Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Часть I 15 страница



При Федоре книги стали обычными не только при дворе, но и в народной среде. Хотя многие из них по-прежнему оставались рукописными, внимание читателей привлекали яркие, красочные типографские сборники стихов, нравоучительных историй, учебники. Особенно прославился «Букварь» Кариона Истомина, по которому учились несколько поколений русских людей. Появляются в руках русских читателей и многочисленные переводные издания. Сборники поучительных рассказов, стихотворные сборники не только духовного, но и светского содержания становятся доступны читателю, и духовный мир его стремительно расширяется.

Популярны басни (в том числе Эзопа), забавные рассказы, близкие и понятные не лишенным чувства юмора русским людям. Вот переводной рассказ про упрямую жену: «У некоего мужа жена бе зело упорна, всегда противу ему глаголющи. И некогда случися им идти через реку, и жена утопе». Далее рассказывается, что сбежавшихся с баграми людей муж просит искать не вниз по течению, а вверх. «Человецы же зрящи глаголют ему: „Что – рече, – тако противу обычая твориши? Когда повелось кому мертвому противу воды плыти?“ Он же рече: „Вем аз (знаю я. – Е. А.) жены моей обычай, яко жива будучи не згодися (не соглашалась. – Е. А.) со мною, и в пригоде (приключении. – Е. А.) сей тако о ней разумею, яко зело бе упряма, того ради противу воды плыть ей“».

Москва при Федоре давно жила уже другой, новой жизнью. При дворе все больше появлялось людей без традиционной бороды, одетых в новомодное польское платье. В жизнь и быт входили западные новинки. Во дворце и домах знати появлялись во множестве иностранные вещи – обои из тисненой кожи, мебель, посуда, кубки и украшения. По-новому начали работать и русские художники. На стенах стали (как тогда говорили) «ставить парсуны» – портреты, написанные с натуры. Иностранцы отмечали, что члены царской семьи знали по-польски, одевались в польские одежды. Во время стрелецкого бунта 15 мая 1682 г. мятежники разграбили дом дьяка Посольского приказа и, к своему ужасу, нашли там неведомого «гада» – каракатицу с множеством ног, т. е. кальмара, которым, надо полагать, лакомился втихомолку от прочих подданных просвещенный посольский дьяк. Огромное влияние на образ жизни русских верхов оказывали приехавшие с Украины писатели, церковники, учителя – носители польской и смягченной православием украинской культуры барокко. Новое проступало в церковной и жилой архитектуре (так называемое «нарышкинское барокко»).

1677-1678 – Чигиринские походы

После Андрусовского перемирия с Польшей в 1667 г. мир не пришел на Украину. Там продолжались «шатания». Сменявшие друг друга гетманы смотрели то в сторону Варшавы, то в сторону Москвы, а то и в сторону Бахчисарая и Стамбула. Могущество османов тогда было велико, и они стремились расширить свою империю на север, прибрать к рукам Украину. Там турки хотели поставить своего ставленника Юрия Хмельницкого. В 1676 г. османы со своими вассалами, крымскими татарами, вторглись на Украину. Вокруг крепости Чигирин с лета 1677 г. завязались упорные сражения русско-украинских войск с турками и татарами. В 1678 г. русский гарнизон оставил Чигирин, но продвижение турок у Чигирина все-таки удалось остановить, и в 1681 г. противники подписали Бахчисарайский мир. Турция признала за Россией Левобережную Украину и Киев.

Царевна Софья и юный Петр

Стрелецкий бунт 1682 г. и его последствия

Царь Федор прославился как один из самых богобоязненных людей того времени. Церковные шествия, длительные поездки по дальним и ближним монастырям составляли важнейшую часть его жизни. Но и мирское не было чуждо Федору. В 1680 г. из множества девиц царь выбрал в жены красивую и образованную смоленскую польку Агафью Грушецкую, которая прожила недолго и скончалась при родах сына Ильи, умершего вместе с матерью. В феврале 1682 г. во дворце сыграли новую свадьбу. Избранницей Федора стала Марфа Матвеевна Апраксина. Юную 18-летнюю царицу почти сразу же постигла вдовья участь. В апреле того же года тяжелобольной царь умер, не оставив детей и завещания.

