Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Отправилась рать Андрея на волжских болгар и возвратилась с победой, богатой добычей, воинскими трофеями. Икону брали в поход, и после воинского успеха владимирцы-ратники дружно поклонились святыне — «хвалы и песни воздали ей».
Летописец, рассказывая о возведении Золотых ворот, упомянул Небесную Заступницу: из створ Золотых ворот вырвались массивные полотнища, но, к счастью, никто не пострадал.
Росли богатства и слава Андрея, ещё быстрее росли зависть и ненависть его врагов. А завидовать было чему. Каменный дворцовый ансамбль, сооружённый Андреем в Боголюбове, превосходил своим великолепием, пожалуй, все, что до этого видела Русь. Древнерусский писатель поп Микула, описывая красоту дворцового храма, говорит, что не только вся утварь была драгоценной, но даже полы, двери и порталы были окованы золотом. Когда к Андрею приезжали знатные гости из Киева, Византии, Скандинавии, то он приказывал провести их на соборные хоры, чтобы они могли любоваться пышной красотой построек, легко и свободно вписавшихся в приклязьменский пейзаж.
Долгое время восторженные воспоминания о красоте Боголюбовской резиденции казались летописным преувеличением. Но вот уже в наши дни лопата археолога коснулась земли, по которой ступал гордый князь Андрей и его искусные зодчие. Археологические экспедиции выяснили, что всё, о чём красноречиво писал Микула,— правда. Из земли вынули каменные резные маски, каменные головы зверей, нашли основания круглых столбов, порталы со следами гвоздей, некогда окованные тонкими блестящими листами позолочённой меди.
Слава и богатства не помогли Андрею уберечься от домашних врагов-заговорщиков. Когда убийцы тайно проникли в княжескую опочивальню, напрасно Андрей искал загодя похищенный врагами свой грозный меч, напрасно он грозил им божьим гневом. Тело убитого князя было выброшено «на огород — собакам», а соучастники убийства отослали себе домой награбленные в княжеских хоромах золото, жемчуг и ткани.
Византийская святыня стала переходить из рук в руки, ею поочередно владели местные князья, корыстолюбивые и злобные. Была она в руках Ярополка, потом попала к рязанскому правителю Глебу, затем её владельцем стал князь Михаил...
На Русь шли орды кочевников. Наступал самый мрачный период нашей истории — монголо-татарское иго.
Жертвами нашествия Батыя стали крупнейшие города — Рязань и Владимир, а затем и Киев. В былине о собаке-царе Калине мы находим отзвуки разгрома великих городов Руси Батыем:
Сбиралося с ним силы на сто вёрст,
Во все те четыре стороны.
Зачем мать сыра земля не погнётся,
Зачем не расступится?
А от пару было от кониного
А и месяц, солнце померкнуло,
Не видать луча света белого,
А от духа татарского
Не мощно крещёным нам живым быть.
Владимир и его жители были обречены. Клязьма и Лыбедь покраснели от людской крови. Большая часть горожан была вырезана. Не щадили даже детей. В плен брали лишь ремесленников, за которых на невольничьем рынке на чужбине давали огромные деньги.
На глазах истекавших кровью владимирцев произошло кощунственное святотатство. Кочевники, как драматично повествует летописец, «святую Богородицу разграбища, чудную икону одраша, украшену златом и серебром и каменьем драгим...»
Мы не знаем имени безвестного спасителя драгоценного произведения искусства. Видимо, кто-то из уцелевших владимирских жителей тайком унёс икону в непроходимые муромские леса. Где-нибудь в лесной землянке искали у нее утешение несчастные и загнанные люди, спасавшиеся от полона.
Горькое признание вырвалось из уст древнерусского писателя-проповедника Серапиона Владимирского: «Величество наше смирися, красота наша погыбе...».
Тринадцатый век на Руси — глухая, беспросветная ночь. На месте цветущих некогда городов — развалины и пепел.
Пахотные земли заросли лебедой. На медных образках, которые носили люди, безвестные мастера изображали Марию, печально прижимающую ребенка. Матери, конечно же, не переставали любить своих детей, хотя народ, как отмечают историки, «находился в состоянии мертвенного оцепенения».
