости охраны гарантирует охрану
независимо от наличия охраны в стране происхожде
ния произведения;

принцип ретроактивной охраны гарантирует охрану
произведений, срок охраны которых не истек в любой
стране Бернского Союза.

Конвенция устанавливает минимальные нормы охраны, которые распространяются на подлежащие охране произведения и права, а также на срок охраны.

1. Охрана распространяется на любое научное, литера
турное или художественное произведение, независимо от
способа или формы его выражения.

2. Личными неимущественными правами автора призна
ются:

• право авторства на произведение;

• право на защиту репутации автора.

Имущественными правами признаются:

• право на воспроизведение произведения;

• право на публичное исполнение произведения;

• право на сообщение для всеобщего сведения исполне
ния произведения;

• право на переработку произведения.

3. Продолжительность охраны должна составлять не ме
нее пятидесяти лет после смерти автора.


70_______________________________________ Глава 3

Членами Бернской конвенции на 15 июля 1999 года являются 140 государств, в числе которых Россия, Украина, Молдова, Грузия — о 1995 года, Беларусь — с 1997 года, Казахстан, Азербайджан и Кыргызстан — с 1999 года, другими словами, большинство стран СНГ являются членами Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений1.

§ 3.3. Всемирная конвенция об авторском праве2

В 1928 году Лига Наций предложила принять меры для унификации законодательства по охране авторских прав в различных странах, поручив изучение этой проблемы Институту интеллектуального сотрудничества Лиги Наций. После войны правопреемником этого института стала ЮНЕСКО. На конференции в Мехико в 1947 году была принята резолюция, призывающая к решению проблемы охраны авторского права в мировом масштабе. В 1952 году в Женеве Межправительственная конференция по авторскому праву приняла Всемирную конвенцию об авторском праве, которая основана на следующих принципах:

принцип национального режима означает, что опубли
кованные произведения граждан любого государства
пользуются в другом государстве охраной, которую
такое государство предоставляет произведениям своих
граждан;

принцип государственной охраны прав авторов и
других обладателей авторских прав означает, что каж
дое государство обязано принять меры для обеспече
ния эффективной охраны прав авторов на научные,
литературные и художественные произведения;

1 Contracting Parties or Signatories to Treaties Administered by
WIPO. Geneva: WIPO, 423, July 15, 1999. P. 7-9.

2 Международные конвенции об авторском праве. Бернская конвен
ция об охране литературных и художественных произведений. Ком
ментарий К. Мазуйе. М.: Прогресс, 1982. С. 181.


Международные нормы права 71

принцип соблюдения формальностей сводится к следующим атрибутам авторского права, используемым совместно: знак У, имя автора и год первого опубликования произведения.

Учитывая потребности развивающихся стран в доступе к произведениям науки, литературы и искусства других стран, Конвенция признала право на перевод, но ограничила его некоторыми условиями. К примеру, если какое-либо зарубежное произведение в течение семи лет не было выпущено в переводе на одном из национальном языков, то это произведение может быть переведено на национальный язык с выполнением упрощенной процедуры получения лицензии на перевод и его опубликование.

Срок действия авторского права включает в себя период жизни автора и 25 лет после его смерти.

Всемирная конвенция об авторском праве вступила в силу 16 сентября 1955 года.

В 1971 году в Париже на заседании Международной конференции государств—членов ЮНЕСКО принята новая редакция Конвенции, вступившая в силу в 1974 году.

Советский Союз стал членом Всемирной конвенции об авторском праве 27 мая 1973 года. 26 декабря 1991 года Генеральному директору ЮНЕСКО была передана вербальная нота Министерства иностранных дел Российской Федерации, в соответствии с которой членство СССР во всех заключенных в рамках ЮНЕСКО или под ее эгидой конвенциях, соглашениях и других международно-правовых инструментах продолжается Российской Федерацией1. Таким образом, Российская Федерация связана Всемирной конвенцией об авторском праве в редакции 1952 года с 27 мая 1973 года.

