Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Министерство образования и науки Украины 9 страница



Лучшие образцы современной церковной музыки продолжают традиции старинных распевов и творчества композиторов XIX в.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН.

Самобытнейшая форма русского национального музыкального искусства —колокольный звон. Колокола, возвещающие о начале богослужения и призывающие к нему,— необходимая принадлежность православного храма. Русские летописцы упоминают о колоколах под 988 г. В начале XI в. колокола были при храме святой Софии в Новгороде, при Десятинной церкви в Киеве, в храмах Владимира, Полоцка, Новгорода-Северского. Pусский народ полюбил звон церковных колоколов, в котором слышен великий призыв Неба отвлечься от земной суеты и тревоги.

Впервые русские отлили колокол в Киеве в середине XIII в., в XIV в. достигло расцвета литейное искусство в Москве. В церквах города было не менее пяти тысяч колоколов. Они звучали на десятки вёрст, во время торжеств гул колоколов соседних церквей сливался в мощный хор, звучание колоколов волнами прокатыва­лось от одного храма к другому — это была музыка для всех. Церковные колоко­ла — свидетели истории Руси. Радостный звон сотен колоколов наполнял Москву, встречавшую воинов с Куликова поля. Под колокольный звон проходило по Мо­скве ополчение Минина и Пожарского. В 1735 г. мастер Михаил Моторин отлил самый большой в мире колокол весом в 12 000 пудов (около 200 тонн), известный как Царь-Колокол.

Обычно в храме несколько колоколов, различных по величине и силе звука: праздничный, воскресный, полиелейный, простодневный (или будничный), пятый (или малый). Каждый звон имеет своё на­значение — печальный, похоронный или возвещающий радость, праздник, победу, избавление от опасности. На Руси издрев­ле известны два рода звонов: «благовест» (возвещающий благую весть), когда уда­ряют в один колокол или в несколько колоколов, но не во все одновременно, и собственно «звон». Поочередный гармо­ничный перебор колоколов называют «перезвоном». Звон нескольких колоколов в три приема — называют «три-звоном» или «трезвоном». К богослужению призы­вает звучание одного колокола — «благо­вест», и каждый русский православный верующий осеняет себя крестным знамением, услышав его. Известны всей Руси зна­менитые ростовские колокола. В середине 19 века протоиерей Аристарх Израилев сделал нотную запись ростовских звонов, звучащих в до-мажорном ладу.

...Русское церковное искусство проник­нуто высокой духовностью. В многообра­зии его форм раскрывается талант русско­го народа, сохраняющего и развивающе­го на протяжении столетий творческие традиции Древней Руси.

Русская народная песня и современная музыка.

Язык народных мелодий разных стран складывался тысячелетиями. К тому или иному народному музыкальному языку приучается слух громадной массы людей. И поэтому даже самые своеобразные и оригинальные композиторы, чтобы их поняли слушатели, ведут свою музыкальную речь от языка народной музыки, песни и танца.

Народная музыка – это такая стихийная сила, такое мощное течение, против которого не сможет да и не пожелает плыть ни один даже самый гениальный музыкант. Творчество великих композиторов буквально пропитано мелодиями и интонациями народной музыкальной речи.

Самый первый музыкальный жанр на земле – колыбельная песня. Это Начало Песни. Это самая первая песня без слов: «а-а, а! а-а, а!».

Сколько лет песне? Сколько лет звучит она на свете, привычная и необходимая, как дыхание человека?

Поёт свою песню древний охотник…Поёт и «во звонки гусельчики поигрывает» отважный богатырь Василий Буслаев.

А и нет таких певцов у нас

В целом славном Новегороде

Супротив Василия Буслаева…

А вот знакомый нам «Садко, весёлый молодец»:

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты;

По пирам ходил-играл Садко,

Спотешал людей посадских…

Развлекали музыкой народ весёлые потешники скоморохи, которые бродили по Руси. Где скоморох, там и праздник.

