Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Материализация великих идей




Гуманистические идеи прошлого и настоящего не только оказали глубокое воздействие на сознание и волю людей в их стремлении к свободе и уважению человеческого достоинства, но и воплотились в национальных и международных актах, юридически закрепляющих основные права человека.

Одним из первых юридических документов такого рода является Великая Хартия Вольностей, принятая 15 июня 1215 г. в Англии. Она заставила короля Иоанна Безземельного прекратить злоупотребление властью и утвердить определенные гражданские права и свободы. Среди 49 статей Хартии особое, можно сказать историческое значение, имели те, в которых были провозглашены права на презумпцию невиновности (статья 38), не подвергаться произвольному аресту, задержанию и изгнанию (статья 39), свободно покидать и возвращаться в свою страну (статья 42) и другие.

Под воздействием идей Возрождения и Гуманизма в Беларуси, входившей в XVI в. в состав Великого княжества Литовского, были приняты три Статута (1529, 1566 и 1588 гг.), которые представляли собой сборники законов, действовавших на данной территории. Но они имели не только местное, но и международное значение.

Особое внимание Ф. Скорины к проблеме правового упорядочения общественной жизни, его стремление утвердить в общественном сознании народа высокое духовно-нравственное назначение права и прав человека способствовали качественным изменениям в сфере законодательства страны. Поскольку Ф. Скорина был не только всемирно известным мыслителем-гуманистом, но и получил самое высокое по тому времени юридическое образование, есть основание предполагать, что именно он был одним из инициаторов и создателей первого Статута ВКЛ, написанного в 1522 г. и введенного в действие в 1529 г. В него впервые были внесены нормы, которые несколько ограничивали власть магнатов, в нем закреплялось правило, согласно которому


все лица, как бедные, так и богатые, должны были судиться согласно этому Статуту. Он явился важным шагом на пути к дальнейшему развитию национального законодательства, основой для подготовки Статута 1566 г., а затем Статута 1588 г., который явился выдающимся правовым документом всего европейского континента. Одним из создателей этого Статута был канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега. В предисловии к нему он писал: "... Целью и результатом всех прав есть и должны быть на свете, чтобы каждый человек добрую славу свою, здоровье и имущество в целости имел, а на так всякого ущерба не терпел".

В Статуте 1588 г. нашли отражение многие принципы, сформулированные позже в Англии, Франции, Америке, а затем — во Всеобщей декларации прав человека. Об историческом значении этого документа и его влиянии на другие страны Европы свидетельствует уже то обстоятельство, что он действовал более 250 лет, был принят также и на Украине, переведен на русский и ряд других языков.

Через весь Статут проходит идея укрепления правового порядка, при котором все государственные органы и служащие должны были действовать в соответствии с законом. В статье 1 раздела 1 Статута провозглашается принцип единства права для всего населения княжества. В Статут вошли нормы государственного (конституционного) права, что было новым явлением в законодательной практике европейских государств. Также впервые в европейской законодательной практике в Статуте была разграничена законодательная и исполнительная власть. Законы могли издаваться лишь выборным представительным органом — Соймом и только подписывались великим князем. Он оказал большое влияние на развитие права во всей Европе. На основе его принципов была составлена одна из первых в Европе конституций — Конституция Речи Посполитой 1791 г.

См. Кохановский А., Ходим С. Права человека в истории и традициях Беларуси // 50 лет Всеобщей декларации прав человека: белорусская перспектива. Мн., 1998. С. 9, 10.


Влияние традиций Статута 1588 г. сказывалось в определенной степени даже в советский период развития Беларуси48. В Конституции БССР 1927 г., например, признавались различные формы собственности, равенство всех граждан независимо от вероисповедания и национальной принадлежности, в ней было четко проведено разделение законодательной и исполнительной власти. Все это содействовало формированию таких черт белорусского менталитета, как национальная и религиозная толерантность, гостеприимство, уважение человеческого достоинства, добросовестность и порядочность.

