Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Часть I 20 страница



После восстания императрица избрала курс на ускорение реформ, на создание такого государства и такой системы общественных отношений, которые обеспечили бы стране гражданский мир и благополучие подданных, а также незыблемость существующего порядка.

Григорий Потемкин

Ставший около 1774 г. фаворитом, а чуть позже, возможно, и тайным мужем Екатерины II, Григорий Александрович Потемкин отличался огромными административными и военными способностями. В 1780-е гг. на землях завоеванного у турок и татар Причерноморья он развернул гигантскую стройку. В голой степи возводились города – Херсон, Севастополь, Одесса, Николаев. Десятки тысяч крестьян строили крепости, фабрики, каналы, верфи, сажали леса. Потоки русских, украинских и немецких колонистов под защитой армии устремились в Новороссию – так назвали новые владения русской короны, – чтобы поднимать богатейшие черноземы южной степи. Все это, как и строительство Севастополя и флота, происходило благодаря необыкновенной воле, уму и энергии полновластного на Юге и облеченного доверием императрицы Потемкина.

У него был оригинальнейший характер, многим он казался чудаком, но все признавали за Потемкиным гений государственного деятеля, который ставил его рядом с Петром Великим. С именем светлейшего князя также связаны знаменитые «потемкинские деревни» – символ чиновничьего обмана. В 1787 г. Екатерина II отправилась в Крым, и деревни по пути следования кортежа императрицы часто действительно были искусными декорациями, возле которых водили хороводы актеры – «местные жители». Здесь, как и везде в России, было немало показухи, но, по мнению некоторых историков, строительство таких декораций предусматривали принятые тогда обычаи украшать дорогу – ведь триумфальные арки тоже делали не из камня, а из тонких досок и парусины. Говоря о «потемкинских деревнях», как-то забывают, что прекрасный белый город и крепость Севастополь, Симферополь, Херсон, Одесса и другие города Новороссии и Тавриды (Крыма), построенные Потемкиным, не были декорациями! Был настоящим и построенный под руководством Потемкина Черноморский флот. Не были ряжеными и победоносные потемкинские войска.

Благодаря Потемкину расцвел гений Суворова, да и мысли их были схожие. Вот как Потемкин критикует старую манеру одеваться в армии: «Завивать, пудриться, плесть косы – солдатское ли сие дело? У них камердинеров нет. На что же букли? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдатский должен быть таков, что встал и готов». Так сказал бы и Суворов!

1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам

Императрица мечтала утвердить в России закон и порядок, при котором каждый подданный пользовался бы неотторжимыми и защищенными законом правами и привилегиями. В основу такого строя было положено новое судопроизводство, было создано новое местное управление, а главное, изданы Жалованная грамота дворянству и Жалованная грамота городам (1785). Эти грамоты предоставляли дворянству и горожанам широкие права самоуправления и сословного суда, который стал независим от администрации. Одновременно принимались другие важные законы: об отмене телесных наказаний для дворян и купцов, о «вольных» (т. е. частных) типографиях (1783) и др.

До самого конца жизни Екатерина работала над созданием «конституции», понимая под этим термином кодекс прав разных сословий, в том числе и крестьян, которым гарантировалось право на жизнь, личную безопасность, здоровье, имя, презумпция невиновности, право судебной и административной защиты. Предполагалось провозгласить свободу вероисповедания, запретить наказания «за мысли и слова людские». Впервые русское самодержавие заговорило с подданными не языком угроз и насилия, а человеческим языком добра и милосердия. В правилах поведения подданных («Зерцало управы благочиния») мы читаем такие близкие к евангельским призывы к подданным: «Не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь»; «Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро колико можешь»; «В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимеющему, напой жаждущего… Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему… Блажен, кто и скот милует, буде скотина и злодея (врага. – Е. А.) твоего споткнется, подыми ее. С пути сошедшему указывай путь».