Декларация Республики Беларусь от 24 февраля 1994 года подтвердила, что она также признает обязательства, вытекающие из Всемирной конвенции об авторском праве с

1 Бюллетень по авторскому праву. Париж: ЮНЕСКО. Т. XXXI, № 1. 1998. С. 70.


72____________________________________________ Глава 3

27 мая 1973 года1. Другими словами, Республика Беларусь является членом Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 года.

Членами Всемирной конвенции по авторскому праву являются также Казахстан2, Азербайджан и Молдова3, Таджикистан и Украина4. Кроме того, Российская Федерация является членом Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года с 9 декабря 1994 года5.

В настоящее время 97 стран являются членами Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 года и 61 страна — в редакции 1971 года6. Всемирная конвенция об авторском праве в полной мере не сыграла той роли, для которой она предназначалась, поскольку содержит нормы, которые не столь эффективно охраняют права авторов, как Бернская конвенция.

§ 3.4. Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций7

Понятие смежных прав возникло в результате технологического развития общества. Первоначально охрана от незаконного копирования грамзаписей осуществлялась в рамках законов об авторском праве — в Великобритании с 1911 года, а затем в США и Австралии. На международном уровне первые предложения по охране производителей

1 «О правопреемстве Республики Беларусь в отношении к подписан
ной 6 сентября 1952 г. в г. Женеве Всемирной конвенции об авторс
ком праве»/Постановление Совета Министров Республики Беларусь
от 7 июня 1993 г. № 370. Собрание постановлений Правительства
Республики Беларусь, 1993. № 16(88). Ст. 311.

2 Бюллетень по авторскому праву. Париж: ЮНЕСКО. Т. XXXI. № 1.
1998. С. 30, 34-35.

3 Там же, № 4, 1998. С. 57.

J Там же, т.ХХХП, № 1, 1999. С. 43-44.

5 Там же, Т.ХХХ1, № 1, 1998. С. 42.

6 Там же, № 4, 1998. С. 57.

7 Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры и
соглашения/Под.ред. С.А.Сударикова. Мн.: Пейто, 1998. С. 202—215.


Международные нормы права________________________ 73

фонограмм и исполнителей появились в 1928 году в Риме на дипломатической конференции, которая рассматривала изменения в Бернской конвенции. В то же время Международная организация труда (МОТ) стала уделять внимание статусу исполнителей как наемных работников. Обсуждение прав производителей фонограмм и исполнителей происходило в 1948 году в Брюсселе при рассмотрении изменений Бернской конвенции, однако законодательная охрана исполнителей и производителей фонограмм не была признана. Комитеты экспертов нескольких международных организаций разрабатывали проекты конвенций по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Только в 1960 году в Гааге на совещании экспертов, которое проводилось совместно Международным бюро по охране интеллектуальной собственности (предшественником ВОИС), ЮНЕСКО и МОТ, был разработан проект конвенции, представленный на Дипломатической конференции в Риме. 26 октября 1961 года на этой конференции была принята Международная конвенция об охране исполнителей; производителей фонограмм и вещательных организаций, которая стала впоследствии известна как Римская конвенция, которая вступила в силу 18 мая 1964 года.

Римская конвенция обеспечивает охрану прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Исполнители получили право разрешать или запрещать запись своих исполнений, их воспроизведение, вещание и т.д., производители фонограмм — разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм, а вещательные организации — разрешать или запрещать воспроизведение их передач, запись, воспроизведение таких записей и т.д. Однако Римская конвенция не признала личных неимущественных прав исполнителей.