В период английской революции второй половины XVII в. были приняты акты, которые оказали непосредственное влияние на последующий процесс формирования правовых государств в Европе и Америке. Так, в знаменитом Habeas Corpus Act, или "Акте о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями" (1679 г.) были установлены четкие правила процедуры по доставке лица, лишенного свободы, в суд для гласного и скорого рассмотрения его дела, а также серьезные санкции за нарушения этих правил и за незаконный арест. В 1689 г. английский парламент ввел в действие Билль о правах, в котором признавались права индивида быть судимым судом присяжных и предписывалось, чтобы в судах не требовали слишком большого залога, не налагали слишком больших поборов и не назначали жестоких или необычных наказаний.

Начало американской революции ознаменовалось принятием 12 июня 1776 г. "Билля о правах", который служил Введением к Конституции американской колонии Виргиния, восставшей против британского владычества. Этот документ стал образцом для других американских колоний и стран Европы. Его главные идеи легли в основу "Декларации Независимости", принятой в июле 1776 г. В ней были записаны неотъемлемые права человека: на жизнь, свободу, собственность и на стремление к счастью.

48 Там же. С. 12. 86


После принятия в 1787 г. Конституции США началась разработка Билля о правах. Он вступил в силу в 1791 г. в виде 10 поправок к Конституции. В них было записано, что Конгресс не должен издавать "законов, касающихся установления какой-либо религии или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об исправлении злоупотреблений. Никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле. Никто не должен лишаться свободы или иму-ществ вне установленного законом порядка и т.д.

Еще одним важным документом, также оказавшим огромное влияние на формирование современной концепции прав человека, явилась французская Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 г.49. В ней говорилось, что "невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственными причинами общественных бедствий и испорченности правительств". Декларация провозгласила, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. "Цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению... Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества возможность пользоваться такими же правами". Духом вольнолюбия и непримиримости к попранию человеческого достоинства пронизаны все 17 статей Декларации. Однако осуществить эти гуманистические идеалы оказалось чрезвычайно трудно и до сих пор. Потребовались долгие годы, многочисленные жертвы и страдания людей, чтобы все народы мира наконец осознали общечеловеческую ценность естественных прав и свобод человека. Это привело к созданию после завершения Второй мировой войны Организации Объединенных Наций. В Уста-

Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. М., 1999. С. 135.


ве ООН, подписанном 26 июня 1945 г., и во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г., проблема неотъемлемых прав и основных свобод человека заняла центрально место. В конечном счете вся многообразная деятельность мирового сообщества направлена на решение этой глобальной проблемы современности.

Декларация прав человека явилась первым в истории человечества документом, который провозгласил универсальный, всеобщий характер прав человека. Тем самым был совершен знаменательный переворот в сознании людей. Всемирно-историческое значение Декларации заключается, во-первых, в том, что она подвела итог длительной борьбы против угнетения, несправедливости, за уважение человеческого достоинства. В ней нашли отражение все важнейшие правовые акты, касающиеся прав человека, начиная с Великой Хартии Вольностей. Во-вторых, Декларация положила начало разработке основных международных норм и стандартов в области прав человека. В-третьих, она поставила задачу, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в Декларации прав и свобод человека. В последние десятилетия ее главные принципы и идеи получили дальнейшее развитие в многочисленных пактах, конвенциях, декларациях ООН, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других международных организациях, обеспечивающих правовую защиту прав человека во всех сферах его жизнедеятельности.


Глава IV.

ВСЕОБЩНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

§ Т1 Основные поколения и группы прав

Великие гуманистические идеи прошлого и настоящего, овладевая сознанием все большего числа людей, становятся могучей материальной силой, которая от одной эпохи к другой ведет к закономерному возвышению самоценности человеческой личности. Поэтому историю человечества следует рассматривать прежде всего как непрекращающийся процесс борьбы за свободу и человеческое достоинство, против социальной несправедливости и угнетения. Свобода является сутью прав человека.

В истории формирования прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации можно выделить три волны, или поколения. Первое поколение включало только гражданские и политические права. Оно сформировалось в XVII— XVIII вв. в период английской, американской и французской революций и прежде всего отражало социально-политические интересы нарождающегося класса буржуазии.