После смерти Федора бояре и патриарх объявили царем 9-летнего Петра Алексеевича, мальчика живого и бойкого, предпочтя его 16-летнему царевичу Ивану. Выбор не понравился семейству Милославских. Ведь Петр происходил от брака царя Алексея с Натальей Нарышкиной, а Иван – от брака с Марией Милославской. Милославские использовали недовольство стрельцов властями и подбили их на бунт. Возбужденная ложными слухами о том, что Нарышкины якобы убили царевича Ивана, толпа бунтовщиков 15 мая ворвалась в Кремль и хлынула к царскому дворцу. Пришлось царице Наталье выйти на дворцовое крыльцо с мальчиками Петром и Иваном, но вид обоих царевичей лишь на некоторое время успокоил толпу.

Разбушевавшиеся стрельцы ворвались во дворец, вытащили на крыльцо братьев царицы Натальи, Ивана и Афанасия Нарышкиных, а также других близких ей людей, и сбросили их с высоты крыльца на копья стоявшей внизу толпы. Среди убитых оказался и боярин А. С. Матвеев. Его устранение являлось важнейшей целью Милославских. Матвеев, выдвинувшийся еще при Алексее Михайловиче благодаря браку своей воспитанницы Натальи Нарышкиной с царем, при Федоре попал в опалу. Его по ложному обвинению сослали на Север. С воцарением Петра I он вернулся в Москву буквально накануне мятежа 11 мая.

Он был самым влиятельным человеком в окружении Натальи и сразу стал руководителем нового правительства царя Петра. Умный, образованный Артемон Сергеевич показал себя сторонником сближения с Западом. Считается, что его женой была шотландка из рода Гамильтон. Он пользовался огромным влиянием у царицы Натальи, обладал обширными связями, отличался волей, настойчивостью и силой. Вероятно, укрепившись у власти, он мог победить Милославских, чего они более всего и опасались. Но Милославские взяли инициативу в свои руки, подняли бунт, руками стрельцов убили Матвеева и в итоге оттеснили Нарышкиных от власти.

А затем Милославские стали укреплять свое господство, стремясь окончательно оттеснить Нарышкиных и Петра от власти. Созванный 23 мая, вскоре после мятежа, Земский собор по воле стрельцов объявил царем кроме Петра также Ивана Алексеевича («быть обоим братьям на престоле»). Но потом появились выборные от стрельцов, и по их предложению Собор 26 мая принял новое решение и установил иерархию царей: сделать Ивана первым, а Петра вторым царем. Через 3 дня стрельцы вновь появились на Соборе и предложили: власть «ради юных лет обоих государей вручить сестре их», царевне Софье Алексеевне. Собор безропотно подчинился силе.

Ясно, что все эти предложения родились не в стрелецкой среде. Потом сами цари, патриарх, бояре долго уговаривали Софью взвалить на свои плечи бремя правительства. Она же, как некогда Борис Годунов, отказывалась от предложения, но потом согласилась стать правительницей. Ее именовали в указах «благоверной государыней, благоверной царевной и великой княжной Софьей Алексеевной».

Царевна Софья

Образованная ученица С. Полоцкого, волевая, энергичная царевна Софья отличалась честолюбием. Она хотела властвовать, а не сидеть в тереме за вышиванием. Оказавшись у власти, она понимала, сколь неустойчиво ее положение. Ведь со времен Елены Глинской женщина не стояла у кормила власти. Как и Елена, Софья оказалась правительницей лишь из-за малолетства и недееспособности Петра и Ивана. За годы регентства ей предстояло решить сложную задачу упрочения своей власти. Однако мечты ее не сбылись. Хотя ее и изображали на парсунах в царской короне, да и она сама не скрывала желания стать царицей, Софье так и не удалось преодолеть предубеждение общества против женщины у власти. И кроме того, главный ее враг, Петр I, являлся законным царем, а свержение его привело бы к новому бунту, войне с непредсказуемым исходом.

Несомненно, Софья думала о том, как силой устранить Петра от власти, но пойти на убийство брата она либо не решилась, либо не нашла исполнителей. Так получилось, что в течение 7 лет регентства династический конфликт был «заморожен», приглушен, но в 1689 г. он внезапно обострился и в выигрыше оказалась совсем не Софья.