Наверное, каждый современный москвич знает залитую электрическими огнями Сретенку, где бойко торгуют магазины, движутся автомашины, до глубокой ночи снуют пешеходы. И разумеется, мало кто обращает внимание на сравнительно небольшую церковку, что стоит поблизости от Бульварного кольца. А она имеет прямое отношение к участию Владимирской иконы в отечественной истории.
Шёл 1395 год. До Москвы доходит слух о том, что «покоритель вселенной» Тамерлан вторгся в русские пределы, захватил и разграбил Елец и движется со своими несметными полчищами к белокаменной столице. Представьте себе ужас населения, пережившего всего тринадцать лет назад разорительное нашествие Тохтамыша.
Москва начала готовиться к обороне. Правда, надежд на победу было мало. С Тамерланом шла тьма воинов, всю жизнь не расстававшихся с оружием.
Несмотря на военные приготовления, население Москвы находилось в панике.
Положение в самом деле было отчаянным. И тогда великий князь Василий, сын Дмитрия Донского, как об этом сообщает Н. М. Карамзин, «желая успокоить граждан любезной ему столицы... писал митрополиту, чтобы он послал за иконою Девы Марии». А сам князь собрал всех способных носить оружие и вышел навстречу дерзкому захватчику.
Икону «Владимирская Богоматерь» из города на Клязьме привезло посольство, посланное князем Василием Дмитриевичем и митрополитом Киприаном, в Москву. Все горожане и жители окрестных сёл, что не ушли в ратное ополчение, вышли встречать святыню.
Это было на Кучковом поле двадцать шестого августа 1395 года.
На следующий день стража Москвы рано утром увидела всадника, который мчался на взмыленной лошади по направлению к городским валам. Ударило било. Измученный гонец в льняной, пропахшей солёным потом рубахе взошел на видное место. Он снял шапку, поклонился на четыре стороны и объявил: «Радуйтесь, добрые люди. Нечестивый Тамерлан и его поганое воинство, не приняв сражения, обратились вспять. Ночью татары оставили Елец и бегут прочь от Русской земли».
Тысячи горожан устремились на Кучково поле, где днём и ночью шёл молебен перед Владимирской иконой. Уже пелась сочиненная по такому необычайному поводу стихира «Умилительная».
Когда победное войско, не потеряв ни единого человека, отогнало полчища Тамерлана и вошло в ликующую Москву, жители встречали его шумно и радостно.
Событие было столь знаменательным и редким, что в его честь ровно через год на Кучковом поле в Москве возникла Сретенская церковь.
Древнерусские писатели не могли не задуматься над тем, что же заставило грозного Тамерлана, не знавшего поражений, обратиться вспять. Была, в частности, сочинена широко бытовавшая в списках безымянная «Повесть о Темир-Аксаке». Сначала в ней рассказывалось, как Тамерлан покарал своего строптивого вассала Тохтамыша, сообщалось о походах Железного Хромца в далёкие южные страны, где после его пребывания даже трава не росла, а на месте цветущих городов и селений появлялись дикие пустыни. Вторая часть ее была посвящена описанию того, как из Владимира в Москву несли чудотворную икону, как в белокаменной её встречал народ. Далее было написано, что Тамерлану ночью пригрезился сон. Тамерлан ясно узрел идущих на него святителей «с золотыми жезлами» и «жену некую, в багряные ризы одешу». Тогда Тимур «ужасно вскочи, яко от тресновен бысть», и, собрав своих сподвижников, сообщил о том, что видел, и услышал от них следующее: «...на русских движемся все и без успеха метемся». Устрашенное небесным знамением, войско в ужасе обратилось вспять.
Н. М. Карамзин так повествовал о Тамерлане и его армии: «Сокровища, найденные ими в Ельце и некоторых городах рязанских, не удовлетворили их корыстолюбие и не могли наградить за труды похода в земле северной, большей частью лесистой, скудной паствою, и в особенности теми изящными произведениями человеческого ремесла, коих цену сведали татары в странах Азии».
Конечно, Карамзин, как и его современники, имел весьма смутные представления о наших древних сокровищах.
Но надо помнить и другое. Тамерлан только что разгромил в кровопролитной схватке своего недавнего вассала Тохтамыша. Потери были огромными. «Завоеватель вселенной», как его именовали приближённые льстецы, не мог не помнить о судьбе полчищ Мамая, о Куликовом поле, где его недавний предшественник потерпел жестокое поражение. Историки также пишут о том, что Тамерлан вторгся в русские пределы по инерции, преследуя убегавшего Тохтамыша, и в планы Железного Хромца не входила война с Москвой и новые кровопролитные схватки.