Римская конвенция допускает ограничения имущественных прав в национальных законах в отношении личного использования, использования коротких отрывков в связи с репортажами о текущих событиях, временной записи вещательной организацией на своем оборудовании, используемой для своих собственных передач, использования


74____________________________________________ Глава 3

исключительно в целях обучения или научных исследований и во всех других случаях, когда национальный закон предусматривает ограничения авторских прав

По состоянию на 15 июля 1999 года членами Римской конвенции являются 57 государств1. Из стран СНГ членом Римской конвенции является только Республика Молдова с 1995 года. Российская Федерация и Республика Беларусь предпринимают меры по ратификации Римской конвенции.

§ 3.5. Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм2

Женевская конвенция появилась для ограничения пиратства фонограмм, которое началось в конце 60-х годов в основном с появлением высококачественных аналоговых систем магнитной записи. В результате рынок оказался наводнен дешевыми пиратскими аудиокассетами.

Конвенция предусматривает обязанность своих членов охранять интересы производителей фонограмм от воспроизведения экземпляров фонограмм без согласия правообладателя, а также от импорта таких экземпляров с целью их распространения для всеобщего сведения.

Продолжительность охраны должна составлять, по меньшей мере, 20 лет, считая с момента первой публикации фонограммы.

Женевская конвенция была принята в 1971 году. По состоянию на 15 июля 1999 года ее членами являются 57 государств3, в том числе США с 1974 года, Россия с 1995 года, Украина с 1999 года. Республика Беларусь предпринимает меры по ратификации Женевской конвенции.

1 Contracting Parties or Signatories to Treaties Administered by
WIPO. Geneva: WIPO, 423, July 15, 1999. P.16.

2 Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры и
соглашения/Под ред. С.А. Сударикова. Мн.: Пейто, 1998. С. 216-221.

3 Contracting Parties or Signatories to Treaties Administered by
WIPO. Geneva: Wl'PO, 423, July 15, 1999. P.22.


Международные нормы права__________________________ 75

§ 3.6. Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники1

Конвенция появилась в ответ на широкое распространение в середине 70-х годов спутников связи для международных телекоммуникаций, включая передачу в эфир. В соответствии с Римской конвенцией под передачей в эфир понимается передача беспроволочными средствами звуков и (или) изображений для приема публикой. При разработке новой конвенции были сомнения в том, что передача сигналов через спутники может рассматриваться. как передача в эфир, поскольку сигналы, передаваемые с наземной станции на спутник, не могли быть непосредственно приняты публикой, а сигналы со спутников принимались другими наземными станциями для передачи их публике скорее по кабелю, чем беспроводными средствами. Таким образом, Брюссельская конвенция была разработана для защиты вещательных организаций по отношению к распространению несущих программы сигналов через спутники. В соответствии с данной Конвенцией распространение — это действие, посредством которого распространяющий орган передает сигналы широкой публике. Таким образом, в отличие от передачи в эфир, охрана по Брюссельской конвенции относится только к кабельным системам.

Несмотря на то что развитие техники привело к возможности прямого приема сигналов публикой, данная Конвенция обеспечивает защиту от несанкционированного распространения несущих программы сигналов посредниками публике за плату без разрешения правообладателей на передаваемые программы.

Конвенция предусматривает обязанность каждого государства принимать надлежащие меры по предотвращению незаконного распространения на своей или со своей терри-

' Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры и соглашения/Под ред. С.А. Сударикова. Мн.: Пейто, 1998. С. 222-227.


76 Глава 3

тории несущих программы сигналов, передаваемые через спутники. Распространение считается незаконным, если не было получено разрешение от вещательной организации. Однако положения этой Конвенции не применяются, когда распространение сигналов производится со спутников прямого вещания.

Конвенция была заключена в 1974 году в Брюсселе. По состоянию на 15 июля 1999 года только 23 государства являются ее членами; в их числе США, несколько европейских стран1, причем за последние 3 года к ней присоединилось лишь б стран. С 20 января 1989 года членом этой Конвенции стал СССР. Российская Федерация является членом этой конвенции как правопреемник СССР.