Правление царевны Софьи

Поначалу Софья всячески угождала стрельцам, благодаря которым она и пришла к власти. В честь их «подвига» на Красной площади возвели памятный каменный столб, полки получили денежные награды, их стали называть «надворной пехотой». Но потом Софья постаралась отодвинуть стрельцов в тень и даже расправилась с теми, кто слишком возомнил о себе после мятежа 1682 г. При этом не обошлось без кровопролития.

Несмотря на то что протопоп Аввакум погиб в огне, в Москве осталось немало его сторонников как в верхах, так и в массе стрельцов и горожан. Наиболее влиятельным старообрядцем среди бояр считался начальник Стрелецкого приказа князь Иван Хованский по прозвищу Тараруй (Пустовраль, Болтун). Он поддерживал тесную связь с предводителем старообрядцев в Москве священником Никитой Пустосвятом, сподвижником Аввакума.

Благодаря Хованскому старообрядцы добились, казалось, невозможного – права устроить дискуссию о вере с патриархом и архиереями в Кремле. Положение в государстве было опасное. Власть женщины не имела авторитета, а чернь требовала, чтобы диспут провели принародно, на Красной площади. В начале июля 1682 г. Софья настояла на том, чтобы его устроили только в Грановитой палате, в присутствии церковников и царской семьи. Однако дискуссии не получилось. Верховодивший старообрядцами Никита Пустосвят после непродолжительного спора с архиепископом Холмогорским Афанасием вдруг бросился на него с кулаками, завязалась потасовка.

Софья, оскорбленная и раздраженная речами старообрядцев, сурово им выговаривала, защищая своего учителя Симеона Полоцкого и отца, царя Алексея Михайловича, а потом в гневе, со словами «нам ничего более не остается, как оставить царство», сошла с трона. В ответ она услышала не просьбы вернуться, а совсем другое: «Пора, государыня. Пора давно вам в монастырь, полно царством мутить, нам бы здоровы цари-государи были, а без вас пусто не будет». Софья тотчас вернулась на трон, и спор о вере продолжался до позднего вечера. Старообрядцы выходили из Кремля, чувствуя себя победителями. Предвидя обострение конфликта, Софья ночью 6 июля приказала схватить вождей раскола, а Никиту Пустосвята без долгих разбирательств тотчас казнили.

Несмотря на казнь Пустосвята, положение в столице оставалось настолько напряженным, что Софья и ее окружение боялись оставаться в Москве. 20 августа царское семейство уехало в Коломенское и, к общему изумлению патриарха и народа, не явилось в Успенский собор на новогоднее богослужение 1 сентября. Такого не бывало со времен Ивана Калиты! Софья тем временем принимала в Коломенском дворце депутацию выборных от стрельцов, а также встречалась с самим Хованским, который уверял царевну в своей преданности. Но она не верила ни стрельцам, ни их главе, который не таясь молился по старому обряду. До Софьи доходили слухи, что все действия стрельцов и раскольников направляет именно Хованский, сам мечтающий о шапке Мономаха.

Поэтому семья Романовых стала метаться вокруг Москвы: сначала двор переехал в село Воробьево, потом в Павловское, затем в Саввин-Сторожевский монастырь, а потом двинулся в сторону Троице-Сергиева монастыря, за толстыми стенами которого можно было пересидеть любую осаду. Остановившись по пути в монастырь в селе Воздвиженском, Софья разослала указы о начале похода и явке всех служилых людей в Воздвиженское к 18 сентября. Это было фактическое объявление войны Хованскому.

Князь В. В. Голицын тем временем укреплял монастырь и дал приказ иноземцам на русской службе явиться в Троицу. Но конфликт разрешился быстрее. Хованского хитростью удалось выманить из Москвы, и по дороге в Воздвиженское верные Софье люди схватили его вместе с сыном и тотчас казнили обоих прямо у большой Московской дороги. Обескураженные стрельцы послали к Софье выборных с покаянием. Во главе Стрелецкого приказа правительница поставила думного дьяка Федора Шакловитого, которого многие считали любовником царевны. На Красной площади сломали триумфальный столб в честь «победы» стрельцов, 6 ноября 1682 г. двор вернулся в Кремль, и жизнь вошла в привычное русло.

