Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Средства выразительности



При выполнении задания надо внимательно читать текст отрывка из рецензии, так как там содержатся подсказки, например, может быть указано, что использовано синтаксическое средство, или лексическое средство, троп и т.п.

Лексические средства выразительности - связаны со словом и его значением

I. Тропы - это обороты речи, в которых слова или выражения употреблены в переносном значении.

1. Эпитет — это художественное определение: А волны моря с печальным ревом о камень бились.

2. Сравнение – сопоставление двух понятий с целью пояснить одно из них с помощью другого.

Сравнения выражаются различными способами:

1) творительным падежом: Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горб.);

2) оборотами с различными союзами: Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Л.); Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Т.);

3) лексически (при помощи слов подобный, похожий, похож, подобен, напоминает и т. д.): Ее любовь к сыну была подобна безумию (М. Г.).

4) развернутые сравнения: сопоставляются многие схожие черты:...Чичиков все еще стоял неподвижно на одном и том же месте, как человек, который весело вышел на улицу с тем, чтобы прогуляться, с глазами, расположенными глядеть на все, и вдруг непо­движно остановился, вспомнив, что он позабыл что-то, и уж тогда глупее ничего не может быть такого человека: вмиг беззаботное выражение слетает с лица его; он силится припомнить, что позабыл он, не платок ли…

3. Метафора – скрытое сравнение (то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, подается как одно целое). Метафору можно разложить на два компонента и получится сравнение:

купол неба (метафора) - небо как купол (сравнение).

Метафора может быть простой и развернутой, построенной на различных ассоци­ациях по сходству: Вот охватывает ветер стаи волн объ­ятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

4. Метонимия — это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней иди внутренней связи между двумя предметами или явле­ниями. Связь эта может быть:

1) между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел;

2) между автором и его произведением:... Белинского и Гоголя с базара понесет;

3) между действием и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам;

4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Не то на серебре — на золоте едал;

5) между местом и людьми, находящимися на этом ме­сте: Все поле охнуло.

6) количественная метонимия (синекдоха)

а) единственное число вместо множественного: Все спит — и человек, и зверь, и птица;

б) множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны;

в) часть вместо целого: — Имеете ли вы в чем-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства;

г) родовое название вместо видового: Ну что ж, садись, светило (вместо солнце);

д) видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку (вместо деньги).

6. Гипербола — не­померное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо явления: В сто сорок солнц закат пылал.

7. Литота — выражение, содержащее, в противопо­ложность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого-либо явления: Ниже то­ненькой былиночки надо голову клонить...

8. Ирония — употребление слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (в обращении к ослу).

9. Аллегория — изображение отвле­ченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, пред­меты, явления природы. Например, хитрость показывается в образе лисы, жадность — в обличий волка, коварство — в виде змеи.

10. Олицетворение — перенесение свойств челове­ка на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать и в очи смот­реть, в них знак моей читая воли.

11. Перифраза (или перифраз) — оборот, со­стоящий в замене названия предмета или явления описа­нием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю.Лермонтов); царь зверей (вместо лев).





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 510 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...