Расцвет искусства при Екатерине II

При Екатерине были достигнуты выдающиеся успехи в искусстве. Сама государыня оказалась тонким ценителем искусства, она создала Эрмитаж – здание возле Зимнего дворца, наполненное великолепными шедеврами живописи, скульптуры, прикладного искусства, которые для нее, не жалея денег, закупали эмиссары по всей Европе. С приходом Екатерины к власти в архитектуре изменился стиль: на смену елизаветинскому вычурному барокко пришел строгий, стройный классицизм. Началась стремительная перестройка Петербурга, который Екатерина очень любила, называя его ласково «Моя чопорница, моя столица!». Целая плеяда архитекторов украшала Петербург и другие города высокими, торжественными зданиями. Это были постройки Ж. Б. М. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, А. Ринальди, М. Ф. Казакова, В. И. Баженова, Ч. Камерона и многих других мастеров.

В полную силу работала основанная еще Иваном Шуваловым Академия художеств. Резец одного из ее выпускников, Федота Шубина, «оживил» холодный мрамор в скульптурных портретах его современников, а поставленный в 1782 г. «Медный всадник» Э. Фальконе до сих пор поражает зрителя могучим порывом царственного наездника. В русской живописи того времени царили Д. Г. Левицкий с его знаменитыми портретами смолянок, а также Ф. С. Рокотов и В. Л. Боровиковский.

На сцене театров, как казенных, так и крепостных (их было 170!), ставились лучшие европейские драмы, комедии, оперы. Здесь играли и пьесы первых русских драматургов – А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, да и сама императрица писала пьесы для театра Эрмитажа. Во дворце и многих дворянских особняках часто звучала музыка композиторов Д. С. Бортнянского и М. Д. Березовского, пела гениальная скрипка бывшего крепостного, виртуоза Ивана Хандошкина. Словом, культурная жизнь кипела в столице Екатерины – «Семирамиды Севера», покровительницы искусств и наук.

Гавриил Державин

Роль Державина в становлении русской литературы огромна. Его оды были подлинными поэтическими шедеврами. В его стихах заключены такая сила, мощь и выразительность, что это чувствуется и до сих пор. Бедный дворянин, преображенский солдат, Державин сделал карьеру благодаря своему уму, усердию и честности. Он стал статс-секретарем Екатерины II, губернатором, министром Александра I. Но не успехи на служебном поприще обессмертили Державина уже при жизни. Люди ценили его как гения, как настоящего кудесника слова. Нежные и печальные звуки флейты под ритмичный рокот барабана на похоронах друга Державина, генералиссимуса Суворова, мы будто слышим в стихотворении «Снигирь»:

Что ты заводишь песню военну

Флейте подобно, милый Снигирь?

С кем мы пойдем войной на Гиенну?

Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?

Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?

Северны громы в гробе лежат.

Кто перед ратью будет, пылая,

Ездить на кляче, есть сухари;

В стуже и в зное меч закаляя,

Спать на соломе, бдеть до зари;

Тысячи воинств, стен и затворов

С горстью Россиян всё побеждать?

1764 – Открытие Смольного института

Идеи Просвещения, могущества знания в борьбе с суевериями и дикими инстинктами привели людей того времени к убеждению о необходимости воспитания нового человека: образованного, законопослушного и трудолюбивого. Идеологом новой педагогической доктрины стал сподвижник Екатерины И. И. Бецкой, написавший в 1764 г. «Генеральное учреждение о воспитании юношества». Самым известным просветительским почином Бецкого стало основание в 1764 г. Императорского общества благородных девиц в Смольном монастыре, где девочки-дворянки получали хорошее образование. Для девиц-мещанок открыли также институт при Новодевичьем монастыре в Петербурге. С 1764 г. талантливых детей брали в Воспитательный дом при Академии художеств.

Вообще же предполагалось, что сеть воспитательных домов – своеобразных интернатов для сирот и подкидышей – даст России в будущем «третье сословие» (или «третий род людей»): предпринимателей, купцов, мастеровых. Причем, понимая сложность задачи, Бецкой предполагал, что третье сословие появится через поколение. Вначале еще нужно было воспитать родителей будущих просвещенных людей. Основателем начальных школ и учительского образования в Петербурге стал выдающийся педагог, серб Ф. И. Янкович де Мириево. В 1783 г. его назначили директором Главного народного училища, где готовили учителей. Он же ведал написанием новых бесплатных учебников. Образование получали и в частных «вольных» школах и пансионах, которых в Петербурге в 1784 г. насчитывалось почти 50.

