Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В государстве, расстроенном смутой, юный и слабый царь Михаил мог удержаться на престоле только благодаря постоянной поддержке Земского собора, который заседал почти непрерывно в течение первых 10 лет правления Михаила. Вместе с собором царь решал важнейшие вопросы внешней политики, по постановлению собора вводились новые налоги для организации военных сил государства и восстановления разрушенных смутою органов государственного управления. Все царствование Михаила прошло в усиленной законодательной деятельности правительства, касавшейся самых разнообразных сторон государственной жизни.
Здоровый консерватизм правительства Романовых дал возможность постепенно восстановить экономику, государственную власть и с некоторыми потерями (Смоленск и побережье Финского залива) государственные территорий.
В факте выборности царя и формуле некоторых документов той эпохи (царь решил, а бояре приговорили) обнаруживается нечто похожее на ограничение самодержавной власти, внешне сближающее Московию и западноевропейские монархии. Однако Россия и Западная Европа эволюционировали в различных направлениях.
В России завершается юридическое оформление крепостничества.
На Западе в тот же период искоренялись последние остатки личной зависимости крестьян от феодалов.
В России дворянство садилось на землю, полученную от государя за службу и превращалось в помещиков, единственным состоянием которых оказывались крепостные души. На Западе феодальная знать тянулась из своих родовых замков к блестящим дворцам европейских государей.
В России старые города облагались всевозможными налогами, отдавались в "кормление" воеводам. А вновь строящиеся города являлись, прежде всего, военными крепостями, призванными защищать рубежи расширяющегося на юг и восток Московского государства. На Западе феодальная знать втягивалась в жизнь европейских государств основанную на строго законном регулировании ремесленнических цехов, ученых корпораций, купеческих гильдий, городов, пользующихся правами и покровительством государей. Отдельной личности предоставлялись права для самореализации.
Не забудем и то, что XVI-XVII века в Европе - это время, когда уже появились непосредственные результаты Ренессанса и Реформации. Время не случайно называемое историками «Новым». Пало повсеместное идеологическое и политическое господство католической церкви. Протестантская индивидуальная трудовая этика стимулировала дух свободного предпринимательства - основную движущую силу капитализма. Был подготовлен теоретический фундамент для промышленной революции конца XVIII - начала ХIX века.
В Москве же мы наблюдаем ревностно-пристрастное бережное отношение к старине и отношение ко всему новому как свидетельству наступления последних времен и царства Антихриста. Оплотом такого мировоззрения: явилась православная церковь.
Вторая половика XVII века стала важным этапом в истории развития русского общества, подготовила почву для возникновения и распространения новых, передовых идей и веяний. Данный период был своеобразным кануном выдающихся реформ первой четверти XVIII века.
Что же для России было наиболее характерно на этом переходном рубеже? Напряженность в международных отношениях, сложное внутреннее положение страны, особенно активные выступления широких масс народа, вынудили царское правительство осуществить ряд важных государственных мероприятий.
В 1649 г. на очередном Земском соборе было принято Соборное уложение, которое, с одной стороны, было шагом вперед, поскольку оно стремилось доставить суд и управление в государстве на прочное основание закона, но, с другой стороны, прикрепляя крестьян к владельцам, а посадских людей к посадским общинам, оно усиливало и закрепляло тот крепостной строй, который так тяжело давил на низшие слои населения.
После достаточно солидной законодательной реформы Соборного уложения 1649 г., по просьбе купечества был принят в 1667 г. Новоторговый устав. Он упорядочил широко распространившуюся в России торговлю иноземных купцов и облегчил положение русских торговых людей. По этому уставу иностранные купцы имели право торговать оптом только в пограничных торговых центрах, им запрещалось торговать в розницу. Этот устав повышал торговые пошлины на иностранные товары.
В результате активной деятельности русского купечества складывались крупные капиталы. Скопление капиталов в сфере торговли было наиболее крупным явлением в генезисе капитализма в XVII веке и вело к процессу формирования всероссийского рынка.
Важную роль в развитии Русского государства играло и усиление его связей с Западом. При Алексее Михайловиче Москва установила дипломатические отношения со всеми развитыми странами Западной Европы. Наплыв иностранцев в Москву начался еще при первом Романове - тогда на Кукуе уже была Немецкая слобода. Теперь этот наплыв увеличился. В Россию приезжали торговать, служить, работать не только иноземные купцы, кадровые офицеры, различные мастера, умельцы, врачи и аптекари, но и актеры.