Русские люди поют, изнемогая от тяжкого труда: «Эх, дубинушка, ухнем…», тоскуя по любимому: «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…», выдавая замуж свою подруженьку – красну девицу, провожая в последний путь своих близких…

Песня – это радость, песня – это символ, песня – это призыв к труду и борьбе, размышлению и любви.

Мы без труда отличаем русскую песню от китайской или грузинской, потому что в ней заложена мудрость нашего народа, выражено своеобразное мышление его. Песня отражает перемены в жизни народа и хранит в его памяти прошлое, передавая из уст в уста.

Мы не знаем, кто сочинил песню «Во поле берёзонька стояла», кто и когда впервые спел печальную и прекрасную песню «Степь да степь кругом» и нежную песню про «тонкую рябину». Неизвестно, кто и когда придумал лихую плясовую «Ах, вы, сени мои, сени». Но все эти любимые народные песни столетиями переходили из уст в уста.

Люди перенимали их один от другого на слух, без всяких нот. И музыка оказалась записанной в памяти людей, а это самая надёжная, самая верная запись звука. И если звук, записанный на пластинке или плёнке, со временем тускнеет, то наша древнейшая запись с годами становится всё лучше и лучше.

Передавая друг другу мелодии народных песен, музыканты улучшают их, отбирают самые красивые и совершенные мелодии.

Композиторы, подхватив эти мелодии, наполняют их новыми мыслями, новыми красками. Они берут эти мелодии и как бы поют на свой лад. И никто не считает, что они присваивают себе чужое. Просто это одно из превращений, каких в мире музыки немало. Это превращение старой народной музыки в новую – самое главное, самое замечательное в музыкальном мире. Его мы сможем услышать в творчестве Глинки, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова и др.

Русское декоративно-прикладное искусство.

Духовные богатства России составляют исторические ценности, созданные народом, и постоянно преумножающиеся новыми произведениями искусства, образующими единый целостный процесс развития культуры. Особое место в этом процессе занимает народное декоративно-прикладное искусство, та область художественно-практической деятельности человека, в сфере которой создаются своеобразные художественные предметы, отмеченные неповторимостью форм и декоративного убранства. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, эти произведения своими эстетическими качествами, образным строем, характером так или иначе воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. В них раскрывается сам творец, знание им жизни и умение выразить это в своем творчестве.

Если представить себе многоликую картину населения России, очень разные природные, климатические условия жизни народа, то можно понять, на какой основе сформировался быт людей, как и почему сложился определенный характер жилища, одежды и весь предметный мир, которым пользуется человек. Особенности человеческой жизни в ходе социально-исторического развития привели к созданию своеобразного искусства каждого народа, и теперь сохраняющего тот неповторимый национальный колорит, который, определяя внешний облик предметного мира, выражает его индивидуальную сущность, глубокое внутреннее содержание, связанное с диалектикой современной жизни.

Если мы возьмем для сравнения родственные на первый взгляд изделия, то увидим в них разное использование материала, разницу в формах вещей и их декоре. Так, вышивка русских областей центра России отличается узорами, приемами исполнения, цветовым строем от вышивки Татарии или Чувашии, глиняная игрушка Каргополя — от такой же игрушки Кирова, а резная кость Холмогор — от работ уэленских резчиков. Эти и другие отличия, свойственные народному декоративно-прикладному искусству России, наиболее конкретно проявляются в работах мастеров художественных промыслов, в тех коллективах, где традиции служат основой для дальнейшего развития и совершенствования ремесла, для формирования новых качеств народного искусства, отвечающих духовным и материальным потребностям наших современников.