Второе поколение сформировалось к середине XX в. Оно характеризуется широким включением в конституции и международные соглашения экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Эти права призваны в первую очередь гарантировать защиту интересов тех, кто работает по найму, то есть трудящихся, которые в новых исторических условиях различными методами и средствами заставили власть имущих признать их человеческое достоинство и жизненные потребности. Но в этих правах заинтересованы и другие слои населения.

Третье поколение носит характер групповых, коллективных прав и свобод. Оно возникло во второй половине XX в. и было обусловлено научно-технической революцией,


обострением глобальных проблем современности, подъёмом освободительного движения, которое привело к демократизации и гуманизации общественных и международных структур и отношений. Эти права касаются интересов людей, принадлежащих к различным социальным общностям — народам, этническим группам, меньшинствам, женщинам, детям и т.д.

Формирование этих поколений придало правам и свободам человека всеобщий и универсальный характер, ибо они в настоящее время касаются всех групп населения и всех сфер жизнедеятельности людей. Этот исторический процесс укрепил взаимосвязь неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека. Их классификация носит относительный характер, но в рамках мирового сообщества принято выделять три основные группы прав и свобод: гражданские (личные), политические (публичные) и социально-экономические и культурные. Они образуют единое целое, ибо человек может быть свободен только тогда, когда он защищен и от репрессий и от нищеты.

Приступая к рассмотрению вопроса об основных группах прав человека, следует помнить, что, во-первых, они отражают4 объективные жизненные потребности и интересы человека, его неотъемлемые свойства, без обеспечения которых он не может всесторонне, гармонически развиваться и применять свои созидательные способности.

Во-вторых, все международно-правовые аспекты являются не источником, а юридической формой, благодаря которой права человека закрепляются и становятся общепризнанной нормой поведения всех субъектов международного права. Источником прав человека является его многогранная природа, которая эволюционирует в ходе исторического развития человечества, что ведет к закономерному расширению диапазона прав и свобод человекам современном обществе.


§ 2.] Гражданские права

Своеобразие этих прав заключается в том, что они очерчивают границы личной свободы человека посредством системы запретов любых действий государственных органов, общественных организаций, других лиц, которые явились бы посягательством, незаконным вторжением в его жизнь, ущемляли бы его честь и достоинство, препятствовали осуществлению законных интересов. Основные гражданские права граждан формулируются в.конституциях государств и конкретизируются в текущем законодательстве. Конституционное закрепление гражданских прав — это законодательное признание социальной значимости личной свободы, возможности выбора различных форм организации личной жизни, характера внутрисемейных отношений и общения с другими людьми, развития духовного мира и т.д. Гражданские права ограждают от незаконного вмешательства в ту сферу жизни человека, которая регулируется непосредственно не только и не столько правом, сколько иными социальными регуляторами — нормами морали, обычаями, традициями, правилами приличия и другими.

В структуре гражданских прав основными являются:

Право на жизнь. Это неотъемлемое право каждого. В статье 3 Всеобщей декларации прав человека констатируется: "Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность". В Пакте о гражданских и политических правах (ст. 6) сказано: "Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни". Согласно положениям Второго факультативного Протокола к Пакту о гражданских и политических правах (1989 г.) государства должны принять все необходимые меры, чтобы отменить смертную казнь. Жизнь человека должна рассматриваться как самый ценный капитал в обществе. Такой под-. ход в принципе ставит вопрос об отмене смертной казни. Ее сохранение означает посягательство на самое фундамен-


тальное право человека. Характерно, что и церковь выступает против смертной казни, основываясь на том, что узаконенное неуважение к святости человеческой жизни способствует ожесточению общества и что возможны судебные ошибки. Сдерживающее влияние смертной казни сомнительно, в то же время защита общества может быть достигнута мерами ограничения свободы и перевоспитания и общество только выиграет, если сумеет 'вернуть человека к нормальной жизни.

В России впервые смертная казнь была отменена в 1743 г. В Советском Союзе отменялась трижды: в 1918, 1920 и в 1947 гг. Но всегда восстанавливалась. Нынче.смертная казнь отменена в 54 странах. В целом же общественное мнение пока еще не воспринимает идею отмены смертной казни, считает ее самым надежным видом наказания преступника. Такое состояние общественного мнения в США, тем более в России и Беларуси.