Знаменитая икона была помещена в соборе Московского Кремля, но Владимир властно заявил свои права на византийскую святыню. Город на Клязьме считал себя единственным и законным владельцем иконы.
Чтобы Владимир не помнил зла и не таил обиды на Москву, великий князь объявил, что во Владимир будет послан для украшения Успенского храма именитый изограф Андрей Рублев и его содруг Даниил Черный.
Вот как описывает эти события И. Э. Грабарь:
«Ввиду настойчивых ходатайств владимирцев о возвращении иконы, московский князь, желая их хоть чем-нибудь утешить, посылает во Владимир в 1408 году Даниила-иконника и Андрея Рублева для украшения Успенского собора, поновления его обветшавшей росписи и написания новых икон». В это именно время во владимирском соборе появляется копия с задержанной в Москве иконы, присланная московским князем и долженствовавшая заменить владимирцам потерянный оригинал.
Копией, в этом смысле слова, как мы его понимаем теперь, этой иконы назвать нельзя, но в то время не только русский иконник, но и итальянский мастер копировали настолько свободно, что эти копии являлись в лучшем случае лишь вольным пересказом оригинала. Это очень хорошо иллюстрируется одним эпизодом легенды об иконе «Владимирская Богоматерь». «Князю Василию Дмитриевичу наскучили вечные ходатайства и паломничества владимирцев. Когда одна из таких депутаций стала угрожать князю открытым восстанием, он велел заковать назойливых ходатаев в железо, а во Владимир послал отряд для подавления недовольных силою. На другой день после этой расправы пономарь кремлёвского Успенского собора, открыв храм, увидел в нём вместо одной иконы «Владимирская Богоматерь» две совершенно сходные, и не было возможности отличить, какая из них подлинно владимирская. Когда об этом было доложено князю и он лично убедился в тождестве двух икон, он тотчас велел освободить заключённых и предложил им выбрать любую. Выбранная была увезена во Владимир, после чего ропот там прекратился»[12].
Она оказалась подлинником.
Византийско-русской иконе было суждено еще один раз посмотреть в глаза кочевникам грабителям.
Московский летописный свод повествует, как нижегородский боярин Семен Карамышев по наущению своего князя Данило Борисовича навёл полчища Талыча на Владимир в 1410 году. «Окаянные», как называли тогда кочевников-грабителей, сначала укрылись в заклязьминском лесу, а в полдень, увидав, что у городской ограды никого нет, сначала захватили стадо, а затем бросились сечь и грабить людей. Драма разыгралась возле Успенского собора, куда успела укрыться часть людей. Ключарь Патрикей спрятал горожан и драгоценные сосуды на верху церкви, а затем, убрав лестницы, стал «пред образом Пречистые плачася». Татары ворвались в собор и учинили Патрикею жестокие пытки. Летописец говорит о мужестве и стойкости Патрикея: «Он же никако не сказа того, но многие муки претерпе: на сковороде пекоша и за ногти щепы биша и ноги порезав, ужа вздергав, на хвосте у конь волочища, и тако в том муце скончашеся».
Грабители ободрали драгоценный оклад с иконы «Владимирская Богоматерь». Неизвестные люди тайно передали её митрополиту московскому Фотию, находившемуся во время татарского набега во Владимире. Захватчики гнались за Фотием и его спутниками, но он, по старому обычаю, укрылся в лесах.
Шли годы. Москва собирала силы, становясь общерусским центром. В 1480 году «Владимирская» окончательно «переселилась» в Москву, в Успенский собор, только что выстроенный итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти по образцу прославленного владимирского храма.
С тех пор знаменитая икона несколько столетий не покидала Москву.
Перед нею стоял на коленях Иван Грозный. Каясь в грехах, царь-деспот проливал слезы и обдумывал новые казни. Надеясь откупиться от адских мучений, Иван приказал изготовить новый оклад для иконы и даже сочинил стихиру в её честь. Драгоценный оклад по праву считается чудом работы московских мастеров.
В пору Великой Отечественной войны вместе с другими сокровищами Третьяковской галереи икона была отправлена из Москвы в Новосибирск. Так далеко на Восток икона путешествовала впервые.