Создание вещей для собственного потребления всегда было в народе частью единого трудового процесса, в котором по-разному проявлялись элементы творчества. Исследователи не без оснований называют эту область трудового процесса искусством бытовой вещи. Орудия труда и предметы быта выполнялись прежде всего как вещи нужные, добротные, удобные. Эстетичность, художественно-образное начало их проявлялись как бы сами собой, в зависимости от конкретного назначения предмета. Художественная задача не выступала как специальная, самостоятельная. Все делалось в рамках ремесла, в рамках системы трудовых знаний и навыков, которые позволяли умело строить дом, класть печку, шить одежду, обрабатывать любой природный материал. В этом непрерывном трудовом процессе создавались различные бытовые предметы, польза которых подчеркивалась совершенством технического исполнения, убедительным выявлением утилитарных функций, а красота — введением ментальных или изобразительных мотивов. Так, будничная одежда девушек и женщин имела несложные декоративные дополнения, а праздничная была насыщена символическими изображениями, цветной вышивкой, кружевом, украшениями из металла, Подобные качества характеризуют и орудия труда. Например, прялка для домашней работы не украшалась, зато подарочная или предназначенная для посиделок становилась настоящим шедевром с резьбой и росписью.

Единство предмета и изображения на нем, соответствие техники исполнения своеобразной трактовке изобразительного мотива свойственны всем видам художественного ремесла, каждому материалу, с которым работает мастер. Это находит отражение в содержании произведений народного искусства, в их оптимистическом строе.

Народное творчество тесно связано с окружающим миром. В содержании большинства его произведений многое идет от природы — от земли, леса и трав, воды и солнца, от всего живого, что любит и ценит человек. Вот почему бывает так трудно конкретно определить, какие же именно качества отдельного предмета делают его произведением искусства.

Перекличка между природным и вещественным миром — не поэтический образ, не преувеличение смысла художественного предмета. Многогранная, сложная связь исходного материала и конечного результата деятельности человека по-своему проявляется в каждом виде народного искусства. Эта связь, связь причины и следствия, наиболее типична для орнаментального строя вещей. Его приверженность определенным элементам и мотивам удерживается в рамках наиболее общих представлений о красоте и гармонии. Поэтому так устойчивы в своем традиционном проявлении красно-золотая роспись Хохломы, цветное кружево Михайлова, ажурный узор и гравировка холмогорских резчиков по кости. И хотя в каждом виде изделий проявляется своя мера условности, система мышления мастера-орнаменталиста оказывается весьма устойчивой для каждого из видов народного искусства. К раскрытию того или иного образа предмета мастер идет через наблюдения жизни и размышления над ее проявлениями. Он не рисует с натуры. Поэтому-то в создаваемых мастером узорах орнамента, в сюжетных композициях есть аллегория, ассоциация, придающие значимость даже самому маленькому предмету. Мотив птицы, цветка, дерева становится как бы олицетворением самой природы, ее красоты и вечной жизнетворной силы. Орнаментальность решения и здесь остается главной, ибо гармония всей композиций организуется ритмом линий, силуэтов, цветовых акцентов. Это помогает четче выявить главную идею художественного предмета, придать ей особый смысл.

Ведущая творческая концепция традиционного народного искусства, проистекающая из понимания природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных художественных промыслов. Вместе с тем это не означает, что ныне работающие мастера опираются только на исторически сложившиеся художественные традиции. В процессе эволюции народного декоративно-прикладного искусства появляются отдельные новые мотивы, но идет и постоянное творческое осмысление наследия.

Необходимо отметить, что при явной традиционности многих видов изделий, при заметной устойчивости сюжетов и орнамента народное искусство развивается под влиянием меняющихся исторических условий. И коллективное творчество помогает создавать изделия, отвечающие представлениям народа о красоте и добротности вещей, определяет степень их практической необходимости.

В наше время, когда интенсивно растет промышленное производство бытовых изделий, предметы народного искусства приобрели особое значение как вещи нужные, красивые, полезные. Оригиналь­ность форм, нарядность и красочность декора в сочетании с ярко выраженными достоинствами природных материалов, из которых создаются эти произведения, определили и отношение человека к этим подлинно художественным предметам. Сама повседневная жизнь обусловила расширение производства ковров и кружев, вышитых изделий и нарядной одежды в характере народных традиций, скульптуры малых форм, выполненной из дерева, камня, глины, произведений лаковой миниатюры, подносов с декоративной росписью и многого другого.

