Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Афанасий Афанасьевич Фет



(1820 —1892)

Имя русского поэта Афанасия Фета хорошо известно не только в России, но и за ее приделами. Поэт с трагической судьбой, рано осознавший дисгармонию окружающего мира и трагизм бытия, воспевает красоту мира и красоту человеческой души. В поэтическом мире Фета мир природы, Вселенский и космический миры сопряжены с душой человеческой, с ее тончайшими переживаниями и переливами настроений.

Афанасий Фет – поэт-романтик, поэтому в России в 20-60-е годы 20 века его имя и творчество были преданы забвению, а самого Фета считали представителем «чистого искусства». Вместе с тем, поэты Серебряного века, в частности, символисты именно поэзию Фета считали предтечею «нового искусства», и настоящая русская поэзия для них была связана с именем Пушкина, Тютчева и Фета. Основная тематика фетовских стихотворений – мир природы и мир человеческой души их нерасторжимых связях, в их соотнесенностью друг с другом и предопределенности, зависимости души от вселенной, от космоса. Таким образом, в лирике Фета ведущее место принадлежит философским мотивам: поэт размышляет о жизни и смерти, о вечности природы и скоротечности человеческого существования, о предназначении самого человека в этом мире и его одиночестве.

Ель рукавом мне тропинку завесила

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Поэт передает настроения самые противоречивые: грусть и веселье («…грустно, и весело…»), одиночество. Лирический герой безмерно одинок: он один в лесу, следовательно, один в мире; один – во всей вселенной. Таким образом, перед нами некое вселенское одиночество, вот почему герою стихотворения жутко и грустно, он не может найти ответа на многие вопросы бытия. Неслучайно во второй строке первой строфе стихотворения возникает образ-символ ветра. Ветер способен не только «захватить», закружить, но и сбить с ног, сбить с истинного пути. Ветер – природная стихия, разрушающая гармонию, даже способная нести разрушение. Вот потому лирическому герою шумно и жутко, он сбит с истинного пути: «Я ничего не пойму».

Во второй строфе мотив ветра становится лейтмотивом (главный мотив, много раз повторяющийся):

Втер. Кругом все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится рог.

Действительно, образ ветра трансформируется (превращается) в образ самой стихии, приобретающей некие вселенские начала: «Кругом все гудет и колышется…». Как видим, все подвластно этому вселенскому, стихийному началу: и природа, и человек.

В мир природы, наполненный гармонией, вторгаются тревожные ноты – звук (звучание) «взывающего рога». Этот звук передает чувства нарастающей тревоги, неуспокоенности, ведь рог всегда звучит призывно. Кроме того, этот образ имеет ни только символические, но и конкретные значения: звук рога означает начало охоты, а с этим началом так же связано чувство тревоги и опасности, потому что дикого свободного зверя преследует охотники, чтобы лишить его свободы и уничтожить. А вместе с тем зов рога имеет и другое значение (ведь символ многозначен) – это призыв, призыв к борьбе, к сопротивлению. Поэтому для лирического героя так «сладостен» зов «глашатая медного». В центре стихотворения образ личности свободной, одинокой, непонятой миром окружающим, стремящейся к противостоянию.Лирический герой в стихотворении Фета представлен в образе странника бедного. Странник – вечный скиталец, он одинок и бесприютен в этом мире. Заметим, что мотивы странничества, одиночества, скитальчества становятся ведущими в этом поэтическом тексте. Пожалуй, здесь звучат также лермонтовские мотивы. Лирический герой поэзии Лермонтова бесконечно одинок: он одинок среди друзей, одинок в любви, в обществе, в мире, во Вселенной. «Выхожу один я на дорогу…» - напишет Лермонтов в своем стихотворении. Таким образом, А. Фет продолжает традицию Лермонтова.Заметим, что в этом лирическом стихотворении А. Фет важен и значим образ странника: странник – это не только путешественник по святым местам, странничество обязательно связано с религиозностью, ведь странники обязательно посещали святые места. Странник в какой-то мере приближен к самому богу. Так, на наш взгляд, в данном фетовском творении звучат и христианские мотивы. «Бедный странник» находится в гармонии с миром его окружающим, природа его приветствует, его приветствует звучание медного рога. Особое значение приобретает эпитет «медный»: медный – образ-символ, включающий в себя значения тревоги, дисгармонии, даже хаоса. Быть может, эпитет «медный» был заимствован А. Фетом у Пушкина. Возникают ассоциативные связи: «медный всадник», медный истукан - у Пушкина - и «глашатай медный» - в поэтическом тексте Фета. Стихотворение А.Фета: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», пронизано философскими мотивами: одиночество, скитальчество, странничество. Здесь же звучит мотив живого и мертвого: жизни противопоставлены «мертвые листья»: «Мертвые что мне листы!..». Поэт обращается к образам-символам: «ветер», стихия, «рог»; эпитетам, сравнениям и олицетворениям: «глашатай медный», «тонко взывающий рог», «ель рукою мне тропинку завесила», «листья кружатся». Афанасия Фета всегда волновали вопросы вечные, он размышляет о предназначении человека в этом мире, его духовном мире, который, по мнению поэта, сопряжен с Космосом, а быстротечная человеческая жизнь является все-таки началом и символом самой вселенной.