Право на безопасность. Одно из важнейших неотъемлемых прав человека. В то же время одно из актуальнейших с точки зрения его обеспечения. Ежегодно в мире сотни тысяч людей погибают в результате различного рода преступных акций. В Беларуси, как и в других странах СНГ в последние пять-шесть лет произошла "вспышка" преступности. Все это обострило проблему, поставило под вопрос соблюдение права на безопасную жизнь практически для всех.

Право на личную неприкосновенность. Пакт о гражданских и политических правах запрещает бесчеловечное унижающее человеческое достоинство обращение или наказание. Так, в Статье 7-й Пакта сказано: "Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным и унижающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам". -

В XX в. имела место широкая практика пыток, истязаний, убийств, (в период сталинщины в СССР, правления Пол Пота в Кампучии и т.д.) А геноцид фашистской Германии против евреев и Турции против армян. В общем пытки, которые широко применялись в Европе во времена инквизи-


ции, затем в XVIII в. почти исчезли, а в XX в. вновь вернулись в Европу под флагом двух мощных политических течений — нацизма и коммунизма и до сих пор не ушли из жизни современного общества. Генеральная Ассамблея ООН еще в 1975 г. приняла Декларацию о защите всех лиц от пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а в 1984 г. — Конвенцию против пыток. Выполнение ее рекомендаций могло бы способствовать существенному улучшению ситуации в мире.

Неприкосновенность личности предполагает не только защиту человека от незаконных арестов, но и ограждение его от любых незаконных посягательств. Также необходима охрана законом неприкосновенности жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, указание на возможность судебной защиты жизни и здоровья человека, обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных и общественных органов. Актуальным становится вопрос о допуске граждан к сведениям и информации относительно их личной и общественной жизни, которые накапливаются в различных государственных органах.

Право на создание семьи и охрану семьи

В Международном Пакте о гражданских и политических правах (ст. 23) записано: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства ". В соответствии с Пактом "участвующие в настоящем пакте государства должны принимать меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке или при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита всех детей". Законы государства обязаны регулировать взаимоотношения между родителями и детьми. С одной стороны, дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. С другой, обязанность родителей воспитывать детей, не злоупотреблять своими правами.

Важно строго соблюдать принцип воссоединения семей, который является производным от принципа един-


ства семьи, закрепленного в Пакте о гражданских и политических правах. Он получил подтверждение также в Хельсинкском Заключительном акте. В странах с авторитарными и тоталитарными режимами соблюдение этого принципа всегда было тесно увязано с политической ситуацией. К примеру, в 1979 г. из СССР было разрешено выехать в Израиль более 50 тысячам евреев. С 1980 г. в связи с ухудшением взаимоотношений между СССР и США, другими ведущими странами западного мира, количество получивших разрешение на выезд сократилось. И вновь увеличилось в конце 80-х годов, в связи с перестройкой в СССР и новой фазой улучшения международного климата.

Право на свободу убеждений и совести Демократическое сознание включает уважение к людям с другим мнением и желание самому разобраться во всем, без слепой веры в авторитеты. Инакомыслящие нужны обществу. В равной мере в обществе должна быть обеспечена свобода убеждений. В уголовном кодексе и других законах любой страны должно быть четко сформулировано: уголовное преследование за убеждения и связанные с убеждениями насильственные действия недопустимы.

Свобода совести — это право самостоятельно, без какого-либо принуждения решать вопрос: руководствоваться ли ему в оценках своих поступков и мыслей религиозными учениями или отказаться от них. Подлинная свобода совести должна обязательно содержать два основных положения: свободу религиозных убеждений и не принимать во внимание религиозные догматы. В Пакте о гражданских и политических правах отмечается: 1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и в учении. 2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. 3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходи-


