Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Источники римского права



Источники архаического периода

Огромную роль в формировании римской правовой мысли в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделение религиозных норм (fas) собственно правовыми нормами (jus).

Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи.

Согласно римской исторической традиции важнейшим источником права являлось законодательство римских царей. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 г. до н.э.) первых писаных римских законов – Законов XII таблиц. Для их составления была создана комиссия из десяти патрициев (децимвиры), подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и плебеев, дополнившая первоначальный текст еще 2 таблицами. Законы XII таблиц стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского или цивильного права, предназначенного исключительно для граждан Рима.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках (таблицах), выставленных для всеобщего обозрения на форуме. Знание их было обязательно. Первоначальный текст законов не сохранился, их содержание реконструировалось на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. По своей сути они представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Законы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из них несли на себе печать религиозных ритуалов.

Другим важным источником квиритского права были законы. Согласно Законам XII таблиц всякое решение народного собрания должно иметь силу закона (lex). С предложением о принятии нового закона обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе, как правило, выделялось три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т.е. правовые предписания, а в третьей устанавливалась санкция. Принятый народным собранием закон вступал в силу немедленно, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случаях особой важности выставлялся на форуме.

В древнейший период правовую силу имели также решения Сената (сенатус-консультанты), а в исключительных случаях – и постановления магистратов.

Источники права в классический период

В III в. до н.э. – III в. н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в ходе правовой реформы императора Юстиниана).

Однако важнейшим источником права становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом вырастают две совершенно самостоятельные правовые системы: «преторское право» и «право народов». Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов.

Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд. Сам претор был обязан следовать своему эдикту, срок действия которого истекал через год. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял эдикт предшественника, внося в него новые положения и отбрасывая устаревшие.

Особую роль в развитии права классического периода сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 г. до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права.

Постепенно укреплялась и расширялась самостоятельная законодательная власть императоров. Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались лишь как результат делегации власти со стороны народных собраний, но во II в. н.э. римские юристы обосновали положение, что народ передал свою законодательную власть императорам. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:

1. Эдикты – общие положения, основанные на власти «империум», а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они реализуются и при его преемниках.

2. Рескрипты – ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правым вопросам.

3. Декреты – решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

4. Мандаты – инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Исключительно важным и своеобразным источником римского права классического периода становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности правовой системы.

Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие правовые нормы в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 г. н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права – от средств их защиты.

Источники права постклассического периода

В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров.

Сокращается перечень юристов, труды и мнения которых рассматриваются в качестве источника права. В 426 г. специальными законами Феодосия II и Валентина III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Мадестина и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними – мнение большинства. В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниана, если же в этом случае Папиниан не высказывался, судья мог действовать самостоятельно.

Всеобъемлющая систематизация римского права была произведена в 528 – 534 гг., т.е. уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. Результатом работы явилось составление крупных сборников римского права, подвергшегося, однако, некоторым интерполяциям – включением норм более позднего, в частности греческого и восточного права. На более позднем этапе истории права эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана (Кодекс Юстиниана).

По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2 – 8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9 – 12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т.д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние – на фрагменты.

Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана составляют дигесты, или пандекты. Дигесты представляют собой уникальный правовой памятник, насчитывающий около 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юристов, живших с I в. до н.э. по IV в. н.э. Более других в Дигестах цитируются Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Помпоний, Модестин.

Структурно Дигесты делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрикации нет) и на 50 книг, которые в свою очередь (кроме книг 30 – 32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов, размеры которых неодинаковы. Каждый фрагмент содержит в себе текст из сочинения какого-либо юриста. Фрагмент приводится с указанием автора и названия работы, откуда почерпнута цитата. Наиболее полно в Дигестах представлено частное право.

Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции – элементраный учебник права, обращенный императором к «юношеству, любящему законы». В их основу были положены сочинения Гая, а также Институции Флорентина, Марциана, Ульпиана и Павла. Институции Юстиниана состоят из 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из отдельных фрагментов.

В первой книге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения. Здесь же говорится о завещаниях и легатах. В третью книгу включены титулы, относящиеся к наследованию без завещания, степени когнатского родства и т.п. В отличие от Институций Гая обязательства из деликтов включены в четвертую книгу, где особенно подробно рассмотрен закон Аквилия о возмещения вреда. Далее разбираются вопросы защиты прав (разные виды исков и интердиктов). В заключительной части Институций Юстиниана добавлены два титула, где перечислены обязанности людей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве (оскорбление величества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги и т.п.)

В 535 – 555 гг. указанные сборники были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степени отразились уже особенности не римского, а византийского права.





Дата публикования: 2014-10-18; Прочитано: 9900 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...