Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Смерть, мумифицирование и похоронный обряд



Пока человек жил, все его оболочки были объединены в теле. Но тело старело и дряхлело, оно не могло быть вечным пристанищем душ. Однажды наступал момент, когда Ка становилось плохо в теле, и эта душа покидала его, человек терял сознание и видел сияющий свет, видел себя лежащим и беспомощным, его жизнь проносилась перед его глазами острой молнией, но если час смерти ещё не пробил, Ка могло возвратиться обратно, и тело продолжало жить. Когда же тело покидало Ба, наступала земная смерть и все оболочки человека распадались, но не погибали.

Тело оставалось на земле. Его было необходимо, во что бы то ни стало сохранить в целости. Его существование в этом мире было обязательным условием продолжения жизни души в загробном царстве Осириса. Стремясь уберечь тело от разложения, египтяне стали делать из него мумию и хоронить в специальных гробницах. Древний грек, путешественник и один из первых историков Египта – Геродот подробно описал этот процесс.

Когда Ба покидало тело египтянина, его семейство облачалось в траурные одежды и горько плакало. Покойного, завернув в чистую материю, несли к Нилу и переправляли на западный берег. Здесь жили ремесленники-бальзамировщики. По словам Геродота, они предлагали три способа изготовления мумии, в зависимости от благосостояния семьи усопшего. Впрочем, даже самый дешевый способ стоил очень дорого, так что большинство египтян сразу хоронили своих умерших в жарком песке пустыни. В лучшем случае бедняк покупал усопшему родственнику простой деревянный гроб с молитвой, обращенной к Осирису: «О ты, Уннефер*, благой бог! Дай же этому человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу кружек пива!». Когда же не было средств и на гроб, тело усопшего опускали в песок просто завернутым в саван. Родственники с плачем покидали безымянную могилу, умоляя Анубиса, бога с головой шакала, покровителя мертвых, чтобы тело не было найдено и разорвано шакалами, волками или гиенами.

Города и жилища египтян всегда располагались на Восточном берегу, запад считался обителью смерти. На западном берегу Нила за полями земледельцев в плодородной зоне сразу начинались обширные кладбища, где хоронили своих мертвых бедняки, а ещё дальше, в горах, были высечены гробницы знати. На западном берегу жили только некоторые жрецы, стражники гробниц и ремесленники-бальзамировщики. Кроме того, в этих тихих местах вечного покоя прятались банды преступников, грабивших усыпальницы.

Богатые египтяне – писцы, ремесленники-ювелиры и, конечно, вельможи, имевшие средства оплатить достойные похороны, выбирали самый дорогой способ мумификации и, отдав ремесленникам задаток, отправлялись домой. За покойным они вернутся только спустя семьдесят дней, ведь именно столько Исида, Нефтида и Анубис искали куски тела несчастного Осириса и составляли их вместе, с тем, чтобы похоронить.

Бальзамирование по высшему разряду – самый дорогой способ, предполагал вскрытие тела умершего и изъятие из брюшной полости органов, гниение которых ускоряло разложение. Но тело – священная оболочка человека, часть его сущности, нанести мертвому телу увечье – значит, оскорбить его. Это относится и к человеку, который должен сделать на трупе разрез для бальзамирования. Только очень большое вознаграждение заставляло некоторых египтян стать парасхитами – отверженными, презренными преступниками, вскрывающими мертвые тела. Им платили и приглашали в мастерскую бальзамировщика. Парасхит брал заточенный эфиопский камень и быстрым движением делал длинный разрез на животе мертвеца. Выполнив работу, парасхит немедленно бросался наутек, а за ним с проклятиями и плачем бежали родственники покойного, бальзамировщики и жрецы. Если поймают они парасхита, то жестоко изобьют за оскорбление священного Сах умершего.

Над телом склонялись пятеро бальзамировщиков, на их головах были одеты маски. На главном бальзамировщике-жреце маска шакала, самого бога Анубиса, покровителя мертвых. Омыв тело нильской водой, бальзамировщики извлекали внутренности.

Вот как об этом пишет Геродот: «Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть – путем впрыскивания растворяющих снадобий. …Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера вновь прочищают её растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистыми травами и смолами и снова зашивают его. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок (соляной раствор). …По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают его повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают клеем…». Внутренности покойного раскладывают в четыре священных канопа. Только сердце, вместилище души – Эб оставляют внутри тела мертвеца.

Пока бальзамировщики мумифицируют тело умершего, его родственники готовятся к похоронам. Они нанимают плакальщиц и приносят жертвы богам. Спешно завершают строительство и украшение гробницы, которую умерший готовил себе ещё при жизни. Кроме того, они заказывают саркофаг для мумии покойного. Это гроб в виде человеческой фигуры. Саркофаг богато украшают, пишут на нем имя – Рен умершего и молитвы. Иногда заказывают несколько гробов, которые вкладывают один в другой.