Естественно, что развитие промыслов идет не обособленным путем, а в контакте с развитием всех видов и жанров изобразительного и Декоративного искусства. В теории и практике русского искусства творчество народных мастеров занимает сейчас видное место, их работы получают признание и высокую оценку.

*»■

Традиции художественной резьбы и росписи по дереву, издавна сложившиеся на Севере и в ряде других областей России, в наши дни продолжают развивать мастера и художники народных промыслов. Ведущие позиции в этом виде

творчества занимают старейшие центры.

Одним из них является подмосковное село Богородское, в котором истоки резной деревянной игрушки и скульптуры восходят к XVII веку. Главной темой в творчестве богородских резчиков всегда был крестьянский быт, своеобразно выраженный в деревянной пластике.

Классическим примером являются знаменитые «кузнецы», ставшие символом богородской резьбы по дереву. Игрушка эта привлекает не только занимательным сюжетом и движением фигурок, но и теплым юмором, типичностью персонажей, лаконизмом выразительной пластики, за которым стоит традиционное мастерство не одного поколения богородских резчиков.

При создании многофигурных композиций мастера используют конструкцию так называемых разводов, позволяющих менять группировку

персонажей и сохраняющих элемент игры.

Здесь же, в Подмосковье, активно развивается другой традиционный центр художественной обработки дерева — промысел абрамцево-кудринской плоскорельефной резьбы. Свое наименование резьба получила по названию села-усадьбы Абрамцево и деревни Кудрино, где это искусство сложилось в конце XIX века. Орнамент этой резьбы преимущественно растительный. Его отличительная особенность в том, что он строится на фигурной подрезке форм, в результате чего орнамент и фон остаются на одном том же уровне. Это придает предмету цельность, законченность. Поэтому варницы, шкатулки, декоративные

настенные блюда, настольные лоточки, украшенные абрамцево-кудринской резьбой, выглядят как вещи добротные, а за счет отделки полировкой — выполненные как бы из ценных пород дерева, в то время как на самом деле материалом для их изготовления служит липа, береза или ольха.

Всемирную известность приобрело родившееся на берегах заволжских рек искусство хохломской росписи. Названо оно так по имени старинного торгового села Хохлома, куда свозились на продажу выточенные на токарном станке изделия со специфической росписью: чаши, блюда, поставцы и бочата, удобные для хранения в них муки, соли, крупы. Хохлома стала уникальным промыслом благодаря технике, обеспечивающей получение золотого цвета в росписи без использования драгоценного металла.

С этой техникой хорошо были знакомы еще иконописцы Древней Руси. Суть ее заключается в металлизации поверхности деревянных изделий, которая после покрытия расписанного изделия лаком приобретает цвет золота.

Современное искусство городецкой росписи, старинного промысла, бытовавшего в нижегородских деревнях вблизи Городца, развивает традиции декорирования прялочных донец. Росписи городецких мастеров, как и хохломских, восходят к традициям древнерусского искусства. Вместе с тем современные работы содержат много живых наблюдений, отражающих жизнь промысла, сюжеты литературных произведений, впечатления, почерпнутые непосредственно из окружающей действительности.

Изделия Полхов-Майдана, а с недавнего времени и Крутца — села, находящегося вблизи известного теперь промысла Горьковской области, привлекают внимание яркостью красок, наивной непосредственностью рисунка. Локальные цвета красок преподносят в очень острой декоративной манере растительные мотивы орнамента, пейзажи: домик на берегу реки, кусты, над которыми расцветает алая заря.

В современных промыслах весьма популярно изготовление матрёшек, которым занимаются мастера Горьковской, Московской, Кировско областей. Оно основано на виртуозном умении токарей вытачивать из дерев кукол, помещающихся до 40—50 штук одна внутри другой.