§ 3.7. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность2

После пересмотра в 1979 году Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и принятия в 1961 году Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций появившиеся новые технические средства в области копирования, звукозаписи, видеозаписи, фотографии, радио, кино, спутникового и кабельного телевидения, компьютерных программ, электронных баз данных потребовали разработки новых международных норм в области авторского права и смежных прав.

Такие разработки проводились в рамках ГАТТ и ВОИС и их результаты воплотились в Соглашении о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность, представленном в Приложении 1C Маракешского Соглашения, учреждающего Всемирную торговую организацию (ВТО), которое заключено 15 апреля 1994 года.

' Contracting Parties or Signatories to Treaties Administered by WIPO. Geneva: WIPO, 423, July 15, 1999. P. 23.

2 Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры и соглашения/Под ред. С.А. Сударикова. Мн.: Пейто, 1998. С. 160-187.


Международные нормы права__________________________ 77

Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность, которое стало известно как Соглашение ТРИПС до Дипломатической конференции ВОИС по некоторым вопросам авторского права и смежных прав (Женева, 2—20 декабря 1996 года) считалось наиболее совершенным международным договором в области интеллектуальной собственности. Соглашение относится к основным категориям объектов интеллектуальной собственности и устанавливает новые стандарты охраны и обеспечения прав на интеллектуальную собственность.

Основное назначение Соглашения ТРИПС заключается в том, чтобы обеспечение прав интеллектуальной собственности способствовало поощрению технических нововведений, передаче и распространению технологий для взаимной выгоды производителей и потребителей технологических знаний, социально-экономического благосостояния и гармоничного сочетания прав и обязанностей. Причем при совершенствовании национального законодательства члены ВТО могут принимать любые меры, которые не противоречат положениям Соглашения ТРИПС, но необходимы для предотвращения нарушений прав на интеллектуальную собственность.

Положения Соглашения ТРИПС должны быть введены в рамках правовой системы и практики в каждой стране, при этом страны не обязаны обеспечивать в своих национальных законах большую охрану, чем это требуется по Соглашению, при условии, что такая охрана не противоречит его положениям.

Соглашение вводит режим наибольшего благоприятствования, который отсутствует в Бернской конвенции: «в отношении охраны интеллектуальной собственности любые выгоды, льготы, привилегии или иммунитеты, предоставляемые членом гражданам любой другой страны, немедленно и безоговорочно распространяются на граждан всех других членов»1 (ст. 4). Однако из этого правила существуют исключения, допускаемые Бернской и Римской конвенциями,

1 Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры и соглашения/Под ред. С.А. Сударикова. Мн.: Пейто, 1998. С. 163.


78____________________________________________ Глава 3

а также в отношении прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, не предусмотренных в Соглашении ТРИПС.

Соглашение устанавливает, что правовые нормы в отношении национального режима и режима наибольшего благоприятствования «не распространяются на процедуры, предусмотренные в многосторонних соглашениях, заключенных под эгидой ВОИС, в связи с приобретением или сохранением в силе прав интеллектуальной собственности»1 (ст. 5). В области авторского права и смежных прав такими многосторонними соглашениями считаются Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам после их вступления в силу.

С учетом положений о национальном режиме и режиме наибольшего благоприятствования для урегулирования споров «ничто в этом Соглашении не может быть использовано для решения вопросов об исчерпании прав интеллектуальной собственности»2 (ст. 6). Это положение не имеет аналога в Бернской конвенции.

Нормы в отношении наличия, объема и использования прав интеллектуальной собственности регламентируют вопросы авторского права и связанных с ним прав, т.е. смежных прав.

Статья 9 Соглашения касается связи с Бернской конвенцией: члены ВТО обязаны соблюдать положения ст. 1—21 Бернской конвенции. Соглашение ТРИПС выделяет три категории положений Бернской конвенции:

обязательные положения;

факультативные положения',

неохраняемые объекты.