А.А.Фет - один из тончайших русских лириков. Его поэтическая судьба сложилась непросто. Современники упрекали Фета за непонятность поэзии, неопределенность содержания, за невнимание к запросам жизни (в понимании таких критиков, как Добролюбов и Чернышевский), за тяготение к темам "чистого искусства". Сам поэт, защищаясь от подобных упреков, с эпатажем высказывался так: "Мне было бы оскорбительно, если бы большинство понимало и любило мои стихотворения: это было бы только доказательством, что они низменны и плохи". Одна из причин непонятности фетовской поэзии - ее новизна, отличие от лирики предшественников. Фет, конечно же, понимал условность термина "искусство для искусства" и в своей поэзии шел от человека, от природы, от чувства. Но главное в его поэзии - живое чувство красоты, красоты как единственной цели искусства вообще и поэзии в частности. У Фета сильно ощущение недостаточности словесного выражения: "где слово немеет, где царствуют звуки, где слышишь не песню, а душу певца". Поэтому особенное место в лирике Фета занимает мелодическая организация стиха: его благозвучие, использование ассонанса, аллитерации, разнообразные ритмические ходы и т.д. Взгляды Фета на роль поэзии, его поэтическое мастерство повлияли на поколение русских символистов. "Шепот, робкое дыханье..." (1850) – это одно из самых известных стихотворений Фета, с которого началась его слава. Оно стало для многих читателей символом всей фетовской поэзии, его своеобразным автопортретом. Одно­временно новаторство поэтического языка, развитие любовной темы в стихотворении вызывало двойственное отношение современников, неоднократно служило предметом пародий. Поэзия А.Фета, по словам Л.Толстого, отмечена "лирической дерзостью". Прежде всего, бросается в глаза безглагольность стихотворения: оно построено только из одних назывных предложений. Но, несмотря на это, его трудно назвать вещественным, предметным. В стихотворении передается самый распространенный сюжет любовной поэзии - свидание в саду. Но это свидание окутано у Фета таинственным полумраком: время действия - ночь, эпитеты - "ночные" (робкое дыханье, сонный ручей, ночной свет). Фету важно было передать "музыку любви", поэтому он искал "музыкальные способы" в выражении своего поэтического чувства. Фет - один из первых в русской поэзии импрессионистов: он изображает не столько предметы, явления. сколько отдельные обрывки явлений, тонкие оттенки, отражения, тени, неопределенные эмоции. Но, взятые вместе, они образуют цельную и достоверную картину.Стихотворение хорошо иллюстрирует такую особенность фетовского творчества: любовная и пейзажная лирика составляют у него одно целое. Поэтому близость к природе тесно связана с любовными переживаниями. Чувства влюбленных (шепот, робкое дыханье) - это то же самое, что и "трели соловья", колыханье ручья. Упоминаются ключевые образы лирики Фета - "роза" и "соловей" Они символически воплощают в его лирике связь любви, природы и вдохновения. Именно в этих символических деталях внешнего мира все-таки проступает неясное переживание. "Роза" - это символ природной красоты, огня страсти, земной радости.В стихотворении значим финал: он завершает лирический сюжет. "Пурпур розы" переходит в финале стихотворения в торжествующую "зарю". Последние слова стихотворения – «и заря, заря!» - звучат в ряду других, а выделение» «заря» символизирует свет любви, восход новой жизни - это высшее выражение душевного подъема. "Ярким солнцем в саду пламенеет костер" (1859). Это яркий образец пейзажной лирики Фета, пронизанной импрессионистскими чертами. В отличие от Тютчева, для которого природа представала загадкой, вопросом для души, Фет находит в природе разрешение всех вопросов. Тютчев, обращаясь к Фету, писал:Великой Матерью любимый, Стократ завидней твой удел - Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел. ("Иным достался от природы") Фет показывает окружающий мир таким, каким он пред­стал его восприятию, каким кажется, в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, вызванное предметом. Костер в лесу предстает таким, каким видится поэту. Конкретные наблюдения сочетаются со смелыми развернутыми сравнениями: Точно пьяных гигантов столпившийся хор, Раскрасневшись, шатается ельник. Костер же уподоблен солнцу. Первая строфа даже может дать ложное понимание, что ели качаются от ветра. Вторая строфа передает ощущение гармонии, которое дает человеку природа. Поэтому картина природы созвучна движению души: Что смущало, колеблясь умчалося прочь. Будто искры в дыму улетело. Третья и четвертая строфа представляют лесную картину в отражениях, отблесках. Фету близко все летучее, нежное, трепещущее. Пусть на зорьке, все ниже спускаясь, дымок Над золою замрет сиротливо; Долго - долго, до поздней поры огонек Будет теплиться скупо, лениво. Последняя строфа повторяет (с вариациями) первую. Таким образом, ельник кажется шатающимся в отблесках костра. Фет находит особые условия света и отражения, в которых картина предстает необычной. Это и роднит Фета - поэта с художниками-импрессионистами. Кольцевая композиция, основанная на повторе целых стихов, играет большую роль в создании мелодии у Фета. Необычно и то, что стихотворение состоит из длинных строк: чередуются строки различной длины, что придает стихотворению особый ритмический эффект. В основе стихотворения - два главных символа: костер и ночь. В мировосприятии Фета ночь не является синонимом "смерти", поэт пытается передлицом ночи постичь ценность, единственность жизни. Поэтому в стихотворении значимы такие параллели: лениво мерцает день - скупо теплится на поляне огонек, а пришла ночь - и разгорается ей навстречу, пламенеет костер. "Сияла ночь. Луной был полон сад..." (1877). Стихотворение навеяно воспоминаниями о музыкальном вечере в кругу людей, близких Льву Толстому. Фет написал его под впечатлением от пения Татьяны Андреевны Кузминской, сестры Софьи Андреевны Толстой. Т.