Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Представления древних египтян о человеке и богах



Любая религия стремится объяснить человеку не только мир, окружающий его, но и его самого. Ещё первобытные люди, стремясь объяснить природу своих сновидений и предчувствий, интуиции уверовали в существовании души, а затем одушевили и весь окружающий мир. Египтяне узнали о мире и о человеке много нового, поэтому их религиозные воззрения были гораздо сложнее, чем у их первобытных предков.

Египтяне считали, что и боги, и люди состоят из множества особых сущностей. У человека было как минимум семь главных сущностей, у богов же их было неисчислимое и непознаваемое количество.

Первая оболочка человека – это его собственное тело – Сах. Сах – это сосуд, в который как бы «налиты» другие, не материальные сущности человека. Боги тоже имеют такое тело или, скорее, даже тела, которые они могут создавать и изменять как угодно. Кроме того, боги могут использовать искусственные тела, которые создаёт для них человек – они могут вселяться в статую храма, а при желании могут пребывать в камешке у песчаной тропинки. Тело не менее священная сущность, чем душа, а потому о нем надлежит заботиться, содержать в чистоте и здравии.

Вторую оболочку человеческой сущности египтяне называли – Ка. Эта оболочка – душа-двойник тела, ангел хранитель. Ка оберегает человека, именно оно отвечает за интуицию и предчувствие, в трудных ситуациях Ка находит решение проблемы. Множество Ка имел каждый из богов, в том числе и фараон, и их было тем больше, чем могущественнее было это божество. Так у Ра было более 14 Ка. Все чувства, эмоции, переживания человека, его желания и страсти считались третьей духовной оболочкой, называемой – Ба. Ба – это жизненная сила человека и бога. Земная смерть человека происходит в момент, когда Ба покидает тело. Ба важнейшая часть души. У богов могло быть несколько Ба, египтяне считали, что мерцающие в ночи звёзды – ничто иное, как многочисленные Ба Великих богов.

Четвертая сущность человека – Эб, душа-сердце. Эб – это сознание, все мысли человека. Именно Эб стоит у истоков всех поступков человека в его земной жизни. От этой части человека зависит, каким он будет в жизни, сколько лет проживет на земле, какие болезни будут терзать его. Именно Эб осознаёт все происходящее с человеком, изучает мир, сохраняет в памяти накопленные знания. Богам не Эб нужна, ибо они и так всё знают в этом мире. А вот пятая важнейшая сущность человека одинакова у всех живущих в мире существ и предметов, богов и людей. Это оболочка – Ах, что значит «Сияние». Это особый бессмертный дух, пронзающий все на свете и вечно существующий. Ах – это основа существования всего мира, двигатель, заставляющий жить вселенную, прародитель богов. Ах есть везде и во всем, его сияние есть и в человеке.

Немалую роль играла шестая часть души, называемая Шуит, этот особый духовный двойник при жизни представлял собой зримую тень человека. Седьмая оболочка сущности человека это его имя – Рен, или точнее, все имена человека. Имя было даже важнее тела, оно связано со всеми оболочками человека и вред, принесенный имени – это вред всему существу, тогда как вред телу часто не затрагивает духовные оболочки. Недаром египтяне имели множество имен, а главное имя – Рен, держали в секрете. Написанное на папирусе, а затем сожженное Рен влекло за собой болезнь, а то и смерть человека. Поэтому египтяне именовали своих царей не по имени, а называли фараонами, ведь царское имя должно быть неприкосновенным!

Имена свои египтяне посвящали богам. Наиболее распространены те, составной частью которых являются имена важнейших божеств страны: Птаха, Ра, Амона, Гора, Исиды, Себека и др. Например, имена Хетепни-Пта ("да будет милостив ко мне Птах"); Мери-Пта ("любимый [богом] Птахом") и т. д. Они выражают благосклонное отношение божества к человеку, или, вернее, надежду человека на подобное отношение. Множество имен связано с религиозными празднествами, например: Аменемуиа ("Амон [путешествующий] в ладье"), Аменеминт ("Амон в Долине"). Эти имена давались ребенку в день его рождения, совпадавший с праздниками. Другие имена констатировали факт "появления" божества при рождении ребенка, например: Ментуии ("бог Менту пришел"), Хат-хориити ("Хатхор пришла") и т. д. Имена служили как бы талисманами или амулетами для их носителей, например: Саамон ("сын Амона"), Сара ("сын Ра") и т. п.

Боги были вечны, их сущности были не уничтожаемы, а вот люди жили, лишь пока в сохранности пребывали все их оболочки. Если хоть одна их них умирала, исчезала, – навеки погибали и прочие сущности человека. Египтяне первыми на земле осознали возможность смерти как полного небытия.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 1890 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...