После сорок пятого года икона хранилась в Третьяковской галерее, в Москве. Сегодня для неё построена отдельная часовня рядом с Галереей, чтобы можно было не только посмотреть на чудотворную икону, но и преклонить перед ней молитвенно колени, зажечь свечу.
Ныне, как и века назад, перед великим творением останавливаются люди и пристально глядят в проникновенные глаза Той, что столько вместила в Своём скорбном и проницательном взоре. Перед глазами, точнее, как говорили в старину, перед нашими духовными очами возникают огни и пепелища, сечи, звон мечей которых донёсся до нас; мы можем даже почувствовать, ощутить, осязать дым и гарь далёких пожарищ.
Любуясь невыразимо-прекрасным ликом, созданным гениальным творцом, припоминая бесчисленные события — трагические и возвышенные — истории, вспомним сказанное поэтом: «Образ твой, над Русью вознесённый, в тьме веков указывал нам след».
Рассказ об иконе Богоматери «Иверская» («Вратарница»).
20 октября 1995 года на аэродроме Шереметьево собрались члены правительства Москвы и России, священники и множество народу. Когда приземлился самолет, которого все ожидали, к нему подали трап, крытый красным ковром, и к трапу торжественно двинулась процессия: патриарх в золотых ризах, священники, монахи. Кто это, такой важный, прибыл в Москву? Кого они встречали? Дверь самолета распахнулась, и народу показалась... не кинозвезда, не певец, которому поклоняются толпы молодежи, нет, это был даже не человек, это была...икона!
По заказу Патриарха Московского и Всея Руси ее прислал настоятель Иверского монастыря с горы Афон в Греции. Монах-иконописец сделал копию той знаменитой иконы Божией Матери, которая почти тысячу лет тому назад сама пришла к монастырю по волнам моря! Вот как это было.
Однажды монахи Иверского монастыря глубокой ночью расходились из храма после ночной молитвы и вдруг увидели, что в море светится огненный столп, похожий на переливающийся столб солнца, который можно видеть в комнате или в густом лесу в погожий летний день. В темной ночи от темного неба в темную воду падал, как золотая стрела, свет, и удивленные монахи начали усердно молиться, глядя на него.
Так продолжалось несколько дней и ночей подряд. Из всех афонских монастырей сошлись монахи на берегу и молились. Столп света продвинулся ближе, и они увидели, что свет стоит над иконой Божией Матери. Она не лежала на волнах, а стояла прямо, словно ее поддерживал кто-то невидимый.
К иконе потянулись руки, но она отодвинулась от берега. Люди вошли в воду сначала по колено, потом — по пояс, потом — по грудь, но не смогли коснуться иконы. Тогда все монахи собрались в храм и молились со слезами, просили Бога позволить им взять святыню.
В Иверском монастыре жил старец грузин Георгий. Он был такой добрый, чистый человек, так любил Бога и людей, что лицо его светилось, словно он уже не человек, а ангел.
Ему во сне явилась в дивном небесном сиянии Богоматерь, и он услышал Ее голос: «Скажи настоятелю и братии, что Я хочу дать им Свою икону, Свой покров и помощь, потом войди в море, ступай с верой по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к вашей обители». Проснувшись, старец рассказал свой сон настоятелю и братии.
Утром братия с кадилами и лампадами, распевая молитвы, высыпала на берег. Старец Георгий вышел в море. Он шел с волны на волну, как с кочки на кочку в болоте. Ему совсем не было страшно, голова не кружилась, его поддерживала, как невидимая рука, его крепкая вера. Георгий протянул руки и взял икону, повернулся и пошел к берегу. Иноки смотрели на него, радовались и ликовали. Сразу начали строить часовню на берегу на том месте, где старец Георгий вышел с иконой на берег. Икону же внесли в главную соборную церковь, поставили в алтаре.
Рано утром пришел монах в пустую еще церковь зажигать лампады, видит — нет иконы в алтаре. Он очень испугался, выбежал из церкви, разбудил братию. Искали-искали икону и нашли висевшей над вратами обители. С пением и молитвами внесли ее в храм, снова поставили в алтаре. Решили, что кто-то из братии тайно перевесил икону ночью.