Просвещенность правления Софьи проявилась в 1685 г., когда Сильвестр Медведев предложил правительнице проект открытия университета. Медведев отличался необыкновенной для тех времен ученостью, был духовником Софьи и придворным поэтом, сочинявшим вирши к торжественным случаям. Предложение Медведева создать университет встретило сопротивление консервативного патриарха Иоакима, который с давних времен подозревал Медведева в ереси. Проект создания университета преобразовался в предложение об учреждении Славяно-греко-латинской академии. Профессора с Украины преподавали здесь языки, философию, логику и другие характерные для средневековых университетов гуманитарные науки. Академия стала одним из главных оплотов просвещения в России начала Петровской эпохи.

К концу 1680-х гг. правительница все больше нервничала. Видя, как взрослеет и мужает Петр, она хотела всячески упрочить власть Милославских. Для этого в 1684 г. она женила послушного ее воле брата, царя Ивана, на девице Прасковье Салтыковой. Получив детей от этого брака, Софья могла закрепить трон за потомками Милославских – ведь после смерти Ивана царем становился его сын. В 1689 г. Нарышкины сделали «ответный ход» – Петра венчали с Евдокией Лопухиной. Все понимали, что приближается время нового противостояния Нарышкиных и Милославских, Петра и Софьи…

Князь Василий Голицын

Последние годы регентства Софьи первое место в управлении занимал князь Василий Васильевич Голицын (1643—1714). Он выдвинулся при царе Федоре, а при Софье стал первым министром. Знающий три языка, поклонник западной культуры, Голицын жил в доме, устроенном на западный манер: резная мебель, статуи, картины, астрономические приборы, множество книг. Известно, что князь намеревался провести преобразования в военной и государственной сфере, но по характеру он не отличался решительностью и волей. Формально находясь на вершине власти, он подчинялся более жесткому и упрямому Шакловитому. Не состоялся Голицын и как военачальник. Возглавляя армию в двух Крымских походах 1687 и 1689 гг., он не снискал лавров победителя и едва унес ноги из-под Перекопа, устилая степи телами своих ратников, умерших от голода и болезней.

Более успешной была деятельность В. В. Голицына как руководителя внешнеполитического ведомства – Посольского приказа. После Андрусовского перемирия 1667 г. отношения с Польшей оставались напряженными. Главным яблоком раздора был Киев. Россия, получившая Киев по договору в Андрусово на 2 года, расставаться с ним не хотела. Разрешение нескончаемых споров русских и поляков пришло с неожиданной стороны. К началу 1680-х гг. и для Речи Посполитой, и для России первостепенной проблемой стала оборона рубежей от крымских татар, усиливших натиск на южные границы славянских государств, а также от турок, угрожавших всей Центральной Европе. В 1684 г. был заключен антитурецкий польско-австрийский союз, к которому примкнула Венеция. В этом же году после долгих переговоров (послы съезжались 39 раз!) на старом месте, в Андрусово, русские и поляки решили «дружить против» турок и татар, причем России отводилась роль покорительницы Крыма. Взамен Польша соглашалась на «вечный мир» и с большой неохотой уступала Киев России за 146 тыс. рублей. Соглашение подписали в Москве 21 апреля 1686 г. После этого волей-неволей пришлось идти в Крымский поход. «Вечный мир» стал несомненным успехом правительства Софьи и ее собственной удачей. Недаром именно тогда она впервые стала упоминаться как «самодержица». Но успех этот ей не помог. Неудачные Крымские походы навсегда погубили репутацию князя Василия Голицына и самой правительницы.

Российская Империя (1721—1917)

Эпоха Петра Великого

Юность Петра I в Преображенском

После стрелецкого бунта 1682 г. и провозглашения Ивана Алексеевича царем род Нарышкиных был оттеснен от власти. Семья 10-летнего Петра (его мать, царица Наталья Кирилловна, сестра Наталья, другие родственники и приближенные) переехала в подмосковный дворец Преображенское, где и прошли юные годы будущего императора. Страшное зрелище стрелецкого бунта, ужасная гибель родных на копьях разъяренных стрельцов – все это глубоко запало в душу мальчика, породило в нем страх и ненависть. Он боялся покушений, ненавидел стрельцов, старую Москву, вообще «старину», все, что казалось ему косным, враждебным, отсталым.

После мятежа 1682 г. Петр лишь номинально считался царем. Реальная власть принадлежала Софье. Вместе с царем Иваном он лишь участвовал в официальных церемониях. Иностранцы, попадавшие на прием, писали, что юные цари, сидя на двойном троне, очень отличались друг от друга. Царь справа, Петр, живой и умный мальчик, тогда как его соправитель Иван, сидевший слева, казался вялым, часто дремал, говорил с запинкой. Послы не видели, что за спиной Ивана в спинке трона было прорезано завешенное тканью окошко. Через него бояре советовали Ивану, как ответить послу. Петру же советы были не нужны. Он схватывал все с лету и отвечал как нужно – бойко и толково.