Екатерина II в конце жизни

Последние годы правления Екатерины II отмечены ослаблением ее творческих способностей, явным застоем в общественной жизни. Начавшаяся Французская революция напугала императрицу. Она стала проявлять несвойственную ей ранее нетерпимость и консерватизм. Жертвами ее подозрительности и гнева пали: А. Н. Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву»; издатель, журналист и масон Н. И. Новиков; драматург Я. Княжнин. Консерватизму Екатерины способствовал ее последний фаворит Платон Зубов, молодой, красивый, но пустой и тщеславный щеголь, овладевший сердцем стареющей, но не смирившейся со старостью императрицы. Вообще за Екатериной в истории тянется след как за распутницей, вакханкой, жадной до любовных утех. До сих пор ходят слухи о необыкновенных сексуальных приключениях императрицы, сотнях ее любовников. Как и всегда, слухи эти преувеличены. Действительно, у государыни было немало любовников (за ее жизнь их можно насчитать около трех десятков). Но в те времена господствовали достаточно свободные нравы. Оставаться верными супругам считалось чудачеством (как восклицала героиня пьесы А. П. Сумарокова: «Я не посадская баба, чтобы своего мужа любить»), волокитство и любовные приключения были в моде. В этом смысле Екатерина не отличалась от прочих своих современников. Одновременно императрица была женщиной необыкновенно чувственной; она признавалась, что не может жить без любви. Но всякий раз ее партнеры-любовники не отвечали тем взыскательным требованиям, которые она к ним предъявляла. Ближе к старости Екатерина, не желавшая расставаться со своими иллюзиями и страстями, оказалась во власти ложной идеи, что сможет воспитать для себя, с помощью искусства, общения и примера, достойного ее спутника жизни. Увлечения молодыми людьми, становившимися ее фаворитами, кончались ничем. На них не действовала «педагогика сердца», и эти юноши становились обыкновенными альфонсами, которых государыня содержала за счет государства.

5 ноября 1796 – Смерть Екатерины II

Екатерина не раз писала о том, как она будет красиво и возвышенно умирать в окружении друзей, среди цветов, под звуки нежной музыки. Но смерть настигла ее в узком переходе между двумя служебными комнатами. С ней случился сильнейший инсульт. Нескольким слугам с трудом удалось вытащить грузную государыню из коридора и положить на расстеленный на полу матрас. Здесь, после нескольких часов агонии, она, не приходя в сознание, и скончалась. Завещания Екатерина не оставила, либо его уничтожили после смерти императрицы.

Многие современники и потомки задавались вопросом: было ли вообще завещание Екатерины II? Ответа нет до сих пор. Известно, что императрица не любила своего сына Павла Петровича, считая его непригодным к управлению, держа наследника подальше от государственных дел. Стремясь во всем утвердить закон и неизменный порядок, Екатерина, однако, была убеждена, что в деле наследования государь вправе лишить наследства «негодного» наследника, чьи моральные и деловые качества не отвечают высоким задачам, стоящим перед просвещенным, гуманным государем. Одновременно императрица приблизила к себе внучат Александра и Константина, детей Павла и Марии Федоровны, и не раз намекала, что после нее править Россией будет Александр, которого целенаправленно готовила к правлению, оженила в 16 лет и вообще смотрела на него как на наследника. Накануне свадьбы Александра в 1792 г. она, как бы между прочим, писала своему постоянному адресату М. Гримму: «Сперва мы женим Александра, а там со временем коронуем его со всеми царем, и будут при том такие торжества и всевозможные празднества. Все будет блестяще, величественно, великолепно!» Написано это так, будто настоящего наследника Павла уже давно нет на свете. Но все же окончательного решения на публику Екатерина не выносила. Согласно распространенной легенде, завещание в пользу Александра хранилось в кабинете Екатерины в особом конверте, перевязанном черной лентой. Как только с императрицей случился удар и в Зимний дворец явился из Гатчины Павел Петрович, сподвижник Екатерины А. А. Безбородко тотчас передал конверт наследнику, и тот бросил роковой для него документ в горящий камин. Достоверных сведений на сей счет нет, но что Безбородко получил от Павла I награды и стал канцлером России – несомненно. Он оказался почти единственным из приближенных покойной императрицы, кто при новом государе удержался «на плаву».