Опять старцу Георгию приснился сон. Богоматерь сказала ему: «Скажи братии, что Я не хочу, чтобы вы Меня охраняли за каменной стеной, Мое желание — быть вашей Хранительницей. Доколе Моя икона будет у врат вашей обители, ничего не бойтесь».
Обрадованные иноки построили во славу Пресвятой Богородицы храм над воротами монастыря и поставили в нем чудесную икону. Она и поныне там, в Иверской обители. Потому она — Иверская. Икону называют «Портаисса», то есть «Вратарница», или «Привратница». В акафисте — хвалебной песне Иверской иконе есть такие слова: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!».
Не раз икона защищала монахов Иверской обители от набегов морских разбойников, от нападений персов, от голода.
Московской святыней копия Иверской иконы стала очень давно, в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче. Она сделалась любимой иконой москвичей. Ей выстроили часовню над воротами, ведущими к стенам Кремля, к Красной площади, к самым шумным деловым и торговым улицам Москвы: Ильинской, Никольской. С раннего утра до позднего вечера в часовню шел народ: школьник и студент — поставить свечку перед трудным экзаменом, мать заболевшего ребенка со слезами и просьбами об исцелении, купец, просящий мудрости для успешного ведения торговли, солдатка с молитвой о том, чтобы муж вернулся здравым и невредимым из военной экспедиции... Сколько тут произнесено и спето молитв, сколько пролито слез! Поколения москвичей проходили через часовню. Их дети, внуки, правнуки и праправнуки снова и снова поднимались по истертым ступеням... Икона утешала, исцеляла, помогала, защищала, радовала...
Икону возили по всей Москве в тяжелой громадной карете, влекомой шестеркой лошадей. На передней стороне кареты помещалась громадная икона с горящим перед нею большим фонарем. Встречные снимали шапки, кланялись и крестились, все смотрели на карету с иконой радостно, с надеждой. Ее вечное путешествие по городу делало жизнь отраднее. Когда икону вносили в дом к больному или раздавленному каким-нибудь несчастьем, прохожие поспешно к ней подбегали, чтобы поцеловать край ризы. В полдень и глубокой ночью, когда икона возвращалась в часовню на короткое время для перемены священника, дьякона и певчих, ее ждали на любом морозе люди, которые нуждались в утешении и надежде. Часто совершались молебны у иконы во дворах. Ее ставили на диван, зажигали свечи на столике перед нею, и моление было торжественным и таинственным под открытым небом со звездами и луной... Прекрасным оно было и днем, при солнце и пении птиц...
Когда во время французского нашествия Москву по приказу фельдмаршала Кутузова покидали войска и жители, Иверскую икону увезли во Владимир. Французы разграбили часовню, а копия иконы, которая осталась взамен увезенной, исчезла. Вернувшись в Москву, икона продолжала путешествовать по городу как прежде. После революции с иконой случилась беда. В 1929 году Иверская часовня была сломана, а икона исчезла.
Новой власти нужны были широкие проходы на Красную площадь для демонстраций во время советских праздников. Чтобы колонны демонстрантов, танки, а потом — и ракеты могли пройти перед вождями, стоящими на трибуне Мавзолея, разрушены были и красивые Воскресенские ворота, и Казанский собор. Сейчас Иверская часовня у возрожденных Воскресенских ворот снова принимает всех, кто хочет поклониться чудотворной Иверской иконе или просто поглядеть на нее. Вернулась в Москву икона, словно не обрывалась связь поколений на долгие 70 лет. Икона — Вратарница, Хранительница города — снова с нами!
Музыка на Руси.
Инструментальная музыка звучала на Руси с языческих времён и называлась мусикией. Игра на струнных инструментах называлась гудением, на духовых — сопением. Различалась церковная и светская музыка — княжеская и народная. Во время пиров пелись величальные песни в честь князей и дружины. Певцы, слагавшие устные сказания, сопровождали их игрой на гуслях. Героические песни-славы пели при возвращении из походов, при восхождении на княжеский престол. В Московской Руси исполнялись «заздравные чаши» — пожелания многих лет царям, князьям, патриархам. В XV — XVI вв. в придворный быт начинают проникать западноевропейские развлечения. Вместе с Софьей Палеолог (1472 г.), женой Ивана III, прибыли греческие и фряжские (итальянские) мастера. Согласно летописям, в 1490 г. в Москве появился органист Джованни Сальватор. В 1586 г. английская королева прислала царице Ирине Федоровне орган и клавикорд.