Отлученный от мира церемоного Кремля, Петр рос в загородных дворцах резвым, непоседливым, любознательным мальчиком. Он с детства увлекся военными играми. Причем быстро перешел от деревянных игрушек и солдатиков к живым людям – своим ровесникам (так называемым «потешным»), вместе с которыми самозабвенно маршировал в окрестностях Преображенского. Потом он случайно нашел в Измайлово, в амбаре загородного дворца царя Алексея Михайловича, английский бот и увлекся плаванием на нем под парусом, а с годами научился кораблестроению, ставшему одним из любимейших его занятий. В Преображенском он имел больше свободы, чем в Москве, в царском дворце. Его не рассматривали как будущего правителя России, и поэтому Петр не получил традиционного для русского царя образования. Его не воспитывали как помазанника Божьего. Царь учился урывками, кое-как, всю жизнь писал с ошибками. У него не было мудрых наставников и учителей, из-за чего он вырос типичным талантливым самоучкой, усвоившим только те знания, которые были ему нужны или интересны. Он не усвоил идеи, присущие его предкам, русским царям, осознававшим свою исключительность среди религиозных врагов, плотно окружавших Россию, – последнее православное «истинное царство». Он принял, хотя и не во всем, иную, западную модель поведения, построенную на энергичном завоевании места под солнцем в ожесточенной борьбе с противником, с использованием прагматичных знаний и навыков. Преображенский период имел исключительное значение для формирования личности Петра. Вдали от традиционного Кремля вырос царь-реформатор.

8 августа 1689 – Свержение Софьи

В августе 1689 г. Нарышкины сумели победить Милославских и Софью. И хотя ее регентство было мирным, в борьбе с Петром и стоящими за его спиной Нарышкиными она проиграла. Верхи и армия не одобряли правление женщины и ее фаворитов. Крымские походы подорвали репутацию правительницы и В. В. Голицына. Надежды на стрельцов, ослабленных после подавления попытки переворота князя И. Хованского в 1682 г., было не много. К тому же Петр проявлял заинтересованность в ведении государственных дел и стал иногда присутствовать в Боярской думе. Это говорило о его интересе к делам, свидетельствовало о дееспособности молодого царя. Развязка наступила внезапно. Во время крестного хода 8 июля 1689 г. Петр на глазах всего двора поссорился с Софьей и в гневе покинул Кремль. Это был настоящий скандал, после которого отношения сторон резко обострились. Ночью 8 августа в Преображенское прибежали несколько человек и сообщили, что стрельцы намерены убить Петра и его семью. Царем овладела паника. Как писал генерал Патрик Гордон, «Петр прямо с постели, не успев надеть сапог, бросился в конюшню, велел оседлать себе лошадь, вскочил на нее и скрылся в ближайший лес. Сюда принесли ему платье, он наскоро оделся и поскакал в сопровождении немногих лиц в Троицкий монастырь, куда измученный приехал в 6 часов утра. Его сняли с коня и уложили в постель. Обливаясь горькими слезами, он рассказал настоятелю о случившемся и потребовал защиты… Внезапное удаление царя распространило ужас в столице, однако клевреты Софьи старались держать все дело в тайне или делали вид, будто оно не заслуживает внимания».

Но долго так продолжаться не могло. В Троицу приехала семья Петра – мать, молодая жена Евдокия, другие близкие и слуги. А затем царь стал рассылать указы о явке служилых людей к нему на службу, что означало объявление похода. Поняв опасность своего положения, Софья обратилась к авторитетным боярам, чтобы они примирили ее с братом хотя бы формально. Но посланные ею в Троицу сановники и стрелецкие полковники оставались у Петра. Более того, некоторые из них возвращались с его указами и требовали от правительницы выдачи главного врага, Петра Шакловитого. На это правительнице скрепя сердце пришлось согласиться. Временщика увезли в Троицу, где тотчас начали пытать, добиваясь признаний в заговоре против Петра. Тогда Софья сама решила ехать в Троицу. Однако в памятном для нее Воздвиженском царевну остановили посланные Петром люди, и под угрозой насилия ей, именем царей, велено было возвращаться в Москву. Следом Петр послал брату, царю Ивану, письмо, в котором в категоричной форме заявлял об окончании троевластия и отстранении Софьи, ибо «срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу (т. е. Софье. – Е. А.) государством владеть мимо нас». Посланный в Кремль боярин князь Троекуров, от имени Петра потребовал, чтобы Софья покинула царский дворец и переехала в Новодевичий монастырь, что она, после некоторых колебаний, и сделала. Ее время кончилось…