Обязательные положения, т.е. положения, которые странам ВТО необходимо выполнять, регламентируются в ст. 2—19 Бернской конвенции.

1 Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры и
соглашения/Под ред. С.А. Сударикова. Мн.: Пейто, 1998. С. 164.

2 Там же.


Международные нормы права__________________________ 79

Факультативные положения, т.е. положения, которые не подлежат обязательному выполнению странами ВТО, следуют из заявления, что страны не имеют прав или обязанностей в отношении прав, предоставляемых в соответствии со ст. 6his Бернской конвенции или вытекающих из нее (п. 1 ст. 9). Как известно ст. 6bis Бернской конвенции определяет два личных неимущественных права: право авторства на произведение и право на защиту репутации автора. В соответствии с Соглашением ТРИПС члены ВТО могут не признавать личные неимущественные права авторов, что является ограничением прав авторов в сравнении с Бернской конвенцией. Кстати, личные неимущественные права исполнителей в Соглашении ТРИПС вообще не упоминаются.

Права, вытекающие из cm. 61"* Бернской конвенции, в Соглашении не определены, однако рационально предположить, что речь идет о праве, предусмотренном в п. 3 ст. 10 Бернской конвенции. В соответствии с этой нормой автор не может возражать против использования цитат из его произведения без его разрешения или использование его произведения в качестве иллюстраций в процессе обучения при условии обязательного указания имени автора, т.е. соблюдения права авторства. Однако, в соответствии с Соглашением ТРИПС, указанные' цитаты и иллюстрации могут не содержать указания имени автора.

Неохраняемыми объектами считаются идеи, процедуры, методы эксплуатации или математические концепции как таковые, поскольку правовая охрана предоставляется только «на выразительные формы». В этом отношении Соглашение аналогично Бернской конвенции, которая охраняет только произведения, но не охраняет идеи, поскольку идеи не являются произведениями.

Статья 10 Соглашения содержит нормы в отношении компьютерных программ и баз данных. Компьютерные программы не упоминаются в Бернской конвенции, хотя общепризнано, что Конвенция распространяется и на компьютерные программы, поскольку относится ко всем про-


80_____________________________________________ Глава 3

изведениям в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены. Достоинством Соглашения является то, что его разработчики не стали полагаться на общепризнанное толкование компьютерных программ как литературных произведений, но впервые в международном акте предусмотрели специальную формулировку для охраны компьютерных программ как объектов авторского права: «Компьютерные программы в исходном или выходном виде охраняются как литературные произведения в соответствии с Бернской конвенцией»1 (п. 1 ст. 10). Это важное положение, поскольку, несмотря на очевидную принадлежность компьютерных программ к объектам авторского права, продолжаются попытки относить их к объектам промышленной собственности либо даже выделять их как особый объект авторского права, но не как произведение науки, литературы и искусства. Следует отметить, что впервые признание компьютерных программ как литературных произведений на международном уровне было сделано в Директиве Европейского Союза о правовой охране компьютерных программ в 1991 году.

Соглашение ТРИПС сформулировало также-условия охраны баз данных: «Компиляции данных или иная информация в машиночитаемой или иной форме, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые. Такая охрана не распространяется непосредственно на такие данные или информацию, не наносит ущерба правам авторов каждого из произведений, существующих непосредственно в таких данных или информации»2 (п. 2 ст. 10). По существу эта формулировка является адаптированной формой п. 5 ст. 2 Бернской конвенции. Основной элемент обеих формулировок один и тот же — компиляции, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняют -

1 Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры
соглашения/Под ред. С.А. Сударикова. Мн.: Пейто, 1998. С. 165.

2 Там же.


Международные нормы права________________________________ 8]_

ся как таковые. Это означает, что «результат интеллектуального творчества» должен охраняться как произведение в соответствии с Бернской конвенцией, хотя Соглашение ТРИПС явно не говорит, что такие компиляции должны охраняться как произведения. Важно, что в случае компиляций объектом охраны является не их содержание, а интеллектуальное творение, состоящее из подбора и (или) расположения такого содержания.