В день похорон собирается большая процессия. Люди плачут и стонут от горя. Саркофаг переносят к гробнице, в которой уже сложены любимые вещи умершего. Здесь лежат драгоценности, мебель, орудия письма, фигурки рабов, посуда, наполненная пищей – всё это потребуется покойному в мире мёртвых. Чтобы и в загробном мире человек жил, ел и пил, над ним, как некогда на Осирисом жрец должен провести обряд «отверзания уст». Жрец в маске Гора – сокола, касается губ мумии специальным жезлом и возвращает ему жизненные силы. Обряд закончен. Все расходятся и только жрецы относят саркофаг в гробницу с тем, чтобы никто не знал дороги в «вечную обитель Ка» умершего. Тяжелые камни перекрывают вход в склеп. Суровые стражники охраняют некрополь.

Предосторожности жрецов не напрасны, не лишняя и бдительность стражников. Ведь даже древние египтяне не могли отказаться от соблазна разграбить богатые гробницы и добыть погребальные сокровища. Ограбление гробницы считалось страшным преступлением и всегда каралось смертной казнью. Однако преступники, одержимые жаждой наживы, боялись казни меньше, чем мести покойного, а потому, разграбив гробницу, стремились уничтожить мумию. Разрушение, сожжение мумии, священного тела – Сах, означало смерть и для оболочек души.

Предвидя возможность такого несчастья и желая спасти от гибели душу покойного родственника, богатые египтяне создавали статуи умершего, клали на его лицо посмертную маску. Художники стремились достичь абсолютного портретного сходства изображения с покойным человеком, чтобы Ка, охраняющее гробницу, могло узнать себя. С этой же целью стены гробницы «Вечного дома Ка», как и саркофаг, украшались надписями Рен – имени человека, которое также могло, в исключительном случае, стать заменой уничтоженному телу.

3. Загробная судьба человека. «Книга Мёртвых».

После похорон тела начинались полные смертельных опасностей странствия духовных сущностей покойного в мир мёртвых. Сначала все сущности человека собирались у саркофага. Воздев руки вверх, они взывали к милости богов, и на западной стене гробницы открывались магические врата в потусторонний мир – Дуат, царство Осириса. Дабы пройти к властителю мира мертвых, следовало знать наизусть тысячи заклинаний, записанных в «Книге Мёртвых». Эта книга сопровождала в последний путь всех египтян, даже последних бедняков. Ведь если не знать заклинаний и священных имен божественных стражей, ни одни двери в Дуате не распахнутся перед умершим!

Первые врата охраняли чудовищные змеи, готовые пожрать вновь прибывшую душу. «Как наши имена?» - извиваясь шипели гадины. Покойный должен был громко произнести: «Многоликий и Следящий за огнём – вот как зовут вас!». Захлебываясь злобой, змеи – привратники открывали врата. Начиналась долгая дорога в страшной пустыни вдоль огненной реки. Если покойный не имел при себе изображения бога воздуха Шу, его ждала немедленная смерть от удушья. С трудом шел он вдоль берегов опасной реки до Вторых врат. Миновав все ворота душа входила в великий Чертог Двух Истин. У порога зала умершего встречал Анубис, умерший приветствовал безмолвного бога и шел за ним на Суд Осириса.

В центре чертога Двух Истин стояли весы. Анубис клал сердце умершего на одну их чашу, а на другой лежало перо из крыла Великой богини Правды – Маат. В зале сидели десятки богов. С одной строны верховные боги, с другой – второстепенные. Начинали допрос Верховные боги Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Исида, Гор, Хатхор. Умерший называл себя. Говорил, откуда он явился. Затем выступали свидетели. Например, о жизни умершр, омогла рассказать богиня судьбы – Шаи. После этого Ра приказывал: «Говори о себе!». Покойный, глядя в глаза богам, начинал свою оправдательную речь или «Исповедь отрицания». Он говорил:

«Я не совершал грехов против людей.

Я не обманывал…

Я не творил зла

Я не знал людей, которые были бы незначительными.

Я не выставлял своё имя для почестей.

Я не сделал того, что боги отвергают.

Я не причинял боль.

Я не оставил никого голодным.

Я не вынудил ни одного человека заплакать.

Я не совершал убийства.

Я не воровал…

Я не забирал молока из уст детей»

Исповедь продолжалась очень долго. Умерший перечислял десятки грехов, уверяя, что он в них не повинен. Заканчивал же он речь словами: «Я чист! Я чист! Я чист!». Верховные боги были безмолвны. Тогда умерший поворачивался и повторял свою речь перед «малыми» богами, обращаясь к каждому из них по имени, он отрицал своё участие в грехах.