Петр и иностранцы

Придя таким образом к власти, Петр долго не занимался делами. Все управление он поручил своему дяде Льву Кирилловичу Нарышкину и другим боярам из окружения матери, царицы Натальи Кирилловны. Не изменилась ситуация и позже, когда в начале 1694 г. царица Наталья умерла. Петр по-прежнему увлекался маневрами, строил «потешный флот» на Плещеевом озере в Переславле-Залесском, ездил в 1693 и 1694 гг. в Архангельск, где много плавал (причем не без риска для жизни) в Белом море и даже выходил в Северный Ледовитый океан. Море во всей его грандиозности и красоте произвело на Петра неизгладимое впечатление. С тех пор мечта о море, мореплавании стала главной в его жизни. Огромное влияние на молодого царя в то время стали оказывать иностранцы: шотландец – генерал Патрик Гордон (1635—1699), а также Франц Лефорт (1656—1699) – офицер-швейцарец, служивший с давних пор в Москве. Лефорт стал одним из самых близких Петру людей. Он обладал веселым и добрым характером, выгодно выделялся в окружении Петра умением сочетать серьезное дело с веселой гульбой, стремился во всем угодить вспыльчивому царю. С 1690 г. Петр все чаще бывает в Немецкой слободе, поселении иностранцев под Москвой, в доме Лефорта, который по царскому указу заново отстроили и великолепно украсили, а винный погреб уставили бочками с редкостными винами, дегустации которых царь и его друг в веселой компании уделяли немало времени. В Немецкой слободе Петр познакомился с жизнью иностранцев. Он присутствовал на их свадьбах и крестинах, жадно впитывал впечатления от иной, непривычной ему культуры. Пренебрегая традициями отцов, он сидел с иноземцами за одним столом, лихо выплясывал «гросфатертанец» и приударял за дочерью виноторговца Анной Монс, с которой у него начался долгий любовный роман.

Азовские походы и основание русского флота

Позднее взросление Петра завершилось во время Азовских походов 1695—1696 гг., когда русские войска с трудом, лишь со второго раза взяли довольно слабую турецкую крепость Азов. Как уже было сказано выше, войну с турками Россия начала не по своей воле. Союзники по Священной лиге (Польша, Венеция, Австрия), недовольные неудачными Крымскими походами времен Софьи, требовали от русского правительства отрабатывать полученные авансы (по «вечному миру» 1686 г. Россия получила Киев). Однако, опасаясь повторения неудач воинства князя В. В. Голицына, Петр решил изменить направление удара. Он на Крым не пошел, а осадил Азов. Но в 1695 г. его ждала горькая неудача – взять Азов не удалось. Более того, войску царя с трудом удалось унести ноги из-под его стен. Потери оказались даже большими, чем у Голицына под Перекопом. Но тогда впервые и проявилась железная воля Петра, его выдающиеся способности делать выводы из поражений и неудач. Чтобы переломить неблагоприятную ситуацию, в декабре 1695 г. царь распорядился строить флот, столь необходимый для успешной блокады прибрежной турецкой крепости.

Символично, что русский военно-морской флот начали строить далеко от морских берегов, – таково уж было положение России. Из Архангельска в Преображенское зимой 1695—1696 гг. в разобранном виде привезли голландскую галеру (ее Петр заказал в Амстердаме еще в 1694 г.). Бригады плотников стали копировать все ее элементы и отсылать их в Воронеж и другие места, где галеры уже собирали и спускали на воду. Невероятно, но факт: к апрелю 1696 г. в строю было 22 галеры, галеас «Святой Петр» и 4 брандера. Во главе флота, спустившегося к Азову, плыла галера «Принципиум», которой командовал сам Петр. Весь этот флот, названный Азовским, в мае 1696 г. предстал перед изумленными турками, которые поленились даже разобрать осадные сооружения русских у городских стен, полагая, что царь после урока 1695 г. надолго забудет дорогу к их крепости. 19 июля Азов, взятый в жестокую осаду, сдался. Воодушевленный победой, Петр распорядился начать заселение Азова и его округи русскими крестьянами и ссыльными стрельцами, а на берегу Азовского моря возвести новый город и крепость Таганрог. Теперь, получив выход к морю, царь предписал создать флот из крупных морских кораблей. Согласно воле царя 20 октября 1696 г. Боярская дума приняла историческое решение: «Морским судам быть».