мым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Такое уточнение права на свободу совести было признано необходимым, поскольку в ряде государств действуют законы, которые принимают только государственную религию и проводят дискриминацию других верующих. Вместе с тем не должно быть практики как государственного атеизма, преследования верующих и церкви, которая на протяжении десятилетий наблюдалась в СССР и других социалистических странах, так и практики насильственного принуждения к религии. Оно всегда разрушительно и отталкивает. Выдающийся философ В. Соловьев писал: "Закрепощение людей к православию лишает русскую церковь нравственной силы, подрывает ее внутреннюю жизнестойкость. Оружие церкви есть слово, но можно ли бороться с противником, у которого крепко связаны руки?". Это было сказано более ста лет тому назад философом, который являлся религиозным и был заинтересован в распространении христианства в массах. Но он прекрасно понимал то, что навязывается силой, вне конкурентной борьбы, не только лишается нравственной силы, но и рискует не найти поддержки со стороны тех, кому адресуется. Также ни в коем случае нельзя допускать дискриминации и нетерпимости по отношению к другим на основе религии или убеждений. А пока, согласно одной из оценок, в наши дни 2.2 млрд. человек пользуются лишь ограниченной свободой совести, религии, убеждений. Имеются сотни тысяч мучеников веры, в том числе из-за религиозной нетерпимости.

Право на честь и достоинство

Уважение прав человека в обществе неотделимо от признания права на честь и достоинство. Достоинство — реальная нравственная ценность. Это именно то, что больше всего возвышает человека, придает его деятельности и


стремлениям высшее благородство. Достоинство личности — это не только внутренне психологическое осознание своей социальной значимости, но и общественное признание ее ценности. Поэтому достоинство должно воспитываться и охраняться обществом и государством. Уважение чести и достоинства должно быть не фразой, не благим пожеланием, не очередным лозунгом, а реальным фактором отношений между государством и личностью, основанных на принципе свободы и взаимной ответственности, на нормах нрава и морали. Только взаимная ответственность государства и личности, взаимная ответственность сограждан создают тот политический и морально-психологический климат, при котором обеспечивается подлинное достоинство каждой личности. Государство должно взять на себя обязательство обеспечить их охрану системой законодательных, политических и экономических мер. Вместе с тем уважение чести и достоинства личности возможно только лишь с осознанием каждым гражданином не только собственного достоинства, но и достоинства других лиц.

К гражданским (личным) правам, кроме основных также относятся и процедурные права:

Право на гражданство. В статье 15 Всеобщей декларации прав человека записано: "Каждый человек имеет пра-во на гражданство" и "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство". Праву на гражданство, зафиксированному в международных документах, противоречит практика стран с тоталитарным или авторитарным режимами власти, которые нередко лишают гражданства лиц, неугодных властям. К примеру, эта практика применялась в недавнем прошлом Советским Союзом, ЧССР. ГДР, Болгарией, Кубой, другими странами. Отказ от этой практики, происшедшей в конце 80-х годов и даже восстановление в гражданстве многих ранее преследуемых в СССР, странах Восточной Европы, способствовал некоторому улучшению ситуации с правами человека в этом регионе мира.


Право на презумпцию невиновности

Суть этого права заключается в том, что именно суд и только он может признать человека виновным. Следовательно, до вынесения судом приговора обвиняемый считается невиновным. На протяжении десятилетий в Советском Союзе право на презумпцию невиновности отвергалась. Во всех странах она должна стать важнейшим принципом правосудия.

Право на равенство перед законом и гласное рассмотрение дела

Статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: "Все лица равны перед судами и трибуналами." Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному и гражданскому делу должно быть публичным за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается опеки над детьми.

Право на восстановление в правах

Все незаконно репрессированные имеют право на реабилитацию и восстановление своих прав. Совсем недавно это касалось многочисленных жертв репрессий диктаторского режима власти в Чили, расистского.— в ЮАР, "культурной революции" в Китае и т.п. Свою актуальность проблема сохраняет в странах СНГ. Определенная работа по восстановлению прав, чести и достоинства миллионов жертв политических репрессий в бывшем Союзе проведена. Началась

' 97


она во время критики культа личности Сталина, получила дополнительные импульсы в период Гласности и Перестройки, приобрела наибольшую результативность после событий 1991 года. Но далеко не завершена. До сих пор многие жертвы политических репрессий в Беларуси и ряда других республик не реабилитированы, в частности, те из них, кто подвергался психиатрическому воздействию в политических целях.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 1045 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...