Ф.Кузминская вспоминала об этом майском вечере, на котором присутствовал и Фет: "В комнате царила тишина. Уже смеркалось, и лунный свет ложился полосами на полутемную гостиную. Огня еще не зажигали, и Долли аккомпанировала мне наизусть. Я чувствовала, как понемногу голос мой крепнет, делается звучнее, как я овладела им. Я чувствовала, что у меня нет ни страха, ни сомнения, я не боялась уже критики и никого не замечала. Я чувствовала подъем духа, прилив молодого огня и общее поэтическое настроение, охватившее всех". Второй музыкальный "источник" стихотворения связан с Марией Лазич, с которой Фет познакомился осенью 1848 г., когда состоял на военной службе и квартировал со своим полком в Херсонской губернии. Мария Лазич имела незаурядные музыкальные способности. Знаменитый венгерский композитор и пианист Ференц Лист во время пребывания в России слышал ее игру и в знак одобрения написал в альбом Марии Лазич прощальную музыкальную фразу необыкновенной красоты. Полюбив Марию Лазич, Фет, однако, расстался со своей возлюбленной. Победил рассудок, он не решился связать судьбу с бедной девушкой-бесприданницей. Здесь проявилась такая особенность Фета: в обыденной жизни его практический рассудок преобладал над чувством, а в стихах же чувство, непосредственность, невольность преобладали над разумом. Вскоре Лазич трагически погибла при загадочных обстоятельствах. С тех пор ее образ войдет в его поэзию, придав любовным стихам исповедальность, трагизм. Отныне Фет всю жизнь будет вспоминать эту любовь: он создаст цикл исповедальных стихотворений, посвященных Лазич. Русский философ, поэт, друг Фета в последние годы жизни Вл.Соловьев так комментировал стихотворение "Сияла ночь": "Это настоящая любовь, над которою бессильны время и смерть, не остается только в сердечной думе поэта, она воплощается в ощутительные образы и звуки и своею посмертною силой захватывает все его существо". Но содержание стихотворения нельзя свести к конкретным жизненным ситуациям. Это высокий образец лирической поэзии, который говорит о всеобщем, таит в себе бездонную глубину. В стихотворении соединены две основные темы - любовь и искусство (музыка). Для Фета любовь и искусство представляют самое прекрасное в человеческой жизни. Фет создает образ певицы, беззаветно отдающейся музыке Начало стихотворения представляет выразительную и зримую картину - затемненной гостиной, сада за ее окнами, звуков музыки. Фет использует ритмические возможности шести - стопного ямба для создания гибкого, свободного повествования. Паузы возникают не в одном постоянном место, а в разных местах, как в живой эмоциональной речи. Очень важна звукопись этого стихотворения. Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа. Так, нетрудно заметить, что стихотворение строится на повторении сонорных согласных -Н- и -Л-. Они помогают создать звуковой образ. который, в свою очередь, подчеркивает образ живописный: Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Стихотворение можно сравнить с пушкинским "Я помню чудное мгновенье". Так же, как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: И много лет прошло, томительных и скучных. У Пушкина: В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья. Без слез, без жизни, без любви... Последние четыре стиха - это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. Как всегда, финал очень значим у Фета. Поэт находит вдохновенные слова для выражения силы истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью: А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. "Одним толчком согнать ладью живую" (1887). Стихотворение принадлежит к разряду стихов о поэзии. В этом смысле оно может рассматриваться в ряду произведений, посвященных поэтическому творчеству, - таких, как "Осень", "Поэту", "Муза" А.С.Пушкина; "Творчество" А.Ахматовой, "Определение поэзии" Б.Пастернака и других. Оно вошло в последние сборники Фета "Вечерние огни", стихи которых поразили русских читателей глубиной и мудростью. Для Фета искусство - это одна из форм выражения прекрасного. Искусство, поэзия тем прекрасны, что способны "подняться в жизнь иную". Поэтому дано "упиться... неведомым, родным". Поэт, по Фету, способен выразить то, "пред чем язык немеет". Как и другие стихотворения Фета, оно отличается стройностью тона, лирическое повествование идет с нарастанием. Фет "перечисляет" признаки, возможности истинного поэта, но это перечисление все более заражает читателя. Заключительные строки звучат последним аккордом в развитии темы: Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец! Сами фетовские стихи о поэзии оказываются способными "усилить бой бестрепетных сердец".