Матрешки существенно различаются по росписи. Так, семеновским матрешкам свойственна праздничность наряда, создаваемого ярким и пышным узором цветочного букета. Еще наряднее и сочнее по цвету матрешки Полхов-Майдана, загорским матрешкам присуща скромность и строгость «одежды».

В современных промыслах сохраняются многообразные приемы работы с деревом (инкрустация соломкой, плетение из корней и т. д.). Все широко используемы и новые приемы художественной обработки дерева показывают неисчерпаемые возможности данного вида народного декоративно-прикладного искусства.

Керамикой — одним из распространенных видов народного ремесла — в XIX веке в России занималось более 200 гончарных промыслов. Почти в каждом селении трудились мастера «высокого огня», снабжая местных жителей необходимой в быту посудой — горшками и кринками, кувшинами и мисками. Среди множества промыслов выделялись подлинно художественные центры, в искусстве которых сконцентрировались талант и мастерство нескольких поколений керамистов и которые поныне сохраняют важное место в современном народном искусстве.

К ним прежде всего относятся Гжель, Скопин, селение Балхар, а также промыслы дымковской, филимоновской и каргопольской керамической игрушки. Часто свойства местных глин диктовали народным мастерам особенности художественного решения керамических изделий. Так, особая пластичность скопинских глин (г. Скопин Рязанской обл.) развила у местных гончаров навыки скульптурного украшения гончарной посуды богатой лепниной — то изящной волнистой оборкой по краю горшка, то лепной косичкой вместо ручки кувшина, то рельефными геометризованными орнаментами по тулову сосуда. С любовью лепили скопинские гончары и керамические игрушки, свистульки. Со второй половины XIX века лучшие мастера-виртуозы в целях саморекламы стали выполнять крупные фигурные сосуды в виде всевозможных зверей и птиц. Основа скопинских сосудов в форме упрощенной фляги вытачивалась на гончарном круге, а лепные детали выполнялись вручную. Так возник промысел фигурной скопинской керамики. Современные скопинские мастера и художники успешно развивают традиционные приемы старых гончаров. Для декорирования сосудов они широко применяют цветные глазури, процарапку, рельефные украшения, используют различные штампики. Как сказочные волшебники, манипулируют они с глиной, превращая ее то в диковинного зверя, то в забавного медвежонка, то в фантастическую птицу-скопу, которая, по преданию, водилась в болотистых местах старого Скопина.

Широкой популярностью наряду с керамикой Скопина пользуется фарфор Гжели. Этот гончарный район Подмосковья издавна славился хорошей керамикой. Большие запасы качественных глин, удобное расположение деревень у Касимовского тракта и близость к Москве создали благоприятные условия для развития в Гжели керамического промысла. Гжель снабжала Москву, Петербург, Урал, Сибирь кирпичом, изразцами, аптекарской посудой, бытовой керамикой, глиняными игрушками. На протяжении XVIII—XIX веков гжельскими мастерами были освоены все основные виды художественной керамики — майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор. Современными мастерами была взята подглазурная роспись кобальтом на полуфаянсе, а также традиционные формы гжельских сосудов и роспись на фарфоре.

Керамическая игрушка — традиционное искусство народных мастеров. Незамысловатую птичку-свистульку, лошадку, всадника, как правило, лепили везде, где работали с глиной. До сих пор фигурные сосуды и керамическую игрушку делают в Пензенской области — в деревне Абашево.