Стоглавый собор 1551 г. учредил «училища книжные по всем градам» и обратил внимание на музыкальное образование детей. В XVI в. появляются первые авторские произведения. Создателями новых распевов были Савва и Василий Роговы.
На рубеже XV — XVI вв. возник придворный хор Государственных певчих дьяков, принимавший участие в официальных парадных выездах и приёмах, и хор Патриарших певчих дьяков, участвовавших в богослужениях, на которых присутствовал царь и патриарх.
В XVII в. в Московской Руси распространилось партесное многоголосное пение, появились псалмы (духовные песни, текстами для которых служили поэтические переложения псалмов Давида) и канты разнообразного содержания — викториальные, морализирующие, философские, любовные.
Музыкальные инструментыбыли трёх типов: ударные (бубен, накры, арган), духовые (труба, рог, кувички, рожок, дудка, окарина, сурна, жалейка), струнные (гусли, гудок). Различались «высокие» и «низкие» музыкальные инструменты. К «высоким» относились труба, призывавшая воинов на рать, и все инструменты, которыми сопровождались церковные песнопения (псалтири — струнные инструменты гусельного типа — тимпаны, гусли, кимвалы, арган, фидель). К «низким» инструментам, связываемым с язычеством, с дьявольским искушением, относились флейты, жалейки, сопели, бубны, смычки и др.
Особое место в духовной жизни русского народа занимает церковное пение, возбуждающее молитвенный дух, назидающее и укрепляющее в вере. Церковная песнь и молитва — неотделимы: кто поет духовную песнь, тот молится.
Первые певцы пред Престолом Божиим — Ангелы Божии и святые. Денно и нощно славят они всемогущего Бога, Творца Вселенной: «Взывает един ко другому непрестанными усты, немолчными славословленьми». В подражание ангелам и святым установлено пение и на земных богослужениях Святой Церкви, когда и «силы небесные с нами невидимо служат». Старинные церковные распевы выражают возвышенные религиозные настроения. Это и понятно, потому что творцами их были люди, проникнутые высоким религиозным духом — подвижники, святые, одарённые тайной познания Божественных слов и звуков.
Русская Православная Церковь, став восприемницей греческой богослужебной традиции, никогда не использовала в храме инструментальной музыки. Поэтому, когда говорят о русской церковной музыке, имеют в виду исключительно вокальное искусство.
«Древнее церковное пение — это выражение духа нашего народа, воспитавшегося и возросшего под влиянием Церкви, которая была пестуном его, чадолюбивой матерью. Но если Церковь оказывала религиозно-нравственное влияние на народ, то и народ вносил многое от своего природного богатства и дарования в недра Православной Церкви в виде мелодий, в которых отражаются глубина и сила его религиозного чувства и вообще его душевные качества. Эти мелодии, то возвышенно-простые, строгие и важные, то нежные, трогательные и умилительные, народ, как лучшее достояние свое, от чистого сердца отдает своей матери — Церкви. Вот почему эти родные звуки дороги ему как передуманные, пережитые, перечувствованные им. О многом они говорят русскому человеку: и о былом, и о настоящем, и об ожидаемом в будущем; будят в нем лучшие, благороднейшие порывы, святые чувства любви к вере и родному Отечеству» (архиепископ Арсений Стадницкий).
Русские певцы появились в наших храмах одновременно с русским духовенством. Сохранившиеся от XI—XII столетий певческие рукописи свидетельствуют, что процесс становления русского церковного пения был сложным. Первые русские напевы, записанные греческими невмами (знаками), назывались знаменными. В их основе лежит система восьмигласия, заимствованная из Византии. Отличительная черта знаменных распевов — связь с русской национальной музыкой, с русским фольклором, особенно с былинами. Изменение ритма мелодий, в связи с переводом греческих текстов на русский язык, сообщало церковному пению славянский характер. Искусство композиции русского мастера пения заключалось в умении создавать разнообразные и выразительные мелодии путём подбора и сочетания различных напевов данного гласа. «Степенная книга» отмечала, что в Русской земле существует «ангелоподобное пение изрядное».
