Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен. 1 страница



9 Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. Изд. 5-е. М., 1986. С. 172.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988. С. 101-122; Поляков В.А. и др. Теория управления. М., 1999.

Философский словарь / Под ред. И. Т.Фролова Изд. 5-е. С. 172.

12 Пресман А. С. Организация биосферы и ее космические связи. С. 93.


1.2. Информация и человек

Активная роль информации в возникновении и развитии новых форм движения и информационных структур, а также единство и взаимосвязь внутренней и внешней информации особенно четко проявились в двух переломных скачках развития материи - от неживой природы к жизни и от высших животных к человеку и к человеческому обществу. Хотя первые живые организмы (одноклеточные) появились на Земле 3,5-3,8 млрд лет назад при возрасте Солнечной системы около 5 млрд лет, относительно недавнее появление человека разумного (древнейший человек появился около 4 млн лет назад; умелый - 1,75 млн лет назад; выпрямленный - 700 тыс. лет назад; разумный с объемом мозга 1500 куб. см - 200 тыс. лет назад) стало поворотным пунктом в истории Земли и живой природы. Процесс рождения разума и духовности на земле вынужденно проходил через низшие биологические формы материи. Одна из самых агрессивных форм - homo-faber (человек умелый). Сейчас мы находимся на этапе перехода от homo-faber-sapiens к человеку -нравственно-духовному.

"С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа, - отмечал В. И. Вернадский, - планета переходит в новую стадию своей истории. Биосфера переходит в ноосферу". В. И. Вернадский исследовал и установил в 1920-х гг. в учении о биосфере как единой планетной организации живого, образовавшейся и эволюционировавшей как части космической организованности, еще один вид системной организации материи - ноосферу. В связи с этим он пришел к следующим основным выводам: "История научного знания есть история создания в биосфере нового основного

геологического фактора - ее новой организованности..."; "ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет"; "это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс". При этом он подчеркивал, что понять само явление преобразования биосферы в ноосферу творческой деятельности человечества - значит установить явление в рамки научной реальности - космоса, где Земля и жизнь на ней - это продукт космоса и его составная часть.-

В соответствии с учением В. И. Вернадского о ноосфере переход биосферы в ноосферу проходит в несколько этапов. После техносферы и энергосферы мы вступаем в третий этап преобразований - переход в инфосферу, где главную роль играют информация и информационные технологии.

Понятие информации. Несмотря на древность самого феномена "информация", соответствующий термин имел разные трактовки по мере развития общества. Первоначально и до конца 1940-х гг. под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Нелишне в этой связи обратить внимание на некоторые особенности этимологии самого слова "информация" в его старых значениях, которые интересны тем, что в них были отображены именно моменты активности. Этот термин производят теперь от латинского informatio -ознакомление, разъяснение, изложение. Но еще в XIX в. он производился иначе - от слов "ин" - в, и "форма" - образ, вид, т. е. в смысле того, что вносит форму. Это лучше выражало интенсивное начало, характерное для информации, когда она существует в виде посланий, сообщений. Информатором в XIX в. называли домашнего учителя, а информацией -учение, наставление, что ближе к современной трактовке термина "информация", но все же и в ней отображено действие, активно вносящее нечто новое в другой объект. Исчез элемент активности и при неудачном переводе исходного термина "message", когда в


нашей литературе стало традиционным понимать его как "сообщения": в таком переводе момент действия - "передачи", "посылки"- ослаблен и на первое место вышел момент содержания

уже переданных сведений. Разумеется, это новое проявляется в преобразованиях отношений; в таком смысле информационная активность может проявляться в организующих или деструктивных действиях. При своем возникновении любая система приобретает, по крайней мере, внутреннюю активность; но развитие информации, ее переходы от "связанной" и только внутренней (для носителя) к подвижной, способной передаваться другим объектам и представляющей отношения метасистем этих объектов, исключают для нее возможность ограничиваться одними лишь внутренними отношениями данного непосредственного материального носителя. Переходя от состояний "в себе" к состояниям "от других" и "для других", информация становится в этом носителе концентрированным выражением его внешних связей и соотношений с другими объектами как элементами его метасистем-.