В ряде мест создание керамической игрушки стало самостоятельным промыслом. К ним относятся промыслы знаменитой дымковской игрушки, филимоновской, каргопольской, липецкой, курской и других. Персонажи каргопольской игрушки — простые крестьяне, занятые полезным трудом: они пилят, шьют, рубят или отдыхают — пляшут, прогуливаются. С большой теплотой и юмором изображают мастера зверей — оленей, медведей. В росписи по белому фону часто применяются контрастные тона — синий, темно-красный, черный, желтый, розовый. Промысел дымковской игрушки во многом остался традиционным. Пластика форм дымковских (г. Киров) игрушек трактуется условно, но при всей общности мотивов игрушки острохарактерны и выразительны. Тонкая мера условности и конкретности присутствует и в росписи игрушек. Тематика филимоновских игрушек-свистулек (д. Филимоново Тульской обл.) — няньки, барыни, солдаты, всадники, коники, олени, бараны, медведи, птицы. Своеобразна их пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом.

Роспись игрушек яркая, броская, обычно в два-три цвета. Излюбленными являются малиновый, зеленый, желтый, реже синий цвета, которые наносятся узкими полосками, елочками, кружками, волнистыми линиями, местами — сплошным покрытием.

Русские художественные лаки как вид декоративно-прикладного искусства включают в себя изготовление лакированных изделий из папье-маше, украшенных тончайшей миниатюрной живописью, и производство лакированных железных подносов с декоративной, преимущественно цветочной росписью.

Центров этого искусства, имеющих свою исторически сложившуюся традицию, немного. В лаках — это Федоскино, Палех, Мстера, Холуй; в росписи подносов — Жостово и Нижний Тагил. Все они демонстрируют сохранение собственного «стиля» и живую связь с общими тенденциями развития искусства нашей страны.

Миниатюра Федоскина сформировалась как декоративный жанр в русле реалистической живописи. Все ее развитие на протяжении XIX века, ориентированное сначала на русскую литографию и народный лубок, а затем на русскую реалистическую картину, привело к созданию самостоятельной художественной школы, для которой культура вещи и содержательность добротно исполненной живописи стали главными качествами. Однако мастерство федоскинских миниатюристов в дореволюционный период воспитывалось в основном на копиях с популярных картин из народной жизни (лихо скачущие тройки, степенные чаепития за самоваром, веселые пляски крестьян и т. п.).

Миниатюрная живопись на федоскинских изделиях выполняется масляными красками в классической трехслойной технике: «подмалевок», «перемалевок», «бликовка». Наряду с живописью плотными красками применяется и так называемое «письмо по-сквозному», то есть живопись прозрачными слоями красок по металлизированному фону, которым служит сусальное золото по врезанным в папье-маше пластинкам перламутра, придающим краскам необычайную яркость и блеск. Нередко изделия декорируются геометрическим узором «шотландка», наборным узором из металлических элементов («сканью»), гравированным лучевидным узором («цировка» или «сияние»). Федоскинские художники продолжают писать сцены из народной жизни, сказочные и исторические сюжеты.

В 1924 году в селе Палех (Ивановская обл.) организуется артель древнерусской живописи. Обращаются живописцы Палеха к русским былинам, русским песням, украшая росписью шкатулки, декоративные тарелки, коробочки. Изобразительная система, сложившаяся в Палехе, сохраняет стилистику древнерусской живописи с ее склонностью к монументальности и выразительности силуэта, который прекрасно выделяется на фоне черного лака. Так пишутся красочные фигуры людей, условная архитектура, стилизованные «горки», тонкоствольные березки. На небе часто сияет лучистое солнце, отблески которого ложатся на все предметы, создавая впечатление мерцающего золотыми искрами мира. Роспись, как правило, сопровождается тонким, ажурным золотым орнаментальным обрамлением. Свои художественные особенности имеет и мстерская миниатюра. Для нее характерен светлый фон пейзажа. На поверхности шкатулки миниатюра выглядит как лучезарное панно-вставка. Она отделена от черных плоскостей изделия орнаментальной рамкой, наведенной золотом.

Мир в произведениях художников Холуя выражен, как правило, ярко, материально-предметно.

В пейзаже много динамики — ветер словно раскачивает могучие деревья, гонит по небу клубящиеся тучи, закручивает в спирали струи текучих вод. В таком ключе трактуют художники и темы сельской страды, и темы освоения космоса. Особое место в искусстве Холуя занимают изображения древнерусских городов Владимира, Суздаля, Ростова Великого с их величавой архитектурой, органично соединенной с пейзажем.