Анубис подходил к Весам Истины и отпускал их стрелку. Тот, встав рядом, готовился записать решение. Если покойный не солгал, его сердце было равно истине, но если хоть одна клятва была им принесена ложно, стрелка отклонялась – обмануть Суд богов невозможно! Несчастный грешник падал ниц и плача молил богов о пощаде, но груз его грехов, отягощенный ложью перед Ра и Осирисом, был нестерпимо большим.

Боги объявляли Рен человека несуществующим, его сердце с омерзительным чавканьем пожирала Аммат – «Пожирательница», чудовище, сидевшее у Весов Истины с телом гиппопотама, пастью крокодила, лапами и гривой льва. В этот миг наступала вторая уже абсолютная смерть человека. После второй смерти возродиться было невозможно. Греховная сущность была наказана!

Блаженная душа человека действительно чистого и не солгавшего на суде в Зале Двух Истин подходила к трону Осириса – владыки Дуата. Он молча взирал на нового подданного, а затем определял его место в своём царстве. Суд завершался, Анубис и Гор провожали умершего к последним вратам. За их порогом начинались земли загробного мира.

4. Мир мёртвых.

Мир мертвых в Древнем Царстве уносился воображением египтян, к далеким звездам, а ко времени Нового Царства расположился под землёй, но куда бы человеческая фантазия ни относила его, везде этот мир был преувеличенным отражением мира земного. Пальмы, цветы лотоса и заросли папируса обрамляли болотистую дельту Подземного Нила, ещё более, чем берега Нила земного. Крокодилы были ещё больше и злее, тучи ядовитых насекомых носились в воздухе, случавшиеся наводнения были во сто крат разрушительнее, чем в мире живых, но и колосья, рожденные в царстве Осириса, были тяжелее, хлеб долго не черствел, мяса и рыбы всегда было вдоволь. Так что преувеличены были не только плохие, но и хорошие явления жизни. В загробном мире раскинулись пашни, шумели мастерские, строились дворцы, высекались статуи. Боги здесь были явлены людям и часто говорили с ними.

В загробном мире, где царствовал добрый Осирис, человеку жилось лучше, чем в мире земном. Однако, царство мертвых – это не рай. Каждый человек становился в нём тем же, кем был при жизни: крестьянин – крестьянином, ремесленник – ремесленником, вельможа – вельможей. Человек был богаче и счастливее, но не находился в состоянии покоя, жизнь его не была очень легкой, ему приходилось все время работать.

Ушебти – фигурки работников, вырезанные из дерева и камня археологи находят во всех гробницах египтян. Они должны были работать, с готовностью выполняя все поручения богов, вместо своего хозяина в мире мертвых. Богатые египтяне клали в свои гробницы десятки ушебти, а один богач приказал изготовить их 365 штук, по одному на каждый день года.

Чем дольше человека помнили в мире живых, тем лучше была его жизнь в Дуате. Поэтому египтяне всегда молились, за десятки собственных предков, называя их имена и по возможности принося им жертвы.

В Дуате человек мог жить вечно, но мог и умереть. Его мог съесть крокодил. Он мог заболеть или отравиться. В мире мертвых он мог согрешить, совершить преступление против богов, и в этом случае его казнили. Вторая смерть была окончательной и неисправимой. Тысячелетия могла пролежать на земле мумия, сотни потомков могли бы приносить жертвенные дары, но ничто уже не могло спасти от хладного дыхания смерти….

«Песня Арфиста».

Одни поколения проходят, а другие продолжают существовать

Со времен предков.

Боги, бывшие некогда,

Покоятся в своих пирамидах.

Благородные и славные люди

Тоже погребены в своих пирамидах.

Они строили дома –

Не сохранилось даже место, где они стояли,

…А что с их гробницами?

Стены обрушились,

Не сохранилось даже место, где они стояли,

Словно никогда их и не было.

Никто ещё не приходил оттуда,

Чтоб рассказать, что там,

Чтоб поведать, чего им нужно,

И наши сердца успокоить,

Пока мы сами не достигнем места,

Куда они удалились.

А потому утешь своё сердце,

Пусть сердце твоё забудет

О приготовлениях к твоему просветленью.

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь.

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани.

Умасти себя чудеснейшими благовониями

Из жертв богов.

Умножай своё богатство.

Не давай обессилить сердцу.

Следуй своим желаниям и себе на благо.

Свершай дела свои на земле

По веленью своего сердца,

Пока к тебе не придёт тот день оплакиванья.

Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей,

Причитания никого не спасают от могилы.

А потому празднуй прекрасный день

И не изнуряй себя.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 1052 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...