Павел I

Павел родился в 1754 г. в семье наследника престола, великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III) и великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II). Бабка, императрица Елизавета Петровна, сразу же отобрала новорожденного у матери и растила его в своих покоях. После смерти Елизаветы воспитателем и подлинным властителем его души стал Н. И. Панин, незаурядный государственный деятель и дипломат, а к тому же скрытый противник Екатерины, что не могло не отразиться на взглядах Павла. Он рос развитым, но застенчивым мальчиком, был склонен к благородным порывам, рыцарственным поступкам, имел высокое представление о служении Отечеству.

Однако отношения его с матерью не сложились. Павла, ставшего наследником престола, цесаревичем, унижали фавориты императрицы; он страдал от придворных интриг, слежки; его не допускали до государственных дел. Особый драматизм его отношениям с матерью придавали распространяемые сплетниками слухи о том, что Павел не являлся сыном Петра III, что он – лишь плод грешной любви Екатерины и графа Сергея Салтыкова, придворного времен Елизаветы. Сама Екатерина в мемуарах не подтверждает этот слух, но и не опровергает его, чем еще больше напускает тумана.

Неудачным оказался первый, ранний брак Павла Петровича. Его жена Наталья Алексеевна, принцесса Гессен-Дармштадтская, изменила мужу, а потом в 1776 г. умерла при родах. Правда, спустя год Павел нашел счастье в семейной жизни с Марией Федоровной, матерью их многочисленных детей.

До 42-летнего возраста наследник престола оставался не у дел. С годами его прекраснодушные порывы, мечты о «счастье всех и каждого» улетучились. Остались подозрительность, бессильная злоба, желание «покончить с развратом двора», «навести порядок», заставить всех служить и подчиняться без прекословия. Эти идеи Павел воплотил в своем загородном имении в Гатчине. Здесь, окруженный преданными и верными людьми, он чувствовал себя в безопасности, устроил маленькое «регулярное царство». Впоследствии опыт строительства гатчинского мира он перенес и на всю страну.

Новый порядок при Павле I

Павел I показал себя убежденным противником методов правления своей матери, Екатерины II. Это стало ясно с первых же дней нового царствования. Павел начал активную борьбу с «развратом» в гвардии, армии и государственном аппарате, что выразилось в ужесточении дисциплины, строгости службы, введении суровых наказаний даже за самые незначительные проступки. Внешний вид улиц Петербурга при Павле резко изменился. На них появились черно-белые полосатые гатчинские будки, полиция с остервенением набрасывалась на прохожих, которые игнорировали императорские указы о запрете ношения жилетов, модных башмаков и круглых «французских» шляп. Почему Павел стал таким неожиданно суровым правителем? Известно, что молодой Павел мечтал о воцарении в России закона, хотел быть правителем гуманным, сам себя ограничившим «фундаментальными законами», содержавшими добро и справедливость. Но философия власти цесаревича Павла достаточно сложна и противоречива. Он не прослыл тонким гуманистом, но и не стал ограниченным и тупым солдафоном. Как и многие правители в России, он пытался совместить безграничную власть самодержавия и человеческие свободы, «власть личности» и «власть закона», словом, совместить несовместимое. Так, он писал: «Мы нашли за лутчее согласовать необходимо нужную монархическую экзекутивную власть по обширности государства с преимуществом той вольности, которая нужна каждому состоянию для предохранения себя от деспотизма или самого государя». Но такое «согласование» оказалось невозможным в принципе. К тому же за те годы, пока Павел ждал своей «очереди» у трона, у него сильно испортился характер. Он возненавидел мать, ее порядки, ее любимцев, ее деятелей, в целом весь ее мир. В итоге, что бы ни говорил Павел о праве, законе и справедливости, в его сознании, во всей его гатчинской модели жизни отчетливо выражены в основном идеи ужесточения дисциплины, введения строгой регламентации, «непременного порядка». Разрушая возведенное матерью «государство просвещенной монархии», он начал строить свое, преимущественно «экзекутивное государство». В этом заключался исток его личной трагедии и гибели…