1697-1698 – Великое посольство. Петр в Голландии

Петр, человек импульсивный и своевольный, не хотел жить, как его предки, «по старине», он жаждал перемен. Не зная, с чего начать, как преобразовать Россию, царь под видом простого дворянина Петра Михайлова из свиты официальных послов 10 марта 1697 г. отправился в составе Великого посольства (1697—1698) в Западную Европу, в Голландию, которую полюбил заочно по рассказам приятелей-моряков и кораблестроителей. Бразды правления он временно передал доверенным людям во главе с судьей Преображенского приказа князем Ф. Ю. Ромодановским. На всякий случай, в традициях восточных властителей, он взял с собой в путешествие сыновей знатнейших вельмож. Формально они ехали учиться, но по существу являлись аманатами – заложниками на случай неповиновения их отцов в России. В Саардаме, а потом в Амстердаме, на верфях, Петр учился строить корабли. 6 января 1698 г., отделившись от Великого посольства, царь отправился в Англию, в Лондон, где также работал на верфи. Всюду он изучал технику, обычаи и нравы коренных народов, посещал музеи, театры, проявлял себя как человек любопытный, необычайный и порой казался англичанам весьма странным, гениальным варваром. Вернувшись через Австрию домой в августе 1698 г., он почти сразу же начал свои преобразования. Из них более всего запомнилось людям насильственное бритье бород и обрезание длиннополых, немодных кафтанов.

Подавление Стрелецкого бунта. Расправа с Софьей

Петр возвращался поспешно, ехал день и ночь без сна и отдыха, так как из полученных в Вене сообщений ему стало известно, что стрельцы, находившиеся в армии воеводы князя М. Г. Ромодановского, расположенной на западной границе, взбунтовались и двинулись к Москве. Генерал Патрик Гордон с верными правительству войсками и артиллерией встретил мятежников под Новым Иерусалимом, у стен никоновского Воскресенского монастыря. После часового боя стрельцы бежали, начались их аресты и скорая казнь предводителей.

Приехавший Петр начал тщательное расследование бунта. Он докапывался до его истоков, пытаясь установить связь мятежников с Софьей. Люди никогда не видели царя таким суровым: он стал беспощаден, жесток, сам участвовал в допросах и пытках стрельцов. Кроме того, он руководил массовыми публичными казнями мятежников, причем заставлял своих сподвижников собственноручно рубить приговоренным к смерти стрельцам головы. Всего по Москве и ее окрестностям казнили более 2000 человек. Всю эту особо показательную жестокость царя можно объяснить его ненавистью к прошлому, которое вдруг проявило себя в мятеже стрельцов. Очевидно, в то время он испытывал страшное напряжение и страх. Особую, зловещую мрачность всему происходящему придавало то обстоятельство, что пытки и казни перемежались грандиозными попойками, которые устраивали Петр и его окружение. Это напоминало о страшных временах опричнины Ивана Грозного. Казни продолжались до начала 1700 г., причем царь особенно гневался на своих сестер, Софью и Марфу. Добытые во время стрелецкого розыска факты с несомненностью говорили, что бывшая правительница участвовала в заговоре. Через слуг и родственников она получала от стрельцов записки, запеченные в «стряпне», и отвечала им. Петр лично допрашивал сестер, но подвергнуть их пытке все же не решился. Однако приближенным «комнатным» женщинам царевен пришлось в полной мере испытать гнев царя. Их жестоко пытали, и одна из них, будучи беременной, даже родила во время страшной пытки. В итоге Софью заточили в Новодевичий монастырь, где и постригли под именем Сусанны. Она умерла 3 июля 1704 г. Марфу же постригли под именем старицы Маргариты и заточили в Успенском монастыре (Александровская слобода). Там она и скончалась в 1707 г.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 423 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...