В общем смысле можно сказать, что понятия концентрируют информацию и притом упорядочивают, организуют ее в себе. Они вскрывают единство там, где на первый взгляд есть лишь разрозненное многообразие, как говорил А. Эйнштейн, и многообразие различий в кажущемся единстве. Кроме того, по общему признанию - в данной связи это особенно важно - многие из них могут влиять на упорядочивание других понятий в данной области познания. Иными словами, понятия выполняют также и внешние для них организующие действия. Это функции организаторов. Они становятся, таким образом, интегративными и притом дифференцирующими узлами научной информации, входя, в свою очередь, как "элементы" в более обширные системы - научные концепции, теории, комплексы методов. Организуясь в дискретные и все более активные в данном отношении образования, информация обретает в понятиях новые возможности изменений и вместе с тем относительную устойчивость, а также специфические способности организующих действий.

С момента развития кибернетики термин "информация" прочно занял место среди общенаучных понятий. К. Шеннон предложил понимать информацию как средство уменьшения неопределенности, Н. Винер определил, что информация - это не энергия и не материя, а обозначение содержания, полученного от внешнего мира в

процессе приспособления к нему. С. И. Ожегов дал простое определение информации: это 1) сведения об окружающем мире и протекающих в них процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.- С середины XX столетия под информацией понимается обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в растительном и животном мире; передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму. - В современном словаре иностранных слов информация толкуется как одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее: 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи; 3) в математике,

кибернетике - количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера

б организации системы.-

За истекшие с того времени полвека появилось множество работ, в которых с позиций разных наук, различных научных школ и даже различных идеологических установок исследуются всевозможные срезы этого понятия (сущность информации, ее классификация, свойства и т. п.). В специальной литературе имеется целый ряд дефиниций информации: "негэнтропийный принцип информации", отрицание энтропии (Л. Бриллюэн);


мера определенности в переданном сообщении, мера разнообразия (У. Эшби), "определенная порция порядка" (Б. Кадомцев), мера сложности структур (Моль); вероятность выбора (Яглом); мера выбора самоорганизующейся системы (И. Мелик-Гайказян), "передача сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней" (В. С. Толстой), сведения о лицах, предметах, фактах, явлениях и процессах, которые не зависят от формы их представления -. Информация, по мнению

И. И. Юзвишина, - это "генерализационно-фундаментальная субстанция единого кодово-сотового пространства Вселенной, включающего воздух, воду, землю, солнечные и другие светоносные лучи, поля, их следы и весь спектр космических излучений, материализованных и дематериализованных сред, и выражающаяся через массу, скорость, энергию и другие формы, проявляющиеся в процессе материализации и дематериализации"-, а по определению ЮНЕСКО информация - это "универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения".

Информация как объект научного исследования и изучения предполагает выделение семантических, лингвистических, прагматических и технических аспектов.

В семантическом аспекте исследования направлены на решение проблемы точности передачи смысла сообщений с помощью кодированных сигналов. Данный подход в кибернетической системе называют информационным, связанным с реализацией в системе определенной совокупности процессов отражения внешнего мира и внутренней среды системы путем сбора, накопления и переработки соответствующих сигналов.

При лингвистическом анализе информации исследования направлены на определение знаковой системы, необходимой для эффективного восприятия и понимания информации при обмене ею между системами. В социальных системах для выражения определенного смысла любой информации, ее фиксации и последующего логического использования служат средства алфавита и цифр. Именно на их основе формируются слова, словосочетания, предложения, логический текст и т. д. Это позволяет логически оформить сведения в виде, пригодном для восприятия. Существуют и иные, кроме документированной информации, организационные формы выражения информации: звук, свет, биологическая энергия, но все они воспринимаются логической системой человека пока через письменную знаковую систему, так как звукоречевая форма все равно основана на алфавитно-цифровой системе представления информации.