При Павле войска переодели в новую форму прусского образца; гвардию и армию срочно начали переучивать по новым строевым порядкам, господствовавшим в маленьком войске Павла в Гатчине. Вахт-парад, обычная ранее при смене караула церемония, превратился в важное государственное дело с обязательным участием императора или его наследника. Дух муштры витал над столицей. В 1798 г. Павел отменил Жалованные грамоты дворянству и городам, вновь ввел телесные наказания. Теперь над каждым служилым дворянином висела реальная угроза при малейшей провинности тут же отправиться в Сибирь, лишиться чина или подвергнуться унизительным наказаниям. Жители Петербурга услышали множество удивительных указов: о запрещении ввоза из-за границы «всякого рода книг, на каком бы языке оные не были», а также нот, о закрытии почти всех типографий. В 1800 г. Павел издал особое распоряжение о том, что хлопать в ладоши в театре можно только тогда, когда это делает государь, и т. д.

В здании Михайловского замка, проект которого разрабатывался с участием Павла, император хотел воплотить в камне свои взгляды на архитектуру. Они были замешены на романтических представлениях Павла о рыцарских замках, на его желании создать нечто непохожее на «развратные» дворцы Екатерины. Сразу после вступления на престол он переименовал все императорские дворцы в «замки» (Зимний дворец стал «Зимним замком»). Роскошный подарок Екатерины II Потемкину, Таврический дворец, – один из архитектурных шедевров екатерининского царствования – по указу Павла превратили в казарму и конюшню.

Строительство Михайловского замка, начатое в конце февраля 1797 г., завершили меньше чем в 4 года. Перед замком был устроен обширный плац, посреди которого поставили памятник Петру Великому, созданный К. Б. Растрелли. На постаменте новой конной статуи (в противовес надписи на постаменте Медного всадника – «Петру Первому Екатерина Вторая») было написано: «Прадеду – внук». Внутри дворец был оформлен со всей возможной роскошью.

Но в своей новой резиденции император Павел I прожил не больше месяца. Ни рвы, ни стены замка не спасли его от заговорщиков-убийц. Позже многие видели пророчески-символический смысл в надписи, опоясывающей южный фасад дворца: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». В надписи было столько букв, сколько лет прожил на свете Павел, родившийся в 1754 г. в Летнем дворце Елизаветы Петровны, стоявшем как раз на том самом месте, где возвели Михайловский замок.

5 апреля 1797 – Указ о престолонаследии

В день своей коронации 5 апреля 1797 г. Павел утвердил новый закон о престолонаследии, установивший жесткий порядок в наследовании престола преимущественно по мужской нисходящей линии, а не по произвольному желанию самодержца, как это сложилось после издания петровского Устава о престолонаследии 1722 г. Указ 1797 г. действовал весь XIX и начало XX в. Одновременно с ним издали и «Положение об императорской фамилии», определявшее порядок старшинства в разросшейся к этому времени императорской семье. Содержание ее членов отныне шло за счет доходов с так называемого ведомства «уделов» – части дворцовых земель.

Имперские войны Павла

Внешняя политика Павла отличалась такой же экстравагантностью, как и внутренняя. Заключив договор с Англией, а также с враждебной прежде екатерининской России Турцией, Павел активно ввязался в войну против Франции, шедшую в Южной Европе и Северной Африке. Фельдмаршал А. В. Суворов был срочно вызван в 1799 г. из ссылки в селе Кончанском, куда его ранее сослал сам Павел, недовольный екатерининским полководцем.