Фет «Это утро, радость эта…»

Основная тематика фетовских стихотворений – мир природы и мир человеческой души, в их нерасторжимых связях, в их соотнесенности друг с другом и предопределенности, зависимости души от Вселенной, от космоса. Таким образом, в лирике Фета ведущее место принадлежит философским мотивам: поэт размышляет о жизни и смерти, о вечности природы и скоротечности человеческого существования, о предназначении самого человека в этом мире и его одиночестве. Поэт передает настроения радости, веселья, и счастья бытия:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод…

Мир души лирического героя сопряжен с миром Вселенским, душа его радуется природе, а природа сама рождает эту «радость», этот «свет». Природа является носительницей этой мощи, символом бессмертия. Так, бессмертная душа и бессмертная природа обретают некое духовное единство. Природа – это высшее начало, она обязательно хранит тайну, проникнуть в нее, постичь ее может не всякий. Взор лирического героя устремлен в этот синий «свод», там –счастье, истина. «Синий свод» - в этом образе звучит, пожалуй, реминисценция Л.Толстого: князь Андрей Болконский тяжело ранен, его взор устремлен в «высокое и синее небо», и между ним и этим небом установилась некая духовная связь, и для него не было ничего важнее в ту минуту, кроме этого «высокого неба», с «тихо ползущими по нему облаками». В то же время лирический герой безмерно одинок: он один среди этой прекрасной природы, следовательно, один в мире; один – во всей вселенной. Однако, несмотря на одиночество, лирический герой радуется миру природы, ее полнокровию, многообразию, богатству: «эти стаи», «эти птицы», «этот говор вод», «эти ивы и березы», «эти горы», «эти долы». Мир природы многообразен и широк, в нем всему найдется место, даже самому малому: «эти мошки», «эти пчелы».

Стихотворение Афанасия Фета пронизано философскими мотивами: большое и малое – всему есть место в этом многообразном мире, исполненном радости и счастья, наполненном надеждами и светом.

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы…

Эти горы, эти долы…

- это и есть Россия – великая и громадная; большое и великое в стихотворении Фета передано через малое. Поэт обращается к самому светлому, яркому, радостному времени года – весне. Весна время возрождения природы к новой жизни, возрождается не только природа, но и душа лирического героя (цит. последней строфы):

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья…

Эта дробь и эти трели,

Это все – весна.

Светом и радостью наполнены строки, посвященные весне.

Художественные особенности стихотворения: повторы – «эти», «этот», «эта»; мотивы радости и счастья. Светлым и радостным рисует Фет мир, его окружающий; это тем более поразительно, что поэт был человеком трагической судьбы, знал он и одиночество, и отчаяние, и страдания, и горести, но несмотря на это, был преисполнен веры в счастье и радость жизни.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 1503 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...