В прагматическом аспекте исследования определяется ценность для потребителя полученного сообщения с точки зрения влияния этого сообщения на последующее поведение потребителя. Данный подход называют управленческим, учитывающим процессы функционирования системы, направления ее движения под влиянием полученной информации и степень достижения своих целей;

В техническом аспекте изучаются проблемы точности, надежности, скорости передачи сообщений, технических средств и методов построения каналов передачи сигналов, их помехозащищенности и др. Данный подход называют организационным, характеризующим устройство и степень совершенства самой системы управления в терминах ее надежности, живучести, полноты реализуемых функций, совершенства структуры и эффективности затрат на осуществление процессов управления в системе.


Все это свидетельствует о том, что понятие информации является многозначным, что многообразие его толкований отображает весьма сложный характер реального мира, затрудняя выработку стратегии обеспечения информационной безопасности.-

На основании проведенного анализа можно выделить следующие основные признаки информации:

Системность информации - информация не только выступает средством системной организации материи, но и сама системно организована, характеризуя степень организованности этой материи.

Селективность информации - принцип выбора сопоставляется в теории информации с понятием неопределенности: акты выбора, образующие в своих совокупностях процессы выбора, необходимые для формирования слов и высказываний, устраняют какую-то "долю" неопределенности в некотором заранее существующем или

условно заданном множестве элементов и групп элементов или отношений, выделяя и формируя в нем образования с теми или иными (например, лингвистическими) структурами. Внутренним для теории информации и ее приложений понятие выбора или отбора можно считать также и в том смысле, что оно используется при анализе самой информации и процессов ее накопления или переработки.

Субстанциональная несамостоятельность присуща как энергии (физической и организационной), так и "самой информации": без каких-то материальных носителей нет ни энергии, ни информации. Это не препятствует информации приобретать свою специфическую "субстанцию" - отношения и отношения отношений, в том числе, например, управление процессами самоорганизации в искусственных информационных системах.

Преемственность информации - без развитой преемственности нет и развитой структуры процессов развития, так как в них тогда остаются мало выделенными и дифференцированными явления "историчности" и "внутренней направленности", отличающие в особенности высшие формы саморазвития. Даже в неживой природе, где информация почти исключительно "связанная" и притом малоинтегрированная, чаще всего просто "рассеянная", таким процессам нередко свойственна хотя и простая, но значимая объединенность всего множества "элементарных актов" изменения, образующих эти примитивные процессы развития, в особенности тогда, когда развивающиеся образования существенно изолированы (как многие космические объекты - расстояниями). В процессе такого рода складывается внутренняя для объекта и более значительная, чем в других случаях, преемственность состояний, и она создает более выраженную направленность, зависящую от внутренних для объекта условий и факторов. Она еще не "запрограммирована" на определенный конечный результат, но ход таких процессов все же предетерминирован в большей мере, чем при отсутствии всякой преемственности.

Неисчерпаемость информации - информация может иметь неограниченное число пользователей и при этом оставаться неизменной.

Массовость информации - выделяют два аспекта - качественный аспект ракрывает массовость информации как информации


общественной, общей для всех; количественный - как информации, распространяемой для широкой сети потребителей, пользователей информации. Количественный аспект произведен от качественного.

Трансформируемостъ информации (независимость содержания информации от формы фиксации и способа предъявления).

Способность информации к ограничению, при которой чем выше уровень организованности системы, тем больше степень ограничения информации.

Универсальность информации - (содержание информации может быть любым и обо всем).—

Качество информации— - (иногда отождествляют с безопасностью) рассматривается как совокупность свойств информации, характеризующих степень ее соответствия потребностям (целям, ценностям) пользователей (средств автоматизации, персонала и др.). Можно выделить внутреннее качество (присущее собственно информации и сохраняющееся при ее переносе в другую систему, подсистему) и внешнее (присущее информации, находящейся или используемой только в определенной системе, подсистеме), выражаемые соответственно в следующих понятиях: содержательность - значимость (идентичность, полнота), кумулятивность (гомоморфизм, избирательность); защищенность

- достоверность (помехоустойчивость, помехозащищенность), сохранность (целостность,
готовность), конфиденциальность (доступность, скрытность, криптозащита); доступность.

Человек использует информацию для познания, творчества, преобразования себя и окружающего мира. Методологической проблемой при познании является соотношение понятий "информация" и "знание", так как в литературе зачастую смешивают, отождествляют данные понятия.