Жостовский художественный промысел декоративной росписи подносов в наши дни переживает определенный подъем. Он связан с развитием культуры письма, которое по праву можно назвать живописью. Наряду с яркими многоцветными подносами, которые пишут мастера, все чаще создаются вещи тонко сколорированные в теплой или холодной гамме светлых или уплотненных тонов. Постоянная импровизация — характерная особенность жостовского искусства. Букеты росписи привлекают внимание ясностью и стройностью композиции, гармоничностью цветового решения, удивительной вписанностью в поле подноса. Они как бы выплывают из глубины черного фона, образуя «живописный рельеф». Жостовские мастера с легкостью пишут букеты и по цветным фонам, демонстрируя дар живописцев-импровизаторов.

Рус­ская женщина оставила след в древнерусском искусстве. Имеется в виду не женское изо­бражение, а женское худо­жественное творчество.

В древних списках мы встреча­ем такие образные определения цветов: «маковый», «соломен­ный», «сахарный», «огненный», «жаркий», «рудо-желтый», а красный цвет имел множество подразделений: «алый», «багро­вый», «червчатый», «кармазин­ный», «смородиновый», «брус­ничный» и т. д. «Лишь на основе столь изощренного понимания ко­лорита, — пишет В.Н. Лазарев, — явилась возможность создавать те прекрасные произведения древ­нерусского шитья, которые преж­де всего поражают изысканно­стью красочных сочетаний»[15].

Это шитьё изготовлялось в монастырях, при княжеских дворах, в боярских вышиваль­ных светлицах. Искусство вы­шивания на Руси достигло со­вершенства уже в древнейшие времена, шитые церковные при­надлежности вывозились за гра­ницу, в частности во Францию (где они назывались «русскими шелками»), и пользовались осо­бой популярностью на Афоне, где хранились как особенно цен­ные уже в XII веке.

В XVII веке путешествовав­ший по России Павел Алеппский сравнил с живописью одну из таких работ наших мастериц, виденную им в Троицком монастыре, записав в своем дневнике: «Вышито шёл­ком, точно написано красками».

К сожалению, в пожарах, особенно в страшные годы монголо-татар­ского нашествия, погибли тка­ни, так богато украшавшие хра­мы Киевской и Владимиро-Суздальской Руси. Из наиболее ранних уцелели лишь отдельные новгородские ткани.

Вышивка — один из самых древних и широко распространенных видов народного творчества в нашей стране. Праздничная и будничная одежда, предметы бытового обихода с незапамятных времен имели сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этому не простому, но увлекательному виду творчества.

На протяжении многих поколений у каждого народа, населяющего необъятные просторы нашей Родины, выработались свои приемы и способы образования узора вышивки.

При наличии общих черт орнамента и приемов выполнения узора не только у каждого народа, а часто в каждой области или районе бытовал свой круг мотивов вышивки, свой композиционный строй орнамента и колорит.

Русские мастерицы издавна славились искусством плетения кружев. Из белых или цветных нитей с помощью маленьких деревянных коклюшек создавали они прозрачные узоры, красоту которых определяло разнообразие орнамента и богатство фактуры. Еще в дореволюционный период сложились промысловые центры кружевоплетения в Вологде, Ельце, в Вятской, Московской, Тульской, Нижегородской губерниях.



[1] См. Приложение к газете «Первое сентября» - «Литература», 2004, № 1, стр. 11 – 14.

[2] Интересный материал по этой теме см. «Православная культура в школе». Сентябрь. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Покров», 2003, стр. 160 – 220.

[3] Е. Трубецкой. Умозрение в красках, стр. 16.

[4] По Настольной книге священнослужителя. Т.4. М., 1982. Формы креста взяты из книги «История развития формы креста» Кузнецова В.П.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 650 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...