В ст. 11 вслед за соответствующей Директивой Европейского Союза1 введено право на прокат, которое отсутствует в Бернской конвенции, обязав тем самым страны предоставить авторам и их правопреемникам право разрешать или запрещать коммерческий прокат для публики оригиналов или экземпляров произведений, охраняемых авторским правом. В этой же статье содержатся два исключения из права на прокат в отношении кинематографических произведений и компьютерных программ. Право на прокат может не предоставляться, если такой прокат не повлек за собой широкомасштабного копирования таких произведений. Другими словами, если коммерческий прокат повлек за собой широкомасштабное изготовление контрафактных копий, то право на прокат должно быть признано; если же коммерческий прокат не повлек за собой широкомасштабного изготовления контрафактных копий, то право на прокат может не признаваться. В отношении компьютерных программ право на прокат может не предоставляться, если компьютерная программа не является основным объектом проката. Таким образом, если в прокат предоставляется другой объект (устройство, прибор, программно-аппаратный комплекс), который содержит охраняемую компьютерную программу как неосновной элемент, право на прокат может не признаваться.

Статья 12 посвящена срокам охраны объектов авторского права в тех случаях, когда срок охраны произведения исчисляется на иной основе, чем срок жизни автора. В

1 Council Directive 92/100/EEC On rental right and lending right and on certain rights related to copyright in the field of intellectual property, November 19, 1992.


82_____________________________ :_____________________ Глава 3

данном случае речь идет о произведениях под псевдонимом и анонимных произведениях. Для таких произведений срок действия имущественных прав составляет не менее 50 лет после окончания календарного года, в котором с согласия автора произведение было опубликовано, или, при отсутствии такого разрешенного опубликования, в течение 50 лет со времени создания такого произведения, — 50 лет после окончания календарного года, в котором это произведение было создано.

Статья 13 посвящена ограничениям и исключениям из прав авторов «отдельными специфическими случаями, которые не наносят ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателя». Эта формулировка согласуется с Бернской конвенцией, поскольку ни одно из ограничений и исключений, не должно наносить ущерба нормальной эксплуатации произведения и ни одно из них не должно необоснованным образом ущемлять законные интересы правообладателя.

Нормы охраны прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций содержатся в ст. 14.

Права исполнителей сформулированы в следующей форме: «В отношении записи своих исполнений на фонограмму исполнители имеют возможность предотвращать следующие действия, если они осуществляются без их разрешения: запись своих незаписанных исполнений и воспроизведение такой записи. Исполнители также имеют возможность предотвращать следующие действия, предпринимаемые без их разрешения: передачу средствами беспроволочной связи и сообщение для всеобщего сведения живых исполнений»1 (п. 1 ст. 14). Что касается записи живого исполнения, то в Соглашении объем охраны уже, чем в Римской конвенции, поскольку Соглашение говорит лишь о записи живого исполнения на фонограммы, тогда как Римская конвенция — о записи на любое средство. По той же причине положения Римской конвенции относитель-

' Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры соглашения/Под ред. С.А. Сударикова. Мн,: Пейто, 1998. С. 166.


Международные нормы права__________________________ 83

но воспроизведения записи исполнения являются более широкими, чем аналогичные положения Соглашения ТРИПС.

Права производителей фонограмм включают право разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение фонограмм и право на прокат фонограмм, как это изложено в ст. 11 с соответствующими изменениями.

Права вещательных организаций включают право на запись, право на воспроизведение записей, право на ретрансляцию средствами беспроволочной связи передач и право на сообщение для всеобщего сведения телевизионных передач аналогичного содержания.