«Мелодия оформляет звуками слова песнопений, дополняет их глубоким и вместе с тем строго религиозным содержанием, которое не оставляет места для мелкой чувствительности. Это — замечательное свойство знаменного распева, способного с большой эмоциональной выразительностью высказать любые чувства — от тонких, лирических, до величественно-торжественных, не впадая вместе с тем ни в сентиментальную чувствительность, ни в помпезность, нарочитость. От этого его уберегла прежде всего основная направленность церковной древнерусской музыки: главным в ней было вскрыть содержание песнопения, донести каждое его слово ясным, осмысленным и прочувствованным. Отсюда запрещение в древних песнопениях повторять слова, дробить их с тем, чтобы не затуманивать смысл слов и не лишать песнопения целостности»[13]
Прекрасный знаток древнерусской церковной музыки Н. Д. Успенский не отрицает огромного влияния византийского искусства на древнерусскую певческую культуру. Однако, сравнив византийские и русские певческие памятники одного периода, он убедительно доказал самобытность и самостоятельность развития русского церковного песнопения.
В XVI и в первой половине XVII в. был распространен домественный распев (в основе которого лежали мотивы, родственные русской народной лирической песне, и подвижный ритм) и путевой распев (усложнённый знаменный). «Развитию церковного пения способствовало не только расширение сети певческих школ, но и создание крупных хоров, которые явились очагами русского певческого искусства. Так, в Александровской слободе при Иване Грозном были собраны крупнейшие мастера своего времени, среди них — прославленные певцы и распевщики Феодор Христианин, Иван Нос. В XVI в. в Москву приглашали лучших знатоков пения, многие из них переезжали из Новгорода»[14]
Во второй половине XVII в. распространяются новые распевы: болгарский, киевский, греческий, характерные выраженной тонической устойчивостью, лаконичностью мотивов и простотой ритма.
Самое раннее свидетельство о многоголосном пении в Русской Церкви связано с богослужениями в Новгородском Софийском соборе (40-е годы XVI в.). Иван Грозный привлёк внимание Московского Собора 1551 г. к использованию в храмах Москвы и всего государства новгородских певческих традиций.
Многоголосное пение создавалось на основе практики народного многоголосия. В народном хоре нет партий по диапазону и тембру голоса. Мелодия между участниками хора распределяется в соответствии с опытностью певцов и звучностью их голосов.
Традиция древнецерковного русского многоголосного пения сохраняется в русском старообрядчестве.
На рубеже XV—XVI вв. украинские, а в середине XVII столетия и московские мастера пения познакомились с западной нотацией и так называемым партесным многоголосием, основанным на использовании в хоре четырех голосов — сопрано, альта, тенора и баса. В истории русского партесного пения польское партесное подготовило почву для партесного итальянского, выдающимся представителем которого стал Д. С. Бортнянский (1752—1825). Большое влияние на гармонизацию древних церковных напевов и церковного пения оказало творчество протоиерея Петра Турчанинова (1799—1856), А. Ф. Львова (1798—1870), Г. Ф. Львовского (1830 — 1894), П. И. Чайковского (1840—1893), С. В. Рахманинова (1873—1943), А. Д. Кастальского (1856—1926).
В области переложения достижения А. Д. Кастальского и С. В. Рахманинова считаются непревзойденными. В области сочинения видное место заняли А. А. Архангельский (1846—1941), творчество которого характерно особенной эмоциональностью и глубокой выразительностью, А. Т. Гречанинов (1864—1956) и М. И. Ипполитов-Иванов (1859—1935), широко использовавшие мелодии ярко выраженного народного характера. В их многоголосии— черты народной полифонии. Сочинения П. Г. Чеснокова (1877—1944) отличаются богатством красок хоровой партитуры, высокой техникой письма.
Русское церковное пение, несомненно, самобытнейшее явление в искусстве. Его невозможно воспринимать независимо от текста: мелодия неотделима от содержания и песнопение в целом — от всего строя православного богослужения. Русские пасхальные песнопения, в которых душа христианина наполняется духовным восторгом, испытывает дерзновенный взлет молитвенного духа, — ярчайший тому пример. Песнопения Страстной седмицы представляют собой совершеннейший синтез мелодии и содержания, высочайший образец музыкального толкования богословских текстов. Русское церковное пение — это прежде всего свидетельство веры, проповедь христианства в мире, в котором традиции церковной музыки ценят и берегут все те, кто постигает дух и содержание божественных песнопений, чей слух способен оценить прекрасное.
Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 481 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!