Во главе русско-австрийских войск Суворов совершил поход в Северную Италию, где в сражениях на реках Адде, Требии, а также при Нови одержал победы над французскими войсками. Однако, оказавшись в фактическом окружении, русские поспешно отступили через Альпы. Одновременно с сухопутными войсками русская эскадра Ф. Ф. Ушакова побеждала в Средиземном море, изгоняя французов из Ионического архипелага, где под протекторатом России возникла республика – первое независимое от турок греческое государство. После этого император довольно неожиданно порвал союз с Англией, запретил ввоз и вывоз английских товаров и начал сближаться с Наполеоном, который к этому времени упрочил свою власть во Франции. В стремлении помочь новому другу Павел внезапно предписал русской армии (40 казачьих полков) выступить в поход на завоевание Британской Индии. Войска не имели ни точных карт маршрута, ни фуража, ни зимней одежды. Это произошло за 2 месяца до убийства Павла, так что первым распоряжением нового императора Александра I в первую же ночь царствования стал указ об отмене этого безумного предприятия.

Причиной обиды Павла на Англию стал отказ англичан передать России остров Мальту, освобожденный от французов. Дело в том, что в борьбе против Франции на Средиземном море Павел опирался на союз с рыцарями Мальтийского ордена, утесненного французами. Император со свойственным ему жаром и интересом к игре в рыцари так увлекся судьбой Мальты, что после бегства в 1798 г. с острова гроссмейстера ордена неожиданно для всех принял титул его главы, хотя европейские державы не поддержали его претензий. Некоторые историки считают, что Павел находился в плену идеи удушения Французской революции путем объединения в Мальтийском ордене под его руководством дворян всей Европы.

11 марта 1801 – Заговор и убийство Павла

Несмотря на благие цели наведения порядка, установления справедливости, пресечения воровства и т. д., правление Павла – его стиль, грубые приемы, внезапные непредсказуемые решения и резкие повороты в политике – казалось необыкновенно деспотичным и жестоким. Общество пребывало в страхе и растерянности. Павел утратил чувство реальности, бросаясь из одной крайности в другую, стал маниакально подозрителен, удалил от себя истинно преданных ему людей и в конце концов всем этим способствовал возникновению заговора в среде гвардейского офицерства и придворных. Этот заговор привел к кровавой развязке – убийству императора в ночь на 11 марта 1801 г. Благодаря измене одного из офицеров охраны отряд заговорщиков беспрепятственно проник в строго охраняемый Михайловский замок и поднялся к спальне императора. Заговорщики обманом проникли туда и убили императора. Несмотря на трагичность происшедшего, общество вздохнуло с облегчением. Получилось так, как в юности писал Павел, осуждая самовластие: «Деспотизм, поглощая все, истребляет наконец и деспота самого». История убийства императора окружена множеством слухов. Самым распространенным из них является утверждение о том, что испуганный император спрятался за каминный экран, откуда его вытащили заговорщики. Скорее всего, это ложь. Заговорщики мгновенно ворвались в спальню императора, и Павел вскочил с постели навстречу своим убийцам. Известно, что между ним и заговорщиками завязалась ожесточенная ссора. Они требовали от Павла отречения, а он угрожал им разными карами. Вряд ли трусливо прятавшийся император мог вести себя столь решительно перед лицом возбужденных, пьяных и вооруженных заговорщиков. Именно раздраженный угрозами императора, один из участников переворота, Николай Зубов, ударил Павла тяжелой табакеркой в висок. Император упал, остальные заговорщики набросились на него и после долгой борьбы задушили офицерским шарфом одного из убийц. Некоторые из современников считали, что как только императрица Мария Федоровна, спавшая в своей опочивальне в другом крыле замка, узнала о гибели мужа, она якобы пыталась захватить власть наподобие Екатерины II, но заговорщики ее заперли в покоях дворца до тех пор, пока она не признала императором сына Александра.

Россия в первой половине XIX в.

Начало царствования Александра I

После смерти императора Павла I от руки заговорщиков на престол вступил его старший сын, 34-летний Александр. Обстоятельства, при которых начал свое правление молодой император, были весьма щекотливы и опасны. Как вспоминал князь Адам Чарторыйский: «Тотчас после совершения своего дела (убийства императора Павла. – Е. А.) заговорщики проявили свою радость в оскорбительной, бесстыдной форме, без всякой меры и приличия. Это было безумие, общее опьянение, не только моральное, но и физическое, так как погреба во дворце были разбиты, вино лилось ручьями за здоровье нового императора и героев переворота. В первые за этим дни пошла мода на причисление себя к участникам заговора, каждый хотел быть отмеченным, каждый выставлял себя, рассказывая о своих подвигах… Среди бесстыдства этого непристойного веселья император и императорская семья не показывались, запершись во дворце в слезах и ужасе».