В соответствии с Соглашением ТРИПС срок охраны прав исполнителей и производителей фонограмм составляет, по меньшей мере, 50 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана запись или имело место исполнение. Срок охраны прав вещательных организаций составляет, по меньшей мере, 20 лет, считая с конца календарного года, в котором состоялась передача. Соглашение увеличило срок охраны прав исполнителей и производителей фонограмм по сравнению с Римской конвенцией с 20 до 50 лет, но не изменило срока охраны прав вещательных организаций.

В заключение ст. 14 рассматриваются условия, ограничения, исключения и оговорки, которые допустимы лишь в объеме, допускаемом Римской конвенцией. Соглашение расширяет применимость положений ст. 18 Бернской конвенции с учетом соответствующих изменений к правам исполнителей и производителей фонограмм. Пункт 3 ст. 18 Бернской конвенции разрешает каждой стране самостоятельно определять для себя условия применения принципа обратной силы. Другими словами, нормы Бернской конвенции предоставляют стране право самостоятельно принимать решение о финансовых последствиях прошлого использования неохранявшихся исполнений, фонограмм. Когда же речь идет об использовании исполнений и фонограмм после того, как страна становится членом ВТО, то такое использование объектов смежных прав должно быть


84____________________________________________ Глава 3

только договорным в соответствии с национальным законодательством об авторском праве и смежных правах.

Следует отметить, что для обеспечения авторского прав и смежных прав очень важны нормы Соглашения ТРИПС, сформулированные в ст. 41, 50 и 61, однако эти статьи не имеют прямого отношения к законодательству об авторском праве и смежных правах.

В настоящее время членами Всемирной торговой организации являются 135 государств мира. По состоянию на 15 июля 1999 года из стран СНГ членом этой организации является Кыргызстан.

§ 3.8. Договор ВОИС по авторскому праву1

Соглашение ТРИПС установило совокупность мер по обеспечению«прав на интеллектуальную собственность, однако решения многих принципиальных проблем авторского права и смежных прав, связанных с цифровой технологией. Соглашение ТРИПС не предложило.

Новые нормы международного права для объектов авторского права и смежных прав в цифрой форме и в цифровой среде, в частности в Интернет, были выработаны на Дипломатической конференции ВОИС по некоторым вопросам авторского права и смежных прав (2—20 декабря 1996 года), которая приняла Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.

Наибольшие дискуссии на Дипломатической конференции вызвала проблема применимости права на воспроизведение в цифровой среде и прежде всего в Интернет. Несмотря на то, что подавляющее большинство делегаций отказалось считать эфемерное хранение произведений в цифровой форме в сети Интернет воспроизведением и поэтому применимость права на воспроизведение произведе-

1 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998. Приложение № 1. Ст. 511. С. 58-66.


Международные нормы права 85

ний в цифровой форме не была включена в Договор, однако Дипломатическая конференция по предложению США приняла согласованное заявление, которое означает применимость права на воспроизведение цифровых произведений в цифровой среде.

Согласованное заявление к ст. 1 Договора принято в следующем виде: «Право на воспроизведение в том виде, как оно определено в Бернской конвенции (статья 9), и допускаемые этой статьей исключения полностью применяются в цифровой среде и, в частности, к использованию произведений в цифровой форме. Понимается, что размещение охраняемого произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в смысле статьи 9 Бернской конвенции»'. В соответствии с Бернской конвенцией авторы охраняемых литературных и художественных произведений «пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме»2 (п. 1 ст. 9).

Таким образом, право на воспроизведение распространяется на случаи воспроизведения произведений «любым образом и в любой форме» независимо от продолжительности воспроизведения произведения и его формы, в частности цифровой.

Согласованное заявление не отрицает применимости нормы Бернской конвенции, в соответствии с которой за законодательством стран Бернского Союза «сохраняется право разрешать воспроизведение таких произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальной эксплуатации произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора»3 (п. 2 ст. 9). Таким образом, Бернская конвенция предоставляет своим членам право на введение в национальное законодательство любого обосно-





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 543 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.029 с)...