Укрепление международного положения страны, рост и активизация городского населения, развитие торговли и промышленности, а также расширение государственного аппарата способствовали быстрому распространению просвещения преимущественно в придворном обществе. 0б уровне просвещения говорят, прежде всего, учебные заведения. В 1633 году в Чудовом монастыре была учреждена первая общеобразовательная школа в России и называлась патриаршею греко-латинской. В 1649 году ревностный сторонник образования и науки боярин Ф. Ртищев устроил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре. В ней изучались греческий и латинский языки, риторика, философия.
В 1687 году в Москве было основано первое высшее учебное заведение Славяно-греко-латинское училище (академия). Оно размещалось в Заиконоспасском мужском монастыре и предназначалось для подготовки высшего духовенства и чиновников государственного аппарата. В академии преподавали и духовные, и гражданские науки.
Отличительной чертой общественно-политического развития России во второй половине XVII века являлось противоборство светского и религиозных начал в культуре. В этот период наблюдается падение престижа церкви. Если раньше искусство развивалось преимущественно в церковных рамках, то теперь оно постепенно подвергалось "обмирщению". Это было обусловлено несколькими причинами.
Патриарх Никон в середине XVII века пытался внести незначительную новизну во взаимоотношения с царской властью и предложить исправление священных книг и обрядов, как это немедленно обернулось цивилизационной катастрофой.
Царь Алексей Михайлович в рассуждениях Никона о превосходстве духовной власти над светской усмотрел покушение на собственную власть и немедленно сместил его с патриаршества. А ревнители старины расценили саму попытку патриарха чисто внешних изменений как посягательство на самую суть православия. И предпочли вместе со значительной частью народа Московии самосожжение подчинению церкви и государству, подпавшим под власть Антихриста. Так распалось единство царя, церкви и народа, создавшего неповторимый облик московской цивилизации.
Церковный собор 1666-1667 годов осудил попытку представителей духовенства поставить духовную власть выше светской власти. Раскол и дело патриарха Никона нанесли новый заметный ущерб авторитету церкви, распространение просвещения еще больше ослабило роль церкви в повседневной жизни. Наконец, церковники всегда выступали ярыми противниками всех чужеземных новшеств, и поэтому, борьба светского и церковного начал в русском обществе стала борьбой за освоение достижений западноевропейской культуры.
Положение царского двора тоже имело свои особенности. С одной стороны, в середине XVII века начинается переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Земские Соборы (за исключением первых лет после Смуты) имевшие чисто совещательный характер, совсем перестали собираться. С другой стороны, Боярская Дума, решения которой приобретали силу, только после утверждения их государем, тоже постепенно утрачивала свою первоначально ведущую роль - ее заменили вновь созданные государственные органы центральной и местной власти.
Царский двор объективно был центром, вокруг которого группировались культурно-просвещенные силы страны. Среди них были такие выдающиеся представители, как Афанасий Ордын-Нащокин, Артамон Матвеев, Василий Голицын, Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич.
В заключении отметим, что Алексей Михайлович Тишайший не был -государем крупного масштаба. Нет оснований относить его к реформаторам. Но он не боялся новшеств и способствовал созданию при своем дворе своеобразного центра феодальной культуры России второй пол овины XVII века.
В этой связи интересна оценка, данная второму Романову В.О. Ключевским: «В этом лице отразился первый момент преобразовательного движения; когда вожди еще не думали разрывать со своим прошлым и ломать существующее. Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело, одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, другую уже занес, было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном положении. Он вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины.
Несмотря, однако, на свой пассивный характер, на свое добродушно - нерешительное отношение к вопросам времени, царь Алексей много помог успеху преобразовательного движения.
Он не давал руководящих идей для реформы, но помог выступить первым реформаторам с их идеями, дал им возможность почувствовать себя свободно, проявить свои силы, и открыл им довольно просторную дорогу для деятельности, не дал, ни плана, ни направления преобразованиям, но создал преобразовательное настроение».
На вопросы, который поставил XVII век, предстояло ответить XVIII веку. И не случайно, последний царь Московии и первый император России Петр I ощутил острую необходимость заново собрать распавшиеся элементы прежней цивилизации, но теперь уже на новый, европейский манер.
Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 344 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!