Знание - селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная (4) информация, имеющая

социальное значение (5) и признаваемая именно в качестве знания определенными социальными субъектами и обществом в целом (6).—

В зависимости от названных критериев знание может быть разделено по уровню его функционирования:

- обыденное знание повседневной жизни и специализированное знание (научное,
религиозное и т. д.);

- личностное знание и профессиональное и практическое знание различных социальных общностей и групп;

- явное, предъявленное, рационально (или иным образом)оформленное (выражаемое) знание и неявное (латентное) знание, локализуемое в структурах накопленного социокультурного опыта и подсознании субъектов;

- "предметное" знание (направленное на объекты, процессы, явления (как на уровне ситуативной данности, так и на уровне глубинных инвариантов) и метазнание (знание о знании и возможностях работы с ним, где различают методологию (знание о способах,


методах, возможностях и целях получения знания, а также о технологиях работы с ним) и рефлексию (философскую, методологическую, деятельностную).

Внутри философии оформились как самостоятельные дисциплинарные области: эпистемология ("учение о знании") и гносеология ("учение о познании"), на междисциплинарном научном уровне- науковедение и различные "метрии" (наукометрия, аксиометрия, искусствометрия и т. д.), внутри дисциплинарных знаний - социология знания. На особый самостоятельный статус в этом отношении в настоящее время претендует методология, в частности, в лице системо-мыследеятельностной методологии (СМД-методология). Как особые виды сейчас стали рассматриваться мистическое знание, "оккультное" знание, "napa''-знание и т. д.

С учетом высокой значимости информации, как передачи и получения сообщения в социальных системах при реализации основных информационных прав их субъектов, приведем краткую классификацию такой информации и перечень основных проблемных вопросов, требующих разрешения. В зависимости от критерия различают следующие виды информации:

а) по уровню мыслительно-деятельностной переработки - синтаксическая, семантическая,
прагматическая;

б) по модульности (направленности) сообщения - в образной сфере, в эмоциональной
сфере, в понятийной сфере;

в) по форме фиксации информации (способ восприятия и переработки информации) -
пиктографическая (фотография, технический рисунок, чертеж, схема, пиктограмма),
идеографическая (график, гистограмма, диаграмма, таблица, формула, номограмма),
текстовая.

Семантическая информация в своей структуре имеет три основных элемента: знак (различают универсальные, акцидентальные, конвенциональные), значение (различают экстенсиональное и интенсиональное), смысл.-

Из теории развития человека

Ведическое учение о человеке утверждает в нем семь начал: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, разум и единое. Греческое олимпийское учение говорит о 12 главных богах (ответственных за душу и тело). Пифагор настаивал на двух началах, как греки, но душу делил на три части: ум, рассудок, страсть. Конфуций определил четыре главных начала Человека: ум, этикет, справедливость, гуманность. Будда назвал пять главных начал: чувства, эмоции, представления, воля, сознание. Христос в своем учении почитает троицу: Бога отца (душа), Бога сына (тело), Святого духа (дух). Иудаизм в Каббале утверждает, что человек состоит из вечных желаний.

Из древних теорий наиболее известна теория Гиппократа (460-371 гг. до н. э.). Она основана на смешении жизненных "соков" организма - крови (сангвиник), слизи (холерик), желтой (флегматик) и черной (меланхолик) желчи. Преобладание в организме одного из

этих типов определяет, по Гиппократу, строение тела, поведенческие и эмоциональные реакции.


Карл Юнг создал систему функциональных или психологических типов поведения (типов личности) и назвал их: чувственный, интуитивный, мыслящий и осязательный. Он считал, что каждый взаимодействует с окружающим миром при помощи одного из четырех типов поведения: пополнения запасов энергии и сосредоточения внимания вне или внутри себя (экстраверсия - интроверсия); сбора информации (осязание - интуиция); принятия решений (мышление - чувствование), основанные Юнгом, и организации своего взаимодействия с внешним миром (решение - восприятие), добавленные Изабель Майерс.- Типоведение объясняет "нормальное", а не патологическое, не признает хороших или плохих типов, важны лишь неподавляемые и творчески используемые различия. Эта улучшенная юнговская (Майерс-Бриггс) модель личностных архетипов была скорректирована Майклом Киртоном. Например, прометеев (интуитивно-мыслящие) объединяет способ познания мира (интуитивный) и метод принятия решений - рациональное мышление. К ним относятся Эдисон, Билл Гейтс (первое место в мире среди миллиардеров в 2001 г.) и т. д.—