Напомню, что отец Павла I и дед Александра I, император Петр III, скончался в 1762 г. «от геморроидальных колик». О смерти Павла объявили, что он умер от апоплексического удара. У некоторых эти столь нечаянные смерти вызывали скверные предчувствия. Некая француженка, видевшая Александра I на коронации в Успенском соборе Кремля, окруженного екатерининскими вельможами, сановниками Павла и своими молодыми друзьями, писала: «Он шел по собору, предшествуемый убийцами своего деда, окруженный убийцами своего отца и сопровождаемый, по всей видимости, своими собственными убийцами».

Историки не пришли к определенному выводу об участии Александра в заговоре против Павла I. Ясно, что он знал о его существовании, что он одобрял намерения заговорщиков свергнуть Павла и провозгласить его императором, но он не хотел смерти отца.

Точнее говоря, он старался не думать о дальнейшей судьбе свергнутого императора, хотя у Александра было только два варианта действий: объявить отца сумасшедшим и заключить в крепость или убить его…

Известно, что после совершения убийства царя главарь заговорщиков Пален вошел в спальню Александра, который или спал, или притворялся, что спит. Узнав о смерти отца, Александр разрыдался. Пален грубо сказал ему: «Хватит ребячества! Благополучие миллионов людей зависит от вашей твердости! Идите и покажитесь солдатам!» Александр вытер слезы, вышел и сказал: «Мой батюшка скончался апоплексическим ударом. Все при моем царствовании будет делаться по принципам и по сердцу моей любимой бабушки, императрицы Екатерины!»

Но толпе в конечном счете важен результат, а она его получила. На престоле воцарился, как многим показалось, «ангел кротости и мира». Подданные сразу же начали обожать нового императора, который был во всем прямой противоположностью мрачному, некрасивому, негуманному Павлу.

1812 – Ссылка М. М. Сперанского

Воспитателем Александра являлся швейцарский республиканец Ц. Лагарп, о котором царь говорил, что обязан ему всем, кроме рождения. Либеральные взгляды Александра проявились сразу после его воцарения. С 1801 г. вокруг него образовался кружок, составленный из друзей юности: П. А. Строганова, Адама Чарторыйского, Н. Н. Новосильцева и В. П. Кочубея. Кружок назывался Негласным комитетом, и на его заседаниях с участием императора обсуждались замыслы превращения России в конституционную монархию. Некоторые из разработанных Негласным комитетом планов реформирования государства даже начали осуществляться. Первоначально наиболее радикальным среди «молодых друзей» оказывался сам Александр, желавший немедленного проведения реформы власти. Однако он не мог не считаться с возраставшим сопротивлением своей семьи, двора и дворянства попыткам подобных преобразований.

Не советовал Александру спешить с реформами верховной власти и его учитель Лагарп, так что в душу Александра постепенно закрадывались вполне обоснованные опасения, как бы ослаблением верховной власти не воспользовались высшие сановники – и совсем не ради народной пользы. Все это охладило либеральные порывы Александра. А начавшееся с 1805 г. почти непрерывное политическое и военное противостояние Наполеону объективно затруднило реформаторский процесс.

Несмотря на сомнения и колебания Александра, реформы в области управления все-таки продолжались до 1812 г. усилиями М. М. Сперанского, пытавшегося преобразовать систему государственного управления. Михаил Михайлович Сперанский, попович по происхождению, рано проявил свои государственные способности, отличился как перспективный и умный чиновник, прекрасно знавший право и практику государственного управления. В 1808 г. его приблизил царь, сделал главным советником по реформам. Сперанский предполагал превратить самодержавную Россию в конституционную монархию с Государственным советом и Думой. Четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти сочеталось в его планах с предоставлением дворянам и купцам избирательных прав.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 434 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...