В зависимости от выбранных критериев при изучении взаимодействия информации и человека: наследственность (внутренняя информация) или внешняя среда (внешняя информация) являются определяющими для человека и его развития; непрерывно или скачкоообразно происходит это взаимодействие и развитие; человек выступает при этом как организм или механизм и т. п., - различают несколько подходов в теории развития человека: научение, когнитивизм, психоанализ, гуманистическая психология, этология (ветвь биологии, изучающая закономерности поведения человека с общих позиций для животных и человека, социобиология).16

В основе теорий научения - поведенческих теорий (бихевиоризм, теории социального научения) лежат работы И. П. Павлова (1849-1936) по условным рефлексам, Джона Б. Уотсона (1878-1958) по научению, концепция tabula rasa Джона Локка (1632-1704), полагавшего, что поведение, мысли и чувства людей формируются только под воздействием внешней среды. Бихевиористы (от англ, "behaviour" - поведение) считали, что все в поведении человека, включая ценности, установки и эмоциональные реакции, определяется под воздействием внешней среды в прошлом либо настоящем, а такие понятия, как вина, уважение, достоинство и т. п. неуместны при описании поведения человека. По их мнению, научение человека происходит путем классического (выработка условных рефлексов) и оперантного обусловливания (поведение нельзя вызвать автоматически, оно повторяется в силу подкрепления или вознаграждения, когда последствия поведения определяют возможность его повторения - закон эффекта Э. Торндайка).

Один из главных представителей бихевиоризма Б. Ф. Скиннер (1904-1990) разработал типичную поведенческую модель оперантного обусловливания, включающую в себя различаемый стимул, реакцию индивида и подкрепление. С целью объяснения сложного социального поведения, выходящего за рамки автоматического процесса обусловливания, была создана теория социального научения (Алберт Бандура), где большая роль в руководстве поведением отводится сознательному мышлению (из наблюдений за поведением собственным и других людей и последствиями этого поведения люди получают информацию для формирования своего мнения, побуждение к действию и сознаваемое подкрепление - подражание и следование поведению модели).

В отличие от первых теорий научения, где человек предстает пассивной машиной, действующей под влиянием внешней среды, в когнитивных теориях люди активны, рациональны, не только получают, но и обрабатывают информацию. Основы этого направления были заложены в работах выдающегося русского ученого Л. С. Выготского


(1896-1934)— и швейцарца Ж. Пиаже (1896-1980) и развиты в информационном подходе к развитию (аналогия модели

человеческого мозга с компьютером для разработки программы исследований способов приема, обработки и хранения информации человеком).

В психоаналитической теории личности Зигмунд Фрейд (1856- 1939) различает ОНО, Я и СВЕРХ-Я, где последнее подразделяет на совесть и я-идеал, представляющий моральные общественные нормы. Ид (от лат. - "оно") означает исключительно инстинктивные и врожденные аспекты личности. "Оно" функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон и т. д.). Согласно Фрейду, "оно" - нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Эго (от лат.- "я") - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. "Я" стремится выразить и удовлетворить желания "оно" в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эта цель достигается при помощи определенных действий, дающих "оно" возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира -искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т. д. В отличие от "оно", природа которого выражается в поиске удовольствия, "я" подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда найдутся соответствующие условия во внешней среде и (или) подходящий способ удовлетворения. Итак, когда объект и условия идеальны, поведением управляет принцип удовольствия. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. По Фрейду, человек, которому удается исполнить все свои подсознательные стремления к удовольствиям, вообще не сможет достичь ничего значительного в жизни.

Суперэго (от лат. - "сверх" и "я") - последний компонент развивающейся личности. Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе формирования суперэго. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать "правильно" или "неправильно"; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (примерно в возрасте от трех до





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 576 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...